Занятие кружка «Ступеньки творчества» (внеурочная деятельность)
Интеллектуальной направленности
Класс: 4 (29.12.2014 г.)
Разработала: учитель начальных классов первой категории МБОУ Мельничная основная общеобразовательная школа Дурновцева Валентина Николаевна
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Вид урока: комбинированный
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие: развитие воображения, мышления, способность понимать текст, способность к организации, рефлексии, самоопределению и самовыражению.
Тема: «Кубики для всех. Развитие умения конструировать по модели».
Цель: организация деятельности учащихся по закреплению изученного материала; формирование активной личности; воспитание самостоятельности; развитие у учащихся интереса к кружку, использование модели для составления целого из частей.
Используемые технологи: технология развития критического мышления (на этапе организации урока и актуализации опорных знаний), современная технология оценивания (на этапах закрепления изученного материала, на этапе рефлексии), информационно – коммуникационные технологии (использование презентации на тему: «Кубики для всех. Развитие умения конструировать по модели». на всех этапах урока), технология «Педагогики сотрудничества» (мотивация к познавательной деятельности со стороны учителя, свободное высказывание своего мнения со стороны обучающихся)
Группы формируемых компетенций:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
Личностные УУД: развитие интереса к различным видам деятельности, понимание причин успеха в учебе, развитие самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: принятие учебной задачи и умение следовать инструкции учителя или предложенных заданий; умение самостоятельно оценивать правильность выполненного действия и вносить необходимые коррективы.
Коммуникативные УУД: участие в групповой работе с использованием речевых средств для решения коммуникативных задач; использование простых речевых средств для передачи своего мнения; проявление инициативы в образовательном процессе.
Познавательные УУД: добывание новых знаний из фразеологического словаря, раздаточного материала; переработка полученной информации для формулировки выводов.
Формы работы: фронтальная (совместное выполнение задания), групповая (помощь однокласснику), индивидуальная (самостоятельная работа)
Приемы работы: деятельностный подход к обучению (самостоятельный поиск решения примеров и задач).
Методы работы: проблемно – сообщающий (с опорой на наглядность в виде моделей), метод самоорганизации познавательной работы на всех этапах урока.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- формировать умения самостоятельно выполнять чертёж по моделям, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
Оборудование урока: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация к занятию, раздаточный материал (таблица - «плюсы» - выполнение данной фигуры – построить, чертёж), книжечка «Рефлексия» для самооценки, набор кубиков, тетрадь по кружку, карандаши цветные, ручки.
Прогнозируемые результаты.
Предметные. В конце занятия ученики:
1.Знают, как чертить модель данной фигуры.
2.Умеют складывать данную фигуру их отдельных частей в целое.
Метапредметные. В конце занятия ученики:
1.Умеют ставить учебную задачу и самостоятельно формулировать выводы.
2.Умеют слушать собеседника, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные. В конце занятия ученики:
1.Умеют сотрудничать с учителем и сверстниками.
Содержание взаимодействия педагога и учащихся
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. |
Самоопределение к деятельности. /2 мин/
Цель: мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне |
Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. Прозвенел звонок – начинается занятие. Повернитесь друг к другу, мысленно пожелайте удачи, добра товарищам. Подарите улыбку гостям. Учитель предлагает занять свои рабочие места. - Много лет тому назад один античный мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся». - В чём же заключалась его мудрость? - Тогда я желаю вам удачи! Будем двигаться дальше за новыми знаниями Девиз нашего урока: «С малой удачи начинается большой успех».
Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
- Как вы понимаете данное высказывание? - Вы с ним согласны? Не будем терять времени. Кластер на доске обычной) |
Стоят около парт. Включаются в учебную деятельность. Поддерживают диалог. (при необходимости)
Диалог за партами. Напечатать таблички для КЛАСТЕРА «Ступеньки творчества» (выделенные слова курсивом и жирно) - Положительные эмоции, внимание других, доброе отношение окружающих, хорошие знания и т.д. Объясняют смысл высказывания. Садятся за парты. |
Личностные УУД: самоопределение. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. |
Актуализация знаний. /5 мин/ Цель: готовность мышления и осознания потребности к построению нового способа действий.
