Проведение комплексного занятия по ознакомлению с социальным миром (родным краем Ханты- мансийским Автономным округом -Югрой) и выполнение аппликаций для украшения одежды народов , проживающих в данном регионе .Тема занятия «Украшение одежды, обуви, головных уборов по мотивам Народов Севера». Занятие разработано для учащихся 1 классов в возрасте -7 лет.
занятие о хантах.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Средняя школа №12
г.Сургут Тюменской области
Комплексное занятие по ознакомлению
с социальным миром (родным краем) и аппликации
Тема: «Украшение одежды, обуви, головных уборов
по мотивам Народов Севера»
(1 класс7 лет)
Учитель: Лебедева Алёна Владимировна г. Сургут, 2017 год
Комплексное занятие по ознакомлению
с социальным миром (родным краем) и аппликации.
Тема: «Украшение одежды, обуви, головных уборов по мотивам Народов
Севера».
Задачи: продолжать знакомство детей с родным краем: народом ханты и
манси, их труде, быте, закреплять название одежды, обуви (малица, сакуй,
тобоки, кисы, шапка – кухлянка, меховые варежки), одежда очень нарядная, с
орнаментом, узоры строго символичны.
Познакомить детей с новым видом орнамента. Закреплять умение складывать
бумагу несколько раз пополам; пользоваться шаблонами. При анализе
объяснять название своего изделия, орнамента. Развивать мышление, память,
внимание. Воспитывать любовь к родному краю; уважение к народам ханты и
манси.
Предварительная работа: чтение рассказа Н. Емельяновой «Окся –
труженица», рассматривание иллюстраций с изображением национальной
одежды и обуви народов ханты и манси, экскурсии в музей, заучивание
стихотворения «Хантейские орнаменты» сл. М. Шульгина.
Оборудование: глобус; силуэты модели чума, хантейки, Ханта, оленя;
иллюстрации с изображением труда хантов; иллюстрации с одеждой, обувью;
образцы с видами орнаментов; предметы вырезанной одежды, обуви; полоски
из цветной бумаги; ножницы, клей, кисточки, клеенки, салфетки, простые
карандаши.
Ход занятия.
I часть.
Ребята посмотрите, что я вам принесла? Как вы думаете, что это? (Глобус).
Правильно! Как вы думаете, что изображено на глобусе? (Реки, моря, океаны, горы, острова, города, страны). А сейчас давайте попробуем найти на глобусе
нашу страну, где мы живем. В какой стране мы с вами живем? (В России).
Ребята, а самый главный город какой в России? (Москва). А мы с вами в
каком городе живем? (В Сургуте). А где находится город Сургут? (В Ханты –
Мансийском национальном округе). Правильно! Почему он так называется?
(Потому что здесь живут коренные жители ханты и манси).
Сегодня мы с вами и поговорим о народах Севера, о их быте, жилище, труде.
Как называется жилище народов ханты и манси? (Чумы, они строят их в тайге
и живут в них).
Почему ханты до сих пор продолжают жить в чумах? (Потому что стойбище у
хантов не постоянное, они ведут кочевой образ жизни).
Почему их называют кочевниками? (У оленей кончается еда (ягель, мох,
лишайники) и ханты разбирают свои чумы и переходят на новое стойбище).
Ребята, чем занимаются ханты – мужчины? (Пасут оленей, ловят рыбу,
охотятся на пушных зверей).
Как вы думаете легко ли оленеводам – пастухам пасти оленей? (Очень
трудно, они оберегают оленье стадо от волков).
Что еще бывает самое страшное для оленей и оленеводов – пастухов?
(Гололедица).
Почему гололедица страшна оленям? (Им трудно добывать себе корм из под
снега и льда).
Кто помогает оленеводам – пастухам перейти гололедицу и отыскать корм
оленям? (Им помогают летчики, они сбрасывают листовки и по ним ханты
выводят стадо оленей в указанное место).
