Занятие внеурочной деятельности по Финансовой грамотности.
Дата: 20.04.2023
Класс: 2 в
ФИО учителя класса: Федоришина Светлана Семёновна, учитель начальных классов.
УМК: «Школа России»
Тема: «Откуда в семье берутся деньги» в рамках изучения модуля «Что такое семейный бюджет».
Тип урока: открытие новых знаний
Цель урока:
1. Формирование у учащихся представления о финансах;
2. формирование умения, как правильно вести семейный бюджет.
3. Бережного отношения к деньгам.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
-правильно использовать изученные термины;
-называть и приводить примеры основных источников доходов семьи;
-считать доходы семьи.
Метапредметные результаты:
-использовать различные способы поиска, сбора и представления информации о доходах в семейном бюджете;
-работать в малых группах (согласовывать общую цель, распределять обязанности, составлять план действий, оформлять и представлять результаты работы группы);
-учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
Личностные результаты:
-понимать, что деньги зарабатываются трудом человека;
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Оборудование: проектор, экран, презентация, карточка –тест для работы в группе, карточка- задание для работы в паре учебник, кроссворд.
Этапы занятия |
№ слайда,
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Организационный момент
|
1 слайд
|
Создание мотивации к изучению темы. Прозвенел звонок, Начинается урок. Посмотрите, все-ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки.
|
Дети проговаривают слова, готовятся к занятию
|
II. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала |
2 слайд |
Актуализация полученных ранее знаний по теме. Фронтальная работа .1.Закончите предложение. Деньги - это… 2.Отметь верное утверждение. Монеты отличаются от бумажных денег тем, что: а) изготовлены из металла; б) имеют меньшую ценность; в) предназначены для обмена; г) выпускаются государством. 3.Какая из денежных единиц лишняя? Почему? 1 рубль, 50 рублей, 100 рублей, 5 евро.
|
Отвечают на вопросы учителя. 1. Деньги – это удобные для обмена товары. 2. Монеты отличаются от бумажных денег тем, что: изготовлены из металла. 3. Лишняя из денежных единиц 5 евро. Это валюта другой страны, а остальные деньги российские.
|
III.Создание проблемной ситуации.
|
3 слайд |
Создаётся проблемная ситуация, дети ищут выход из неё. - Ребята, я сегодня шла в школу и встретила наших знакомых – Алёшу и Катю. Они спорили о том, откуда их родители берут деньги. Алёша утверждал, что папа с мамой получают зарплату. Катя задалась вопросом: что такое зарплата? Именно в этот момент мне пришлось вмешаться в разговор и рассказать им более подробно и обстоятельно о том, откуда в семье берутся деньги. - Как вы считаете, прав ли Алёша?
|
Учащиеся высказывают свои мнения. Мнения разделились: одни считают, что Алёша прав. Другие считают, что в семье есть ещё доходы.
|
IV. Определение темы урока, постановка учебной задачи.
|
4 слайд |
Постановка учебной задачи. - Предположите тему урока. - Тогда какую же мы поставим перед собой учебную задачу?
|
- Откуда в семье берутся деньги. - Выяснить, откуда родители берут деньги, и могут ли быть другие доходы |
V. Физминутка |
5 слайд |
Ветер дует мне в лицо. Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише. Деревцо все выше, выше |
Обучающиеся выполняют движения за учителем |
VI. Открытие новых знаний.
|
6 слайд |
Получение новых знаний, основных понятий. - Попробуем разобраться в споре Алёши и Кати. - Давайте бюджет семьи представим в виде мешка. Все денежные поступления в семью называют доходами. Какие виды доходов мы сможем туда положить? Только ли зарплату родителей? Действительно, самый распространённый вид доходов любой семьи – зарплата. Ваши папа и мама работают и за это получают деньги. Зарплаты у всех людей разные: у одних они высокие, у других не очень, у третьих совсем маленькие. Если работа требует особых знаний и умений, то она оплачивается выше. Работа в группах. Кроме зарплаты у людей могут быть и другие доходы. Давайте обсудим некоторые из них. Задание. Прочитайте текст. Подготовьте рассказ по плану. План. 1. Вид (название) дохода. 2. Особенности этого дохода. 3. Изобразить на рисунке этот вид дохода. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.( Задание для группы: 1,2 ,2,3,4,5) Итог: получается, что вы все вместе приносите в свою семью доходы. Интересно: сколько? |
Дети предлагают: - зарплата; - пенсия бабушки и дедушки (если они тоже живут в этой семье); - стипендия; - детские пособия; - наследство; - вклад в банке; - лотерея; - деньги от аренды помещения и т.д.
Обучающиеся распределяют обязанности в группах, составляют план действий, готовят сообщение, оформляют рисунок и представляют результаты работы группы
|
VII. Закрепление полученных знаний.
|
7 слайд |
Закрепление полученных знаний. 1. Работа в парах. – Попробуйте посчитать доход вашей семьи за сентябрь, решив следующею задачу. «В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре». ( ПРИЛОЖЕНИЕ 2) Проверка. РАБОТА С КРОССВОРДОМ 2. Решите кроссворд.( ПРИЛОЖЕНИЕ 3) РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ 3. Работа по учебнику. С.19-22. Фронтальный опрос - Про какие ещё доходы прочитали в учебнике? 4. Самостоятельная работа в тетради. Проверка. с.36 №1 |
Ученики в парах решают задачу. 25+3+35+17+3=83 (тыс.рублей)
Ученики в парах решают кроссворд. Самопроверка.
