Это заключительное занятие я проводила в прошлом году на экологическую тему. Так как был год экологии вся моя работа была связана с экологией. Я думаю что моё занятие может заинтересовать педагогов дошкольников. Так как эта тема актуальна всегда. Занятие полностью готово
Мы нужны друг другу.docx
Открытое занятие на
экологическую тему в
подготовительной к школе
группе
«Мы нужны друг другу»
1 Программное содержание.
Систематизировать знания детей о растениях. Закреплять умение отличать природные
объекты от искусственных, продолжать формировать знания о строении растений,
классифицировать растения по двум группам: деревья, кустарники.
Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать
выводы. Закрепить знания детей моделей растений, умение использовать их при
доказательстве.
Дать детям представление о функциях корня растений. При помощи опытов наглядно
показать, что корни дышат, всасывают влагу и питательные вещества, удерживают
растения в земле.
Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарный запас детей:
всасывает влагу, функции корня, опытдоказательство, схемымодели.
Развивать интерес к миру природы. Воспитывать у детей элементы экологического
сознания: “Мы нужны друг другу на земле”.
воспитывать нравственные качества: доброту, отзывчивость, потребность помогать
окружающим;
воспитывать речевой этикет: умение слушать, не перебивать.
формировать у детей чувство любви к природе, эмоционально положительное
отношение к добрым поступкам.
Оборудование:
горшок с комнатным растением; искусственный цветок; слайды с изображением схем
моделей: “Признаки живого”, “Строение растения”, “Функции корня”; мультимедийная
установка, модель ствола дерева без корней; модель ствола дерева с корневой системой;
магнитная доска, емкость с песком; тарелка с подкрашенной водой; модель корня
растения из марли; части растения на магнитах; схемы: “Деревья”, “Кусты”,
“Травянистые растения”; карточки с изображением деревьев, трав, кустарников по
количеству детей.
Предшествующая работа:
Знакомство с растениями леса, поля, луга, растениями Охотского района, длительные
наблюдения за посадками семян, проведение опытовдоказательств, разработка схем
моделей “Признаки живого”,
“Строение растений”, проведение игрпревращений “Представь себя совсем иным”,
чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание
картин.
2 Ход занятия:
Дети встали в круг
Воспитатель:
Ребята посмотрите друг на друга, какие вы все красивые, глазки у всех светятся как
солнышки.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было
хорошее настроение.
Воспитатель спрашивает детей
Ребята а вы любите сказки? Тогда проходите, смотрите.
Сказка «Спор»
Поспорили както раз Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит: « без
меня жить на земле нельзя» А Воздух говорит:«нет это без меня на свете жить нельзя».
Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у когонибудь. А давай у кого ни
будь спросим. Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?»
Растения им ответили: «Без воды не проживешь! Нам вода нужна для роста и питания».
Обрадовалась вода: «Я самая важная!» «Но и без воздуха не проживешь! — добавили
растения. — Он нужен нам для того, чтобы дышать»’. Обрадовался Воздух: «Я самый
важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и
здесь услышали, то, же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо
мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на Земле темно и
холодно. Да так холодно, что вода превратится в лед. И погибнут тогда и растения, и
животные, и люди. Погибнет все живое». И решили они больше не спорить друг с
другом. Кипит жизнь на Земле. И все для этой жизни важно: и воздух, и вода, солнце и
конечно же почва.
Ой, ребята, что это такое? (На экране появляется солнечная система)
Какие планеты солнечной системы вы знаете? (дети перечисляют)
А на каких планетах есть жизнь? (Земля)
А почему жизнь есть только на планете земля?(воздух, вода, солнце)
Значит земля это наш дом?
Посмотрите, какая большая наша планета – Земля. На ней живёт очень много людей
и находится много стран.
А в какой стране живём мы с вами? Как она называется? (Россия)
3 Россия это наша Родина, но у каждого человека есть своя малая Родина, где он
родился и живёт. Как называется наша малая родина?
А чем богата наша Охотская земля? (природой)
А что такое природа? (Ответы детей)
Правильно, ребята Лес очень музыкален. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка
леса прекрасна.
Очень я люблю, ребята,
Слушать музыку в лесу,
И кузнечика, и дятла,
И пчелу и стрекозу.
Трели птиц, шепот листвы,
Послушать лес хотите вы?
Слайд природы (прослушивание аудиозаписи).
Наша земля и всё что живёт на этой планете – это природа. И человек то же часть
природы. Природа кормит человека, одевает, обучает, дает все необходимое для жизни.
Вот мы сказали, что растения живут где в лесу.