Физкультминутка |
Ведёт подводящий диалог. (Активизирует у учащихся мыслительные операции, внимание, память) У меня в чемоданчике предмет, название которого я предлагаю вам отгадать, задавая мне вопросы, на которые я могу ответить только «да», «нет» - Отгадали. Что вы можете сказать об этом предмете? - Символ наступающего года – синяя деревянная овечка (или коза, смотря по какому календарю). Назовите символ уходящего года. - Синяя деревянная лошадь. - Посмотрите внимательно на экран и предложите работу, которую мы можем выполнить. Разгадать зашифрованный фразеологизм. -Какую закономерность вы установили, с какого места начнём читать? (с выделенной буквы через 1). ОСЕДЛАТЬ ПЕГАСА ответ что он означает? –Умение создавать литературные произведения различного жанра. -Наш Пегас предлагает вам вспомнить значение фразеологизмов, связанных с лошадьми. Предлагаю поработать с пультами, но прежде молча, проанализировать все устойчивые выражения и их значения. Всё ли вам понятно? Можно проговорить потом ответы вслух. Провести линии соответствия. (соедини попарно фразеологизм с его значением) Слайд
Перед тестированием вспомнить скороговорку про:
Не тот, товарищи товарищу товарищ…
Проговорить. Значит, как будем работать Тестирование
Обсуждение результатов, глядя на диаграммы.
Презентация, составленная детьми. Анимированные герои (в движении) музыку БУРАТИНО |
Участвуют в диалоге.
ОВЕЧКА слово отгадать Чемоданчик - Можно выявить закономерность.
Фразеологизмы для чтения зашифрованы.
при необходимости воспользоваться фразеологическим словарём. «Кинуть интерактивный кубик, чтобы выбрать 2 разных фразеологизма и найдя в словаре значение, объяснить. - Работа в большой группе. - «игра молчанка» - Работа у интерактивной доски - Работа с пультами |
Познавательные УУД: - общеучебные; - логические.
Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. |
Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации. /5 мин/ Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. |
А теперь для того, чтобы определить тему и цели, задачи нашего занятия я предлагаю приготовить координатный угол 8х4 сгибаем все вместе. Предварительно отогнуть по одной полосе вертикальной и горизонтальной. А затем уже сгибаем лист 2 раза пополам горизонтально, и 2 раза пополам вертикально. Когда полностью развернём лист для работы у нас должна получиться таблица 9х5
- гостям тоже предложить такую работу.
Провести оси Х и У. - кубики; - чертёж; - модель; - чистоговорка. Побуждает к осознанию темы и цели урока. - Как вы думаете, какова же тема нашего занятия? Найдите слова, которые помогут вам определить тему занятия. Тема: «Кубики для всех. Развитие умения конструировать по модели». Какие знания и умения нам понадобятся? - умение дружно работать в парах, группах и самостоятельно; приходить на помощь товарищу; умение работать с кубиками, т.е. глядя на модель, чертить и составлять из частей целое; и т.д.
У каждого из вас есть набор кубиков, с помощью которых вы будете строить фигуры, глядя на модели. Необходимо также начертить и закрасить цветными карандашами свою фигуру. Затем, в таблице поставить плюс и обвести его в кружок. |
Чистые листы бумаги А4
Дети предпочитают «открывать» новое знание сами.
На листе «координатный угол»
Ответы детей
Объяснение работы с кубиками. Создание 2-х групп (раздвинут парты)
Таблица на доске
|
Познавательные УУД: - постановка и формулирование проблемы; - поиск и выделение необходимой информации.
Регулятивные УУД: целеполагание. Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
«Открытие» детьми нового знания. /9 мин/ Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.
Физкультминутка
РЕФЛЕКСИЯ |
1. Организует деятельность. - Великий Сократ говорил о том, что научиться играть на флейте можно только, играя самому.
-Так и вы можете научиться составлять фигуры из кубиков, думая только своей головой и пытаясь решить самостоятельно. Мне нужен один желающий работать у доски интерактивной создавать модели в 3 Д. (кандидатуру выдвигают самостоятельно) У вас есть 2 варианта помощи: товарищи или тетрадь с ответами (в цвете). А я наблюдаю за вашей работой. При необходимости могу прийти на помощь.
