Занятие-тренинг для педагогов "Я+МЫ= команда"
Оценка 4.6

Занятие-тренинг для педагогов "Я+МЫ= команда"

Оценка 4.6
Мероприятия
docx
психологическая работа
Взрослым
05.05.2021
Занятие-тренинг для педагогов "Я+МЫ= команда"
Конспект занятия-тренинга для педагогов с целью сплочения группы единомышленников и построения командного взаимодействия
Занятие-тренинг.docx

Я +МЫ =команда

 

(Конспект занятия на сплочение коллектива с элементами тренинга)

 

Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

1.     формирование благоприятного психологического климата в группе;

2.     нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

3.     развитие умения работать в команде.

Ход занятия:

1. Вступление (Время: 5 мин).

Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в занятии-тренинге, который называется «Я и мой коллектив». Цель нашей встречи – это сплочение коллектива в построении эффективного командного взаимодействия.

«В каждый момент нашей жизни мы должны стараться отыскивать не то, что отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего…» Эти слова принадлежат английскому писателю, художнику, литературному критику и поэту Джону Рескину. Чем больше мы сможем найти общего между собой, тем сплоченней будет наш коллектив.

Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все мы нуждаемся в поддержке. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!

Сегодня мне бы хотелось, чтобы вы немного побыли вместе, вне работы, учебы, проблем. Постарайтесь получить удовольствие от общения друг с другом.

Я прошу всех расположиться на стульях таким образом, чтобы ваше «место» в круге соответствовало алфавитному порядку ваших имен. Этот стул (ведущий показывает на произвольно выбранный стул в круге) – точка отсчета. От него вправо по часовой стрелке вы рассядетесь «по алфавиту». Не бойтесь общаться, задавать вопросы, уточнять имена – только таким образом вы сможете успешно найти свое место. Начали!

Подведение итогов: Ведущий просит каждого из участников (начиная со «стартового стула») назвать свое имя. Группа проверяет соответствие порядка мест участников алфавиту.

2. А начнем мы с игры «Встань со стула» (Время: 3 мин).

Описание упражнения:

Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий выходит на середину круга и говорит фразу: «Встаньте со стула те, кто носит часы, …кто сегодня одет в брюки, … у кого есть домашний питомец,…у кого отпуск бывает летом,…кто знает больше пяти вежливых слов, … В конце называется какой-либо признак или умение (например, кто считает себя оптимистом,…кто трудолюбивый). Задача тех, кто обладает данным умением или признаком, встать рядом со стулом.

После выполнения этого упражнения ведущий может подвести итог:

Заметьте, выполняя задание, вы не один вставали со стула, а это значит, что у каждого есть что-то общее с другими.

Ведущий: Прежде чем начать наш тренинг, я бы хотела познакомить вас с правилами участия в тренинговой работе.

3. Правила тренинга:

§  Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)

§  Говорю только за себя (все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю)

§  Внимательно слушать друг друга

§  Право говорить и обязанность слушать

§  Активность

§  Правило «стоп»

§  Конфиденциальность (все что говорится в группе относительно конкретных участников, остается внутри группы).

4. Упражнение «А теперь вопрос!..» (Время: до 10 минут).

Психологический смысл упражнения– создание благоприятной атмосферы: упражнение энергично «поднимает» участников с их мест, «перемешивает» их в групповом взаимодействии, чтобы потом дать возможность короткой самопрезентации.

Описание упражнения:

Ведущий:

—Я хлопаю в ладоши. Услышав хлопок, все должны встать со своих мест и очень быстро занять освободившиеся стулья (соседние стулья занимать нельзя, так же как и возвращаться на «свой» стул. Они – «горячие»!). Последний, кто занимает место, садится во на этот стул рядом со мной. Ему нужно будет «отработать свой фант», чтобы вернуться на свое место – ответить на вопрос, который ему выпадет (в руках у ведущего коробка или пакет с вопросами).

Начали!

Игрок, нашедший место последним, выходит и садится рядом с ведущим. Отвечает на вопрос (например, «Кем бы ты был, если бы не был тем (по профессии, роду деятельности), кто ты сейчас?»).

Ответив на вопрос, участник занимает свое место в кругу. Все по ходу своих мест делятся на пары и отвечают на тот же вопрос друг другу.

Новый раунд – по хлопку ведущего. Последний нашедший себе место участник садится рядом с ведущим и получает свой вопрос.

Примеры вопросов:

ü Что тебе интересно в жизни?

ü Каков твой девиз /слоган по жизни? У тебя его нет? А каким он мог быть?

