Занятие "Умей быть благодарным"

  • doc
  • 22.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала занятие - умей быть благодарным.doc

Цель:  - формирование представления об этических понятиях: благодарность, внимательное отношение к окружающим;

- упражнение детей в анализе своих поступков;

- развитие коммуникативных навыков.

 

Подготовительный этап: проведение интервьюирования в отряде. Вопросы интервью:

1. Что значит быть благодарным?

2. Как можно выразить благодарность другому человеку?

3. Каким ты хочешь, чтобы тебя видели окружающие? использовать словосочетания:    - я думаю, что…

- мне кажется, что…

- я уверен(а) в том, что…

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

1. Связь с предыдущим занятием.

- О каких качествах, свойственных порядочному человеку, мы говорили на предыдущих занятиях?

(вежливость, доброта, честность, самоотверженность, отзывчивость, доброжелательность, щедрость, бескорыстие…)

В этический словарь. Ожегов: Порядочность – честность, неспособность к низким, антиморальным, антиобщественным поступкам.

- Сегодня мы поговорим о таком качестве человека, как благодарность.

 

2. Разговор по душам.

– Что значит быть благодарным?

Можете открыть тетрадки и посмотреть, как вы ответили на этот вопрос письменно. Желающие  могут зачитать вслух. А поскольку мы учимся правильно общаться, то в своих ответах используйте следующие словосочетания:

- я думаю, что…;

- мне кажется, что…;

- я уверен(а) в том, что…;

- я считаю, что…

- Как, в какой форме можно выразить благодарность?

- Какие слова благодарности вы знаете и, возможно, сами употребляете при выражении благодарности? (пожалуйста, спасибо, благодарю, я тебе признателен, ты был очень добр, я тебе очень благодарен, на здоровье, здоровье тебе, будь счастлив, будь здоров, разрешите поблагодарить вас, заранее благодарен, признателен вам, примите мою благодарность).

- Какие  используют жесты, мимику в знак  благодарности? (улыбка, пожатие руки, обнять, поклониться, поцелуй).

- Каким ты хочешь, чтобы тебя видели окружающие люди?

Итог беседы: быть благодарным – значит ценить добро, благо (Обратить внимание детей на то, что умение благодарить, вовремя говорить «спасибо» не значит быть благодарным. Благодарность проявляется в делах, поступках, отношении друг к другу, она исходит от сердца, от души!)

 

3. Зачитать рассказ «Чувство благодарности».

«Тане следовало бы быть благодарной за то, что осталась жива, но чувство благодарности ей почти незнакомо. С тех пор, как ей повредило бедро в автомобильной аварии, она целые дни жалуется.

Поначалу врачи, медсестры, друзья Тани, не говоря уж о ее родных, были с ней очень терпеливы. Они знали, как ей больно. Но теперь, когда ей явно становится лучше, они хотели бы, чтобы и настроение ее улучшилось. Однако кто бы ни остановился у постели Тани, желая поговорить с ней и развлечь её,  она отвечает резко или ворчливо, и жалобы следуют одна за другой – на боль, на эти бесконечные сеансы физиотерапии и  на то, что она здесь, как в тюрьме. Всё меньше людей навещают теперь Таню, и на это она тоже, конечно, жалуется»

Вопросы для размышления и обсуждения:

1. За что Тане следовало бы быть благодарной?

2. Как вы думаете, почему Таня груба со всеми?

3. Чем и как могли бы посетители Тани изменить ее настроение к лучшему? Объясните ваш ответ.

Вывод: у каждого человека бывают тяжелые времена, когда болезнь или горе делают его нечувствительным к добру и вниманию, которое проявляют к нему окружающие. Есть, однако, люди, которые никогда и ни за что не испытывают чувства благодарности. Возможно, они настолько охвачены желанием получить то,  чего у них нет, что не в состоянии оценить то хорошее, чем уже обладают.

Может одна из причин человеческой неблагодарности состоит в том, что некоторым кажется, будто все, чем они обладают, достигнуто их собственными силами.

