Занятие по внеурочной деятельности о диких животных.
"Наши друзья - лесные звери".
ЦЕЛИ:1) Обобщить знания детей о диких животных, о пользе животных для человека, об охране животных.
2)Развитие речи, логического мышления, творческих способностей, познавательного интереса к изучению животных.
3) Воспитывать любовь к родной природе, прививать основы экологической культуры, развитие смелости, формирование культуры поведения.
Технология занятия: игровая.
Формирование УУД:
Личностные УУД:
1) формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию,
2) формирование мотивации к обучению и познанию,
3) формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы,
4) формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления,
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера,
3) освоение начальных форм рефлексии.
Познавательные УУД:
1) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической
грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы ,
2) формирование умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание
в устной речи,
3) установление причинно - следственных связей, построение логической цепи
рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
1) формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной форме,
2) формирование умения использовать речевые средства и средства для решения
коммуникативных и познавательных задач,
3) формирования умения слушать и вступать в диалог.
Оборудование: презентация, картинки диких животных, силуэты лисы, рыси, анаграммы, модели, костюмы к сценкам, карточки с цифрами, призы.
Ход занятия.
1. Организация группы.
И пусть сильней кипит борьба, Острей соревнование, Успех решает не судьба, А только ваши знания!
Учитель: Давайте поприветствуем партнера по плечу и пожелаем друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра.
2. Сообщение темы, цели.
Учитель:
-Посмотрите на доску. Разгадайте анаграммы. Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить?
есл взреи храноа
Слайд.
Ученик:
Лес. Звери. Охрана.
- О лесных зверях.
Как по другому сказать?
-О диких животных и их охране.
Учитель:
-Верно. Но сегодня у нас необычное занятие. На предыдущих занятиях мы узнали много интересного о животных леса, а сегодня будем выполнять задания, где вы покажете свои знания о них. Сегодня у нас занятие-соревнование «Наши друзья-лесные звери»
Что бы вы хотели делать на занятии?
Ученик:
-Играть, отгадывать, участвовать в конкурсах, показывать инсценировки.
Учитель:
-Поделимся на две команды. Дайте название своей команде. За каждый верный ответ команда получает жетон. Победит та команда, у которой большее количество жетонов. (Выбор капитанов команд, экспертов, секретарей)
3. Выполнение заданий.
1) Игра "Узнай зверя".
(У играющих карточки с цифрами от 1 до 8.
Карточки лежат в конверте. Дети достают вопрос из конверта. На доске фото 8 зверей и рядом номер. Отвечают все карточкой.)
-Самый крупный представитель семейства оленьих. Имеет вес до 500 т. Может легко преодолевать болота. Хорошо плавает.
(Лось)
-У какого из этих животных основным кормом зимой являются мыши? У него острые слух, зрение, обоняние. Хорошо плавает.
(Лиса)
-Это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные черные кисточки.
(Рысь)
-Все эти животные зимой ведут активный образ жизни, кроме двух. Каких?
(Медведь, барсук)
-Это хищник. Передвигаясь стаей, эти звери идут след в след, поэтому нельзя определить число прошедших животных.
(Волк)
-Зверек, который очень любит орехи и семена. Свое гнездо делает очень теплым. Хвост ее выполняет роль руля.
(Белка)
-Очень плодовитый зверь. Молоко матери очень питательно. После рождения лисят мать находится далеко от детей, чтобы не привлекать внимания хищников. Иногда мать отдает молоко чужому детенышу. Но и собственные дети не умрут с голоду. Их покормит другая мать.
(Заяц)
-Всеядное животное. Очень аккуратный зверь. Выходит из норы только ночью на охоту. Готовит на зиму запасы семян,желудей.
(Барсук)
2) Отгадайте, расскажите.
Учитель:
- Рассмотрите силуэт животного. Определите название животного и расскажите о нем, используя модели.
а) Лиса
Слайд ( Модели схем предложений с рисунками.)
-У лисы пушистый хвост. Она заметает им свои следы.
б)Рысь
Слайд (модели предложений с рисунками)
У рыси острые зубы и когти. Она питается мышами, зайцами, птицами.
4.Минутка здоровья. Двигательные упражнения. "Несуществующее животное"
Учитель:
-Каких только сюрпризов не преподносит нам наша природа? Давайте представим себе, что в наших краях появилось несуществующее животное. Его очень трудно увидеть. Мы попробуем его себе представить.
(Упражнения выполняются как эстафета)
Каждая команда получает лист ватмана и фломастеры. Условия выполнения упражнений такие:
-3прыжка вперед на левой ноге
-3 прыжка вперед на правой ноге
-2 прыжка вперед на обеих ногах и тд.