Ребята, а чем занимаются ханты – женщины? (Шьют одежду из оленьих шкур:
малицы, сакуй, тобоки, кисы, шапки – кухлянки, меховые варежки; собирают
грибы, ягоды, кедровые орехи, сдают их в магазин).
А что такое малица? (Теплая шубка, которую шьют мехом внутрь).
А что такое сакуй? (Теплая шубка, которую шьют мехом снаружи). Чем они украшают одежду и обувь? (Делают аппликации из шкурок, замши,
кожи, вышивают бисером).
Ребята, а что ханты отражают в своем творчестве? (В аппликации и вышивке
они отражают свой труд охоту, рыбный промысел, оленеводство).
Какие вы знаете виды орнаментов? Давайте подойдем к столу. Найдите
орнаменты и назовите их. (Это орнамент охотник, это вороний след, это
берёзовый сучок, это щучьи зубы).
II часть.
П/и: «Олени и пастухи».
Цель: продолжать развивать реакцию детей на сигнал воспитателя, упражнять
детей в беге, соблюдая дистанцию.
Правила игры: при беге не наталкиваться друг на друга, не наступать на ноги
друг другу, не кричать.
Давайте сначала девочки будут оленями, а мальчики пастухами, потом
наоборот мальчики будут оленями, а девочки пастухами. (Воспитатель
одевает девочкам оленьи рога и упряжки, а мальчики держат упряжки).
Пастухи пасите оленей! (Пастухи пасут оленей, говорят «Поть – поть – поть!»
и бегут по кругу). Пастухи остановите оленей, они есть хотят! (Пастухи
дергают за упряжку, говорят «Э – э – э!», при этом олени топают ногой,
разгребают снег копытом, ищут ягель, мох, лишайники). Затем дети меняются.
III часть.
А теперь вокруг себя покрутитесь и в мастеров – художников превратитесь.
Сегодня я вам предлагаю украсить одежду и обувь народов ханты и манси.
Подойдите к столу и выберите себе по одному изделию из национальной
одежды ханты. Я вас приглашаю в мастерскую, садитесь за столы.
Ребята, я хочу вас познакомить еще с одним видом орнамента. Этот орнамент
называется летящий комар. У вас на столе лежат несколько видов
орнаментов. Выберите себе тот орнамент, который вам нравится чтобы
украсить одежду,обувь. Ребята, а как получить симметричные формы? (Нужно сложить лист бумаги
пополам, потом еще раз пополам). Правильно! (Дети складывают бумагу
несколько раз пополам, прикладывают на неё трафарет орнамента и обводят
простым карандашом, затем вырезают обведенный трафарет ножницами,
получается несколько орнаментов, и приклеивают их на готовые трафареты
одежды и обуви). Приступайте к работе, но не забывайте о правилах
безопасного пользования ножницами. Дети работают. Индивидуальная
помощь воспитателя. Так ребята, заканчиваем.
Все вы очень старались. У вас получились прекрасные работы. А сейчас у нас
будет ярмарка ваших изделий. Я вас приглашаю на ярмарку. (Дети подходят к
столу, кладут свои изделия). Ева прочитает нам стихотворение, которое
называется («Хантейские орнаменты» сл.М.Шульгина).
Ребята, что вы разукрашивали, представьте свое изделие. Скажите, как оно
называется, и какой вид орнамента вы использовали. (Рассказывают несколько
детей).
Итог.
Ребята о чем мы сегодня говорили? (О народах ханты и манси, их труде,
быте). Что вам понравилось? С каким новым орнаментом мы познакомились?
(С орнаментом – летящий комар).
Ребята давайте подарим изделия нашим гостям. Список использованной литературы:
1. «Дошкольное воспитание» №2 – Москва, 1989г.
2. «Родной край» Виноградова Л.М., Жуковская С.Е. – Москва, 1990г.
Занятие о хантах
Занятие о хантах
Занятие о хантах
Занятие о хантах
Занятие о хантах
Занятие о хантах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.