Занятие в подготовительной группе "История возникновения часов"
Оценка 4.9

Занятие в подготовительной группе "История возникновения часов"

Оценка 4.9
docx
24.06.2021
Занятие в подготовительной группе "История возникновения часов"
ЗАНЯТИЯ ПО ЧАСАМ.docx

НОД «История возникновения часов» на подготовительной группе.

Подготовила воспитатель Голубева И.А.

Программные задачи.

 

1.Образовательные:

 

Познакомить детей с циферблатом часов. Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов, о принципах их работы, их роли в жизни человека. Активизировать словарь, совершенствовать навыки речевого общения.

 

2. Развивающие:

 

Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.

 

 3.Воспитательные:

 

Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

 

Материал к занятию:

 

Ноутбук, проектор, презентация «История часов»», магнитофон, музыкальная запись, макет часов , стрелки, цифры от 1-12, пластиковая бутылка, маркер, образцы часов.

 

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, разнообразные примеры часов, беседы, рисунки по теме «детские часы».

 

Ход занятия:

1.  Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

 

-Мы с вами большая, дружная семья, давайте передадим наше тепло друг другу обнявшись.

Давайте друг другу улыбнемся.

А теперь послушайте загадку.

 

Мы ходим ночью, ходим днем,

 Но никуда мы не уйдем.

 Мы бьем исправно каждый час.

 А вы, друзья, не бейте нас.

 

Что это? Ответы детей.

 

– Ребята, представьте, пожалуйста, такую картину: в нашем городе исчезли все часы. Что было бы тогда? (Ответы детей)

- А как вы думаете всегда ли были часы? Да часы, которые вы привыкли видеть были не всегда..

. Сегодня мы совершим путешествие в прошлое и настоящее. Я расскажу вам историю появления часов. 

 

2. – А ведь когда-то очень-очень давно часов не было, люди узнавали время по солнцу.

(Слайд2)

Встало солнышко - пора людям вставать, за работу браться. Поднялось солнце выше – пора обедать, а спряталось солнце, закатилось – пора домой возвращаться, спать ложиться.

Но всегда ли можно было по солнышку определить?

 

– А вы слышали про живые часы?

– Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

-Узнали кто это?

 

ЧАСЫ-ПЕТУХ (слайд 3)

 

Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, дерет горло…

 

Скоро утро! Довольно спать!

 

Крестьяне заметили, что первый раз петух начинал кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха и вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок договариваться и о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

 

Послушайте стихотворение «Петушок»

 

Кукаре-ку кукаре-ку!

 Звонко петушок поет.

 Озарило солнце реку,

 В небе облако плывет.

 Просыпайтесь, звери, птицы!

 Принимайтесь за дела.

 На траве роса искрится,

 Ночь июльская прошла.

 Как будильник настоящий,

 Разбудил нас петушок.

 Распушил он хвост блестящий

 И расправил гребешок.

 

Но по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать, то лиса петуха унесет и съест.

 

 

 – Слышали ли вы о цветочных часах?

(Слайд 4)

Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

 

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

 

У реки — зеленый луг,

 Одуванчики вокруг

 Росами умылись,

 Дружно приоткрылись.

 Как фонарики горят,

 Нам с тобою говорят:

 "На часах ровно пять,

 Можете еще поспать!"

 

Одуванчики — это часы луговые. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

 

Так появились цветочные часы. Их изобрел шведский ученый Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил, когда раскрываются и закрываются цветки разных растений. Карл Линней посадил в своем саду цветочные часы. На круглой клумбе росли цикорий и шиповник, одуванчик и картофель, ноготки и многие другие. Карл Линней мог определить время, увидев, какие цветки раскрыты. Но ходят такие часы только в солнечную погоду. В пасмурную погоду цветы закрыты.

 

 

 

 СОЛНЕЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 6)

 

Как-то раз человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек как тень по кругу бегает и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Назывались они солнечными. (По И. Мельникову).

 

Солнечные часы придумали древние египтяне.

 

Послушайте стихотворение:

 

Есть и солнечные часы – всех часов предки!

 Сейчас они редки.

 Циферблат на земле лежит, а по небу солнышко бежит!

 Они бывают на площадях, на лужайке, в саду – у солнышка на виду!

 (Эльмира Котляр)

 

Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда.

 

– Как вы думаете, почему?

 

 – В пасмурный, дождливый, хмурый день определить время трудно, потому что нет солнца.

 

 

 

 

ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ (слайд 7)

 

И придумал человек другие часы, более надежные. В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

 

Педагог. Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.

Педагог. Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло!”

 

 

ПЕСОЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 8)

 

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. Эти часы назвали песочными. (По М. Ильину, Е. Сегал)

 

А бывают часы песочные – точные!