Учащимся нужно допрыгать до листа ватмана, выполнив двигательные задания и нарисовать элемент фигуры несуществующего животного .Каждый последующий участник рисует новый элемент животного. Задание выполняется на время.
После выполнения задания учащиеся вместе с учителем рисуют рисунки и определяют животное на рисунках команд, более похожее на несуществующее.
4.Чье это меню?
1 команда. Трава, муравьи, ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба, мед.
(Медведь)
Слайд.
Учитель:
-Сейчас мы побываем в роли ученого-зоолога. Расскажите об этом животном. Задание для 2 команды: внимательно послушать рассказ и ответить на вопрос: --Докажите, что медведи-очень умные животные.
(Рассказ ученика)
- Многим людям кажется, что бурые медведи неуклюжи, медлительны и неповоротливы. На самом деле медведи очень ловки и подвижные, особенно, когда преследуют жертву. Косолапые прекрасно плавают и лазают по деревьям, так что на деревьях от них лучше не прятаться, достанут. Один сильный удар лапой, и другое животное уже лежит мёртвым.
В летнюю пору медведь может набрать «лишний» вес – до 100 кг жира, который пригождается во время зимнего сна (так правильно называется то, что обычно нарекают спячкой). Спят медведи в зимнюю пору в своей берлоге, находящейся под корнями поваленных деревьев или в куче хвороста. Однако, бывают случаи, когда косолапые сами себе роют берлогу, сверху засыпая её снегом. Для воздуха медведи предусмотрительно оставляют небольшую дырочку – действие, говорящее о большом уме животного. Зимний сон длится в среднем 110 дней .Но не все медведи ложатся зимой в спячку. У белых медведей ложатся в спячку только медведицы, которые выводят потомство.
Учитель:
-Что интересного узнали про медведей?
-Докажите, что медведи-очень умные животные.
2 команда. Лягушки, мыши, насекомые, растения, семена, желуди.
(Барсук)
Слайд
Учитель:
-Расскажите о нем . 1 команда получает задание ответить на вопрос :
-Чем полезен барсучий жир?
(расссказ учеников)
-Зверь все время роет нору. Наиболее благоприятные места для выкапывания нор — склоны песчаных холмов, лесных оврагов, уступов. Нору барсук делает глубокую и разветвленную. Одна и та же нора служит жильем не один год. При этом жилье постоянно расширяется. Так что нора со временем превращается в город. В своем городке он и проводит основную часть дневного времени. Светлое время суток — не для него.
А вот ночью барсук отправляется на охоту. Барсук поедает насекомых, лягушек, мышей, также зверь питается плодами и корнями растений. Накапливает свой ценный жирок. Ведь, как известно, барсучий жир — отличный лечебный продукт, источник биологически активных веществ .Его используют для лечения туберкулеза, болезней легких.
В северных широтах в осенний период барсук впадает в спячку.
Учитель:
-Что интересного узнали о норе животного?
-Чем полезен барсучий жир?
5. Конкурс стихов о животных.
1 команда "Белка"
Задание для 2 команды.
Учитель:
-Послушайте стихотворение и скажите, как белка готовится к зиме.
На сучки, как на гвоздочки,
Белка вешает грибочки,
Сушит ягоды рябины, ежевики и малины.
Носит желуди, орешки,
Разбирает все без спешки.
Вот закончила запас-
И в дупло скосила глаз.
Чтобы было в нем тепло,
Пухом выстлала его.
Зиму жить ей поживать,
Никаких забот не знать.
Учитель:
-Как белка готовится к зиме?
-Почему белка делает дупло теплым, в отличие от других животных?
-Верно, ребята?
-Послушайте стихотворение и скажите, все ли в нем правильно?
"Ежик"
Сквозь лесок
Не очень частый,
На поляну по грибы
Пробирался еж ушастый, запыхавшись от ходьбы.
Желтоватые маслята,
Сыроежки собирал,
Прямо шляпками опята
На колючки надевал.
По извилистой тропинке
Возвращался еж домой.
Нес поклажу он на спинке-
И довольный, и смешной.
Учитель:
-Так кто нашел ошибку в стихотворении?
Я открою вам страшную тайну: ежам не нужны запасы продовольствия, потому что зимой ежи… спят. Спят сладким сном с ноября по апрель, как медведи, барсуки, лягушки и змеи. А во сне расходуют потихоньку подкожный жир, накопленный отнюдь не на яблоках. Ежи — хищники, их излюбленная пища — лягушки, черви и насекомые. Яблок и грибов еж не ест, и тем более не переносит их на своих колючках.
-Как автор относится к ежику?
-А вы как считаете? Докажите.
Учитель:
-Молодцы! А сейчас послушайте стихотворение 2 команды и ответьте на вопрос:
-Чему учит нас это стихотворение?
2 команда. "Мишки и шишки"
Подрались в малиннике
Ближнем два мишки.
