Занятие: "Посеешь привычку - пожнешь характер"
Оценка 4.7

Занятие: "Посеешь привычку - пожнешь характер"

Оценка 4.7
docx
21.09.2020
Занятие: "Посеешь привычку - пожнешь характер"
занятие привычка.docx

Занятие:  «Посеешь привычку – пожнёшь характер»

Ход мероприятия

Упражнение «Имя и эпитет»

Ребята, каждый из вас по порядку будет называть свое имя и положительное качество на любую букву своего имени.

Мы с вами услышали имя и положительное качество каждого из группы.

Положительные качества в себе нужно развивать!

Трудно было в себе находить положительное качество?

Что ты чувствовал при этом?

 

1)      Карточки: выложить пословицу

Посеешь привычку – пожнёшь характер

12345678910 и т.д.

 

Какими факторами определяется здоровье человека?

По данным Всемирной организации здравоохранения, можно составить таблицу

Сначала предложить детям расставить приоритеты самим, потом показать таблицу.

Факторы

Значения для здоровья в %

1 Образ жизни

50%

2 Состояние окружающей среды

20%

3 Наследственность

20%

4 Здравоохранение

10%

 

Из чего же складывается образ жизни каждого из нас?

Этому способствуют привычки.

Что такое привычка? (ответы детей)

Ученики:

-Привычка появляется, когда много раз повторяешь какое-то действие.

-Когда человек часто совершает одни и те же действия, он привыкает повторять их не задумываясь.

-Привычка – это то, что становиться в твоей жизни необходимым.

Как мы узнаем вредная это привычка или полезная? (по их последствиям)

Мы уже поняли, что полезные привычки сохраняют наше здоровье, например...

Педагог читает первую часть, дети договаривают:

 

-Лег вовремя спать – проснулся бодрым и работоспособным;

-Постоянно чистишь зубы - бережешь себя от кариеса;

-Занимаешься спортом, закаливанием – меньше болеешь...

Но у человека и вредных привычек предостаточно.

Какие привычки вредят нашему здоровью?

-Читать лежа в постели;

-Подолгу сидеть у компьютера;

-Есть много сладкого;

-Читать при плохом освещении;

-Находиться около курящих, самому пробовать.

 

Игра «Привычка»

Учащиеся встают в круг, и, если команда ведущего начинается со слова «Прошу», выполняют различные действия («Прошу присесть», «Прошу повернуться»,  и т.п.) Таких команд должно быть достаточно много, чтобы участники группы привыкли их выполнять. В определённый момент ведущий не произносит слово «Прошу», и группа не должна выполнять задание. Не все смогли переключиться и выполнили команду тогда, когда её не было.

По такому же принципу формируется привычки:  стоит только начать многократно повторять то или иное действие, как оно закрепляется в сознании в виде привычки.

«Посеешь привычку – пожнёшь характер». Как вы понимаете понятие «Характер?

Характер – черта, «печать», «чеканка».

Жизнь чеканит, отливает характер человека, накладывает печать на все поступки, мысли, чувства человека.

Черты характера определяют поведение человека – способы действий в типичных ситуациях.  Какие то черты преобладают и мы говорим, что этот человек такой-то(характеризуем его)

 

Психологические загадки

• Человек, умеющий жить дружно, мирно, без ссор (миролюбивый)

• Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности (ответственный)

• Человек, любящий трудиться (трудолюбивый)

• Человек, готовый всегда помочь (отзывчивый)

• Человек, умеющий терпеть, обладающий упорством в деле (терпеливый)

• Человек, умеющий говорить нежные, ласковые слова (нежный)

• Человек, который действует всегда честно, по правилам (справедливый)

 

Психогеометрический тест

Инструкция. Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг. Выберите из них ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Краткая характеристика фигур

Треугольник. Стремление к власти, лидер, установка на победу, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, смелость.

Круг. Высокая потребность в общении, доброжелательность, забота о других, щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция, спокойствие, эмоциональная чувствительность. Круг – символ гармонии.

Квадрат. Организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, аккуратность.

Прямоугольник. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, стремление стать лучше в чем-то, иногда имитация поведения других людей.

Зигзаг. Фигура символизирует креативность, творчество. Жажда изменений, жажда знаний, хорошая интуиция, мечтательность, устремленность в будущее, энтузиазм, остроумие. Зигзаг – душа компании!

