Занятие по доп. образованию: "Роспись Дымковской игрушки".
Оценка 4.9

Занятие по доп. образованию: "Роспись Дымковской игрушки".

Оценка 4.9
docx
14.02.2023
Занятие по доп. образованию: "Роспись Дымковской игрушки".
дымка.docx

         Тема: «Роспись дымковской игрушки».

 

 

Цель: - знакомство с древнерусскими  игрушками;

         - роспись дымковской игрушки по мотивам народных образов.

Задачи:

         - воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на             произведения мастеров  дымковской игрушки;

         - углублять знания учащихся по другим видам декоративно-прикладного          искусства (Гжель, Хохлома, Городец, Вологда, Жостово, Семеново и т.д.);

         - развивать творческое воображение детей на основе решения художественных          задач разного типа: повтор импровизация по мотивам дымковской росписи.

Оборудование:

         - картины декоративно – прикладного искусства;

         - таблицы – орнаменты;

         - образцы росписи фигурок животных, шаблоны;

         - выставочный стол, скатерти, ручник расписанный, посуда (самовар), матрешки и          т.д.

Для учащихся:

         - баночки, салфетки, ватные палочки, карандаши, кисти, краски, образцы фигурок 

 

Ход урока

I.   Вводная часть

         1) Организационный момент.

         2) Проверка рабочего места.

II.  Беседа о декоративно прикладном искусстве

         Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по городам народных умельцев, но          сначала мы с вами побеседуем о декоративно прикладном искусстве.

Работа по таблицам-орнаментам.

         - Дети, большинство  предметов, окружающих человека, украшены различными          узорами или орнаментами. Форма узоров, орнаментов люди берут из природы.

         - Из чего состоят узоры? Какие формы предметов использует человек в узорах?          (узоры составляются из цветов, ягод, птиц, листьев и т. д.)

         - Ребята, что украшают люди узорами и орнаментами?   (одежду, мебель, посуду,          дома, скверы, парки)

         - А зачем украшают узорами и орнаментами? (что бы было приятно смотреть,          пользоваться красивыми вещами, посудой)

 Работа  по картинкам.

         - Виды народных промыслов различны:

                   а) Кружева вышивка крестиком, платки.

         - Посмотрите на это изделие. Что это за изделие? ( это русские кружева)

         - Кто их плетет и из чего? (плетут их русские кружевницы)

         Своими красивыми кружевами прославились Вологодские и Елецкие кружевницы          (на карте открывается город Вологда), а наша с вами волгоградская область          знаменита пуховыми платками, которые вяжутся  в городе Урюпин (показать          образцы)

                   б) Хохломская роспись.

         - Это роспись по дереву который только сочетает три цвета:

                                         красный

                                         черный

                                         желтый

         - Чья это роспись?

         - Да, это роспись хохломы.  Не отразимым  сочетанием красок завоевали          известность умельцы села Хохломы, что в Нижегородской обл.

         - Их роспись отличается тем, что они  используют в росписи  3 цвета.

         - Еще  хохломскую роспись называют золотой.

                   в) Городецкая роспись.

         - Народные умельцы г. Городца прославились  своей  красивой  резьбой по дереву           и раскрашиванием  яркими сочными красками.

                   1) показ разделочной доски с изображением жар-птицы

                   2) показ книжки «Городецкие узоры»

                   г) Жостовская роспись

         - Радует, глаз своей тонкой работай, по металлу красками домашней посуды          народные умельцы села Жостова

                   1) показ подносов

                   д) Гжельская роспись.

         - Большой славой пользуется народные умельцы г.Гжели по изготовлению          красивой посуды из глины (показ изделий, книги Гжель)

                   е) Семеновская матрешка, шкатулочка-палех.

                   (показать изделия)

 

III.  Основная часть

          - Ребята, на наше карте осталось одно не раскрытое название. Название этого          населенного пункта, и каким, ремеслом занимаются местные жители, вы мне          скажете сами. Для этого вам не обходимо внимательно прослушать стихотворение     ( к доске выходят три ребенка и читают стихотворения)

                                        Чем знаменито Дымково?

                                         Игрушкою своей!

                                         В ней нету цвету дымного,  

                                         Что серости серее

                     В ней что – то есть от радуги,

                     От капелек росы

                     В ней что-то есть от радости

                     Гремящей, как басы.

                                          И злость, и хмурость

                                          Без всякого следа

                                           Пусть под улыбкой Дымкова

                                          Растают  навсегда!

