занятие в подготовительной группе "История возникновения часов"

  • docx
  • 25.06.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ЗАНЯТИЯ ПО ЧАСАМ.docx

НОД «История возникновения часов» на подготовительной группе.

Подготовила воспитатель Голубева И.А.

Программные задачи.

 

1.Образовательные:

 

Познакомить детей с циферблатом часов. Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Активизировать словарь, совершенствовать навыки речевого общения.

 

2. Развивающие:

 

Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.

 

 3.Воспитательные:

 

Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

 

Материал к занятию:

 

Ноутбук, проектор, презентация «История часов»», магнитофон, музыкальная запись, макет часов , стрелки, цифры от 1-12, пластиковая бутылка, маркер, образцы часов.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, разнообразные примеры часов, беседы, рисунки по теме «детские часы».

 

Ход занятия:

1.  Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

 

-Мы с вами большая, дружная семья, давайте передадим наше тепло друг другу обнявшись.

Давайте друг другу улыбнемся.

А теперь послушайте загадку.

 

Мы ходим ночью, ходим днем,

 Но никуда мы не уйдем.

 Мы бьем исправно каждый час.

 А вы, друзья, не бейте нас.

 

Что это? Ответы детей.

 

– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

- А как вы думаете всегда ли были часы? Да часы, которые вы привыкли видеть были не всегда..

. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и настоящее. Я расскажу вам историю появления часов. 

 

2. – А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

(Слайд2)

Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

Но всегда ли можно было по солнышку определить?

 

– А вы слышали про живые часы?

– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

-Узнали кто это?

 

ЧАСЫ-ПЕТУХ (слайд 3)

 

Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

 

Скоро утро! Довольно спать!

 

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

 

Послушайте стихотворение «Петушок»

 

Кукаре-ку кукаре-ку!

 Звонко петушок поет.

 Озарило солнце реку,

 В небе облако плывет.

 Просыпайтесь, звери, птицы!

 Принимайтесь за дела.

 На траве роса искрится,

 Ночь июльская прошла.

 Как будильник настоящий,

 Разбудил нас петушок.

 Распушил он хвост блестящий

 И расправил гребешок.

 

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

 

 

 – Слышали ли вы о цветочных часах?

(Слайд 4)

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

 

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

 

У реки — зеленый луг,

 Одуванчики вокруг

 Росами умылись,

 Дружно приоткрылись.

 Как фонарики горят,

 Нам с тобою говорят:

 "На часах ровно пять,

 Можете еще поспать!"

 

Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

 

Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил, когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

 

 

 

 СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 6)

 

Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. (По И. Мельникову).

 

Солнечные часы придумали древние египтяне.

 

Послушайте стихотворение:

 

Есть и солнечные часы – всех часов предки!

 Сейчас они редки.

 Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!

 Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!

 (Эльмира Котляр)

 

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

 

– Как вы думаете, почему?

 

 – В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.

 

 

 

 

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ (слайд 7)

 

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

 

Педагог. Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.

Педагог. Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло!”

 

 

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 8)

 

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)

 

А бывают часы песочные – точные!

 В них песчинки текут – секунды бегут!

 Как песчинки собрались, холмиком улеглись

 в колбочке из стекла, так и минутка истекла!

 (Эльмира Котляр)

 

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

 

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (слайд 9)

 

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Сейчас у многих дома и на руках часы работают с помощью батареек и заводить каждый день их не нодо.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ (слайд 10)

 

На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

 

А есть и новые – электронные

 часы неугомонные!

 Только раз заведи,

 заведешь – и год ходи! (Эльмира Котляр)

 

 КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ (слайд 11)

 

Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

 

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

 

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

 

Кто не слышал,

 как бьют

 на Спасской башне гиганты – куранты

 Они часы главные –

 Державные!

 (Эльмира Котляр)

 

 

 

– А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни.

 

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

 

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд 12)

 

Часы, висящие на стене, — называют настенными.

 

А есть часы настенные –

 Чинные, степенные!

 Не убегают,

 не отстают!

 вовремя бьют!

 Маятник: туда – сюда…

 Сегодня, завтра и всегда!

 (Эльмира Котляр)

 

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (слайд 13)

 

– Как вы думаете, где стоят напольные часы?

 

– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

 

Есть часы,

 На полу стоящие,

 Басом говорящие:

 «Бом! Бом! Бом!!» –

 На весь дом.

 (Эльмира Котляр)

 

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 14)

 

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

 

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ (слайд 15)

 

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

 

КАМИННЫЕ ЧАСЫ (слайд 16)

 

 

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (слайд17-22 )

 

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.

 

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец. (слайд 23-25)

 

А еще есть часы – малютки!

 Как сердечко бьется в грудке!

 «Тики-таки, тики-таки» –

 Круглые сутки.

 (Эльмира Котляр)

Теперь вы познакомились какой путь прошли часы пока стали в привычном виде..

3. Дома я вас просила нарисовать примеры детских часов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

 

4.

5.Давайте вместе сделаем простейшие водяные часы.

 

 Один ребенок наливает воду, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.

http://festival.1september.ru/articles/591009/img1.jpg

Педагог. Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.

Педагог. Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло!”

 

 

Вот какое сколько интересного вы узнали.

 

6.- Подойдите, пожалуйста, ко мне.

 

Дети подходят к столу, на котором размещены: корпус, циферблат с цифрами; стрелки; часовой механизм; часы.

 

Воспитатель (берет в руки часы):

 

Из каких частей состоят часы?

 

(Ответы детей)

 

- Правильно, у всех часов есть корпус, есть циферблат. На циферблате размещены цифры.

 

- Воспитатель: Каким образом они расположены?

 

Ответы детей: (по кругу, по порядку).

 

- Что будет, если цифры перепутать? (ответы детей).

 

7.Игра «Собери часы»

 

- Воспитатель: Молодцы! Все с работой справились.

8.Итог:

-  Что нового вы сегодня узнали , что интересного (ответы детей)

 

- Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают).

 

Что было трудно? (ответы детей)