 

Тест «Легко ли вам отказаться от привычки?»

Предлагаем вам семь вопросов, отвечать на них нужно «ДА» или «НЕТ». Если вы не уверены в объективности ответа, дайте тот, который ближе к истине. Долго над ответами не задумывайтесь.

1)         Быстро ли вас можно переубедить в чём-либо?

2)         когда вы занимаетесь своей основной работой, интересуетесь ли работой товарищей?

3)         Трудно ли было вам во время учёбы в школе или в институте переключиться с одного экзамена на другой?

4)         Склонны ли вы довести да конца предыдущую работу, если предстоит другая, более интересная?

5)         Трудно ли отказаться от привычки, которая вам не по душе?

6)         Легко ли вы переходите от одного дела к другому?

7)         Расстраивают ли вас даже незначительные нарушения ваших планов?

Обработка. Поставьте себе один балл за каждый ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7 и за ответ «нет» на вопросы 1, 2, 6. подсчитайте сумму баллов.
Интерпретация.
1-2 балла. Вы, скорее всего, легко приспосабливаетесь к новым условиям, контактируете с людьми. Не знакомые ситуации, неожиданные препятствия не вызывают у вас чувства раздражения. У вас широкий круг интересов, однако, возможно, что, ваши знания несколько поверхностны. Вы не всегда настойчивы в достижении цели и иногда, может быть, вам трудно довести дело до конца. Монотонной деятельности предпочитаете творческую и, скорее всего, имеете к ней способности.
3-5 баллов. В случае необходимости вы сумеете отстоять свою точку зрения, но можете и признать свою неправоту. В ваших силах отказаться от вредных привычек и подходить к любому делу целеустремлённо и творчески.
6-7 баллов. Вероятно, вы – человек, не склонный менять свои привычки взгляды. Вы – надёжный, целеустремлённый работник, как правило, упорны в достижении цели. Вместе с тем ваша настойчивость в ряде случаев переходит в упрямство, и окружающие, возможно, считают вас «чересчур принципиальным», так как вы не любите уступать даже в мелочах. Вам следует быть более гибким в общении с людьми и чаще задумываться над тем, что вы не всегда правы.
Данный тест показал насколько легко нам избавиться от нежелательной привычки. Это материал к размышлению. А теперь давайте рассмотрим, что такое привычка в целом.
Информирование. Привычка есть у каждого из нас и от них трудно избавиться. Привычки могут быть полезными и вредными, положительными и отрицательными, нейтральными, неприятными, пагубными, надоедливыми, просто раздражающими.
Привычки формируются при постоянно повторяющемся удовлетворении тех или иных желаний. Каждая имеет свои последствия. Некоторые удивляются, почему даже трагические результаты не помогают людям менять привычки. Причин много. Основные три.
Во-первых, сиюминутное удовольствие для большинства людей гораздо важнее вероятных отдалённых последствий.
Вторая причина сводится к тому, что человек лишь иногда получает удовлетворение от своих действий. Поэтому он продолжает совершать их, надеясь, всякий раз достичь удовольствия. Примером может служить человек, привыкший хрустеть суставами пальцев. Иногда это причиняет ему боль. В другой раз он испытывает удовольствие. Проблема в том, что всякий раз, когда человек делает это и получает удовольствие, он тем самым закрепляет свою привычку, и избавиться от неё становится с каждым разом труднее.
И третья причина в том, что человеку всегда свойственно из двух бед выбирать меньшую. Тот, кто привык всегда опаздывать, ненавидит спешку, заставляющую его нервничать, напрягаться. Он скорее готов перенести гнев человека, с которым ему надлежит встретиться, чем испытать неудобство спешки.
По мнению доктора психологических наук В.Г. Асеева, привычки обычно формируются в какой-то значимой для человека ситуации, из которой он не может выйти обычными способами. Скажем, вас, безбилетного, впервые в жизни поймал контролёр. Вы оправдываетесь, на вас смотрят другие пассажиры, вам, неловко, и вы нервно начинаете потирать вспотевшие ладони. Вполне вероятно, что после этого вы будете потирать ладони всю оставшуюся жизнь в любой ситуации, требующей от вас хоть малейшего напряжения.
Другой вариант приобретения привычек – подражание. Особенно этому подвержены дети. Они могут скопировать какие-то жесты человека, который является для него авторитетом, который им интересен. Нередко из-за стремления стать «своим» в незнакомой компании дети (да и некоторые взрослые) с лёгкостью перенимают чужой диалект, сленг, манеру двигаться и т.п. главное – не быть «белой вороной». Хотя иногда эти старания напрасны, некоторые привычки при всём желании не прилипнут к вам, потому что настолько противоречат типологическому складу вашего характера, что специально их выработать практически невозможно.
И наша задача принимать свои привычки и привычки окружающих такими какие они есть. А при желании попробовать сделать свои привычки менее заметными.

