Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Иркутский авиационный техникум»
(ГБПОУИО «ИАТ»)
Авторская педагогическая разработка
(адаптационная)
Технологическая карта занятия с применением ЦОР
«Закон всемирного тяготения»
для обучающихся 1 курса специальностей:
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
24.02.01 Производство летательных аппаратов
15.02.08 Технология машиностроения
15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства
Иркутск 2021
Аннотация: Методическая разработка технологической карты занятия с применением ЭОР «Закон всемирного тяготения» предназначена для работы с обучающимися первого курса учреждений СПО. Содержание соответствует требованиям ФГОС и программе подготовки специалистов среднего звена.
Принята цикловой комиссией ОД и МЕН ГБПОУИО «ИАТ» Протокол №6 от 12.10.2021 г. |
|
Утверждаю: Зам. директора по методической работе ГБПОУИО «ИАТ» _____________ О. Ю. Безносова
|
Председатель ЦК
_________________ К.Н. Копылова
Разработала: преподаватель физики Бурлак Е.Е.
Рецензент: Пыляева Н.В., преподаватель физики
Пояснительная записка
Развитие современного общества и системы среднего профессионального образования предъявляют все более высокие требования к качеству подготовки выпускников. Особую роль в повышении качества образования призвана сыграть его информатизация, понимаемая не как простое представление учебной информации в цифровом виде, а как создание педагогически спроектированной информационно-образовательной среды образовательного учреждения, подключенной к мировому информационному пространству и удовлетворяющей образовательные потребности современного молодого человека.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) реализуют принцип свободы выбора познавательной траектории и уникальности индивидуальной познавательной деятельности. Такие ресурсы, кроме предъявляемой учебной информации, обеспечивают психолого-педагогическую поддержку самостоятельного учения и адаптацию к уровню подготовки и индивидуальным особенностям восприятия и познания. На основе системного подхода создается модель многоуровневого адаптивного личностно-ориентированного электронного образовательного ресурса и технология его педагогического проектирования.
Данная методическая разработка предусматривает различные способы использования ИКТ на уроке. Предложены задания, знакомясь с которыми обучающиеся, наряду с работой над научно-познавательным текстом, фрагментами видеолекций, электронной энциклопедии, банка заданий различного уровня сложности выполняют практические работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, можно не только сформировать новое знание, но и первично его закрепить, а также провести индивидуальный анализ уровня знаний обучающихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний.
Данная разработка предназначена для работы с обучающимися первого курса учреждений СПО. Содержание соответствует требованиям ФГОС CОО и программе подготовки специалистов среднего звена.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ
Преподаватель: Бурлак Елена Евгеньевна
Дисциплина: физика
Специальность:
15.02.08 Технология машиностроения
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
15.02.15 Технология металлообрабатывающего производства
24.02.01 Производство летательных аппаратов
Курс: 1
Тема занятия: Закон всемирного тяготения
Вид занятия: Интегрированный
Тип занятия: открытия и первичного закрепления новых знаний
Образовательная технология (по желанию): технология проблемного обучения
Цели:
Образовательная |
Развивающая |
Воспитательная |
представление о гравитационном взаимодействии и космических явлениях, порожденных гравитационным взаимодействием космических тел (возмущениях, захвате, существовании и движении спутников) |
Формирование умений анализировать и систематизировать изучаемый материал, классифицировать понятия, делать обобщения и выводы, отстаивать свою точку зрения, решать задачи на применение законов небесной механики. |
Формирование системы взглядов на мир; воспитание интереса к самостоятельной исследовательской деятельности. Формирование научного мировоззрения в ходе знакомства с историей человеческого познания. |
Компетенции
ОК2 Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК4 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Ожидаемые результаты обучения:
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;
|
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; |
Ресурсы:
Основные источники |
Дополнительные источники |
Электронные образовательные ресурсы |
Материально-технические ресурсы |
Жданов Л.С. Физика : учебник для СПО / Л.С. Жданов. - М. : Альянс, 2006. - 512 с. |
1.Муравьёв А.В. Как учить школьников самостоятельно приобретать знания по физике. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 2010. 2.Перельман Я.И. Физика на каждом шагу. – Москва: АСТ: 2013.
