Занятие по математике по теме "Симметрия" 8 класс
Оценка 5

Занятие по математике по теме "Симметрия" 8 класс

Оценка 5
Особые потребности +1
docx
математика
8 кл—11 кл
03.08.2023
Занятие по математике по теме "Симметрия" 8 класс
Занятие можно провести во время внеурочной деятельности, во время проведения предметной недели.
Занятие по математике.docx

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

 

 

 

Занятие по геометрии

для обучающихся 8 класса

 

« Царство симметрии».

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель : Шибалович Е.Ю.

2019-2020 уч.год

 

 

Цель: ввести понятие «симметрия». Учить строить симметричные фигуры. Ввести понятие оси симметрии. Научить находить ось симметрии некоторых фигур.

 

Задачи:

1 Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.

1.      Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.

2.      Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.

3.      Развитие комплекса свойств личности, которые входят в понятие «творческие способности».

Личностных результатов:

·         учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;

·         учиться выражать свои мысли, аргументировать;

Коммуникативные УУД:

·         учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);

·         развивать доброжелательность и отзывчивость;

·         развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

·         применять правила сравнения;

·         задавать вопросы;

·         находить закономерность в числах, фигурах и словах;

·         строить причинно-следственные цепочки;

·         находить ошибки в построении определений;

·         делать умозаключения.

·         Основные методы и технологии развития УУД

- организация учебного сотрудничества в парах и группе

- игровые технологии в форме упражнений

- рефлексия

1.Оргмомент. (1 мин.)

Посмотрите на свои руки. У мальчиков они большие, силь­ные, у девочек - нежные и ласковые. Мы любим свои руки, ведь они могут всё: и обнять друга, и поднять упавшего товарища, и накормить голодных птиц, и накрыть стол.

Какие добрые и умные у вас руки.

Что за чудо-чудеса:

Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья.

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лепить.

Чуткие руки умеют дружить.

 Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами, ощутите теп­ло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками. Потому что сегодня, мы будем работать в группах. А чтобы работа была успешной, нам поможет сотрудничество ( прислушиваться друг к другу, советоваться и помогать). К тому же ваши ручки вам будут нужны, чтобы творить. Я думаю, что в конце занятия вы все получите большую радость и удовлетворение от своего творения!

Постановка учебной задачи, определение темы урока.

Хочу, чтобы вы сами догадались , какая тема сегодняшнего занятия. Прошу двух ребят выйти и по чертежу построить 2 пирамиды. ( одна симметричная, другая- нет, и она падает.

- Почему одна устойчивая, а другая- нет? ( одна симметричная, а вторая-нет).

Значит, какая тема занятия?

 

Тема: Царство симметрии. ( слайд 1)

- Что по-вашему мы должны будем сегодня делать и узнавать?

- Предположите, что будем делать на уроке?( что такое симметрия ,вырезать симметричные фигуры , правильно выражать свои мысли).

Верно, но ещё наша задача сегодня подумать, где мы в жизни встречаем симметрию и

что она полезного нам даёт?

Я предлагаю, выдвинуть по этому поводу гипотезу.

Гипотеза: Симметрия - это гармония и красота

Равновесие

Устойчивость ( слайд 2)

В ходе занятия нам предстоит выяснить, так ли это?

Открытие нового знания

И так начнём. Самый первый вопрос, на который мы должны ответить, это:

Что такое симметрия?

Симметрия? Что это? - Это не прозвище,

Это не имя, не злая болезнь,

Это не птица, не зверь, не чудовище,

Нельзя это выпить, нельзя это съесть.

В симметрии множество тайн и загадок,

В ней красота открывается нам.

Симметрия- то, что рождает порядок

Об этом, дружок, ты задумайся сам.

( ответы детей).

В словаре Ожегова сказано, что в переводе слово «симметрия» означает «соразмерность в расположении частей чего-либо или строгая правильность».

( слайд 3)

Вокруг нас существует много предметов. А как определить, симметричный или нет тот или иной предмет или существо? ( сложить его пополам). Давайте проверим симметричны ли грибок и лицо девочки, лежащие на вашем столе. ( складываем пополам). Вывод. Они симметричные. Почему так решили? ( когда их складываем пополам, они совпадают).

А как называется эта линия, которая делит фигуру на 2 одинаковые половинки? ( ось симметрии). ( слайд 4)

Если ось делит фигуру по вертикали, значит она называется: вертикальная.

А если ось делит фигуру по горизонтали, значит она- горизонтальная. (Слайд 5)

Итак, симметрия относительно прямой — это осевая симметрия ( слайд 6). Это один из видов симметрии. С её мы и начнём.

 

Где же мы её встречаем в жизни?

