Виды деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: познакомить детей с историей создания Государственного Русского музея; познакомить детей с картинами русских художников; формировать познавательный интерес детей к изобразительному искусству.
Задачи:
Образовательные: познакомить с картинами и разными видами живописи русских художников.
Развивающие: развивать познавательные процессы у детей, способность анализировать, умение подводить итоги, развивать речь, умение правильно строить предложения.
Воспитательные: воспитывать чувство любви к прекрасному, чувство гордости за свою страну, которую прославили в своих произведениях русские художники.
Планируемые результаты: вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение картин: радость, удивление, эстетическое удовольствие. Способствовать умению соотношения. увиденного с собственными чувствами и переживаниями. Воспитывать чувство гордости за свою страну, которые прославляли в своих произведениях художники. Дети знакомы с творчеством русских художников, называют их картины, умеют определить какого они жанра, высказывают свое отношение к творчеству художников.
Материалы и оборудование: 4 разрезные картинки на подносах, набор карточек для игры. Проектор, ноутбук, экран, презентация, музыка спокойная, выставка картин, конфеты.
Предварительная работа:
-виртуальная экскурсия в Третьяковскую галерею;
-экскурсии по коломенским картинным выставкам и музеям;
-беседы о разных видах живописи;
- подбор книг, буклетов о великих художниках, о П.М. Третьякове;
-рассматривание репродукций картин, открыток, иллюстраций;
-создание картинной выставки в группе;
-рисование на закрепление знаний о разных жанрах.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Сейчас мы с вами поиграем в игру «Ассоциации». Напоминаю правила. Я называю любое слово, а вы называете то, что с ним связано.
Например, Елка. Вы можете сказать (игрушки, новый год, подарки, мишура, лес, гирлянда).
Начинаем игру:
1.Палитра (акварель, кисточка, гуашь, краски, холст).
2.Художник: (картина, мольберт, Айвазовский, Репин, Шишкин, изостудия).
3.Пейзаж: (лес, река и поле, дома и деревья, море).
4.Картина: (выставка, музей, рамка, «Опять двойка», «Бурлаки на Волге», «Купчиха за чаем», «Грачи прилетели», реставратор).
Молодцы!
Теперь я обращаюсь к гостям.
Какие ассоциации возникают у вас при слове: «Взятие снежного городка» (Суриков), Левитан, Шишкин.
Молодцы!
Ребята, вы заметили, что все слова на одну тему. И вы, конечно же, догадались, о чем будет наше занятие.
Дети:
Воспитатель: Правильно!
Сегодня наше занятие будет посвящено искусству и русским художникам.
Ребята, хочу спросить вас, а кто же такой художник?
Ребенок: Художник-это человек, который пишет картины.
А как называют художника, который любит писать пейзажи? Пейзажист.
А как называют художника, который любит писать море?
Маринист.
А художник, который любит рисовать животных?
Анималист.
Ребята, как называют художника, который любит писать портрет? Портретист.
А если художник нарисовал сам себя, как называется этот портрет?
Автопортрет.
Ребята, а вот есть художники, которые любят рисовать военные сражения, поле битвы, военные баталии. Как называют такого художника?
Художник-баталист.
Ребята, какие вы молодцы, вы запомнили столько сложных названий.
Среди художников есть еще одна профессия художник – реставратор.
Чем он занимается?
Ребенок: Реставратор-это человек, который возвращает картинам первоначальный вид. Он их подкрашивает, восстанавливает холст, рамку. Правильно!
Хотите поиграть в игру «Реставраторы».
Правила игры:
Я предлагаю вам распределиться на 4 группы. Вы должны отреставрировать картину и определить, какого она жанра, и кто художник.
Дети собирают картину.
Молодцы!
Ребята, сейчас мы послушаем группу Платона. К какому жанру относится ваша картина?
Ответ детей:
Ребята, а кто хочет прочитать стихотворение об этом жанре?
Ребенок читает стихотворение:
Если видишь на картине, нарисована река,
Или ель и белый иней или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется Пейзаж.
Послушаем группу Семена. К какому жанру относится ваша картина?
Ответ детей:
Ребята, кто хочет прочитать стихотворение об этом жанре?
Ребенок читает стих:
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это Натюрморт.
Послушаем группу Юли. К какому жанру относится ваша картина?
Ответ детей:
Ребята, кто хочет прочитать стихотворение об этом жанре?
Ребенок читает стих:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька твой сосед,-
Обязательно картина называется Портрет!
Послушаем группу Даши. К какому жанру относится ваша картина?
Ответ детей:
Сюжетной называют картину, которая отображает какой-нибудь сюжет, событие, в котором задействовано несколько людей.
Молодцы, вам понравилась игра?
Дети: Да.
Подойдите ребята ко мне.
Ребята, давайте вспомним, где хранятся картины? И где их можно увидеть?
Ответы детей: (В нашем городе Коломна в Доме Озерова, в Лиге, в Москве Третьяковской галерее, в музеях, на выставках, в нашем детском саду, в нашей группе).
Ребята, подойдите к выставке. Ребята, а какие картины находятся на нашей выставке? Кто хочет стать сейчас экскурсоводом.
Молодцы, экскурсоводы хорошо подготовились!