ü Чего ты больше всего от себя не ожидаешь?

ü С какими людьми тебе тяжело найти общий язык?

ü Чтобы сказал о тебе твой близкий человек?

ü Что интересного произошло с тобой в этом месяце?

ü Назови как минимум 5 своих качеств, умений, которые превращают тебя в подарок для нашей группы?

(Примечание: важно сохранить возникшую групповую энергию, не дав веселой беготне в поисках своего стула превратиться в раздражающую сутолоку).

Обсуждение / анализ упражнения:

·        Как изменилось настроение? Почему улучшилось (ухудшилось)?

·        В какой позиции было легче отвечать на вопросы (в парах или перед всей группой)?

·        Что нового узнали об участниках? Удивили ли вас чьи-то ответы?

5. Упражнение «Поворот в прыжках» (Время: 5 -7 минут).

Описание упражнения:

Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения:

Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Обсуждение / анализ упражнения:

·        Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

·        С какими трудностями вы столкнулись при выполнении упражнения?

·        Какое решение вам помогло справится с этим заданием?

·        Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел.

6. Упражнение «Переправа»

Цель: упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.

Необходимые материалы: две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.

Процедура проведения: веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок.

Группе дается следующая вводная инструкция: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками – безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками – опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель – всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет – вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы.

Анализ: психолог задает членам группы следующие вопросы:

·        Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?

·        Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?

·        Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало?

·        Что помогало или мешало эффективной деятельности команды?

·        Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?

7. Упражнение «Знакомство с самим собой»

Цель: увидеть свои положительные качества, ресурсное упражнение.

Процедура проведения: участникам необходимо ответить на вопросы «Кто я такой? Какой я есть?». Записать ответ на листочках в форме сердца.

Большинство ответит, что он педагог, могут написать свое имя. Труднее ответить на вопрос: «Какой я?». Чтобы легче было ответить, надо продолжить следующие фразы:

ü  больше всего мне в себе нравится ...

ü  я люблю читать книги о ...

ü  мое любимое увлечение - ...

ü  я горжусь собой как женщина - …

ü  как мама - …

ü  как педагог - …

Анализ:

·        На какой вопрос ответить было сложнее: «Кто я?» или «Какой Я?»?

8. Ритуал прощания «Путаница»

Цель: это упражнение «классическое» в тренинге по командообразованию, позитивное завершение тренинга.

Процедура проведения: вся команда встает в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватиться своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли в общем кругу.

Анализ: психолог задает членам группы следующие вопросы:

·        Что было легко, а что тяжело?

·        Кто вел себя активно, а кто ждал, пока другие вокруг него распутаются?

·        Кто брал на себя роль лидера, помогая распутаться остальным?

·        Наблюдался ли в команде недостаток лидерства (когда никто не знает что делать)?

·        Наблюдался ли в команде переизбыток лидерства (борьба за власть, разные точки зрения и споры о том, как именно нужно распутываться)?

 

9. Рефлексия. Обратная связь.

Дорогие коллеги, давайте подведём итоги нашего сегодняшнего тренинга. По кругу ответим на следующие вопросы:

·        Какие чувства вы испытывали?

·        Что вам больше всего понравилось?

·        Что полезного и интересного вы уносите с собой с этого занятия?

·        Какие упражнения, по вашему мнению были направлены на сплочение коллектива?

·        Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?

 

10. Ритуал прощания

Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами Генри Форда «Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех».


 

Я +МЫ =команда (Конспект занятия на сплочение коллектива с элементами тренинга)

Я +МЫ =команда (Конспект занятия на сплочение коллектива с элементами тренинга)

Заметьте, выполняя задание, вы не один вставали со стула, а это значит, что у каждого есть что-то общее с другими

Заметьте, выполняя задание, вы не один вставали со стула, а это значит, что у каждого есть что-то общее с другими

Примечание: важно сохранить возникшую групповую энергию, не дав веселой беготне в поисках своего стула превратиться в раздражающую сутолоку)

Примечание: важно сохранить возникшую групповую энергию, не дав веселой беготне в поисках своего стула превратиться в раздражающую сутолоку)

Область за обеими веревками – безопасная зона, где вам нужно всем оказаться

Область за обеими веревками – безопасная зона, где вам нужно всем оказаться

Рефлексия. Обратная связь. Дорогие коллеги, давайте подведём итоги нашего сегодняшнего тренинга

Рефлексия. Обратная связь. Дорогие коллеги, давайте подведём итоги нашего сегодняшнего тренинга
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2021