Занятие внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" на тему "Путешествие в страну Лингвинию"
Оценка 4.6

Занятие внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" на тему "Путешествие в страну Лингвинию"

Оценка 4.6
doc
10.03.2022
Занятие внеурочной деятельности "Занимательная грамматика" на тему "Путешествие в страну  Лингвинию"
Путешествие в страну Лингвинию.doc

Разработка занятия внеурочной деятельности «Заниматетельная грамматика» на тему «Путешествие в страну Лингвинию»

 

Цель занятия: прививать интерес к изучению русского языка;

Задачи занятия: обобщить и систематизировать изученный материал; способствовать развитию логического мышления  обучающихся; расширению словарного запаса, развитию связной речи, творческих способностей на примере языкового материала

 

Оборудование: презентация, медиапроектор, орфографический словарь, высказывания на доске «Гласные – это река, а согласные – ее берега»

(К.С. Станиславский) «Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова»

(М. Горький).

Ход занятия

 

I. Организация учащихся на работу.

Солнце красное проснулось,

В гости к нам пришло с утра,

Всем ребятам улыбнулось:

- Начинать урок пора!

Поудобнее садитесь,
Не  шумите, не вертитесь

И внимательно вникайте,

А спрошу вас, отвечайте

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно

Путешествие зовет

Четвероклашек на урок!

А куда лежит наш путь?

 

II. Постановка темы и целей  занятия.

- Сегодня мы побываем в  чудесной и загадочной стране.  Ее жители вам, конечно, знакомы. Знакомы вы и с законами этой необычной страны. В этой стране все народы живут в мире и согласии, в постоянном общении друг с другом и никогда не ссорятся. А как же иначе? Если вдруг (это даже страшно представить!) жители страны поссорятся, то мы с вами не сможем не только говорить, но и писать. Что же это за страна? Попробуем отгадать? Название страны зашифровано в кроссворде.

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

1.Какой хищник всегда пасётся в клевере? (Лев - клевер, левкои)

2.Какая цифра всегда катается в электричке? (Цифра три - электричка)

3. Какая часть линейки очень быстро тает на солнце?  (Средняя часть - л-иней-ка)

4. В каком учебном заведении круглые сутки без перерыва гимн звучит? (В гимназии)

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Какие животные постоянно живут в волосах даже самого чистоплотного человека?

(Вол и осы: волосы)

6. Какую крупу каждый турист обязательно берёт с собой в поход? (Рис - турист)

7.  Как зовут очень упрямую девочку,  которая никогда не выходит из комнаты?  (Ната – комната)

8. С каким цветком всегда и повсюду ходят все шпионы, чемпионы и пионеры? (С пионом - шпион, чемпион, пионер)

9. Какая страна разместилась в настурции? (Турция)

- Какое  слово зашифровано? Что оно означает?

Работа со словарем.

Лингви́стика (от лат. lingua — язык), языкозна́ние, языкове́дение — наука, изучающая языки.

- Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как его индивидуализированных представителях.

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на занятии?

Если вдруг (это даже страшно представить!) жители страны Лингвинии поссорятся, то мы с вами не сможем не только говорить, но и писать.

- Почему? Ответ прост. В сказочной стране Лингвинии Язык является могущественным, храбрым королём, Грамматика – строгой, любящей порядок, королевой, у которой есть целая свита принцев и принцесс. С некоторыми из них мы сегодня встретимся.

Жители страны Лингвиния для нашей игры-путешествия приготовили различные задания. Наша задача – их правильно выполнить, т.к. от этого зависит мир и спокойствие в этой необычной стране.

- Готовы отправиться в путь? Замечательно!

- Итак,  начинаем удивительное и увлекательное путешествие в необъятную страну Русского языка – Лингвинию.

III. Содержание занятия

1.     Остров  Фонетика

Куда мы попали,  вы узнаете, отгадав загадку.

Он бывает тихим, громким,

А еще глухим и звонким.

Может быстро проскочить,

А захочет – будет жить

До тех пор, пока звонок

Не отмерит ему срок.

Он везде всегда дрожит

И по воздуху бежит.

Рот ему, как дом родной,

Из него летит волной.

Любит с эхом подразниться,

В барабане схорониться.

Если где услышим стук,

Значит, к нам добрался … (звук)

С. Ефремов

- Какой раздел лингвистики изучает звуки? ( Фонетика)

- Вот мы и оказались в царстве принцессы Фонемики.