- Детские пособия, пособия инвалидам, аренда помещения, вклад в банке под проценты. Самостоятельно работают, опираясь на текст учебника. Взаимопроверка. |
VIII. Домашнее задание |
8 слайд
|
Овладение алгоритмом действия при выполнении. с.6-12 читать, + творческое задание на выбор: 1) на листе А4 записать пословицу про деньги или доходы и нарисовать к ней рисунок; 2) придумать по теме викторину из 4-5 вопросов. |
Слушают, обсуждают вместе с учителем, задают уточняющие вопросы. |
IX. Рефлексия |
9 слайд
|
Реализация самопознания и самоанализа в результате изучения темы .- Подведём итог. Вспомните тему урока. Какую учебную задачу ставили перед собой? Выполнили ли мы её на уроке? - Продолжите фразу. * «Сегодня я узнал …» * «Мне было интересно …» * «Мне захотелось…» Учитель благодарит за работу. Оценивает. |
Учащийся выбирает фразу и заканчивает её (в устной форме). |
Приложение 1
Тексты для работы в группах
1 группа. Ф.И. об-ся __________________________________
Мама в прошлом месяце часто оставалась на работе по вечерам, сделала гораздо больше работы, чем обычно. Директор дал ей премию. Это такая прибавка к зарплате. Её мама положила в банк, и теперь у семьи есть ещё один источник доходов – проценты по вкладу. |
2 группа. Ф.И. об-ся __________________________________
Когда дети вырастают, то им надо получить образование в высших учебных заведениях. Они поступают в университет. Если студент хорошо учится, то будет получать стипендию – это тоже будет семейный доход.
|
3 группа. Ф.И. об-ся __________________________________
Ещё один вид дохода – это пенсия, которую получают бабушки и дедушки. Они уже не работают, но получают её от государства. Если они не живут вместе со своими детьми, но могут помогать им деньгами и дают внукам на карманные расходы.
|
4 группа. Ф.И. об-ся __________________________________
Семья может получить незапланированные доходы. Например, выигрыш в лотерею, наследство или подарок. Но рассчитывать на такие доходы нельзя, так как их невозможно запланировать. Кроме того, дополнительный доход можно получить, продав любое своё имущество: автомобиль, дом, квартиру, украшения и другое. |
5 группа. Ф.И. об-ся __________________________________
Источником дополнительного дохода являются ценные бумаги, например, акции и облигации. Человек, покупая облигацию, одалживает деньги государству или фирме. Через определённый срок деньги будут возвращены, а в течение этого срока владелец будет получать проценты. |
6 группа. Ф.И. об-ся __________________________________
Источником дополнительного дохода являются ценные бумаги, например, акции и облигации. Человек, покупая облигацию, одалживает деньги государству или фирме. Через определённый срок деньги будут возвращены, а в течение этого срока владелец будет получать проценты |
Приложение 2
Работа в парах. Карточки
.
Задача. Ф.И. об-ся _______________________________ В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре. |
Задача. Ф.И. об-ся _______________________________ В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре. |
Задача. Ф.И. об-ся _______________________________ В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре. |
Задача. Ф.И. об-ся _______________________________ В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре. |
Задача. Ф.И. об-ся _______________________________ В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре. |
Задача. Ф.И. об-ся _______________________________ В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре. |
Задача. Ф.И. об-ся _______________________________ В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре. |
Задача. Ф.И. об-ся _______________________________ В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре. |
Задача. Ф.И. об-ся _______________________________ В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре. |
Задача. Ф.И. об-ся _______________________________ В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре. |
Задача. Ф.И. об-ся _______________________________ В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре. |
Задача. Ф.И. об-ся _______________________________ В сентябре мама получила заработную плату в размере 25 тысяч рублей и премию 3 тысячи рублей. Папа заработал 40 тысяч рублей. Пенсия бабушки 17 тысяч рублей. Стипендия старшего сына 3 тысячи рублей. Рассчитай общий доход семьи в сентябре. |
Приложение 3
Кроссворд.
|
1.
Зарытые в земле или спрятанные иным способом деньги или ценные предметы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.
Зарытые в земле или спрятанные иным способом деньги или ценные предметы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1.
Зарытые в земле или спрятанные иным способом деньги или ценные предметы.
|
Список используемой литературы и источников информации:
1. Федин С. Н «Финансовая грамотность: 2-3 класс ч.2» (учебник)
2. Корлюгова Ю.Н. «Финансовая грамотность: 2-3 класс» (рабочая тетрадь)
3. https://videouroki.net/video/17-otkuda-v-seme-berutsya-dengi.html
4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.