Тема: Психология лжи и методы ее выявления
Цель: Сформировать у студентов понимание психологических механизмов лжи, ознакомить с основными методами выявления лжи, применяемыми в юридической практике.
Задачи:
* Раскрыть понятие лжи и ее психологические особенности.
* Описать вербальные и невербальные признаки лжи.
* Проанализировать основные методы выявления лжи: полиграф, анализ речи, наблюдение.
* Обсудить этические аспекты использования методов выявления лжи.
Тип занятия: Комбинированное занятие (лекция с элементами практической работы)
Продолжительность: 2 академических часа (90 минут)
Оборудование: Мультимедийный проектор, ноутбук, раздаточный материал (кейсы, тесты, схемы), флипчарт, маркеры.
План занятия:
I. Вводная часть (10 минут)
1. Организационный момент: приветствие, проверка присутствующих, представление темы и целей занятия.
2. Актуализация знаний: краткий обзор пройденного материала, связанного с темой занятия.
II. Основная часть (70 минут)
1. Лекционная часть (40 минут)
* Понятие лжи: определение, виды, мотивы.
* Психологические механизмы лжи: когнитивные и эмоциональные процессы.
* Вербальные признаки лжи: особенности речи, содержания высказываний.
* Невербальные признаки лжи: мимика, жесты, поза, голос.
* Методы выявления лжи: полиграф (принцип работы, достоверность), анализ речи (лингвистические маркеры лжи), наблюдение (интерпретация невербального поведения).
* Этические проблемы использования методов выявления лжи.
2. Практическая часть (30 минут)
* Работа с кейсами: студенты в группах анализируют ситуации из юридической практики, выявляют признаки лжи и предлагают методы ее проверки.
* Ролевая игра: студенты разбиваются на пары и по очереди выступают в роли допрашивающего и допрашиваемого, практикуясь в наблюдении за невербальным поведением и анализе речи.
III. Заключительная часть (10 минут)
1. Подведение итогов занятия: обсуждение результатов практической работы, ответы на вопросы студентов.
2. Домашнее задание: подготовить эссе на тему "Этические пределы использования методов выявления лжи в юридической практике".
Методы обучения:
* Объяснительно-иллюстративный метод (лекция, презентация).
* Метод проблемного обучения (кейс-метод).
* Интерактивные методы обучения (дискуссия, ролевая игра).
Ожидаемые результаты:
* Студенты получат представление о психологических аспектах лжи и ее значении в юридической практике.
* Студенты научатся распознавать вербальные и невербальные признаки лжи.
* Студенты ознакомятся с основными методами выявления лжи и смогут критически оценить их достоверность.
* Студенты смогут применять полученные знания в рамках своей будущей профессиональной деятельности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.