Цель: - формирование представления об этических понятиях: благодарность, внимательное отношение к окружающим;
- упражнение детей в анализе своих поступков;
- развитие коммуникативных навыков.
Подготовительный этап: проведение интервьюирования в отряде. Вопросы интервью:
1. Что значит быть благодарным?
2. Как можно выразить благодарность другому человеку?
3. Каким ты хочешь, чтобы тебя видели окружающие? использовать словосочетания: - я думаю, что…
- мне кажется, что…
- я уверен(а) в том, что…
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Связь с предыдущим занятием.
- О каких качествах, свойственных порядочному человеку, мы говорили на предыдущих занятиях?
(вежливость, доброта, честность, самоотверженность, отзывчивость, доброжелательность, щедрость, бескорыстие…)
В этический словарь. Ожегов: Порядочность – честность, неспособность к низким, антиморальным, антиобщественным поступкам.
- Сегодня мы поговорим о таком качестве человека, как благодарность.
2. Разговор по душам.
– Что значит быть благодарным?
Можете открыть тетрадки и посмотреть, как вы ответили на этот вопрос письменно. Желающие могут зачитать вслух. А поскольку мы учимся правильно общаться, то в своих ответах используйте следующие словосочетания:
- я думаю, что…;
- мне кажется, что…;
- я уверен(а) в том, что…;
- я считаю, что…
- Как, в какой форме можно выразить благодарность?
- Какие слова благодарности вы знаете и, возможно, сами употребляете при выражении благодарности? (пожалуйста, спасибо, благодарю, я тебе признателен, ты был очень добр, я тебе очень благодарен, на здоровье, здоровье тебе, будь счастлив, будь здоров, разрешите поблагодарить вас, заранее благодарен, признателен вам, примите мою благодарность).
- Какие используют жесты, мимику в знак благодарности? (улыбка, пожатие руки, обнять, поклониться, поцелуй).
- Каким ты хочешь, чтобы тебя видели окружающие люди?
Итог беседы: быть благодарным – значит ценить добро, благо (Обратить внимание детей на то, что умение благодарить, вовремя говорить «спасибо» не значит быть благодарным. Благодарность проявляется в делах, поступках, отношении друг к другу, она исходит от сердца, от души!)
3. Зачитать рассказ «Чувство благодарности».
«Тане следовало бы быть благодарной за то, что осталась жива, но чувство благодарности ей почти незнакомо. С тех пор, как ей повредило бедро в автомобильной аварии, она целые дни жалуется.
Поначалу врачи, медсестры, друзья Тани, не говоря уж о ее родных, были с ней очень терпеливы. Они знали, как ей больно. Но теперь, когда ей явно становится лучше, они хотели бы, чтобы и настроение ее улучшилось. Однако кто бы ни остановился у постели Тани, желая поговорить с ней и развлечь её, она отвечает резко или ворчливо, и жалобы следуют одна за другой – на боль, на эти бесконечные сеансы физиотерапии и на то, что она здесь, как в тюрьме. Всё меньше людей навещают теперь Таню, и на это она тоже, конечно, жалуется»
Вопросы для размышления и обсуждения:
1. За что Тане следовало бы быть благодарной?
2. Как вы думаете, почему Таня груба со всеми?
3. Чем и как могли бы посетители Тани изменить ее настроение к лучшему? Объясните ваш ответ.
Вывод: у каждого человека бывают тяжелые времена, когда болезнь или горе делают его нечувствительным к добру и вниманию, которое проявляют к нему окружающие. Есть, однако, люди, которые никогда и ни за что не испытывают чувства благодарности. Возможно, они настолько охвачены желанием получить то, чего у них нет, что не в состоянии оценить то хорошее, чем уже обладают.
Может одна из причин человеческой неблагодарности состоит в том, что некоторым кажется, будто все, чем они обладают, достигнуто их собственными силами.
