Урок-тренинг по теме: "Развитие памяти и внимания у детей младшего школьного возраста"
· Соколова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, психолог
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Проверить уровень зрительной и слуховой памяти, внимания.
2. Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего
школьного возраста.
3. Показать детям значение хорошей памяти и внимания для человека.
ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки одинаковых размеров (дом, дерево, белка, телевизор, банка, лодка, солнце, яблоко, кукла, ручка), печатные таблицы с цифрами (по количеству детей).
ХОД ТРЕНИНГА:
-Послушайте стихотворение А.С. Пушкина “У лукоморья дуб зеленый”.
(Читается учителем по памяти.)
-Вы прослушали
стихотворение. Как же я смогла его рассказать?
-Что такое память? Зачем она нужна человеку?
-Да, память очень
важна для человека. Если бы ее не было, то люди не смогли бы передавать все
знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили
бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое
внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом
легко повторяешь все, что ты видел или слышал.
-Как вы думаете, а у вас хорошая память и внимание? Давайте их проверим.
Методика 1.
-Давайте сначала проверим, какие вы внимательные, как умеете быстро и точно работать. Я дам вам карточки, а вы считайте в них количество цифр, которые я назову. Сосчитайте все цифры “5”, “7”, “0”.
развернуть таблицу
4 |
3 |
2 |
8 |
2 |
3 |
6 |
5 |
9 |
1 |
7 |
5 |
7 |
6 |
6 |
5 |
9 |
0 |
8 |
5 |
3 |
1 |
0 |
1 |
3 |
4 |
0 |
6 |
5 |
1 |
7 |
2 |
4 |
1 |
0 |
6 |
2 |
3 |
7 |
1 |
6 |
5 |
4 |
4 |
3 |
8 |
8 |
3 |
1 |
3 |
8 |
0 |
0 |
3 |
2 |
1 |
5 |
4 |
9 |
5 |
0 |
7 |
6 |
3 |
2 |
6 |
3 |
8 |
2 |
9 |
6 |
1 |
7 |
6 |
9 |
5 |
8 |
5 |
9 |
0 |
7 |
4 |
1 |
7 |
5 |
3 |
9 |
2 |
3 |
4 |
6 |
3 |
0 |
7 |
6 |
9 |
1 |
0 |
9 |
1 |
развернуть таблицу
-Ну, как, трудно? Как
видите, если работать быстро, то можно сделать много ошибок, а если медленно,
то теряешь много времени. А мы попробуем отработать так ваше внимание, чтобы
было правильно и быстро.
-Давайте поиграем в игру на внимание.
Игра “Наоборот”
Я показываю движение, а вы должны сделать его наоборот. Например, я опускаю руки, а вы поднимаете.
(Учитель показывает различные движения, а дети выполняют их наоборот.)
-А сейчас давайте проверим вашу память.
Методика 2. Зрительная память.
-Перед вами 10
картинок. Запомните все предметы на этих картинках. (1 минута)
-Кто повторит?
(Дети называют те предметы, которые они запомнили. Учитель подводит итог.)
Методика 3. Слуховая память.
-Сейчас я прочитаю вам слова, вам нужно постараться их все запомнить: перо, гора, дерево, замок, палка, картон, чернила, пчела, капуста, стекло.
-Кто повторит то, что запомнил?
(Учитель подводит итог.)
-Как видите,
результаты не очень хорошие. А ведь вам придется читать много текстов, стихов,
запоминать их. Если не развивать свою память и внимание, то придется много
времени тратить на подготовку уроков и повторение.
-Как же лучше запоминать? Научиться быть более внимательными? Надо просто
постоянно работать, тренировать свою память и внимание.
-Сейчас я научу вас быстрее и точнее запоминать то, что видите или слышите. Но сначала еще поиграем в игру на внимание.
Игра “Поиск предмета”.
- Запомните, пожалуйста, все, что видите впереди себя (доска, стол учителя), будьте очень внимательны. А сейчас все отвернитесь.
(Учитель кладет на стол любой предмет.)
Повернитесь. Что-то изменилось?
(Игра проводится несколько раз.)
-Чтобы лучше запомнить все картинки и слова, надо составить рассказ с ними. Давайте попробуем.
Пример:
“Жила-была кукла в маленьком домике. Как-то раз кукла смотрела телевизор и увидела там белку, которая сидела на дереве и ела вкусное яблоко. Кукла решила поехать в гости к белке. Она взяла банку с вареньем, ручку в подарок белочке, села в лодку и поехала. Светило яркое солнце, и скоро кукла приехала в гости к белке.
-А сейчас, кто
попробует повторить все слова?
-Как видите, составив рассказ, вы смогли запомнить все слова.
-А теперь попробуйте составить рассказ по словам, которые я зачитывала вам на
слух.
(Дети все вместе составляют рассказ.)
-Кто повторит?
-Ну, как, понравилось так запоминать? Именно таким образом можно легко
запоминать различные слова и зрительно, и на слух.
-Чему мы сегодня научились? Мы продолжим с вами работу над памятью и вниманием на следующих занятиях.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.