- Она приготовила для вас испытание.

- Что  изучает  фонетика?

 Фонетика – раздел  науки  о  языке, который  изучает  звуки, ударение, слог.

 - На  какие  две  группы  делятся  звуки? (На  гласные  и  согласные)

 Назовите  гласные  звуки.

 [ a], [o], [у], [э], [и], [ы].

1. В каком ряду во всех словах букв больше, чем звуков?

1.) польют, прятать, любить

2.) стоять, пыльца, плыть

3.) мальчик, только, гореть

2. В каком ряду во всех словах все согласные твёрдые?

1.) цена, творог, школа

2.) койка, дрозд, кран

3.) книга, сорока, корова

3. В каком из этих слов два звука [а]?

1.) сорока

2.) дороги

3.) барабан

4. Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.

Наша ученица Наташа Куницина  собирается отправиться в Братск.

5. Метаграммы - это загадки, по условиям которых из загаданного слова, путем замены одной буквы на другую, получается новое слово.

Я – из материи, и все об этом знают.

Но примененье я двойное нахожу:

Когда я с А, то мной одежду украшают,

Когда я с И – больным повязкою служу. (Бант – бинт).

 

С буквой О – арктический и антарктический,

Без нее я знак математический. (Полюс – плюс).

 

С Е – я жаркая пора,

С О – настольная игра. (Лето – лото).

 

Когда я с Д – меня сорвут,

Когда я с Т – на мне плывут. (Плод – плот).

Известное я блюдо, когда ж добавишь М,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха – муха).

 

С «К» в полях меня найдете.                                                                                                      С «Г» - романсы запоете.

С «В» - в косички заплетете (Колос – голос – волос)

 

Я с буквой «В» угрюмая ночная птица,

А с буквой «Д» - в воде  сумею раствориться. (Сова – сода)

 

6. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

1) из слова ЛЁН – цифру,

2) из слова ЛЕЙ – название дерева

3) из слова ЛОБ – название настила

4) из слова ЛЮК – большой мешок,

5) из слова ТОК – домашнее животное,

6) из слова ШЕЛ – неправду,

7) из слова ШЕЙ – просьбу,

8) из слова КУБ – связку, охапку чего-либо,

9) из слова ТОЛ – прибор для измерения глубины моря,

          10) из слова ЛЁД – материал для крыши

7. Поставьте ударение в словах.  Назови все слова, в которых ударение падает на первый слог.

1.) средства +

 

 

               

 

                                                                                                                                     

2.) красивее

3.)туфля  +

4.) каталог

5.) кухонный +

6.) сливовый +

 

- Что такое фонема? (Обозначение звука на письме в квадратных рамках)

Принцесса Фонетика очень довольна На память она дарит вам высказывание Н.В.Гоголя.

Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг… (Н.В.Гоголь)

2. Остров Морфемика.

Название этого острова узнаете, отгадав ребус:

Друзья! Моя задача такова –

Открыть вам, как построены слова,

Какие их морфемы составляют,

Какую роль в словах они играют.

1.     Блиц- опрос.

- Что изучает морфемика?

- Как называется основная единица морфемики?                                                                - Из каких морфем могут состоять слова?                                                                          - Какая из морфем является главной? Почему?                                                                      - В какой морфеме заключено грамматическое значение слова?                                                 - При помощи каких морфем образуются новые слова?                                                        - Как называются слова с одинаковым корнем?                                                                     - Какая морфема образует форму слова?

2. Выясни умело линию родства – однокоренные отыщи слова из фразы К.Паустовского:

РОДНИК РОЖДАЕТ РЕКУ, А ОНА ТЕЧЁТ ЧЕРЕЗ ВСЮ РОДИНУ, КОРМИТ НАРОД. И ВСЕ ЭТИ СЛОВА КАК БЫ РОДНЯ МЕЖДУ СОБОЙ.

3. Шарады.

Корень мой находится в ЦЕНЕ,

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне,

Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка).

 

Корень извлечь из НАЧИНКИ несложно,

Приставка в СОСУДЕ хранится надежно,

Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,

Вместе – на темы различные пишешь. (Сочинение).

 

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,

Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,

В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки идете. (Расписание).

 

Корнем с ПУТЕВКОЙ роднится,

В СБОРЕ приставка таится,

Суффикс – как в слове ДНЕВНИК.

