Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Оценка 4.6

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Оценка 4.6
Контроль знаний +2
docx
история
7 кл
29.04.2018
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями. Задачи: Образовательные задачи. Дать представление детям о представлений о старинных семейных обычаях. Учить изготавливать оберег «подковку». Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок и другие. Развивающие задачи. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях. Развивать связную речь, внимание, память, мышление. Развивать художественно-творческие способности детей. Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору. Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.конспект
конспект.docx
Конспект открытого занятия по нравственно­патриотическому воспитанию Тема: « Семья Древней Руси» в 7 классе Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями. Задачи: Образовательные задачи. Дать представление детям о представлений о старинных семейных  обычаях. Учить изготавливать оберег «подковку». Обогатить словарный запас  существительными: оберег, колыбелька, чугунок и другие. Развивающие задачи. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования  представлений о старинных семейных обычаях. Развивать связную речь, внимание, память,  мышление. Развивать художественно­творческие способности детей. Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения  к своему народу. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору. Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение. Формы и виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно­ исследовательская, продуктивная. Материалы и оборудование: словарь Ожегова, аудиозаписи с русской народной музыкой,  атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с  водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления  подковы оберега. Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии. Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение. Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно­ исследовательская, продуктивная. Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы,  русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кув Формирование УУД Личностные действия: готовность к сотрудничеству, самоанализ и самоконтроль результата. Регулятивные действия: определение уровня усвоения знаний, выбор наиболее эффективных  способов решения задачи в зависимости от условий, умение контролировать процесс и результат своей деятельности. Познавательные действия: развитие познавательных интересов, уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иметь добывать информацию из дополнительных источников. Коммуникативные действия: уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном  обсуждении, слушать и понимать других. Аргументировать своё мнение. Ход занятия. 1 этап Мотивационный этап. Воспитатель: ­ Здравствуйте, гости дорогие!   Хорошему  гостю   хозяин  рад!   Много гостей, много и  новостей! (пословица). Воспитатель: Ребята хочу предложить начать наше занятие но прежде давайте встанем в круг и возьмёмся за руки пожелаем друг другу удачи успехов и я уверена что у нас с вами все  получится. Дети: пожелания Рассаживаются на стульчики. 2 этап Актуализации знаний. В начале нашего занятия я хочу предложить вам игру. Давайте мы немного поиграем!?  Игра «"Назови, кто кем кому приходится".  Кем приходится мальчик маме? (Сыном)  Кем приходится девочка папе? (дочерью)  А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком)  А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой)  Кем приходится девочка для мальчика? (Сестрой)  А он ей? (Братом)  Воспитатель: А кто они все вместе? Дети: Семья. Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня будем говорить? Ответы детей. Воспитатель: Что же такое семья? Дети: работа со словарём. ­ Семья ­ это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом,  помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род»  означает "одна большая семья". Родственники ­ это люди, родные друг другу: братья, сестры,  мамы, папы, бабушки и дедушки.  Воспитатель: А какие бывают семьи? Дети: ­ Семьи бывают маленькие и большие, счастливые и веселые, дружные и гостеприимные,  трудолюбивые и жизнерадостные.  Воспитатель: ­ Расскажите о своей семье: какая она у вас? Сколько человек в вашей семье? Как их зовут? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть брат или сестренка? Кто чем  занимается в семье? Чем занимается папа? Чем занимается мама? Как ты заботишься о других  членах своей семьи? (ответы детей по желанию) Воспитатель: ­ Зачем человеку семья? Ответы детей: (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили,  как жить.)  ­ Как должны относиться люди друг к другу в семье? Дети: ( Дружить, любить, ухаживать,  защищать.)  Воспитатель:­ Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников . Вывод: о чем  мы будем говорить на занятии. Ответы детей Семье. 3. Основная часть Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в гости – в добрую избу к старославянской семье,  заглянуть в старину  древнюю, старину русскую 4. Работа в группе – творческие задания. Воспитатель: А для того, чтобы заглянуть Но чтобы попасть в старину нам надо внимательно выполнить задание. ­ Перед нами лежит камень. Где его можно встретить, ребята? Дети: ­ Он встречается во многих рус.нар.сказках. Камень, который указывает нам путь. А камень – не  простой, на нем что­то написано. Вам интересно знать? Направо пойдешь – далеко не уйдешь. Налево пойдешь – в чужой класс попадёшь. Прямо пойдешь – много интересного найдешь. ­ Так в какую же сторону мы пойдем? Ответы д. У меня есть волшебный клубочек он у укажет нам дорогу . Передовая друг другу клубочек . Ребята возьмитесь за ниточку и все вместе отправимся в путешествие. Дети проходят в зону «изба». Воспитатель:­ Проходите, девицы красные, молодцы добрые, милости просим! Будьте как дома,  присаживайтесь! Просмотр и работа с презентацией. Воспитатель: Ребята вот мы и попали в древную Русь. Еще, ее называли (Деревянной). ­ А знаете, почему Русь называли деревянной? (Дети рассуждают).   