Государственный стандарт общего образования - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
В соответствии с образовательным стандартом учебная дисциплина «Информатика и вычислительная техника» называется «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)».
Общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, может быть рассмотрена в двух аспектах.
Первый аспект - системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологические системы, общество, автоматизированные технические системы). Специфической особенностью этих систем является свойство их целесообразного функционирования, определяемое наличием в них органов, управляющих их поведением на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.
Второй аспект данной общеобразовательной области-методы и средства получения, обработки, передачи, хранения и использования информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологий. Этот аспект связан, прежде всего, с подготовкой учащихся к практической деятельности, продолжению образования.
КОДИРОВАНИЕ ЗАРОДИЛОСЬ В ДАВНИЕ ВРЕМЕНА И
ИСПОЛЬЗОВАЛОСЬ КАК ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В
СИМВОЛИЧЕСКОМ ВИДЕ, ТАК И ДЛЯ ШИФРОВАНИЯ
СООБЩЕНИЙ И ТАЙНОПИСИ.
Что такое
кодирование?
Кодирование - процесс
представления информации в виде
кода.
Код - набор условных обозначений для
представления информации.
Код (от французского cоde – кодекс,
свод законов). Начиная с середины 19
века это слово, помимо основного
значения, означало книгу, в которой
словам естественного языка
сопоставлены группы цифр или букв.
Для представления информации могут
использоваться разные коды и, соответственно,
надо знать определенные правила законы
записи этих кодов, т.е. уметь кодировать.
Составляя информационную модель объекта или явления,
мы должны договориться о том, как понимать те или иные
обозначения. То есть договориться о виде представления
информации.
Кодировать информацию можно различными способами:
устно; письменно; жестами или сигналами любой другой
природы.
К необходимости кодирования информации
привели первые шаги человечества в счёте.
Зачем люди кодируют
информацию?
• Чтобы скрыть ее от других (все случаи
шифров и тайнописи)
• Чтобы записать информацию короче.
Самый простой пример - аббревиатуры.
Что такое ООН? Организация
Объединенных Наций. А что такое СНГ?
• Чтобы ее удобнее было обрабатывать и
передавать. Например, как передать
информацию по телеграфу?
аббревиатуры, человек должен
руководствоваться специальными
правилами отображения информации -
правилами кодирования.
• Знаки, используемые для кодирования
Правила кодирования
• Рисуя человечков и составляя
(например, все те же человечки),
называются алфавитом. Знаки, входящие
в алфавит, могут быть знакомыми нам
буквами, цифрами, символами (например,
нотами), более сложными изображениями
(дорожными знаками) и т.д.
Разнообразие
алфавитов
Алфавит кириллических букв (А, Б, В,…)
Алфавит латинских букв ( А, В, С,… )
Алфавит десятичных цифр (1, 2, 3, 4, 5,…)
Алфавит знаков зодиака (,, , )
Математическая символика (+, , =, ∑)
Семафорная азбука
Набор знаков азбуки для слепых
Технические коды
Азбука Морзе
Набор знаков международного телеграфного
кода
Штрихкод на товаре
Двоичное кодирование информации в
компьютере (0 или 1)
Способы кодирования
Одна и та же информация может быть
представлена разными кодами.
Существуют три основных способа
кодирования информации:
•
•
Графический – с помощью рисунков и
значков;
Числовой – с помощью чисел;
Символьный – с помощью символов того же
алфавита, что и исходный текст.
АБВ
В России, хотя тайнопись
использовалась уже в XII–XIII
веках, официальной датой
появления
криптографической службы
считается 1549 год
(царствование Ивана IV), а
именно образование
«посольского приказа», при
котором имелось «цифирное
отделение». Шифры
использовались такие же, как
на западе — значковые,
замены, перестановки. Петр I
позднее полностью
реорганизовал
криптографическую службу,
создав Посольскую
канцелярию. В это время
появляются специальные
коды для шифрования —
«цифирные азбуки».
Скрибентическая
тайнопись
Закрепление знаний:
1. Дана кодовая таблица флажковой азбуки:
Старший помощник Лом
сдает экзамен капитану
Врунгелю. Помогите ему
прочитать следующий
текст:
Задание: Что прочитал Лом на флагах встречной
шхуны?