Перед тем, как вы приступите к работе, немного отдохнём.
Молдавский танец. Движения дети придумывали самостоятельно. Данная мелодия была использована нами ранее во время физкультминуток.
P.S. во время работы сказать детям, что мне приятно видеть их работу. Я за них рада. Почему? Пусть выскажут свою точку зрения – РЕФЛЕКСИЯ.
4. Организация работы в парах, группах по составлению фигур по моделям из кубиков.
|
Самостоятельная работа. - за партами; - у интерактивной доски в 3 Д создание фигур.
Модели фигур на листочках у каждого ребёнка свои.
Мелодию включить
- Пошаговое выполнение действий. |
Познавательные УУД: - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации со сверстниками и учителем. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. |
Первичное закрепление с проговарива- нием. /5 мин/ Цель: зафиксировать способ черчения фигуры из кубиков по модели |
|
Один ученик работает у интерактивной доски, остальные – в тетради.
Прогнозируют результат и выполняют задание.
Взаимопроверка по готовым ответам с доски (документ камера образец показать при необходимости).
|
Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли. Регулятивные УУД: овладение алгоритмом черчения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. |
Взаимоконтроль с проверкой по эталону. /3 мин/ Цель: тренировать способность к самоконтролю и самооценке, |
Регулятивные УУД: -прогнозирование; -самоконтроль; -коррекция. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. |
Включение нового в систему знаний и повторения. /7 мин/ Цель: - закрепление умения чертить фигуры по модели; - создание ситуации успеха. |
1. Организует индивидуальную работу с последующей проверкой в группе и самопроверкой по эталону. Внимание на экран.
|
Сверяют решение с образцом на слайдах. Исправляют ошибки и фиксируют затруднения.
Дети отвечают на вопросы учителя по содержанию задания
|
Познавательные УУД: - анализ с целью выделения главных признаков; - умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; - выделение и поиск необходимой информации. Коммуникативные УУД: - умение достаточно полно и чётко выражать мысли; -интегрирование в группы и продуктивное взаимодействие. Регулятивные УУД: - планирование; - контроль; - коррекция; - самооценка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. |
Рефлексия учебной деятельности. / 3 мин/ Цель: - оценивание результатов собственной деятельности;
|
Благодарит ребят за работу. - Вспомните чистоговорку в начале занятия про товарища. Не тот товарищи, товарищу товарищ Кто при товарище товарищу товарищ, А тот, товарищи товарищу товарищ, Кто без товарища товарищу товарищ. - Огромное трудолюбие, дружба, взаимопомощь и ваша тяга к знаниям помогла нам сделать на занятии своё открытие. Эта удача приблизила ещё на один шаг каждого из вас к успеху.
Итак, какая тема нашего занятия?
Тема «Кубики для всех. Развитие умения конструировать по модели.
- Какую учебную задачу мы ставили перед собой?
РефлЕксия по книжке. - Достигли мы успеха? А сейчас вспомним о том, что на обратной стороне координатного угла у вас есть ещё место для написания чистоговорок. Скороговорок и для синквейна. Предлагаю написать синквейн, используя такие слова, как: занятие. Товарищ, ученик (про себя) А теперь попрошу всех вас выйти и встать в один большой круг, взявшись за руки. Ровным кругом, Друг за другом Мы идём за шагом шаг. Стой на месте, Дружно, вместе Сделаем вот так.
В жизни иногда случается, Что сама жизнь не получается. Но через пробы и ошибки Мы опыт соберём по нитке. Занятие закончено. Спасибо за работу. Желаю вам ярких впечатлений в новогодние каникулы. |
Проговаривают девиз урока. + «С малой удачи начинается большой успех».
- Научиться чертить фигуры из кубиков по модели.
-Достигли.
Чтение скороговорок и синквейна.
Из чемоданчика достать волшебную «монетку», (шоколадку) передавая которую, сказать что-то «тёплое» товарищу. Я начинаю. |
Регулятивные: - оценка того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: - умение структурировать знания.
Коммуникативные УУД: - аргументировать свои высказывания.
Тот, кто поднялся, анализирует и оценивает свою работу на занятии.
Высказывают своё мнение. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.