Порой человек не осознает, насколько он беспомощен, пока не заболеет или как-то не пострадает. Заболев, некоторые люди огорчаются или сердятся в первую очередь из-за охватившего чувства беспомощности. По-видимому, именно это и произошло с нашей героиней.

- За какие вещи испытываете вы чувство благодарности?

- С каким чувством принимаете вы благодарность за сделанные вами доброе дело?

 

 

4. – А теперь я предлагаю вам разбиться на две команды и провести конкурс «Наука не обижать людей».

Задание: за две минуты команды должны написать и затем назвать 4-5 способов обрадовать:

- родителей;

- воспитателей;

- учителя или классного руководителя;

- нянечку;

- директора;

- товарища из отряда.

Ситуация: Ребята приехали к нам в Центр. Их встретили с радостью, сотрудники РСРЦ стараются разнообразить вашу жизнь, наполнить ее смыслом, создать комфортные условия. Так воспитатели пытаются в какой-то мере замените  ваших родных – научить правильно поступать в различных жизненных ситуациях, устроить ваш досуг, повседневную жизнь, уберечь от негативных поступков: учителя дают знания; врачи, медсестры помогают справиться с недугом; повара, работники пищеблока стараются порадовать чем-то вкусненьким, накормить; администрация заботится о быте, в частности, сделан прекрасный ремонт к вашему приезду, на нескольких этажах (в том числе и на нашем), приобрели и установили телевизоры, спутниковую антенну, мягкий уголок, и многое другое.

    А теперь поговорим о наших детях. Как же они отвечают на доброту, внимание, любовь?!

- Катаются на креслах и стульях (хотя прекрасно знают, что мебель от этого ломается), прыгают на мягком уголке, режут кресла в актовом зале, плюют на пол в туалете, разбрасывают на улице и этажах обвертки от конфет, пакеты от сока, забывают или делают это преднамеренно, просто ленятся убирать посуду со столов в столовой, а главное – зачастую, грубят, хамят, обманывают взрослых.

- Почему это происходит? Кто или что виноват?

Вывод: необходимо быть внимательнее друг к другу, всему, что нас окружает, уметь ценить добро, научиться быть благодарным.

 

5. Игра «Благодарность».

А играть мы будем рисуя. Пожалуйста, подумайте о человеке, который вам помогает, делает для вас то, что важнее всего для вас, кто понимает вас. Подумайте обо всех этих взрослых и детях и сделайте маленькую зарисовку, в которой будут все эти люди. Нарисуйте в середине листа кружок и напишите там свое имя. Потом нарисуйте другие кружки и впишите имена людей, о которых вы подумали. Соедините свой кружок с этими кружками линиями. Напишите под каждым кружком, что этот человек для вас сделал. Теперь напишите каждому из них по предложению, в котором вы его благодарите.

Теперь сядьте по два и покажите друг другу картинки. Послушайте, что другие думают об этом.

Анализ: - Почему очень важно, чтобы и дети, и взрослые учились вслух выражать свою благодарность?

Итак, давайте постараемся раскрыть понятие «благодарность» - умение ценить благо, добро.

Ожегов: Благодарность – чувство признательности к кому-нибудь за оказанное добро,  внимание.

 

6. Правила благодарности:

- Никого не обижай ни словом, ни поступком.

- Живи и поступай так, чтобы окружающие взрослым и детям было с тобой приятно и радостно.

- Никогда не забывай о товарищах.

 

7. Обсуждение пословиц:

- «Хорош тот, кто поит и кормит, а и тот не плох, кто хлеб-соль помнит».

- «И собака помнит, кто ее поит, кормит».

- «За добро добром платят».

 

8. Вывод - обобщение по теме:

– О каком качестве человеческой души мы сегодня говорили?

– Чему  никогда не поздно учиться? (умению быть благодарным, вежливым, добрым…)

 

Благодарность – это роза, которую надо беречь и лелеять.

 

А я хочу поблагодарить вас за умение работать на занятии, за умение слушать, за терпение и понимание. Будьте здоровы!


Скачано с www.znanio.ru