А мы где с вами живём? (в домах)
Ребята, а как вы думаете, детский сад для нас с вами считается домом? (Да)
Почему? ( потому что мы целый день находимся в садике)
У нас в детском саду живут растения? (цветы)
А какие цветы живут у нас в группе? (название цветов)
А как назвать одним словом эти цветы, раз они живут не в лесу, а в помещении
(комнатные)
Правильно! А чтобы они были всегда такие красивые, что для этого надо? (ухаживать
за ними) А как? (ответы детей)
Стук в дверь
Появляется Незнайка с искусственным цветком.
Незнайка: – Здравствуйте, ребята! Сколько у вас красивых цветов, а как они пахнут
замечательно. Давайте скорее мне горшок с землей. Я хочу посадить этот цветок, чтобы
он рос, стал еще краше.
(Дети говорят, что этого делать не надо, он искусственный, а не живой)
4 – Значит и ваше растение не живое?
(Дети говорят, что эти растения живые)(Дети перечисляют признаки живого по слайду
схемымодели №1, показанному на экране: все живое дышит, растет, двигается,
питается, размножается)
Воспитатель: – А хочешь, Незнайка, мы тебе расскажем, что есть у каждого растения?
Незнайка: – Конечно, хочу.
(Дети рассказывают о строении растения, опираясь на схему – модель №2: у растения
есть стебель, корень, листья, цветок и плод с семенами)
Незнайка: – А, понял, понял! Вот корешок, я положу его сверху, над землей, чтобы его
было видно, солнышко его греть будет, а листочки – вниз, под землю, они же питаться
должны. А вот цветочек прямо на корешках вырастет.
В: Ребята, правильно Незнайка посадил цветок? Сможет он так расти? (нет)
Незнайка послушай как правильно растет растение. (Посадка растения вместе с детьми)
Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка! Послушай, как правильно растет растение.
(Дети раскладывают части растения и рассказывают последовательность его роста:
корни растут вглубь земли, над землей – стебель, на стебле – листья и цветы)
Незнайка: – Как же мне все запомнить?
Воспитатель: – Очень просто! Сейчас я превращу ребят в семена:
– Раз, два, три, повернись
5 В семена превратись!
(Музыка)
Психогимнастика: “Представь себя совсем иным”
Подул ветерок, разлетелись семена, и попали в землю (дети немного пробегают и
садятся на ковер). Семена, чего вы хотите? (Ответы детей). Сейчас я вас полью, а
солнышко вас погреет своими лучами. Вот уже из семечка появились корешки. Куда они
растут? (в землю). А вот и первые стебельки, растут. Куда? В землю? (Нет, к солнышку).
Растет наше растение все выше и выше (Дети встают). А вот и первые цветочки. Что вы,
цветочки чувствуете? Чему радуетесь? (Ответы детей). Солнцу, теплу, свежему воздуху.
Незнайка: – Ура! Цветочки! Сейчас я их сорву!
Воспитатель: – Ну, что ты, Незнайка, нельзя их рвать, они же живые! Вот послушай
ребят: (дети читают стихи):
1. Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
И не будет красоты!
Незнайка: – Ну ладно, только я чтото не пойму, зачем растению корень? Все равно его
под землей не видно! (Ответы детей)
Воспитатель: – Мы тебе, Незнайка, сейчас все покажем. Проведем опыты, и ты поймешь,
какие важные функции выполняет корень у растения.
Пройдёмте за столы.
Опыт 1: В коробку с песком ставим модель ствола дерева без корней. Дуем. Палочка
падает. Потом дерем модель дерева с корневой системой. Дуем. Во втором случае
палочка более устойчива.
Вопросы к детям: Как думаете, какая палочка будет более устойчивой? Почему? А если
б не было корней у дерева, чтобы случилось? (Ответы детей).
Вывод: Корни удерживают растение в земле.
Опыт 2: В тарелку с подкрашенной водой опускаем модель корня из марли. Что вы
видите? Вода поднимается вверх, материал окрашивается все выше и выше.
Вывод: Корни всасывают из почвы влагу.
Воспитатель: – А помните, ребята, когда у нас было занятие про воздух, мы проводили
опытдоказательство того, что воздух есть везде, даже в земле, и корни, что делают?
(Дышат).
Значит, давайте вспомним еще раз, для чего нужен корень? (Он дышит, удерживает
растение в земле, всасывает влагу).