Порой человек не осознает, насколько он беспомощен, пока не заболеет или как-то не пострадает. Заболев, некоторые люди огорчаются или сердятся в первую очередь из-за охватившего чувства беспомощности. По-видимому, именно это и произошло с нашей героиней.
- За какие вещи испытываете вы чувство благодарности?
- С каким чувством принимаете вы благодарность за сделанные вами доброе дело?
4. – А теперь я предлагаю вам разбиться на две команды и провести конкурс «Наука не обижать людей».
Задание: за две минуты команды должны написать и затем назвать 4-5 способов обрадовать:
- родителей;
- воспитателей;
- учителя или классного руководителя;
- нянечку;
- директора;
- товарища из отряда.
Ситуация: Ребята приехали к нам в Центр. Их встретили с радостью, сотрудники РСРЦ стараются разнообразить вашу жизнь, наполнить ее смыслом, создать комфортные условия. Так воспитатели пытаются в какой-то мере замените ваших родных – научить правильно поступать в различных жизненных ситуациях, устроить ваш досуг, повседневную жизнь, уберечь от негативных поступков: учителя дают знания; врачи, медсестры помогают справиться с недугом; повара, работники пищеблока стараются порадовать чем-то вкусненьким, накормить; администрация заботится о быте, в частности, сделан прекрасный ремонт к вашему приезду, на нескольких этажах (в том числе и на нашем), приобрели и установили телевизоры, спутниковую антенну, мягкий уголок, и многое другое.
А теперь поговорим о наших детях. Как же они отвечают на доброту, внимание, любовь?!
- Катаются на креслах и стульях (хотя прекрасно знают, что мебель от этого ломается), прыгают на мягком уголке, режут кресла в актовом зале, плюют на пол в туалете, разбрасывают на улице и этажах обвертки от конфет, пакеты от сока, забывают или делают это преднамеренно, просто ленятся убирать посуду со столов в столовой, а главное – зачастую, грубят, хамят, обманывают взрослых.
- Почему это происходит? Кто или что виноват?
Вывод: необходимо быть внимательнее друг к другу, всему, что нас окружает, уметь ценить добро, научиться быть благодарным.
5. Игра «Благодарность».
А играть мы будем рисуя. Пожалуйста, подумайте о человеке, который вам помогает, делает для вас то, что важнее всего для вас, кто понимает вас. Подумайте обо всех этих взрослых и детях и сделайте маленькую зарисовку, в которой будут все эти люди. Нарисуйте в середине листа кружок и напишите там свое имя. Потом нарисуйте другие кружки и впишите имена людей, о которых вы подумали. Соедините свой кружок с этими кружками линиями. Напишите под каждым кружком, что этот человек для вас сделал. Теперь напишите каждому из них по предложению, в котором вы его благодарите.
Теперь сядьте по два и покажите друг другу картинки. Послушайте, что другие думают об этом.
Анализ: - Почему очень важно, чтобы и дети, и взрослые учились вслух выражать свою благодарность?
Итак, давайте постараемся раскрыть понятие «благодарность» - умение ценить благо, добро.
Ожегов: Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро, внимание.
6. Правила благодарности:
- Никого не обижай ни словом, ни поступком.
- Живи и поступай так, чтобы окружающие взрослым и детям было с тобой приятно и радостно.
- Никогда не забывай о товарищах.
7. Обсуждение пословиц:
- «Хорош тот, кто поит и кормит, а и тот не плох, кто хлеб-соль помнит».
- «И собака помнит, кто ее поит, кормит».
- «За добро добром платят».
8. Вывод - обобщение по теме:
– О каком качестве человеческой души мы сегодня говорили?
– Чему никогда не поздно учиться? (умению быть благодарным, вежливым, добрым…)
Благодарность – это роза, которую надо беречь и лелеять.
А я хочу поблагодарить вас за умение работать на занятии, за умение слушать, за терпение и понимание. Будьте здоровы!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.