 

Как вы думаете, характер человека может измениться?  - Да, но не кардинально, так как  у каждого человека есть ещё такое физиологическое свойство как темперамент, о котором мы поговорим на следующем занятии.

Подумайте, что влияет на изменение характера? Проранжируйте, что на первом месте, на втором, по вашему мнению:

Воспитание, окружающая среда, сам человек, жизненные обстоятельства.

 

Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь… (попросить договорить детей) – судьбу»

 Наша судьба – в наших руках.

 

Дополнения к занятию

 

Классный руководитель отмечает, что все люди разные. Поэтому, чтобы избежать конфликтов, необходимо уметь распознавать характер другого человека, знать свои особенности и учитывать их в общении.

. Опросник «Какой у меня характер?».

Ознакомившись с таким разнообразием характеров, ребята могут захотеть узнать, какой же у них характер. Для этого классный руководитель предлагает им ответить на три группы вопросов (методика М. И. Щиловой). Ответы следует распределить в три столбика: первый обозначить буквой А, второй - Б, третий - В. Отвечать нужно однозначно: «да» или «нет».

Опросник «Узнай свой характер».

A.

1. Употребляете ли вы грубые слова, разговаривая с людьми, которым это неприятно?

2. Любите ли вы похвастаться накануне экзамена, что все отлично знаете?

3. Бывает ли у вас желание во что бы то ни стало поразить друзей оригинальностью?

4. Доставляет ли вам удовольствие высмеивать мнение друзей?

5. Имеете ли вы обыкновение читать нотации, делать замечания?

Б.

1. Предпочитаете ли вы профессии артиста, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?

2. Чувствуете ли вы себя непринужденно в обществе малознакомых людей?

3. Предпочитаете ли вы заняться вечером спортом, вместо того чтобы посидеть дома спокойно за книгой?

4. Способны ли вы хранить секреты?

5. Любите ли вы праздничную атмосферу?

B.

1. Строго ли соблюдаете в письмах правила пунктуации?

2. Готовитесь ли заранее к воскресным развлечениям?

3. Можете ли точно отчитаться в своих покупках и расходах?

4. Любите наводить порядок?

5. Свойственна ли вам мнительность?

Обработка ответов.

Необходимо подсчитать количество «да» и «нет» отдельно в каждом столбике. Если количество «да» в первом столбике больше двух, запишите внизу столбика букву А. Если больше двух количество «нет», то запишите букву О. Соответственно запишите Б или О во втором столбике; В или О в третьем. У вас получится сочетание из трех букв.

Предположительно вы обладаете следующими чертами характера:

(ООО). Вас привлекает все новое, у вас пылкое воображение, однообразие вам в тягость. Но мало кто хорошо знает ваш характер. Вас считают человеком спокойным, тихим и довольным своей судьбой, тогда как в действительности вы стремитесь к жизни, наполненной яркими событиями.

(АОО). Вы склонны высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные мнения, даже друзья вас не всегда понимают. Но вас это мало волнует.

(АБО). Оказывается, вы большой оригинал и любите удивлять друзей. Если кто-нибудь дает совет, вы сделаете наоборот только ради того, чтобы посмотреть, что из этого получится. То, что забавляет вас, других может раздражать. Только самые близкие друзья знают, что вы не столь самоуверенны, как это кажется.

(АБВ). Вы энергичны, всюду чувствуете себя на своем месте, всегда владеете собой. Вы общительны, но похоже, что вы любите общество друзей только при условии, если играете в нем главную роль. В ваших суждениях всегда есть большая доля здравого смысла, но тем не менее ваше стремление вечно поучать утомляет.

