Занятие по духовно-нравственному воспитанию «Добро и зло»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: развитие представлений детей о добре и зле; разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»; убедить в необходимости добра и добрых поступков. Задачи: -развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками; -познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности человека и окружающей жизни; -воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление помогать людям.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Занятие по духовно – нравственному воспитанию «Добро и зло» Цель: развитие представлений детей о добре и зле; разделить в представлении учащихся понятия «добро» и «зло»; убедить в необходимости добра и добрых поступков. Задачи: ­развивать нравственные представления детей об ответственности каждого за  свои поступки; обратить внимание детей на то, что слова непременно должны  сочетаться с добрыми поступками; ­познакомить с закономерностями проявления добра и зла в личности  человека и окружающей жизни; ­воспитывать внимательность, доброту, умение сочувствовать, стремление  помогать людям. Оборудование: бланки с кроссвордом, весы с чашами, таблички с надписями  «зависть», «Жадность», «грубость», «Предательство», «война», «ложь»),  фигурки улыбающихся человечков, толковые словари С.И. Ожегова. Ход занятия 1. Организационная деятельность учащихся. ­Друг на друга посмотрели, 1Улыбнулись , тихо сели. 2.Вступительная часть ­Ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие, а тему вы сформулируете  сами, разгадав кроссворд. (у детей бланки с кроссвордом) ( работа в группах:  2 группы по 5 человек). 1.Это человеческий орган как символ переживаний, чувств, настроений  человека. 2.Чувство гневного раздражения, недоброжелательства против кого­нибудь 3.Чувство самоотверженной, сердечной привязанности. 4.Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения. 5.Пожелание добра. 6.Помощь, направленная к благополучию кого­нибудь. 7.Близкие отношения, основанные на доверии. 3. Основная часть. ­Мы попытаемся ответить сегодня на вопрос: «Что есть Добро, а что Зло. И  как это влияет на окружающий нас мир и общество. ­Может кто­то из вас уже сейчас скажет что­нибудь о Добре и Зле? ­Хорошо, что у вас так много ответов. ­Назовите однокоренные слова к слову «добро» ( «зло»). ­Посмотрите, пожалуйста, в толковые словари, найдите и прочитайте, какое  определение дает этим словам С.И.Ожегов (работа в группах по карточкам). 1 группа: добро, добродетель, доброта, добрый, добряк, добродушный 2 группа: зло, злоба, злобный, злодей, злодеяние, злорадство. Ответы детей. Добро –то, что полезно людям, обществу, способствует его сохранению,  процветанию, то, что предотвращает вражду. Зло – противоположно добру, оно уродует личность и отношения между  людьми, побуждает совершать плохие поступи, разжигает вражду. В реальной жизни встречается Добро и Зло; люди совершают как хорошие, так и плохие поступки. Представление о том, что в мире и человеке идет борьба  между «силами Добра» и «силами Зла» ­ одна из важных идей,  пронизывающих всю историю культуры. Легенда о грехопадении. А знаете ли вы, что когда­то все люди на Земле были добрыми и жили они прекрасно в раю. Но однажды они совершили очень плохой поступок.  Поселив их в раю, Бог разрешил им есть плоды любого дерева, кроме  плодов от того дерева, которое называлось деревом познания, добра и зла. Но Сатана – враг Бога и людей, захотел погубить первых людей – Адама и  Еву. Однажды он подошел к Еве в облике змея и сказал: «Подлинно ли сказал  Бог: «Не ешьте ни от какого дерева в раю?». Ева ответила : «Плоды от  всех деревьев мы можем есть, но только плодов с дерева, которое  2находится посреди рая, Бог не велел нам есть, чтобы не умереть.» тогда  змей, желая посеять в сердце Евы сомнение в искренности Божьей любви, стал обманывать ее, говоря: «нет. Не умрете, но знает Бог, что в день, в  который вы вкусите плоды, откроются глаза ваши, и вы будете как боги,  знающие добро и зло». Когда Ева посмотрела на дерево после слов Сатаны, то оно показалось ей  хорошим для пищи, приятным для глаз и вожделенным, потому что дает знания. Тогда она сорвала с него плоды и съела их, и дала есть также  мужу своему, Адаму. После этого Бог сказал Адаму : «За то, что ты  послушался голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедовал  тебе, сказав: «Не ешь от него», ­ то проклята земля за тебя; со скорбью  будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего  будешь есть хлеб до тех пор, пока не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься». Затем Господь изгнал Адама и  Еву из прекрасного сада, и они не могли больше возвратиться в него. Так  совершилось грехопадение первых людей. ­С тех давних времен изменились человек и весь мир. Очень многие люди  стали совершать грехи –нехорошие поступки. ­Подумайте, а мы с вами совершаем плохие поступки? Ответы детей. ­Конечно, все мы не безгрешны. Но это совсем не означает, что мы с вами  плохие. Плохим является наш поступок. ­А как мы себя чувствуем, когда совершаем плохие поступки? Ответы детей. ­Нам тяжело на душе, стыдно за свой поступок. Это называется – раскаяние.  