|
http://fcior.edu.ru http://pedsovet.org http://school- collection.edu.ru http://www.polytech21.ru/engineer/index.php/laboratory/14-laboratory-fiziki/multimedijnye-uroki-fizika-10-klass/19-1-10-zakon-vsemirnogo-tyagoteniya-dvizhenie-tel-pod-dejstviem-sily-tyazhesti Закон всемирного тяготения (Кафедра теоретической и экспериментальной физики, компьютерных методов физики [сайт] http://physics.kgsu.ru) Закон всемирного тяготения (Класс!ная физика для любознательных [сайт] http://class-fizika.narod.ru/9_14.htm) Кавендиша опыт (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия [сайт] http://megabook.ru/media/КАВЕНДИША%20ОПЫТ). Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС (Менеджер образования [сайт] http://www.menobr.ru/materials/19/37639/)
|
компьютер, медиапроектор, модель солнечной системы |
Деятельность преподавателя – Содержание учебного материала |
Деятельность обучающегося |
Результат (Формулируются исходя из ожидаемых результатов) |
Название этапа: Организационный Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная Метод: Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности Прием: беседа Время: 3 минуты |
||
Проверяет готовность обучающихся к занятию. Создает эмоциональный настрой к учению. Озвучивает тему урока. |
Готовятся к уроку. Записывают тему урока в тетрадь. Настраиваются на занятие, осмысливают тему. |
Осознанная мотивация к обучению, готовность к работе. |
Название этапа: Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая Метод: Демонстрация (наглядный метод) с элементами проблемного изложения Прием: Диалогическое проблемное изложение. Время:7 минут |
||
Организует просмотр презентации информационного модуля и обсуждение проблемных вопросов. Информационный модуль посвящен теме "Всемирное тяготение". Помимо иллюстрированных гипертекстовых материалов в него входят интерактивные модели "Законы Кеплера", "Движение спутников" и трехмерная интерактивная карта Солнечной системы. http://fcior.edu.ru/card/71 zakon-vsemirnogo- tyagoteniya.html |
Обсуждают презентацию, сами формулируют вопросы и пытаются ответить на них. Приходят к выводу, что имеющихся знаний недостаточно для объяснения движения планет Солнечной системы и их спутников (формулируют проблему) |
Осмысление проблемы и способов ее решения |
Название этапа: Целеполагание Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная Метод: Обсуждение Прием: Создание и решение проблемной ситуации Время: 5 минут |
|
|
Предлагает сформулировать цель занятия. Уточняет понимание обучающимися поставленной цели занятия. |
Обсуждают проблему, формулируют цель занятия, записывают в тетрадь. |
Формулировка и осознание цели (получить закон, описывающий движение планет и спутников и обобщить его на другие объекты). |
Название этапа: Открытие нового знания Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая Метод: Эвристический или частично-поисковый Прием: создание опорного конспекта на основе информационного модуля и маршрутной карты урока Время:15 минут |
|
|
Организует работу с информационным модулем и получение новых знаний. Контролирует работу с маршрутной картой, поясняет, консультирует. Используется информационный модуль "Всемирное тяготение" и конспект урока http://fcior.edu.ru/card/71 zakon-vsemirnogo- tyagoteniya.html
|
Просматривают учебный материал, работают с маршрутной картой и оформляют опорный конспект урока- формулируют закон всемирного тяготения, границы его применимости, следствия из него и тд). |
Получение и осмысление нового знания- закона всемирного тяготения. Получение опорного конспекта, содержащего все необходимые дидактические единицы изучаемого материала. |
Название этапа: Первичное закрепление Форма организации деятельности обучающихся: работа в парах Метод: Самостоятельная работа Прием: Работа с маршрутной картой (ответы на вопросы) Время:20 минут |
|
|
