Я +МЫ =команда
(Конспект занятия на сплочение коллектива с элементами тренинга)
Цель: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.
Задачи:
1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
2. нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
3. развитие умения работать в команде.
Ход занятия:
1. Вступление (Время: 5 мин).
— Здравствуйте, уважаемые коллеги, сегодня мы с вами примем участие в занятии-тренинге, который называется «Я и мой коллектив». Цель нашей встречи – это сплочение коллектива в построении эффективного командного взаимодействия.
«В каждый момент нашей жизни мы должны стараться отыскивать не то, что отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего…» Эти слова принадлежат английскому писателю, художнику, литературному критику и поэту Джону Рескину. Чем больше мы сможем найти общего между собой, тем сплоченней будет наш коллектив.
Сплочение – это возможность для группы стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Для того, чтобы более эффективно добиваться целей, все мы нуждаемся в поддержке. Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!
Сегодня мне бы хотелось, чтобы вы немного побыли вместе, вне работы, учебы, проблем. Постарайтесь получить удовольствие от общения друг с другом.
— Я прошу всех расположиться на стульях таким образом, чтобы ваше «место» в круге соответствовало алфавитному порядку ваших имен. Этот стул (ведущий показывает на произвольно выбранный стул в круге) – точка отсчета. От него вправо по часовой стрелке вы рассядетесь «по алфавиту». Не бойтесь общаться, задавать вопросы, уточнять имена – только таким образом вы сможете успешно найти свое место. Начали!
Подведение итогов: Ведущий просит каждого из участников (начиная со «стартового стула») назвать свое имя. Группа проверяет соответствие порядка мест участников алфавиту.
2. А начнем мы с игры «Встань со стула» (Время: 3 мин).
Описание упражнения:
Участники сидят на стульях в кругу. Ведущий выходит на середину круга и говорит фразу: «Встаньте со стула те, кто носит часы, …кто сегодня одет в брюки, … у кого есть домашний питомец,…у кого отпуск бывает летом,…кто знает больше пяти вежливых слов, … В конце называется какой-либо признак или умение (например, кто считает себя оптимистом,…кто трудолюбивый). Задача тех, кто обладает данным умением или признаком, встать рядом со стулом.
После выполнения этого упражнения ведущий может подвести итог:
—Заметьте, выполняя задание, вы не один вставали со стула, а это значит, что у каждого есть что-то общее с другими.
Ведущий: —Прежде чем начать наш тренинг, я бы хотела познакомить вас с правилами участия в тренинговой работе.
3. Правила тренинга:
§ Здесь и сейчас (во время тренинга мы говорим только о том, что волнует каждого именно сейчас и обсуждаем только то, что с нами происходит именно здесь)
§ Говорю только за себя (все высказывания должны идти только от своего имени: Я думаю, я считаю)
§ Внимательно слушать друг друга
§ Право говорить и обязанность слушать
§ Активность
§ Правило «стоп»
§ Конфиденциальность (все что говорится в группе относительно конкретных участников, остается внутри группы).
4. Упражнение «А теперь вопрос!..» (Время: до 10 минут).
Психологический смысл упражнения– создание благоприятной атмосферы: упражнение энергично «поднимает» участников с их мест, «перемешивает» их в групповом взаимодействии, чтобы потом дать возможность короткой самопрезентации.
Описание упражнения:
Ведущий:
—Я хлопаю в ладоши. Услышав хлопок, все должны встать со своих мест и очень быстро занять освободившиеся стулья (соседние стулья занимать нельзя, так же как и возвращаться на «свой» стул. Они – «горячие»!). Последний, кто занимает место, садится во на этот стул рядом со мной. Ему нужно будет «отработать свой фант», чтобы вернуться на свое место – ответить на вопрос, который ему выпадет (в руках у ведущего коробка или пакет с вопросами).
Начали!
Игрок, нашедший место последним, выходит и садится рядом с ведущим. Отвечает на вопрос (например, «Кем бы ты был, если бы не был тем (по профессии, роду деятельности), кто ты сейчас?»).