Раскаивались ли вы в каком­нибудь поступке? Ответы детей. Один человек молился: «Как ему спастись?» И вот в видении ему были показаны райские селения. Подходит Он к одной обители, самой прекрасной, спрашивает человека, живущего в ней:  «Скажи, раб Божий, что ты делал на Земле? За что ты получил здесь  обитель?» Он отвечает: «Я был работником у одного злого человека. Он за работу  мне не платил, делал мне только зло. Но я до конца у него работал  безропотно. И вот получил здесь обитель». Подходит он ко второй обители: «А ты, ­спрашивает,­что делал?» и  ответил ему обитавший в ней: «Я всю жизнь болел, но безропотно  переносил свою болезнь». ­Что значит «безропотно»? Безропотно – значит покорно, без недовольств. Вывод: Жизнь каждого из нас очень коротка, и нельзя ее тратить на мелочную  3злобу и раздражение. ­Без страдания (от зла) ни одна жизнь не проходит. Страдание посылается  человеку как экзамен, проверку на добро. Нужно  нам помнить, что в любых  жизненных обстоятельствах мы не должны пускать зло в свою душу. Если  не можешь сразу сдержать внутренний гнев, то хотя бы язык придержи. Лучше помолчать. Есть еще один совет. Есть такая  прекраснейшая добродетель­незлобие. Вы быстро забываете обиды Уступчивость – любимая дочь незлобия. Она нужна нам, как воздух. ВОПРОС: Хотите видеть примеры гибельной неуступчивости (упрямства)? Течет быстрая и широкая река. Если кто попадет в ее бурные и крепкие  объятия, то тому несдобровать. Закрутят воды. Завертят, понесут и  поглотят… Через реку пролегает узенький мостик. Только одному свободно можно  пройти по этому мосту, а двоим еле­еле  разойтись. Вот смотрите, смотрите… Два барана (инсценировка сказки детьми) По крутой тропинке горной Шел домой барашек черный И на мостике горбатом Повстречался с белым братом. И сказал барашек белый: «Братец, вот какое дело: Здесь двоим нельзя пройти, Ты стоишь мне на пути». Черный брат ответил: «Мэ­э­э, Ты в своем, баран, уме? Пусть мои отсохнут ноги, Не сойду с твоей дороги!» Помотал один рогами, Уперся другой ногами… Как рогами ни крути, А вдвоем нельзя пройти. Сверху солнышко печет, А внизу река течет. В этой речке утром рано Утонули два барана. 4С.Михалков Вопросы: 1.Подумайте, из­за чего погибли два барана? 2.Как можно было бы разрешить ситуацию иначе? Вопрос: ­А как же мы с вами живем? Помочь старушке перейти улицу или уступить место в автобусе – раньше  этому в школе учили, в книгах, в фильмах. Теперь это не в почете. «Брать от жизни все», а помогать пожилым людям это  почти позорно. Стихотворение о добре. «Я вчера был занят очень, Я трудился что есть мочи, Целый         день добро творил: Кошке домик мастерил, Собирал гулять сестричку – Отыскал ей рукавичку, Маме пол подметал, Бабушке очки подал, Папе гвоздь забить помог, Так работал – изнемог! Зря считает мой братишка, Что я просто – хвастунишка. Я нисколько не хвалюсь, Я просто радостью делюсь!» Предлагается детям потренироваться в добрых делах. 1.Стоит в автобусе бабушка рядом с мальчиком. Что должен сделать  мальчик? 2.Девочка встретилась в дверях со взрослым человеком. Кто должен уступить дорогу,  и с какими словами? 3.Во дворе посреди глубоких сугробов есть маленькая узкая дорожка. На ней  встретились мальчик и женщина. Кто должен уступить дорогу, и с какими  словами? Работа с пословицами. Творческая работа (составление коллажа) Звучит песня «Дорогою добра» (на чистый лист ватмана, вырезанный в  форме земли, каждый ребенок наклеивает заранее заготовленное изображение: дом, дерево, дети, облака, солнце, цветы, птицы, звери. ) ­Как мы назовем эту картину? ­Какое чувство вы испытали, делая доброе дело? Вывод: 5Мы сегодня узнали, что надо учиться любить и делать только добро в  этой жизни! Это так трудно. ­Не злиться, когда нас обижают, ­уступать всем, ­не драться. У нас не всегда получается делать добро, чаще всего мы: ­злимся ­упрямимся ­деремся. Мы часто встречаемся со злом и видим, что много зла стало на земле. Но мы  знали, что добро сильнее зла и уничтожить зло можно не войнами и  убийствами, а только добром и любовью. Мы хотим быть сильными в добре. Золотое правило доброго человека. 6