Организует работу с маршрутной картой, консультирует. Стимулирует обучающихся анализировать полученные знания. http://files.school- collection.edu.ru/dlrstore/669 bc794-e921-11dc-95ff- 0800200c9a66/1_12.html
|
Отвечают на вопросы на основе полученного опорного конспекта, по желанию- формулируют свои вопросы и отвечают на них в парах. |
Анализ и осмысление нового знания- закона всемирного тяготения на основе полученного опорного конспекта. |
Название этапа: Применение полученных знаний к решению задач Форма организации деятельности обучающихся: работа фронтальная и в парах Метод: Самостоятельная работа по разбору задач Прием: Работа с практическим модулем –разбор задач и их самостоятельное решение. Время: 20 минут |
|
|
Организует работу с практическим модулем, который содержит примеры решения расчетных задач и задачи для самостоятельной работы по теме «Закон всемирного тяготения» с возможностью их автоматизированной проверки. http://fcior.edu.ru/card/24 /reshenie-zadach-na-zakon- vsemirnogo-tyagoteniya.html |
Разбирают примеры решения задач. На их основе решают предложенные задачи, сверяют и обсуждают свои решения в парах. |
Получение алгоритма решения задач с применением закона всемирного тяготения |
Название этапа: Включение в систему знаний и самоконтроль Форма организации деятельности обучающихся: кратковременная контрольная работа Метод: Самостоятельная работа по решению задач Прием: Работа с практическим модулем и маршрутной картой Время:15 минут |
|
|
Организует выполнение контрольной работы, которая содержит 3 расчетные задачи по теме «Закон всемирного тяготения» (с возможностью их автоматизированной проверки). http://fcior.edu.ru/card/8544/ zadachi-na-zakon- vsemirnogo-tyagoteniya.html Модуль относится ко II уровню интерактивности |
Выполняют контрольную работу в тетради. |
Первичное закрепление навыков решения задач на закон всемирного тяготения. |
Название этапа: Рефлексия учебной деятельности Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, парная. Метод: рефлексия (самооценка и взаимооценка) Прием: анкетирование Время:5 минут |
|
|
Подводит итог урока. Комментирует и оценивает работу обучающихся на уроке.
|
Заполняют листы самооценки . Отвечают на мини-анкету рефлексии, ставят смайлик. Обмениваются маршрутными листами и выставляют оценки друг другу. |
Самооценка и взаимооценка результатов урока. |
Название этапа: Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная Метод: Комментарий Прием: запись в тетради Время:3 минуты |
Запись домашнего задания. |
Приложение 1
Конспект занятия
ЗАКОН ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ
Открыт Ньютоном в 1667 году на основе анализа движения планет (законы Кеплера) и Луны.
Все тела взаимодействуют друг с другом с силой, прямо пропорциональной произведению масс этих тел и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними.
Границы применимости закона всемирного тяготения:
Закон в приведенном виде справедлив для:
1) Материальных точек, т.е. если расстояния между телами значительно больше их линейных размеров тел - (например между двумя спутниками на орбите)
2) Сферических тел (Земля-Луна)
3) Тел, одно из которых значительно больше другого (Земля-человек)
Внимание!
1. Закон не объясняет причин тяготения, а только устанавливает количественные закономерности.
2. В случае взаимодействия трех и более тел задачу о движении тел нельзя решить в общем виде. Требуется учитывать "возмущения", вызванные другими телами (открытие Нептуна Адамсом и Леверье в 1846 г. И Плутона в 1930).
3. В случае тел произвольной формы требуется суммировать взаимодействия между малыми частями каждого тела.
4. Гравитационное взаимодействие существенно при больших массах.
Применение:
1. Закономерности движения планет и их спутников. Уточнены законы Кеплера.
2.Космонавтика. Расчет движения спутников.
Анализ закона:
1. Сила направлена вдоль прямой, соединяющей тела.