Целям – я в космос проник. (Спутник).

4. Найди   лишнее 

Желток, железо, желтый;

Носильщик, нос, носатый;

Гусь, гусыня, гусеница.

Царевна Морфемика дарит вам  высказывание Александра Николаевича Тихонова ,автора словообразовательного словаря , : «Чтобы правильно понимать смысл слов и употреблять их в речи, надо уметь разбираться , из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит».

 3. Остров Морфология

Части речи она изучает.

Как её  величают?( Морфология)

Часть речи это непростая,

Ее вопросы «Какой?», «Какая?»,

Обозначает лишь признак предмета.

Как называется? Что же это? (Имя прилагательное)

 

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. (Имя существительное)

 

Порядок при счете оно называет.

Часть речи. Но это не существительное.

Количество числами выражает

И называется... (Имя числительное)

 

Все вы назовете их едва,

Самые короткие слова.

Отчего они так важны, не пойму?

«По», «на», «за», «в», «от» и «у». (Предлоги)

Вместо имени предмета,
Вместо признака предмета
Применяем тоже это,
И количество предметов
Заменяет часто это.
Нам на всё оно укажет,
Но имён ничьих не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как ни крутись,
В речи нам не обойтись.
(Местоимение.)

Он предметы оживляет,
Всех их в дело вовлекает,
ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про ...
(Глагол.)

Признаки действий оно означает,
Всем любопытным оно отвечает
КАК? и КОГДА? ПОЧЕМУ? ОТЧЕГО?
ГДЕ? и КУДА же? ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО?
Очень не любит оно изменяться,
Род не имеет, не хочет склоняться.
Степень сравнения может иметь,
Как его имя, скорее ответь!
(Наречие.)

Палиндромы – слова, словосочетания или предложения, которые одинаково читаются слева направо и справа налево.
Вставьте подходящее слово – палиндром из трех букв:

Дай мне … карандаш (тот).
Ты знаешь, … пишется этот слово? (как)
Заходите. Вот … я живу (тут).
Какой вкусный обед ты приготовил. Ты настоящий … (кок).

Принцесса Морфология дарит вам на память высказывание

«Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лед»

(К.Г. Паустовский)

4. Остров Лексика

Всем название дано –

и зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету!

И все, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, _

И все, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Словарный состав языка изучает Лексика (Происхождение и образование слов)

Слова означают одно и то же,

Но между собою они не похожи.

По-разному пишутся и говорятся...

Как называются? Кто догадался? (Синонимы)

Слова одной и той же части речи.

Но разное значение у них.

Скажу я «трусость»,

Ты ответишь — «храбрость»,

Скажу я «грусть»,

А ты в ответ мне — «радость». (Антонимы)

Слова звучат одинаково, но различаются по значению. (Омонимы)

1.Угадай омоним

В магазине мама купит,

 Сварит бабушка компот,

 Сто раз в день боксер отлупит,

Доктор в кулаке сожмет. (Груша)

Мы над нею руки моем

 И посуду губкой трем,

А когда ее откроем,

То жемчужину найдем. (Раковина)

Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

 А еще замок откроет,

 Чтоб хозяев в дом впустить. (Ключ)

Знает скотовод бывалый,

И девчонка, и река,

Что бывает из металла,

Из волос, и из песка. (Коса)

2.Найди пару

В правом столбике устаревшие слова, а в левом – их современное толкование. Участники должны найти соответствующие пары и соединить их стрелочками. (Плакаты с заданиями на магнитной доске).

 

Предок

Пращур

Сказитель

Баян

Палец        

Зеница

Зрачок

Перст

Уста

Отрок

Подросток

Прием пищи

Трапеза

Губы

Жито

Зерно

Покои

Комната

 

3. Игра-головоломка «Семь таинственных сов»

- В этой игре надо будет угадывать слова с различным смыслом. Необходимо внимательно слушать задание, т.к. в нем не только дается описание предмета, но и содержится подсказка.

- В каждом слове имеется сочетание букв, из которых можно сложить слово «сова». Правда, эти буквы могут быть рядом, а могут расположиться на разном расстоянии друг от друга. За каждый правильный ответ – поощрительный жетон.

Чтобы легче было решить эту головоломку, ведущий вешает на доску макет слова.