Ребята, я сейчас тоже стану экскурсоводом. Я предлагаю вам виртуальную экскурсию в Санкт-Петербург. Я хочу вас познакомить с одним из самых известных мест в Санкт-Петербурге. С Русским музеем, где можно увидеть не только картины русских художников, но и красивую архитектуру залов и скульптуру.
Присаживайтесь на стульчики. Начинаем нашу виртуальную экскурсию.
(Дети внимательно смотрят слайды и если кто увидит знакомую картину говорит о ней)
1-8слайд: - это
Русский музей изобразительного искусства, который был основан императором
Александром 3, а торжественно открыт в 1898 году русским императором Николаем 2
для посетителей в Михайловском дворце. В Русском музее находится более
400 000 экспонатов. Сокровищница музея, коллекция которой регулярно
пополняется, включает в себя произведения русской и советской живописи, иконы и
скульптуры. В русском музее очень много залов. Осмотр залов задуман в
соответствии с их нумерацией. Но планировка музея достаточно запутанная и
двигаться в том же порядке, в каком пронумерованы залы трудно. Т.е. начинается
со второго этажа с зала № 1 –это залы, где находятся иконы.
5-10,11-12 залы - искусство XVIII века, 13-23 - искусство первой половины XIX
века, 24-48, 54 - искусство второй половины XIX века, 66-85 - искусство конца
XIX - XX века, 87-94, 101-105,106-109-временные выставки.
9 слайд: Обратите внимание какой красивый зал. Каждый зал посвящен определенному периоду времени. В залах всегда тишина, особое освещение, здесь поддерживается специальная температура, чтобы картины не портились, краска не пересыхала.
10 -11слайд: Как и в Третьяковской галерее начало экскурсий начинается с зала иконописи. Вот один из залов. Их в Русском музее 4. Здесь размещено более 5000 икон известных иконописцев, таких как Андрея Рублева, Феофана Грека и других.
12 слайд: Эта икона самая древняя. Она называется «Архангел Гавриил». Имя автора неизвестно. О таких картинах говорят, что они неизвестного художника. Залы переходят один в другой. Вы видите проходы в этих залах?
13- 14 слайд: В том зале мы видим картины уже известного вам художника Ивана Айвазовского.
15 слайд: Это еще один из залов. Здесь вы видите уже знакомую вам картину «Бурлаки на Волге» художника Репина.
16 слайд: Картины бывают очень большими, занимают почти целую стену, как эта картина, Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
17 слайд: В следующем зале мы видим картину Ивана Шишкина «Корабельная роща» и другие картины.
18слайд: Это зал где находятся парадные портреты.
19 слайд: В этом зале мы видим с вами еще одну картину уже известную вам
«Витязь на распутье» Васнецова.
Сейчас рассмотрим отдельно картины, которые есть в Русском музее.
20 слайд: Поленов «Ранний снег»
21слайд: Пластов «Первый снег»
22 слайд: Айвазовский «Ледяные горы в Антарктиде»
23 слайд: Кустодиев «Масленица»
24 слайд: Шишкин «На севере диком»
25 слайд: «Взятие Снежного городка» Суриков
26 слайд: Грабарь «Роскошный иней»
27 слайд: «Сад в снегу» Левитан
28 слайд: Петров-Водкин «Яблоки»
29 слайд: «Последний день Помпеи» Карл Брюллов
30 слайд: А сейчас обратите свое внимание на эту картину. Она находится в Русском музее. Ее написала известная уже вам русская художница Нина Серебрякова «Карточный домик». Рассмотрите внимательно ее репродукцию.
(Сидят на стульях рассматривают репродукцию картины «Карточный домик».)
Воспитатель: Ребята, какие картины вы знаете Нины Серебряковой?
Дети: «За туалетом», «За завтраком».
Воспитатель: Давайте вспомним картину «За завтраком» и сравним ее с этой картиной.
Скажите, что вы видите на картине?
Кто герои этой картины?
А эти картины чем-то похожи? Чем? Что у них общего?
Что они делают дети на этой картине?
Опишите внешний вид детей, их позу, выражение лиц.
Почему у детей такой сосредоточенный взгляд?
Как вы думаете, почему у младшей сестренке такой грустный взгляд? Она не заинтересована игрой.
Какова основная мысль картины?
Какие чувства у вас вызывает картина?
Ребята, вы обратили внимание, как художник с помощью красок и кисти очень хорошо передал нам настроение героев. Художник использовал темные, мрачные, тусклые оттенки красок. Серебрякова, когда писал эту картину, тоже испытывал такие же чувства, как и герои картины. Он очень хорошо передала зрителю свои чувства, которые он испытывала, когда писала картину. Игра, в которую играют дети, спокойная. Она требует внимания, усидчивости, определенных навыков.
Ребята, хотите попробовать поиграть в подобную игру.
(Дети пробуют построить домик из карточек)
Молодцы!
Ребята, наше занятие подходит к концу. Все вы сегодня были молодцы! Вы на сегодняшнем занятии очень много узнали о живописи. Скажите, что нового вы узнали на этом занятии? Какую картину рассмотрели? А что вам больше всего понравилось? Тема живописи очень сложная, но вы справились со всеми заданиями.
Мне хочется порадовать вас и подарить новую игру, чтобы мы в группе все вместе дружно играли и продолжали интересоваться искусством живописи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.