Опыт воспитания музыкально - эстетической культуры в Детской школе искусств.
Оценка 4.8

Опыт воспитания музыкально - эстетической культуры в Детской школе искусств.

Оценка 4.8
Документация
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
07.07.2020
Опыт воспитания  музыкально - эстетической культуры в Детской школе искусств.
В данной статье изложены принципы формирования эстетической культуры, которые осуществляются в учреждении дополнительного образования. Материал будет полезен преподавателям дополнительного образования.
Канаева- Опыт воспитания эст культуры.docx

Опыт воспитания  музыкально - эстетической культуры в Детской школе искусств.

Проблема формирования музыкально – эстетической культуры актуальна на долгие годы обучения в учреждении дополнительного образования, в частности в школе искусств или музыкальной школе. Мой многолетний опыт, на практике подтверждает, что работу по музыкально-эстетическому воспитанию, надо вести систематически, эта работа должна быть неотъемлемой составной частью учебной и воспитательной деятельности.

Сведения об авторе - Юлия Борисовна Канаева, преподаватель, Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств Верхнехавского муниципального района», Воронежская область.

 

В данной статье изложены принципы формирования эстетической культуры, которые осуществляются в учреждении дополнительного образования. Материал будет полезен преподавателям дополнительного образования.

Моя жизнь тесно связана со школой. «Моя цель занятий с учениками научить овладеть основными приёмами игры на фортепиано, научить красиво петь в хоре, а также приобщить их к высокому музыкальному искусству, сформировать эстетические вкусы на лучших образцах народной, классической зарубежной и русской музыки, способствовать нравственному совершенствованию подрастающего поколения, формирование уважения к культуре, традициям своего народа, воспитание каждого ребёнка полноценной, всесторонне развитой личностью. Я убеждена, что именно здесь, в школе искусств, закладываются добрые семена в души детей».  [1]  (источник-мой сайт    канаева.рф)

 

В эстетическом воспитании учеников дополнительного образования, значимость искусства неоспоримо. Наиболее ярко и красочно оно раскрывает ребёнку мир прекрасного, формируя его убеждения, а так же влияет на его поведение. Искусство не сможет сформировать поведение, если не получить достаточно знаний, не научится понимать и принимать прекрасное в искусстве. Не зря в философской энциклопедии термин искусство трактуется как форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств. [6] 

Само понятие эстетика, подразумевает чувственное восприятие освоения мира. В моей педагогической деятельности, научить воспринимать искусство, где достигают совершенства результаты освоения мира по законам красоты. После определённого плана воспитательных бесед, развивающего кругозор, важно укрепить у обучающегося способность чувствовать красоту в мелочах. Это могут быть окружающие его предметы, красота их формы, цвета, музыкального звука и т. д., а также различать комедийные и трагические, чистые и подлые черты в поведении людей и героев произведений искусства.  Если при этом анализе ученик испытывает чувство удовольствия или неудовольствия, то мы добьёмся того, что называют эстетическим восприятием, развивающимся на основе чувственного восприятия.

Обязательно работу по музыкально-эстетическому воспитанию, надо вести систематически, эта работа должна быть неотъемлемой составной частью деятельности, которую ведут педагоги по воспитанию гармонически развитого человека. Занятия музыкой имеет большое значение в этом процессе. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения, во многом зависит от решения проблем эстетического воспитания.

 

Развивая интересы ученика, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить её основы, так как музыкальное воспитание способствует формированию у детей эстетических чувств. Психолог Б.М.Теплов говорит по этому поводу: «Музыка прежде всего путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством». [3]  Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М.: Наука, 2003. – 379 с.]

Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Главную роль в формировании культуры личности играет художественная деятельность, необходимая всем людям без исключения, ибо она помогает формировать активное, творческое отношение человека к жизни вообще. Важно отметить, что полученные знания и впечатления обогащают школьников, способствуют повышению их общественной активности.

Формирование музыкальных способностей, которое осуществляется в школе искусств, на практике подтверждает возможность всестороннего развития личности. К этому нужно добавить, что искусство способствует повышению восприимчивости и, развитию различных способностей, овладению разнообразными видами деятельности.

С занятиями по фортепиано неразрывно связано развитие у учащегося любви к труду, настойчивости, воли. Моя работа, как преподавателя не будет в полной мере успешной, если ученик не научится полюбить работу и не станет самостоятельно упорно заниматься. Такие качества я стараюсь развивать у каждого своего ученика не только, чтобы достичь поставленные цели в прохождении программы класса, но также эти качества будут необходимы ему для работы в любой области.