Проверить
М
О
Р
Я
П
О
К
О
Р
Я
Т
С
Я
Т
О
Л
Ь
К
О
С
М
Е
Л
Ы
М
Проверить
Прием
семафора
всегда
осуществляетс
я двумя
сигнальщикам
и: один
принимает
(читает) текст,
а второй
записывает
его
содержание.
Задание: Расшифруйте подаваемые Ломом
сигналы
М
Е
Ч
Т
А
Проверить
Проверить
2. С помощью флажковой азбуки
зашифруйте фразу “Учение да труд к славе
ведут”.
4. Дана кодовая таблица азбуки Морзе
Расшифруйте (декодируйте), что здесь написано (буквы
отделены друг от друга пробелами)?
6. Зашифрованная
пословица
Разгадайте слова в предложениях (каждой букве
соответствует определенная цифра).
Чтобы рубить дрова, нужен 14, 2, 3, 2, 7 , а чтобы полить
огород – 10, 4, 5, 1, 6 .
Рыбаки сделали во льду 3, 7, 2, 7, 8, 9, 11 и стали ловить
рыбу.
Самый колючий зверь в лесу – это 12, 13.
А теперь прочитай пословицу:
1, 2, 3, 4, 5, 1, 6
7, 8, 9, 10, 11
9, 4, 7, 4, 13, 12, 14.
Задание 4
Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в
алфавите.
Получилось 18 21 19 13 01 15.
Как зовут мальчика?
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й
01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11
К Л М Н О П Р С Т У Ф
12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22
Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
Задание 5
Каждая буква исходного текста была заменена третьей после неё
буквой в алфавите русского языка, который считался записанным по
кругу. Декодируйте следующие сообщения:
а) жуцёг льл, г ргмжиыя — дзузёл;
б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.
Ответ: а)
Друга ищи, а найдёшь береги
б)
Старый друг лучше новых двух
Задание 6
Каждой букве поставлена в соответствие пара чисел: первое число —
номер столбца, а второе — номер строки следующей кодовой таблицы:
Расшифруйте головоломку:
(1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1),
(4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1),
(3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).
ы
1 2 3 4 5 6 7 8 9 1
0
э ю
н о ь ъ
ш
х ч ц
з и
м
с т у ф
е ё ж
1 к л
2 п р
3 а б
в г д
12
1
1
я <проб
ел>
,
щ
й
.
Красив тот, кто красив поступками.
Задание: Расшифруйте следующие записи с
помощью азбуки Морзе
Проверить
И Н Ч Е
В
Т
Е Р
С
Проверить
Проверить
Ж О Й С Т И К
Д
ЕКСИД
АТ
ПроверитьПроверитьПроверить
7. Заменяя каждую букву ее порядковым номером в алфавите зашифруйте
фразу: “Я УМЕЮ КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ”. Зашифрованный
текст должен быть записан без пропусков.
8. Мальчик заменил каждую букву своего имени ее номером
в алфавите. Получилось 46151. как зовут мальчика?
9. Дана кодировочная таблица (первая цифра
кода – номер строки, вторая – номер столбца).
С помощью этой кодировочной таблицы зашифруйте фразу: Я УМЕЮ
РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ! А ТЫ?
10. Используя кодировочную таблицу,
расшифруйте текст:
25201538350304053835111503040038
По первым буквам написанных слов прочти новое слово
УРОК, ЧАШКА, ЕНОТ, БАРС, НОТА, ИРИС, КОТ
У
Ч Е
Б Н И
К
Прочти слова, зашифрованные цветными квадратиками
С А М О Д Е Л К
НИ
Л Е С
О К Н О
К Л А
Д
V. Домашнее задание.
Подготовить буквенные диктанты, анаграммы,
кроссворды различных видов, используя слова:
информация, код, кодирование, алфавит, азбука,
декодирование, графический, числовой,
символьный, бит, байт.
Придумать свою кодировочную таблицу и
зашифровать с её помощью свой домашний адрес.
Заключение
Процесс кодирования позволяет добиться:
Экономичности (повышение скорости передачи
информации)
Надёжности (защита от искажений)
Сохранности (защита от нежелательного доступа)
Удобство восприятия (схемы, таблицы)