 

 Игра «Данетка»

         - Речь шла в стихотворении о Москве? (нет)

         - O Дымкове? (да)

         - Там изготавливают ковры-самолеты? (нет)

         - Может игрушки? (да)

         - Игрушка серая, темная? (нет)

         - В ней есть все цвета радуги? (да)

         - Она вызывает грусть? (нет)

         - Улыбку, радость? (да)

 

         -А теперь ответьте на вопрос:

         -Чем мы будем заниматься на уроке? (Расписывать дымковскую игрушку)

                   С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка (г.Киров) ,                видна          заречная слобода Дымково. Зимой, когда топятся печки, и летом, когда          туман, вся   слобода будто в дымке. Здесь в далекую старину и зародилась          дымковская игрушка    на рубеже XV-XVI веков.

           С давних пор народ любил веселый праздник «свистунья» или «свистопляска»

 

                   Собирались люди на большой площади весной, пляски, смеялись и …

         свистели. Свистели все, взрослые и дети . Поглядеть  на них приезжали из других          городов и сёл.  И Каждый покупал здесь на базаре понравившуюся дымковскую          игрушку  для свиста себе на потеху да детям на забаву.

                    Изготавливали их только женщины и дети, работали в одиночку, каждый у          себя дома.

                   А в 1933 году советское правительство   построило дом, который стали          называть «Дом  художника», сейчас этот дом называется артель «Вятская          игрушка», где и сейчас дружно работают мастерицы : старые учат молодых   и все          вместе  по-старинке,  вручную делают эти замечательные игрушки.

 

         - А как изготавливают игрушки?

                   Свои игрушки лепят из местной красной глины, смешивая ее с речным                  песком, затем обжигают в печах, затем белят мелом, разведенным на молоке,          сушат, а затем по белому фону выполняют роспись красками.

                   Раньше игрушки расписывали специальными красителями, замешанными на      яйце с квасом, вместо кистей использовали палочки и  перья.

                   Цвета яркие, нарядные: синий, голубой, зеленый, желто-оранжевый,          малиновый. Их может быть до 10.

                   Орнамент всегда прост: клетки, полости, круги, точки, ромбики, зигзаги в          разных сочетаниях. Но эти простые на вид узоры несут в себе некую информацию,      напрямую связывают нас с природой, которая нас окружает. Так синяя волнистая   полоса – это что? (вода), перекрестные полоски – сруб колодца, круг с серединкой -        звездочкой - солнце и другие небесные светила.

         - А вот и дымковский хоровод.

                   Это олень, всадники на конях, барышни с муфтами.

Роспись дымковских игрушек ( 20 минут )

         а) А вот сейчас мы с вами будем расписывать дымковские игрушки, которые вы          изобразите на бумаге.

         На столах у вас лежат трафареты животных.

         Обведите его красным карандашом на середине листа бумаги.

         Работаем в парах, сначала мальчики помогают девочкам обвести фигуру, а потом          наоборот. И особенно прошу помочь леворуким ребятам.

         б) Беседа по составлению узора

                   - Узоры простые, посмотрите на образцы работ, на картинки.

                   - Что нужно иметь для росписи рисунка с изображением игрушки? Ватные          палочки, салфетки, акварель, кисточки.

                   Ватными палочками будем расписывать, а кисточками обведем контур          игрушки тоненькой линией. Но контур обведете тогда, когда высохнет узор.

 

IV. Практическая часть. Роспись изделия.

         - вспомните правила техники безопасности при работе с кисточками и водой.          Приступайте к самостоятельной росписи игрушки, которую изобразили на листке.

 

         Показ лучших работ (оценки)

         Вывод: 1) Учились расписывать дымковские игрушки акварелью

         Познакомились с другими видами народно-прикладного искусства.

 

V. Заключение.

         - Дети,  мы ведь  забыли упомянуть о тульских народных мастерах. Чем они          прославились? (тульскими самоварами)

         - А еще чем? (тульскими пряниками)

         - Кто кушал тульский пряник? ( поднимите руку)

         Но не только тульские пекари прославили кондитерскими изделиями.

         - Ваши родители, а особенно бабушки – тоже искусницы.

         Вот бабушка – умеет печь не только вкусные, но и красивые хлебные изделия

          ( посмотрите)

         - А у русского народа  существует такой обычай: уважаемым гостям преподносят          хлеб с солью. (Вручить каравай на расписных подносах и вышитых рушниках).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема: «Роспись дымковской игрушки»

Тема: «Роспись дымковской игрушки»

Посмотрите на это изделие. Что это за изделие? ( это русские кружева ) -

Посмотрите на это изделие. Что это за изделие? ( это русские кружева ) -

Гремящей, как басы.

Гремящей, как басы.

Раньше игрушки расписывали специальными красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей использовали палочки и перья

Раньше игрушки расписывали специальными красителями, замешанными на яйце с квасом, вместо кистей использовали палочки и перья

Ваши родители, а особенно бабушки – тоже искусницы

Ваши родители, а особенно бабушки – тоже искусницы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2023