  Целесообразно начинать эстетическое воспитание с эстетического общения.  Трансляция преподавателем его мировозрений, эстетических вкусов в учебном процессе, формирует осознание восприятия эстетики воспитанниками. Учителю нужно обязательно обращать внимание на эстетических сторонах изучаемого предмета, анализировать эстетическую сторону творческого процесса. Для эстетического воспитания школьников личность преподавателя имеет огромное значение, поэтому его речь, внешний вид, манера поведения и общая культура могут стать образцом для подражания эстетического поведения. В роли художественного руководителя, лидера – специалиста здесь выступает преподаватель дополнительного образования детей. "В человеке всё должно быть прекрасно...", [4] (как в своё время написал Антон Павлович Чехов, в пьесе «Дядя Ваня». Автор старался донести до читателей ту идею, что прекрасна в человеке душа, а не внешняя красота.

Творческая культурная деятельность, результаты которой духовно обогащают образцами культуры и ценностями искусства, бесспорно является музыкально-эстетическая культура. Такая деятельность способствует созиданию в человеке чувство прекрасного и всестороннего развития личности. Творчество объединяет различные виды музыкальной, художественной и эстетической деятельности, тем самым даёт положительные результаты на формирование эстетического восприятия происходящего вокруг.

Разнообразные образовательные мероприятия, позволяют решить множество воспитательных задач педагога, при художественном восприятии предлагаемого материала, вызывают эстетические чувства у слушателей и участников образовательного процесса. В индивидуальных проявлениях учеников творчество проявляется импровизационно, преподавателю нужно вовремя обнаружить предпочтения этих проявлений, определяя направление форм деятельности, дать возможность сделать свой выбор. Занятия в школе искусств, придают интересам ребёнка эстетическую направленность, которые развивают художественный вкус, расширяют кругозор, тем самым обогащается личность обучающегося. Поэтому занятия музыкой лучше начинать с младшего школьного возраста.

Когда педагог ставит задачу сформировать эстетическую культуру обучающегося, немаловажным условием является выбор изучаемого репертуара, организация праздников и вечеров, совмещающие действия и эмоции в размышление о высоком, нравственном, побуждать интерес к получению новых знаний, которые развивают художественный вкус.

Для чего это нужно? По моему мнению, формировать представление о прекрасном, нужно для того, чтобы ученик самостоятельно смог, с эстетической точки зрения, подойти к различным жизненным ситуациям от положения вещей в его комнате, выбора одежды, до определения со своими музыкальными и художественными пристрастиями.

В своей педагогической практике я стараюсь транслировать тематические вечера, музыкальные гостиные, концерты-лекции такие, как например: «Чайковский и его музыка детям»; «Волшебный мир искусства»; «Музыкальная викторина»; «День рождения Антонио Вивальди»; «Его величество Фортепиано» и другие. Ученики являются, как слушателями на этих мероприятиях, так и активными участниками. Такой процесс познания в творческой атмосфере со временем становится развивающим, стимулирующим потребность к получению нового, неведомого в искусстве.  Новые впечатления от полученных знаний обогащают слушателей в духовном плане и дают возможность проявить себя в кругу друзей, укрепить своё положение в окружающем обществе.

Постоянное наблюдение за деятельностью учащихся в учреждении дополнительного образования, позволяет создавать благоприятные условия для развития необходимых черт и качеств характера. Например: активно пропагандировать музыку и музыкантов; организовывать музыкальные театрализации; развивать самостоятельность, общительность, ответственность; создавать атмосферу дружеского понимания и сопереживания. Если пробуждать интерес ко всем видам музыкальной деятельности, расширять их музыкальный кругозор, это также способствует  музыкально – эстетическому воспитанию. Получение таких впечатлений дают возможность проявить себя в кругу своих сверстников, быть в центре внимания.

Литература:

1. источник: сайт - (канаева.рф)

2. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: Кн. для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991.

3. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей.  М.: Наука, 2003.

4. Чехов А.П. Дядя Ваня. Издательство АСТ, АСТ Москва, 2007.

  5. Эстетическое воспитание школьника / Под ред. П.В. Чепаловой. – М., 1999.

            6.Энциклопедический словарь.       (https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/470/ИСКУССТВО)


 

Скачано с www.znanio.ru

Опыт воспитания музыкально - эстетической культуры в

Опыт воспитания музыкально - эстетической культуры в

Само понятие эстетика, подразумевает чувственное восприятие освоения мира

Само понятие эстетика, подразумевает чувственное восприятие освоения мира

С занятиями по фортепиано неразрывно связано развитие у учащегося любви к труду, настойчивости, воли

С занятиями по фортепиано неразрывно связано развитие у учащегося любви к труду, настойчивости, воли

Для чего это нужно? По моему мнению, формировать представление о прекрасном, нужно для того, чтобы ученик самостоятельно смог, с эстетической точки зрения, подойти к различным…

Для чего это нужно? По моему мнению, формировать представление о прекрасном, нужно для того, чтобы ученик самостоятельно смог, с эстетической точки зрения, подойти к различным…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.07.2020