Набили друг другу
Огромные шишки.
В два голоса оба ревели с досады.
И ягодам спелым уж были не рады.
И мамам своим огорченные мишки
Пошли рассказать про набитые шишки.
Но мамы лишь только плечами пожали
И двум медвежатам сурово сказали:
"Не будете драться -
не будет и шишек!"
Мириться друг с другом отправили мишек.
Учитель:
-Чему учит нас это стихотворение?
-Послушайте стихотворение и скажите, заяц-храбрый зверь или нет?
"Храбрый зайчишка"
Зайка, заинька, зайчишка-
Храбрый зверь, и даже слишком.
Самый смелый зверь в лесу:
Не боится он лису.
Не боится он и волка.
Он запутает у елки
След своих надежных ног
И ускачет по сугробам-
Скок да скок.
Учитель:
-Почему заяц не боится? Чему нам можно поучится у зайца?
(За выразительное чтение команды получают жетон)
6. Музыкальная пауза. Танец зайчиков. Песня "Зайчики"
7) Конкурс "Вопрос-ответ".
(Командам по очереди задаются вопросы)
-Почему зайчонка не учует никакой зверь?
-Для чего зайцу длинные уши?
Какую пользу лесу приносят белки?
-Этот зверек уходит, когда рядом поселяется лисица.
-Про какое животное говорят, что его ноги кормят?
-Почему лось не проваливается в топях?
-Как вы понимаете выражение "Медведь на ухо наступил?
-Какое самое трудное время года для медведей? Почему?
7. Домашнее задание. Инсценировки о животных.
1 команда.
Заяц. Здравствуй, ушан-летучая мышь.
Ушан. Здравствуй, заяц, длинные уши.
Заяц. Как живешь, поживаешь?
Ушан. Лучше всех поживаю. Горя не знаю.
Заяц. Как же ты ухитряешься?
Ушан. Проще простого. Как мне плохо,- зима там пришла или дождь, ветер, я на боковую. Сплю да сладкие сны вижу. Иной год месяцев 10 просплю.
Заяц.
Ну, брат, тут я тебе не товарищ. Я так не могу. Я если и сплю, так и то с открытыми глазами.
Учитель:
-Почему заяц спит с открытыми глазами?
2 команда.
Сорока. Эй, медведь, спишь, что ли?
Медведь. Хрр! Уснешь с такой. Чего тебе, стрекотуха?
Сорока. Да вот не пойму, почему тебя медведем зовут? Ну, заяц-беляк, ну, птица-глухарь,-это понятно ,а вот медведь? Ну что такое медведь?
Медведь. Охо-хо! Бестолковая ты птица. "Мед-ведь- значит "мед ведающий". Знаю, где мед в лесу спрятан. Потому и медведь. Понятно? Вот окаянная птица! Покою нет. Только сон сладкий стал сниться. Будто бы в лесу дуплистое дерево, а в дупле соты. И никто про то не ведает, только я, Медведь, ведаю. И будто бы...хррр, хррр.
Учитель:
-Почему медведь спит зимой?
I. Выступление библиотекаря. Выставка книг о животных. Охрана животных
- Ребята, сегодня на уроке мы еще раз убедились, как прекрасен этот мир – мир природы! Им бы только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: некоторых животных, так же, как и растений, остается на Земле все меньше и меньше. Почему же это происходит? Люди думали, что природа неисчерпаема – сколько ни бери у нее, все снова само собой восстановится, но они просчитались: некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения. Это означает, что их осталось очень мало, и они тоже могут погибнуть, если их не охранять, не помогать им.
-Что же угрожает животным?
1 команда
-Загрязнение воздуха и воды.(Вывешивают экологические знаки, подготовленные командой дома.)
2 команда
-Гибель лесов. Истребление животных людьми. (Экологические знаки)
(Оценивание команд)
8. Подведение итогов. Награждение победителей.
Учитель:
4 октября - день охраны животных.
Стремись животных защищать,
Они ведь — братья наши!
Стремись чуть— чуть добрее стать,
Мир этот сделать краше!
Их дружба крепкая верна,
Животные — как люди!
И нам их доброта нужна,
Кем без добра мы будем?
Учитель:
-Какой вывод мы сделали на занятии о том. Как нужно относиться к животным?
Появляется запись на доске: Животные приносят людям большую пользу. Их нужно беречь и охранять.
-Что вам запомнилось?
Учитель:
-Кому из вас было интересно на занятии, нарисуйте на карточке восклицательный знак.
-Кому занятие не очень понравилось и кто был не очень активен, нарисуйте на карточке кружок.
-Кому занятие совсем не понравилось и кто совсем на нем не работал, нарисуйте крестик.
-О ком из животных вы бы хотели узнать на следующих занятиях?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.