Ответив на вопрос, участник занимает свое место в кругу. Все по ходу своих мест делятся на пары и отвечают на тот же вопрос друг другу.
Новый раунд – по хлопку ведущего. Последний нашедший себе место участник садится рядом с ведущим и получает свой вопрос.
Примеры вопросов:
ü Что тебе интересно в жизни?
ü Каков твой девиз /слоган по жизни? У тебя его нет? А каким он мог быть?
ü Чего ты больше всего от себя не ожидаешь?
ü С какими людьми тебе тяжело найти общий язык?
ü Чтобы сказал о тебе твой близкий человек?
ü Что интересного произошло с тобой в этом месяце?
ü Назови как минимум 5 своих качеств, умений, которые превращают тебя в подарок для нашей группы?
(Примечание: важно сохранить возникшую групповую энергию, не дав веселой беготне в поисках своего стула превратиться в раздражающую сутолоку).
Обсуждение / анализ упражнения:
· Как изменилось настроение? Почему улучшилось (ухудшилось)?
· В какой позиции было легче отвечать на вопросы (в парах или перед всей группой)?
· Что нового узнали об участниках? Удивили ли вас чьи-то ответы?
5. Упражнение «Поворот в прыжках» (Время: 5 -7 минут).
Описание упражнения:
Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.
Психологический смысл упражнения:
Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.
Обсуждение / анализ упражнения:
· Расскажите о своих ощущениях после упражнения?
· С какими трудностями вы столкнулись при выполнении упражнения?
· Какое решение вам помогло справится с этим заданием?
· Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел.
6. Упражнение «Переправа»
Цель: упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.
Необходимые материалы: две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.
Процедура проведения: веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок.
Группе дается следующая вводная инструкция: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками – безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками – опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель – всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет – вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы.
Анализ: психолог задает членам группы следующие вопросы:
· Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?
· Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?
· Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало?
· Что помогало или мешало эффективной деятельности команды?
· Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?
7. Упражнение «Знакомство с самим собой»
Цель: увидеть свои положительные качества, ресурсное упражнение.
Процедура проведения: участникам необходимо ответить на вопросы «Кто я такой? Какой я есть?». Записать ответ на листочках в форме сердца.
Большинство ответит, что он педагог, могут написать свое имя. Труднее ответить на вопрос: «Какой я?». Чтобы легче было ответить, надо продолжить следующие фразы:
ü больше всего мне в себе нравится ...
ü я люблю читать книги о ...
ü мое любимое увлечение - ...
ü я горжусь собой как женщина - …
ü как мама - …
ü как педагог - …
Анализ:
· На какой вопрос ответить было сложнее: «Кто я?» или «Какой Я?»?
8. Ритуал прощания «Путаница»
Цель: это упражнение «классическое» в тренинге по командообразованию, позитивное завершение тренинга.
Процедура проведения: вся команда встает в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватиться своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли в общем кругу.
Анализ: психолог задает членам группы следующие вопросы:
· Что было легко, а что тяжело?
· Кто вел себя активно, а кто ждал, пока другие вокруг него распутаются?
· Кто брал на себя роль лидера, помогая распутаться остальным?
· Наблюдался ли в команде недостаток лидерства (когда никто не знает что делать)?
· Наблюдался ли в команде переизбыток лидерства (борьба за власть, разные точки зрения и споры о том, как именно нужно распутываться)?
9. Рефлексия. Обратная связь.
Дорогие коллеги, давайте подведём итоги нашего сегодняшнего тренинга. По кругу ответим на следующие вопросы:
· Какие чувства вы испытывали?
· Что вам больше всего понравилось?
· Что полезного и интересного вы уносите с собой с этого занятия?
· Какие упражнения, по вашему мнению были направлены на сплочение коллектива?
· Нужны ли вам в дальнейшем такие тренинги?
10. Ритуал прощания
— Закончить нашу встречу мне бы хотелось словами Генри Форда «Собраться вместе есть начало. Держаться вместе есть прогресс. Работать вместе есть успех».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.