(ОБВ). Вы сдержанны, но не робки, веселы, в меру общительны, вежливы со всеми. Вы привыкли, что вас часто хвалят. Вы хотели бы, чтобы вас любили без всяких усилий с вашей стороны. Без общества людей вам не по себе. Вам приятно делать людям добро. Но вас можно упрекнуть в некоторой склонности витать в облаках.

(ОБО). Вы очень общительны, любите встречаться с людьми. Вам трудно быть одному. В вас силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так, как делают другие. Иногда вы поддаетесь порыву, но большей частью сдерживаетесь.

(ООВ). Скорее всего, вы человек застенчивый. Это видно, когда вам приходится иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой вы бываете только в кругу семьи или близких друзей. В присутствии посторонних вы чувствуете себя скованно, но стараетесь это скрыть. Вы добросовестны, трудолюбивы, у вас есть много хороших замыслов, но из-за своей скромности вы нередко остаетесь в тени.

(АОВ). Характер у вас довольно трудный. Вы крайне неуступчивы. У вас недостаточно развито чувство юмора, вы стараетесь заставить других поступать на свой лад, а если вам не подчиняются, начинаете злиться. Поэтому у вас мало друзей.

_______________________________

Притча о характере человека.( istochnik.ucoz.com/news/pritcha)_
Пришел ученик к учителю и начал жаловаться. Естественно, на свою тяжелую жизнь. Попросил у учителя совета, что делать, когда и то навалилось, и другое, и третье, и вообще, просто руки опускаются!
Учитель молча поднялся и поставил перед собой четыре котелка с водой. В один он кинул деревянную чурку, в другой – морковку, в третий – яйцо, в четвёртый – раздавленные зёрна кофе. Через некоторое время он вынул то, что кинул, из воды. «Что изменилось?» – спросил Учитель. «Ничего…» – ответил Ученик. Учитель, молча, кивнул и поставил эти четыре котелка с водой на огонь. Когда вода закипела, он снова кинул в один деревянную чурку, в другой – морковку, в третий – яйцо, в четвёртый – раздавленные зёрна кофе. Через некоторое время он вынул деревяшку, морковь, яйцо и налил в чашку ароматный кофе. Ученик, естественно, снова ничего не понял.
«Что изменилось?» – опять спросил Учитель. «То, что должно было случиться. Морковка и яйцо сварились, деревяшка не изменилась, а зёрна кофе растворились в кипятке», – ответил Ученик. «Это лишь поверхностный взгляд на вещи», – ответил Учитель. «Посмотри внимательнее. Морковка разварилась в воде и из твердой стала мягкой, легко разрушающейся. Даже внешне она стала выглядеть по-другому. Деревяшка ничуть не изменилась. Яйцо, не изменившись внешне, внутри стало твердым, и ему уже стали не страшны удары, от которых раньше оно… вытекало из своей скорлупы. Кофе окрасило воду, придало ей новый вкус и аромат». «Вода – это наша жизнь. Огонь – это перемены и неблагоприятные обстоятельства. Морковка, дерево, яйцо и кофе – это типы людей. Они все в тяжелые моменты жизни меняются по-разному.
1. Человек-морковь. Таких бывает большинство. Эти люди только в обычной жизни кажутся твердыми. В моменты жизненных передряг они становится мягкими и скользкими. Они опускают руки, винят во всем либо других, либо «непреодолимые внешние обстоятельства». Чуть «придавило» и… они уже в панике, психологически раздавлены. Такие «морковки», как правило, легко становятся «жертвам моды», хотят, чтобы «всё было у них, как у людей», именно на них делают свои состояния удачливые торговцы, политики и… предсказатели.
2. Человек-дерево. Таких мало. Эти люди не меняются, остаются самими собой в любых жизненных ситуациях. Они, как правило, хладнокровны, внутренне спокойны и цельны, что ли. Именно такие люди показывают всем, что и тяжелые жизненные обстоятельства – всего лишь жизнь, и за черной полосой всегда наступает белая.
3. Человек-яйцо. Это те, кого жизненные невзгоды закаляют, делают крепче! Таких людей очень-очень мало. Именно такие люди в обычной жизни – никто, а в тяжелые времена они вдруг «твердеют» и упорно преодолевают «внешние обстоятельства».
4. «А как же кофе?» – воскликнул Ученик. «О – это самое интересное! Зерна кофе под воздействием неблагоприятных жизненных обстоятельств растворяются в окружающей среде, превращая безвкусную воду во вкусный, ароматный и бодрящий напиток!» – ответил Учитель, с удовольствием прихлебывая ароматный кофе из чашки.
«Есть особые люди. Их единицы. Они не столько меняются под влиянием неблагоприятных обстоятельств, сколько трансформируют сами жизненные обстоятельства, превращая их в нечто прекрасное, извлекая пользу из каждой неблагоприятной ситуации и изменяя в лучшую сторону жизнь всех людей вокруг».
А к какому типу людей Вы отнесёте себя?
II. Мозговая атака.
1. Как вы понимаете слово «характер»?
По словарю Ожегова: « Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении».
2. Какие виды характера вы знаете?
3. Из чего, из каких процессов состоит характер?
4. Что влияет на характер человека?
5. Можно ли изменить характер?
6. Можно ли страдать от своего характера?
7. Что важно знать о своем характере?
8. Что значит не контролировать свой характер?
9. Какие последствия могут быть у человека, который не владеет собой?
10. Охарактеризуйте себя мысленно и ответьте на вопрос, «Какой я?».
_____________________________