2. G - постоянная всемирного тяготения (гравитационная постоянная). Числовое значение зависит от выбора системы единиц. В Международной системе единиц (СИ)
G =6,67.10-11. Впервые прямые измерения гравитационной постоянной провел английский физик Генри Кавендиш с помощью крутильных весов в 1798 г.
Пусть m1=m2=1 кг, R=1 м, тогда: G=F (численно).
Физический смысл гравитационной постоянной:
гравитационная постоянная численно равна модулю силы тяготения, действующей между двумя точечными телами массой по 1 кг каждое, находящимися на расстоянии 1 м друг от друга.
То, что гравитационная постоянная G очень мала показывает, что интенсивность гравитационного взаимодействия невелика.
Сила тяжести - это сила притяжения тел к Земле (к планете).
- из закона Всемирного тяготения. (где M - масса планеты, m - масса тела, R - расстояние до центра планеты).
- сила тяжести из второго закона Ньютона (где m - масса тела, g - ускорение силы тяжести).
- ускорение свободного падения не зависит от массы тела (опыты Галилея) g0 » 9,81 м/с2 - на поверхности Земли
Если обозначить R0 радиус планеты, а h - расстояние до тела от поверхности планеты, то:
Ускорение свободного падения зависит от:
1. Массы планеты.
2. Радиуса планеты.
3. Высоты над поверхностью планеты.
4. Географической широты (на полюсах - 9,83 м/с2. на экваторе - 9,79 м/с2.
5. Залежей полезных ископаемых.
Первая космическая скорость (круговая скорость) — минимальная скорость, которую необходимо придать объекту, чтобы вывести его на геоцентрическую орбиту. Иными словами, первая космическая скорость — это минимальная скорость, при которой тело, движущееся горизонтально над поверхностью планеты, не упадёт на неё, а будет двигаться по круговой орбите.
где m — масса объекта, M — масса планеты, G — гравитационная постоянная, v1— первая космическая скорость, R — радиус планеты. Подставляя численные значения (для Земли M = 5,97·1024 кг, R = 6 371 км), найдем v1= 7,9 км/с
Первую космическую скорость можно определить через ускорение свободного падения ; т.к. ; то
Вторая космическая скорость— наименьшая скорость, которую необходимо придать объекту (например, космическому аппарату), масса которого пренебрежимо мала по сравнению с массой небесного тела (например, планеты), для преодоления гравитационного притяжения этого небесного тела и покидания замкнутой орбиты вокруг него.
Вторая космическая скорость определяется радиусом и массой небесного тела, поэтому она своя для каждого небесного тела (для каждой планеты) и является его характеристикой. Для Земли вторая космическая скорость равна 11,2 км/с. Тело, имеющее около Земли такую скорость, покидает окрестности Земли и становится спутником Солнца.
Приложение 2
Маршрутная карта занятия
Дата …… Группа……
Тема: Закон всемирного тяготения
Цель:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1)Просмотрите электронный ресурс http://fcior.edu.ru/card/71 zakon-vsemirnogo- tyagoteniya.html и создайте опорный конспект, отвечая на вопросы:
1. Когда и кем был открыт закон всемирного тяготения (далее ЗВТ)?
2. На основе каких наблюдений был открыт закон?
3. Запишите формулировку и математическое выражение ЗВТ. Какие величины входят в него?
4. Как направлена и к чему приложена сила тяготения (изобразите на рисунке)? Какова природа этой силы (к какому виду фундаментальных взаимодействий она относится?)
5. Укажите границы применимости ЗВТ.
6. Каково числовое значение, размерность и физический смысл гравитационной постоянной? Кто, когда и как определил значение гравитационной постоянной?
7. Что такое сила тяжести? Как она направлена, к чему приложена? Какова природа этой силы?
8. Что называют ускорением свободного падения? Запишите формулу ускорения свободного падения вблизи поверхности планеты и на расстоянии R от нее. От чего зависит ускорение свободного падения?
9. Что такое первая космическая скорость? Как ее рассчитать?
10. Что такое вторая космическая скорость?
11. Изобразите баллистические траектории спутников Земли и Солнца при различных скоростях.