Я буду немного направлять ваши мысли по этому поводу. И так, думаю вы без проблем мне назовёте науку, где встречается осевая симметрия.

1. В математике. А где именно? Что в математике имеет симметрию?

( Геометрические фигуры) .

Давайте посмотрим, сколько осей имеют некоторые фигуры. Например:

Сколько осей у квадрата? 4

Равностороннего треугольника 3

Прямоугольника 2

Овал 2 ( проверяем путём складывания пополам). ( слайды 7-10)

Вывод: фигуры могут иметь несколько осей симметрии.

А есть ли симметрия в литературе?

( А роза упала на лапу азора). ( слайд 11) Что интересного в этом предложении?

( оно читается в обоих направлениях) . Значит оно…. Симметричное. ( примеры).

( слайд 12) А как называются такие слова? ( палиндромы). ( слайд 13)

 

А если вспомнить алфавит? ( некоторые буквы имеют симметрию. Например. ( слайд).

( слайд 14)

А теперь посмотрите на экран. Что вы видите? ( слайд 15)

Дома, здания, сооружения. А что в них особенного? ( они симметричны). А хорошо это или плохо, что они симметричны? Почему? ( красота и равновесие, устойчивость). А кто знает как называется искусство и наука проектировать и строить здания? ( архитектура).

( слайд 16). Значит в архитектуре тоже есть симметрия.

Мы сегодня побудем с вами архитекторами. У вас на столе 2 дома, выберите из них симметричный. Докажите, что он симметричный. ( наклеить его на лист А3).

Как думаете, чего в нём не хватает? ( не красивый).

Действительно, дома . чтобы они были красивыми, часто украшают орнаментом. А что это такое?

Слово « орнамент» с латинского означает « украшения». ( слайд 17)

Орнамент – это украшение из сочетания периодически повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов. А значит, в украшении домов опять же есть симметрия. На Руси люди украшали орнаментом терема, дома. ( мозаика).

Задание: украсить дом используя мозаику. ( наличники окон, двери, крыло крыши, причелина).

 

А есть ли симметрия в природе ( бабочка, птица, божья коровка). (Слайд 18)

А есть ли польза в том, что бабочка, стрекоза и т.д. симметричны? ( они красивы и это даёт им равновесие). Посмотрите на нашу картину. Чего в ней не хватает? ( листьев на берёзе).А можем мы покрыть дерево листьями?

Вырезание листьев . Слайд

Осевую симметрию ещё называют другим словом. А каким нам поможет догадаться загадка:

Загадка :

Мудрец в нём видел мудреца.

Глупец- глупца.

Баран – барана.

Овцу в нём видела овца.

И обезьяну- обезьяна.

Но вот подвели к нему Федю Баратова.

И Федя увидел неряху лохматого. Зеркало.

Значит осевую симметрию называют ещё зеркальной.

Почему? ( если поставить зеркало вдоль линии сгиба, то отражённая в зеркале половинка фигуры дополнит её до целой).

А какие вы помните особенности изображения в зеркале? ( левая- правая).

Физминутка.

 

Посмотрите на матрёшку и снежинку.( слайд 19) Оба ли эти предмета симметричные? А в чём отличие?

( у матрёшки симметрия относительно прямой, а у снежинки относительно точки и осей несколько. Давайте посчитаем сколько их. ( слайд 20)

Это Центральная ( лучевая симметрия). ( слайд 21)

Где ещё в жизни мы её встречаем?

На картине пустая клумба……….

(Вырезание цветка.)

Посмотрите, что у нас получилось!!!!! ( вывешиваю)

Замечательные картины. И что поспособствовало тому, чтобы они были такие чудесные?

( симметрия). Получается есть от неё польза? Какая? Действительно ли симметрия это: красота и гармония? Равновесие? Устойчивость? ( доказательства).

 

Прекрасный, безграничный,

На взгляд совсем привычный,

Но чем-то необычный

Со словом Симметричный

Открылся мир вокруг! ( слайд 22)

Мир вокруг нас прекрасен. И подчас в этом играет роль именно симметрия. Наблюдайте за этой красотой, наслаждайтесь ею всегда.

 

Рефлексия.


 

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Цель : ввести понятие «симметрия»

Цель : ввести понятие «симметрия»

Раз рука и два рука! Вот ладошка правая,

Раз рука и два рука! Вот ладошка правая,

Равновесие Устойчивость ( слайд 2)

Равновесие Устойчивость ( слайд 2)

Где же мы её встречаем в жизни?

Где же мы её встречаем в жизни?

Орнамент – это украшение из сочетания периодически повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов

Орнамент – это украшение из сочетания периодически повторяющихся геометрических, растительных или животных элементов

Это Центральная ( лучевая симметрия)

Это Центральная ( лучевая симметрия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2023