Вывод:
Нет людей одинаковых. Каждый человек уникален. Также, как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет людей похожих друг на друга. Но невозможно родиться хорошими или плохими. Хорошими или плохими становятся в процессе жизни. На формирование характера влияет все. В какой среде ты родился? С кем общался? А самое главное, как тебя воспитывали. Бывает, что люди до конца своей жизни страдают от своего характера. Эгоизм, злость, ненависть, ложь, хитрость, склонность к насилию, воровству – лишает их радости, счастья, гармонии. Очень часто многие становятся вредителями, правонарушителями в обществе, в котором живут. Таких людей можно только пожалеть. Они находятся в рабстве у своих привычек, не самокритичны, не хотят работать над собой, вникать в свою жизнь. Они одиноки, отвержены и часто заканчивают свою жизнь в тюрьме или на улице. Что же необходимо, чтобы избежать такого конца? Конечно же, знать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», исполнять требования нравственных законов добра, развивать умение анализировать свои поступки, самокритично относиться к себе, исправлять свои ошибки, а плохое отвергать всеми силами души. Давайте перечислим те качества, которые несут людям гармонию и счастье. Это прощение, смирение, честность, ответственность, добросовестность, уважение, умение признавать свои ошибки, трудолюбие… А теперь перечислите отрицательные качества характера: сквернословие, жестокость, лживость, подлость, неспособность прощать, склонность к зависти, к сплетням, бестактность …(Дети перечисляют все качества, которые им известны ).

п

о

с

е

е

ш

ь

п

р

и

в

ы

ч

к

у

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 

п

о

с

е

е

ш

ь

п

р

и

в

ы

ч

к

у

-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

 


 

Занятие: «Посеешь привычку – пожнёшь характер»

Занятие: «Посеешь привычку – пожнёшь характер»

Есть много сладкого; -Читать при плохом освещении; -Находиться около курящих, самому пробовать

Есть много сладкого; -Читать при плохом освещении; -Находиться около курящих, самому пробовать

Тест «Легко ли вам отказаться от привычки?»

Тест «Легко ли вам отказаться от привычки?»

Тот, кто привык всегда опаздывать, ненавидит спешку, заставляющую его нервничать, напрягаться

Тот, кто привык всегда опаздывать, ненавидит спешку, заставляющую его нервничать, напрягаться

Предпочитаете ли вы заняться вечером спортом, вместо того чтобы посидеть дома спокойно за книгой? 4

Предпочитаете ли вы заняться вечером спортом, вместо того чтобы посидеть дома спокойно за книгой? 4

Когда вода закипела, он снова кинул в один деревянную чурку, в другой – морковку, в третий – яйцо, в четвёртый – раздавленные зёрна кофе

Когда вода закипела, он снова кинул в один деревянную чурку, в другой – морковку, в третий – яйцо, в четвёртый – раздавленные зёрна кофе

Охарактеризуйте себя мысленно и ответьте на вопрос, «Какой я?»

Охарактеризуйте себя мысленно и ответьте на вопрос, «Какой я?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2020