 В них песчинки текут – секунды бегут!

 Как песчинки собрались, холмиком улеглись

 в колбочке из стекла, так и минутка истекла!

 (Эльмира Котляр)

 

Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.

 

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЧАСЫ (слайд 9)

 

Человек еще немного подумал и придумал часы, которыми мы пользуемся до сих пор. Это часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Сейчас у многих дома и на руках часы работают с помощью батареек и заводить каждый день их не нодо.

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ЧАСЫ (слайд 10)

 

На этом человек не остановился и придумал часы без стрелок. В таких часах на циферблатах только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети и на батарейках.

 

А есть и новые – электронные

 часы неугомонные!

 Только раз заведи,

 заведешь – и год ходи! (Эльмира Котляр)

 

 КРЕМЛЕВСКИЕ КУРАНТЫ (слайд 11)

 

Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

 

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

 

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

 

Кто не слышал,

 как бьют

 на Спасской башне гиганты – куранты

 Они часы главные –

 Державные!

 (Эльмира Котляр)

 

 

 

– А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни.

 

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

 

НАСТЕННЫЕ ЧАСЫ (слайд 12)

 

Часы, висящие на стене, — называют настенными.

 

А есть часы настенные –

 Чинные, степенные!

 Не убегают,

 не отстают!

 вовремя бьют!

 Маятник: туда – сюда…

 Сегодня, завтра и всегда!

 (Эльмира Котляр)

 

НАПОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (слайд 13)

 

– Как вы думаете, где стоят напольные часы?

 

– Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.

 

Есть часы,

 На полу стоящие,

 Басом говорящие:

 «Бом! Бом! Бом!!» –

 На весь дом.

 (Эльмира Котляр)

 

НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ (слайд 14)

 

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

 

КАРМАННЫЕ ЧАСЫ (слайд 15)

 

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

 

КАМИННЫЕ ЧАСЫ (слайд 16)

 

 

НАСТОЛЬНЫЕ ЧАСЫ (слайд17-22 )

 

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными.

 

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец. (слайд 23-25)

 

А еще есть часы – малютки!

 Как сердечко бьется в грудке!

 «Тики-таки, тики-таки» –

 Круглые сутки.

 (Эльмира Котляр)

Теперь вы познакомились какой путь прошли часы пока стали в привычном виде..

3. Дома я вас просила нарисовать примеры детских часов. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

 

4.

5.Давайте вместе сделаем простейшие водяные часы.

 

 Один ребенок наливает воду, другой следит за песочными часами, а третий делает через минуту на сосуде метку маркером.

http://festival.1september.ru/articles/591009/img1.jpg

Педагог. Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Дети. Нет, так как в них надо постоянно подливать воду.

Педагог. Не случайно с тех пор говорят о времени: “Сколько воды утекло!”

 

 

Вот какое сколько интересного вы узнали.

 

6.- Подойдите, пожалуйста, ко мне.

 

Дети подходят к столу, на котором размещены: корпус, циферблат с цифрами; стрелки; часовой механизм; часы.

 

Воспитатель (берет в руки часы):

 

Из каких частей состоят часы?

 

(Ответы детей)

 

- Правильно, у всех часов есть корпус, есть циферблат. На циферблате размещены цифры.

 

- Воспитатель: Каким образом они расположены?

 

Ответы детей: (по кругу, по порядку).

 

- Что будет, если цифры перепутать? (ответы детей).

 

7.Игра «Собери часы»

 

- Воспитатель: Молодцы! Все с работой справились.

8.Итог:

-  Что нового вы сегодня узнали , что интересного (ответы детей)

 

- Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов? (Дети рассуждают).

 

Что было трудно? (ответы детей)

 

 

 


 

НОД «История возникновения часов» на подготовительной группе

НОД «История возникновения часов» на подготовительной группе

Мы ходим ночью, ходим днем,

Мы ходим ночью, ходим днем,

Помогал петушок договариваться и о встрече

Помогал петушок договариваться и о встрече

Росами умылись, Дружно приоткрылись

Росами умылись, Дружно приоткрылись

Эльмира Котляр) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда

Эльмира Котляр) Но пользоваться солнечными часами человек мог не всегда

Эльмира Котляр) Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах

Эльмира Котляр) Песочные часы до сих пор используют в поликлиниках и больницах

Кремлевских курантов страна вступает в

Кремлевских курантов страна вступает в

Как вы думаете, где стоят напольные часы? –

Как вы думаете, где стоят напольные часы? –

Тики-таки, тики-таки» – Круглые сутки

Тики-таки, тики-таки» – Круглые сутки

Педагог. Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Педагог. Как вы думайте, удобны ли эти часы?

Ответы детей: (по кругу, по порядку)

Ответы детей: (по кругу, по порядку)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2021