Для овладения первоначальными навыками чтения и письма требуется определенная готовность сенсомоторной и интеллектуальной сферы детей. Важнейшим компонентом успешной работы дошкольников по овладению грамотой является сформированность фонематического восприятия. Поскольку в основе обучения грамоте лежит опора на речевой слух, на фонематическое восприятие и навыки звукового, а затем звукобуквенного анализа, то возникает необходимость более раннего выявления у детей недостатков фонематического слуха и организации систематической работы по его развитию.
4. ЗАНЯТИЕДОСУГ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
Тема «Звук — слог — слово — предложение».
Цель: активизировать словарь, развивать связную речь, формировать
звукобуквенный анализ и синтез, совершенствовать навык письма и чтения.
План занятия
1.Игра «Разноцветный сундучок».
2.Игра «Скажи наоборот».
3.Игра «Шифровальщик».
4.Игра «Слово рассыпалось».
5.Игра «Кто здесь лишний?».
6.Игра «Шел прошлогодний снег».
7.Игра «Кто больше назовет слов?».
Оборудование: доска, мел, сундучок, ребус, карточки в форме лепестков
ромашки, предметные картинки, пуфики, наборное полотно, снежинки,
буквы, схема кроссворда «Доброта», магнитофон, песня А.Беликова
«Снег».
Ход занятия
На демонстрационной доске — графическая схема кроссворда. По мере
отгадывания слов кроссворда дети самостоятельно вписывают их в схему.
/. Игра «Разноцветный сундучок» (определение первого звука в слове)
Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, лопата,
радуга, мешок, халат.
Ведущий: Я картинку положила
В разноцветный сундучок.
Нука, Оля (Миша, Катя), загляни,
Вынь картинку, назови.
Ребенок достает картинку из сундучка, четко, правильно произнося звуки
в слове, называет ее и определяет первый слог в слове. Картинка ставитсяна наборное полотно. Когда все картинки выставлены, ведущая предлагает
найти среди картинок первое слово кроссворда, отгадав загадку:
Крашеное коромысло
Над рекой повисло. (Радуга.)
Ребенок, первым отгадавший загадку, вписывает слово радуга в схему
кроссворда.
2. Игра «Скажи наоборот» (деление слов на слоги)
Ребенок называет словоантоним, делит его на слоги, перепрыгивает через
пуфики столько раз, сколько в слове слогов. Последнее слово {ночь) —
второе слово кроссворда.
Грустный — ...
(веселый), сильный — ...
мокрый — ...
(сухой), старый
— ...(молодой),
(слабый), большой — ...
(маленький), широкий — ...(узкий), длинный
высокий — ...
— ...(короткий), больной — ...(здоровый),
3.Игра «Шифровальщик» (звуковой анализ и синтез слогов)
Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам других слов:
барабан, арбуз, ножницы, кошка, аист — банка (третье слово кроссворда).
4.Игра «Слово рассыпалось» (составление слов из слогов)
На наборное полотно выставляются карточки со слогами. Расставляя в
пус, та, ка —
капуста та, кар
— карта ки,
сан — санки
нужном порядке слоги,
составляют
дети
Последнее
слово.
составленное слово
{рука) —
четвертое слово кроссворда.
ка, пол — полка ва, тык —
тыква ши, ма, на — машина
лот, пи — пилот ша, гру —
груша ги, но — ноги
5. Игра «Кто здесь лишний?» (послоговое чтение)На карточках с одной стороны — картинка, с другой — название,
написанное печатными буквами. Карточки разложены на полу в форме
ромашки шрифтом вверх. Ребенок «отрывает» лепесток ромашки, читает
слово, затем переворачивает лепесток и сравни
вает прочитанное с изображением на ней. Из «оторванных» лепестков рядом
выкладывается другая ромашка иллюстрациями вверх. Дети определяют
лишнее слово. Это слово слон — пятое слово кроссворда. Слова, написанные
на лепестках ромашки, — корова, собака, кошка, коза, слон.
6.Игра «Шел прошлогодний снег» (анализ предложения)
Дети стоят на ковре с закрытыми глазами. Звучит музыка. Тихо падают
«снежинки» (на одной из снежинок — задание). Дети находят снежинку с
заданием.
Задание: прочитать предложение, составленное на наборном полотне, и
ответить на вопросы. Предложение: Кот сидит под столом.
— Сколько слов в предложении?
— Какое первое слово? второе? третье? четвертое?
— Какое короткое слово в предложении?
— О каком домашнем животном говорится в предложении?
Слово кот — шестое слово кроссворда.
7. Игра «Кто больше назовет слов?» (навык связного говорения)
Ведущая: Прошла зима, но она еще напоминает о себе морозами, снегом,
зиме — на радость, весне — на удивление. Вспомните и назовите пословицы,
поговорки, загадки о зиме. Кто больше всех назовет, тот и впишет последнее
слово кроссворда.
В конце досуга дети все вместе читают ключевое слово кроссворда —
доброта.
р А д У г А
2 о ч ь
JБ А н К А4 У к А
5С Л о н
6К 0 т
7 и м А
Речевой материал к занятию
Пословицы, поговорки и загадки о зиме.
1. Декабрьстужайло на всю зиму землю студит.
2. Холодная зима — жаркое лето.
3. На морозе и старик вприпрыжку идет.
4. Новый год — к весне поворот.
5. Зима снежная — лето дождливое.
6. В феврале зима с весной встречаются впервой.
7.Февраль — месяц лютый, спрашивает: «Как обутый?»
8. Зимою вьюги — летом ненастье.
9. Не было бы снегу, не было бы и следу.
10. Много снега — много хлеба.
11. Снег на полях — хлеб в закромах.
12. Лето — собериха, зима — поедиха.
1. Дел у меня немало:
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня... (зима).
2. Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зима.)
3. Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз.)
4. Одеяло белое не руками сделано.
Не ткалось и не кроилось.
С неба на землю свалилось. (Снег.)
5.На землю упало пуховое одеяло.
Лето пришло — одеяло все сошло.
(Снег.)
6.Зимой лежал, а весной в реку побежал.
(Снег.)
7.С неба звезды падают, лягут на поля.
Пусть под ними скроется черная земля.
Много, много звездочек, тонких, как стекло,
Звездочки холодные, а земле — тепло.
(Снежинки.)
8.С неба — звездой, в ладошке — водой.
(Снежинки.)
9.Бел, да не сахар, ног нет, да идет.
(Снег.)
10. Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег.)
11. Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица.
(Вьюга.)12. Гуляю в поле, летаю на воле.
Кручу, верчу, знать никого не хочу.
(Метель, вьюга.)
Какой это мастер на стекла нанес
13.
И листья, и травы, и заросли роз?
(Мороз.)
14.
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит и стоять не велит.
(Мороз.)
15.
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Мороз.)
16. На дворе горой, а в избе водой.
(Лед.)
17.
Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост, как синее стекло, —
Скользко, весело, светло!
(Лед.)
18.
Рыбам зиму жить тепло,
Крыша — тонкое стекло.
(Лед.)
19. Не снег, не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней.)
20. Не колючий, светлосиний,
По кустам развешан... (иней).
21.
Растет она вниз головою,Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она, потечет.
(Сосулька.)
22.
Детки сели на карниз
И растут все время вниз. (Сосулька.)
23.Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной.
(Сосульки.)