12. Где и для чего применяется ЗВТ?
Ответьте на дополнительные вопросы:
1. Какую роль в открытии ЗВТ сыграло яблоко?
2. Что такое возмущения? Когда и как были открыты планеты Нептун и Плутон?
3. Как образуются приливы и отливы? Какую роль в движении Земли и Луны играют приливы?
2) Разберите и решите задачи:
1. На какую высоту поднялся космический корабль, если приборы отметили уменьшение ускорения свободного падения в 5,5 раз?
2. Найти ускорение свободного падения на высоте, равной 12 радиусам Земли.
3. Масса планеты Сатурн в 95 раз больше массы Земли, а её радиус составляет 9,5 радиусов Земли. Определить ускорение свободного падения на планете Сатурн, если на Земле оно равно 9,8 м/с2.
4. Вычислить первую космическую скорость для планеты Нептун, если его радиус равен 24960 км, а ускорение свободного падения на его поверхности равно 11 м/с2 .
5. Вычислить первую космическую скорость для планеты Венера, если её радиус 6052 км, а масса равна 5 ·1024 кг.
6. Какую скорость должен иметь искусственный спутник Земли, чтобы обращаться по круговой орбите вокруг Земли на расстоянии 900 км от её поверхности. Масса Земли 6·1024 кг, а её радиус 6400 км?
3) Кратковременная контрольная работа (в приложении)
Выполните задания своего варианта.
(Критерии оценивания – за каждую верно решенную задачу 2 балла)
4) Заполните мини-анкету рефлексии
Рефлексия: оцените урок по степени полезности и новизны: красный J) синий L( |
||
На этом уроке я открыл для себя.. …
|
Интересным на уроке было…. |
Затруднения вызваны…. |
Заполните лист самооценки и сдайте его преподавателю.
5)Запишите задание на дом:
1. Выучите теоретический материал по опорному конспекту и электронным ресурсам, использованным на занятии.
2.Решите оставшиеся задачи. Если на уроке вы все задания выполнили верно, пройдите тест: https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/10/17/zakon_vsemirnogo_tyagoteniya_v.1.zip
Скриншот ответов отправьте преподавателю.
Приложение 3
Лист самооценки
Лист самооценки студента |
|
ФИО группа дата Тема занятия |
|
Вид оценки (диапазон баллов) |
Пояснения к выставлению баллов |
Оценка за прохождение всего маршрута (заполнен весь маршрутный лист) (0-5 баллов) |
Все задания выполнены, маршрутный лист не содержит пробелов и ошибок |
Оценка за участие во фронтальном опросе ( 0 – 2б.) |
Один правильный ответ – 1 балл, 2 ответа и более - 2 балла. Дополнение-0,5 балла
|
Оценка за выступление с сообщением (2 б.) |
Одно выступление или решение задачи у доски – 2 балла. |
Оценка за самостоятельное решение задачи (2б) |
За каждую самостоятельно верно решенную задачу-2 балла
|
Суммируйте все ваши баллы |
|
Максимально возможное количество баллов |
|
Если Вы набрали (16 и более) баллов, поставьте оценку 5 |
|
Если Вы набрали (10-15) баллов, поставьте оценку 4 |
|
Если Вы набрали (5-10) баллов, поставьте оценку 3 |
|
Если Вы набрали (0-4) баллов, поставьте оценку - Такого не должно быть!))) |
|
Ваша оценка |
|
Оценка преподавателя |
|
|
Приложение 4
Контрольная работа по теме «Закон всемирного тяготения»
Вариант № 1
1. Вычислить первую космическую скорость для Венеры, если её радиус равен 6052 км, а ускорение свободного падения на её поверхности равно 8,34 м/с2 .
2. Вычислить первую космическую скорость для Меркурия, если его радиус 2440 км, а масса равна 33∙1022 кг.
3. Какую скорость должен иметь искусственный спутник Земли, чтобы обращаться по круговой орбите вокруг Земли на расстоянии 800 км от её поверхности. Масса Земли 6∙1024 кг, а её радиус 6400 км?