6 (Смотрим на экране модельсхему №3)
Физкультминутка:
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (потягивания руки в стороны)
Каждое стареется,
К небу, к солнцу тянется. (потягивания, руки вверх, встать на носочки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны вперед)
Вправовлево, взадвперед –
Так деревья ветер гнёт. (наклоны вправовлево, впередназад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (дети садятся за столы)
Незнайка: – А это, что за значки? (показывает на схемы)
Воспитатель: – Давайте объясним Незнайке, что они означают.
(Показываю схему “Деревья”)
(Ответы детей)
(Показываю схему “Кусты”)
(Ответы детей)
На магнитных досках 2шт.
7 – А сейчас возьмите любую карточку с растением, внимательно посмотрите, вспомните,
какое растение нарисовано на картинке и подойдите к той схеме, которая подходит к
вашему растению.
(Дети выполняют задание)
Берёза – это дерево, шиповник – это кустарник. (вспомнить стихи о деревьях и кустах)
Незнайка: – Ребята, а что произойдет, если с земли исчезнут все растения?
(Если не будет растений, не будет жизни на земле)
Незнайка: – А зачем нужны растения? Какая от них польза?
Дети отвечают, что растения дают пищу человеку и животным, чистый воздух, одежду,
много разных материалов, растения лечат, а чаще они очень красивые и мы любуемся
ими, не зря говорят: “Растение – земли украшение”.
Воспитатель: – Правильно, ребята. Растения живут вокруг нас, помогают нам жить. Как
же мы должны относиться к ним?
(Беречь, охранять, ухаживать и т.д.)
Незнайка: – А как это ухаживать?
Воспитатель: – Незнайка, ты и этого не знаешь? Ребята, давайте расскажем ему, как мы
ухаживаем за комнатными растениями в нашей группе.
Слайд (фото как дети ухаживают за цветами)
(Ответы детей – рассаживаем, поливаем, протираем листья, опрыскиваем, удобряем и
т.д.)
Воспитатель: Незнайка, чтобы понастоящему любить природу, нужно знать правила.
Незнайка: Что за правила? Как же я всем коротышкам в Цветочном городе об этом
расскажу.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы Незнайке сделаем плакат, что нельзя делать в лесу и
почему?
8 Не рубить деревья и кустарники (1реб.) деревья очищают воздух (2реб.)
Не разводить костры под деревьями (1реб.) может возникнуть пожар и погибнет всё
живое (2реб.)
Не оставлять мусор (1реб.), чтобы не засорять природу (2реб.)
Не рвать цветы(1реб.), цветы украшают природу, они нужны пчёлам, бабочкам (2реб.)
Дети дарят плакат и читают стихотворение
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать
Ты в лесу – всего лишь гость,
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
Незнайка: теперь то мы с коротышками точно, будем охранять природу, чтобы всем
было хорошо на земле.
Незнайка прощается и уходит.
Под музыку слова воспитатель:
Любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Ему хочется жить и
сделать свою Родину ещё краше. Природа учит человека мудрости, терпению, труду,
справедливости, правдивости, чистоте, скромности, доброте и крепкой дружбе.
Берегите всё, что есть на Земле! Люди должны жить в дружбе с природой, никого не
обижать, никому не причинять зла. Чтобы человек стал другом природы, он должен быть
добрым. А быть добрым помогает улыбка . подаренная ласковому ветерку, цветам,
солнцу, друг другу, птицам и бабочкам.
9 Посмотрите у меня на разносе лежат листья разного цвета. Кому интересно было
заниматься возьмите – зелёный листик, а кому было не интересно возьмите – жёлтый. По
листикам я вижу, что вам понравилось занятие. Что нового вы узнали.
Мелодия
Помните ребята, человек не должен разрушать природу, так как все ее компоненты
связаны между собой: воздух, почва, вода. Например: человек срубил дерево — птицы,
которые вили на нем гнезда, улетели — набросились на дерево вредные насекомые — и
оно погибло. Так может погибнуть целый лес.
Людей на земном шаре очень много; если каждый человек просто так срубит по
одному дереву, то сколько лесов погибнет! А если по два... Только все вместе мы
сможем сохранить нашу Землю, наш общий дом.
Помните! Все мы должны стремиться к тому, чтобы наша голубая красавица Земля не
превратилась в мертвый, холодный шар, одиноко летающий среди сверкающих звезд.
10
Занятие Мы нужны друг другу
Занятие Мы нужны друг другу
Занятие Мы нужны друг другу
Занятие Мы нужны друг другу
Занятие Мы нужны друг другу
Занятие Мы нужны друг другу
Занятие Мы нужны друг другу
Занятие Мы нужны друг другу
Занятие Мы нужны друг другу
Занятие Мы нужны друг другу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.