1)          Эта сова – грузовик, а не птица,

Он по шоссе с тяжким грузом помчится.

С - - о - ва - .

2)          В этой – народная мудрость таится,

В жизни, быть может, она пригодится.

- - с – ов - - а.

3)          Этой покорны и тигры, и львы,

Когда на арену выходят они.

- - - с - - - ов - - - а.

4)          В этой – запасы травы ты найдешь -

Под крышею, где не замочит их дождь.

С - - ова - .

5)          Эта питается только словами

В книжке, читаемой учениками.

С - ова - -.

6)          Сердито шипит на плите сова эта,

Яичницу жарит, блины и котлеты.

С - ов - - - - а.

7)          Эту сову ты найдешь без подсказки,

Если достанешь бумагу и краски.

- - сова - - -.

Ответы: самосвал, пословица, дрессировщица, сеновал, словарь, сковорода, рисование.

Принцесса Лексика дарит вам высказывание М.Горького:

Слова, дружище, - это как листья на дереве,                                                                                         И чтобы понять, почему лист таков, а не иной,                                                                              Нужно знать, как растёт дерево - нужно учиться. (М. Горький)

 

 

IV. Итог занятия.

Притча о добре и зле.
Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком.
– Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук.
– Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь?
– Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил:

– Но какой же волк побеждает в конце?
Старый индеец едва заметно улыбнулся:
– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

 -А что  в  себе  труднее  воспитывать зло или добро?

-  Почему   зла в современном  мире  становится  всё  больше и больше?

- Легко ли  делать добрые  дела?

Я  предлагаю  Вам приготовить  проекты  «Что я (мы)  можем  сделать, чтоб  добра  стало  больше?»

 

V. Рефлексия.

На уроке я узнал….

Мне было сложно…

Я смог научиться…

Мне показалось необычным…

Я захотел узнать… -

«С русским языком можно творить чудеса», - утверждал К.Г. Паустовский.

- На ваших столах лежат смайлики. Выберите из них любой, отражающий ваше настроение во время путешествия.

 

            

 

Звучит песня "Выучи русский язык".

 

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре –

Выучи, выучи русский язык.

 

Он твой наставник – великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи, выучи русский язык.

 

Использованная   литература

1.     Агапова И., Давыдова М. Лучшие игры со словами. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2007.

2.     Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»). Санкт-Петербург, «Тригон», 1997 – 656 с., с илл.

3.     Баев П.М. Играем на уроках русского языка. – М., 1996.

4.     Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995.

5.     Иванова В.А., Пошиха З.А., Розенталь Д.Е. Занимательно о русском языке. 2-е изд., дораб. – СПб.: Отделение изд-ва «Просвещение», 1995.

6.     Орг А.О. Олимпиады по русскому языку. М.:Просвещение,1994

7.     Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя. – М.: МИРОС-МАИК «Наука/Интерпериодика», 2000.

8.     Синицын В.А. Чтобы язык не заплетался. Пособие по развитию речи. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2008.


9.     Скачано с www.znanio.ru

Разработка занятия внеурочной деятельности «Заниматетельная грамматика» на тему «Путешествие в страну

Разработка занятия внеурочной деятельности «Заниматетельная грамматика» на тему «Путешествие в страну

Вопросы: 1.Какой хищник всегда пасётся в клевере? (Лев - клевер, левкои) 2

Вопросы: 1.Какой хищник всегда пасётся в клевере? (Лев - клевер, левкои) 2

Готовы отправиться в путь? Замечательно! -

Готовы отправиться в путь? Замечательно! -

Метаграммы - это загадки, по условиям которых из загаданного слова, путем замены одной буквы на другую, получается новое слово

Метаграммы - это загадки, по условиям которых из загаданного слова, путем замены одной буквы на другую, получается новое слово

Что такое фонема? (Обозначение звука на письме в квадратных рамках)

Что такое фонема? (Обозначение звука на письме в квадратных рамках)

Вся же – в дневнике я и в журнале

Вся же – в дневнике я и в журнале

По», «на», «за», «в», «от» и «у»

По», «на», «за», «в», «от» и «у»

Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету!

Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету!

Зрачок Перст Уста

Зрачок Перст Уста

IV . Итог занятия . Притча о добре и зле

IV . Итог занятия . Притча о добре и зле

Если нуждаешься в твердой опоре –

Если нуждаешься в твердой опоре –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2022