4. Период обращения Юпитера вокруг Солнца равен 4330 суток. С какой скоростью Юпитер движется вокруг Солнца, если расстояние до него 778 млн. км? Выразите скорость в км /ч.
Вариант № 2
1. Вычислить первую космическую скорость для Марса, если его радиус равен 3400 км, а ускорение свободного падения на его поверхности равно 3,84 м/с2 .
2. Вычислить первую космическую скорость для Плутона, если его радиус 1280 км, а масса равна 12 ∙1021 кг.
3. Какую скорость должен иметь искусственный спутник Земли, чтобы обращаться по круговой орбите вокруг Земли на расстоянии 300 км от её поверхности. Масса Земли 6∙1024 кг, а её радиус 6400 км?
4. Период обращения Венеры вокруг Солнца равен 300 суток. С какой скоростью Венера движется вокруг Солнца, если расстояние до неё 108 млн. км? Выразите скорость в км/ч.
Вариант № 3
1. Вычислить первую космическую скорость для Меркурия, если его радиус равен 2440 км, а ускорение свободного падения на его поверхности равно 3,8 м/с2 .
2. Вычислить первую космическую скорость для Сатурна, если его радиус 60800 км, а масса равна 562∙1024 кг.
3. Какую скорость должен иметь искусственный спутник Земли, чтобы обращаться по круговой орбите вокруг Земли на расстоянии 500 км от её поверхности. Масса Земли 6∙1024 кг, а её радиус 6400 км?
4. Период обращения Урана вокруг Солнца равен 30665 суток. С какой скоростью Уран движется вокруг Солнца, если расстояние до него 2870 млн. км? Выразите скорость в км/ч.
Вариант № 4
1. Вычислить первую космическую скорость для Урана, если его радиус равен 24960 км, а ускорение свободного падения на его поверхности равно 1,05 м/с2.
2. Вычислить первую космическую скорость для Марса, если его радиус 3400 км, а масса равна 63∙1022 кг.
3. Какую скорость должен иметь искусственный спутник Земли, чтобы обращаться по круговой орбите вокруг Земли на расстоянии 700 км от её поверхности. Масса Земли 6∙1024 кг, а её радиус 6400 км?
4. Период обращения Сатурна вокруг Солнца равен 10753 суток. С какой скоростью Уран движется вокруг Солнца, если расстояние до него 1426 млн. км? Выразите скорость в км/ч.
Вариант № 5
1. Вычислить первую космическую скорость для планеты Юпитер, зная, что его радиус равен 71680 км, а ускорение свободного падения на его поверхности равно 24,5 м /с2
2. Вычислить первую космическую скорость для Урана, если его радиус 24960 км, а масса равна 87∙1024 кг.
3. Какую скорость должен иметь искусственный спутник Земли, чтобы обращаться по круговой орбите вокруг Земли на расстоянии 1000 км от её поверхности. Масса Земли 6∙ 1024 кг, а её радиус 6400 км?
4. Период обращения Меркурия вокруг Солнца равен 88 суток. С какой скоростью Меркурий движется вокруг Солнца, если расстояние до него от Солнца 58 млн. км? Выразите скорость в км /ч.
Вариант № 6
1. Вычислить первую космическую скорость для планеты Нептун, если его радиус равен 24960 км, а ускорение свободного падения на его поверхности равно 11 м /с2.
2. Вычислить первую космическую скорость для планеты Венера, если её радиус 6052 км, а масса равна 5∙1024 кг.
3. Какую скорость должен иметь искусственный спутник Земли, чтобы обращаться по круговой орбите вокруг Земли на расстоянии 900 км от её поверхности. Масса Земли 6∙1024 кг, а её радиус 6400 км?
4. Период обращения планеты Плутон вокруг Солнца равен 90400 суток. С какой скоростью Плутон движется вокруг Солнца, если расстояние от Плутона до Солнца 5900 млн. км? Выразите скорость в км /ч.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.