Давным­давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома  называют избами. И все­то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и  посуда. Как вы думаете, почему? Да, люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал  человеку кров, кормил, обувал, одевал. Крестьянский дом называли родным, родимым. Воспитатель: На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для  его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее  продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный  смолистый запах. Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных  плотников. Воспитатель: Вам хочется заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка? Какая была мебель, посуда? Ответы детей: Да Воспитатель: Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела. Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему? Ответы детей: В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не  выпускать. Воспитатель: Вот мы в избе. Ребята, а я предлагаю вам отгадать загадки. ­ Шуба в избе, рукав на улице. (Печь) ­ Что из избы не вынесешь? (Печь) ­ Правильно, ребята. Самое   главное в русской избе – это печь. Центральное место занимает  печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь существует  около 4­х тысяч  лет. Раньше говорили: «Печь нам – мать родная». Приготовленные в русской печке кушанья  отличались особым вкусом и ароматом. Раньше говорили «Что в печи, ­ на стол мечи» Воспитатель: Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила  приспособления, необходимые для работы: Что же это за приспособления? Ответы уч. ( ухваты, большую лопату, кочергу.) На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи  были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. Воспитатель: Ребята, о лентяях как говорили? Ответы детей: «Он на печи протирает кирпичи». Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то  есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике»  хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки  для молока, глиняные и деревянные миски, солонки. Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде  конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты  хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда. Воспитатель: В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке ­  «матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке,  вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала. В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках. Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». Воспитатель: Как вы думаете ребята почему? Ответы детей: ­ В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница  заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали  лампадкой – сосудом с маслом или свечами. ­ Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился, низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из  поколения в поколение. ­ Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» ­ принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла  солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. ­ Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во  главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю  лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали. ­ Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после  этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни» ­  уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни. ­ Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал  каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали,  целовали, просили у него прощения. ­ Соль  тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах». Воспитатель:Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди  соблюдают до сих пор. ­ Ребята как приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи? Ответы детей: «Хлеб да соль» Воспитатель: Быт крестьян. Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались  собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам,  переносные скамьи. В каждой семье были ­ лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках  хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше  было сундуков в доме, тем богаче считалась семья. Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на  видное место. Прялки были не только орудием труда,   но и украшением жилища. Считалось, что  узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей. В крестьянской избе было много посуды: Из чего она была сделана ребята? Ответы детей: глины, бересты. Воспитатель: глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока,  разных размеров чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны,  ушаты, лохани, шайки. Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах.  Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба. Воспитатель: Ребята предлагаю вам загадки. У каждого на рабочем месте имеется конвертик с загадкой. Индивидуальный конверт с картинкой. Загадки: Дети работают с заданием ­ Кто в избе рогат? (Ухват) ­ Рогат, да не бык. Хватает, да не ест. Людям отдает, а сам на отдых идет (Ухват) ­ Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь (Веретено). ­ Полный двор красных коров, черная зайдет – всех выгонит (Кочерга) ­ Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой (Сито) ­ 2 брата пузатеньких под гору бегут. Один горбатенький за вихор держит ( Ведра и  коромысло) («Раньше воду носили  с помощью коромысла») ­ Красный петушок по жердочке бежит? ( Горящая лучина) ­ Каким инструментом можно щи хлебать?  (Ложкой деревянной) ­ Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (Самовар) ­ Он по горнице гуляет пыль и мусор собирает  (Веник) ­ А чем можно было написать письмо? Ведь ручек тогда еще  не было?  (Пером) Молодцы ребята! Воспитатель: А сейчас предлагаю вам рассмотреть  настоящую  славянскую  семью (показ  картины). Ребята расскажите кого вы видите на картине? Ответы детей: « Это большая   русская  семья. Люди здесь родные друг другу. Самые старшие члены семьи –  это дедушка и бабушка. В старину в семьях почитали,  уважали старших, во всем их слушались,  не перебивали и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили  детей и внуков всему,  передавали им жизненный опыт»      Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, ласково. Отца величали ­  батюшкой, мать – матушкой. Детей ­ сестрицей, братцем. А также  называли – тетушка, дядюшка. Воспитатель:  Дети во всем помогали родителям, дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства  воспитывали в детях привычку к труду, трудолюбие.  А чем  в это время занята сама матушка? Дети    Матушка   прядет пряжу. Воспитатель: ­ Я предлагаю дидактическую игру " Четвертый лишний". Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?  * Мама, соседка, бабушка, сестра. * Бабушка, подруга, сестра, мама.  * Сестра, портниха, бабушка, брат.  * Плотник, брат, папа, дедушка.  * Дедушка, папа, кучер, отец Ответы детей: Воспитатель: ­ Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла­малыш. Он только сегодня родился,  поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает. Воспитатель: ­ С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы  придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы  знаете русские старинные имена? Дети предлагают имена, выбирают одно имя — ребеночка называют ….Матвей Воспитатель: ­ Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково ….. А когда он вырастет, то его уже будут называть …. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей: Сейчас меня зовут Маша, а когда я вырасту, то меня будут звать Марией и т. д. Воспитатель: ­ Молодцы. Вот мы и познакомились с Матвеем… и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя …Матвей ? (Дети высказывают предположения). Воспитатель: ­Матвей ­ Богом данный. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? Ответы детей. Воспитатель: — Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат  только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей? Дети: ­ Тезки. Воспитатель: ­ Молодцы! Дети, посмотрите, здесь для Матвейки приготовлены вещи, что же это? Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки. Дети: ­ Уголек, зернышки, монетки. Воспитатель: ­ А кто знает, зачем нашему малыши эти вещи? Дети: ­ Их клали, когда купали ребенка. Воспитатель: ­ Да, правильно, раньше, на Руси, давным­давно, во времена наших прабабушек и прадедушек,  эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему …Матвею. Воспитатель кладет уголек: Воспитатель: ­ А что говорили, когда клали уголек? Дети: ­ Привыкай к домашнему теплу. (Первый ребенок кладет зернышки). Воспитатель: ­ А что говорили, когда клали зернышко? Дети: ­ Будь всегда сыт. (Второй ребенок кладет денежку). Воспитатель: ­ А что говорили, когда клали монетку? Дети: ­ Будь всегда богат. (Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.) Воспитатель: Водичка, водичка, Умой Ване  личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щёчки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок. ­ Дети, вот мы помыли, вытерли Матвея…. После купания ребенка одевали. А одевали его не  простую одежду, а в отцову рубаху. Воспитатель: ­ А почему ребеночка одевали в отцову рубашку? Дети: ­ Чтобы ребенок был похож на отца и матушку. Воспитатель: ­ Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным,  как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она? Дети: ­ Красная, красивая, праздничная. Воспитатель: ­ Давайте и мы оденем …. Дети одевают куклу. Воспитатель: ­ А когда одевали рубашку, родители приговаривали: «Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся,  отдыхай, как они отдыхают». Воспитатель: ­ Одели ребеночка, а дальше нужно уложить его. Воспитатель: ­ А куда клали спать ребеночка? Дети: В колыбельку. Воспитатель: ­ А что же такое колыбелька? Дети: ­ Это кроватка, куда клали малыша и качали. Воспитатель: ­ Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это? (Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать). Воспитатель: ­ Что же это? Дети: ­ Хлеб и соль. Воспитатель: ­ Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом­солью всегда встречали дорогих,  долгожданных гостей. Дети кладут в колыбельку. Воспитатель: ­ А когда укладывали спать ребенка, пели колыбельную. ­ А что такое колыбельная? Дети: ­ Это песенка, под которую засыпает ребенок. Воспитатель: ­ Дети, давайте и мы споем колыбельную для …. (Дети поют совместно с воспитателем). Воспитатель: ­ Вот и уснул наш …. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток.  Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему  подарки, ведь рождение ребёнка было большим праздником. В этот день организовывали  праздничный стол с угощениями. Гости дарили подарки. Эта традиция сохранилась до наших  дней. Воспитатель: Как вы думаете, что гости  на Руси дарили имениннику? Дети: (Дети высказывают предположения). Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети,  давайте и мы с вами сделаем подарок для Матвея – и не простой подарок, а настоящий оберег. Воспитатель: Дети, а что такое оберег?(предположения детей) Дети:  Это предмет, который защищал и охранял людей от бед, он защищал ребенка от  беды. Воспитатель Дети, а вы хотите тоже сделать Матвею подарок, чтобы он оберегал его от бед? Ответы детей: Ну, тогда садитесь за столы.  Перед вами образец оберега в форме подковы. Воспитатель: А почему подкова? Дети: подковы делали из железа, оно крепкое. Воспитатель: Да ребята, железо само по себе обладает сильными защитными свойствами. А  ржавое железо (поскольку новые подковы, само собой разумеется, не вывешивали) еще и  притягивало к себе болезни, не пуская их к хозяевам дома. Творческая работа детей. (Под звучание русских народных мелодий дети, проявляя творчество и фантазию украшают свою  подкову, выбрав предложенный материал :соленое тесто, краски, гуашь, цветная бумага, цветные салфетки , клей и т.д.,  ) Подведение итогов творческой работы , рефлексия: В: Посмотрите­ка ребята красивые получились у нас  подарки обереги? (Дети рассматривают поделки, отмечают, что  все они разные, отличаются друг от друга узорами,  цветом красок. Воспитатель хвалит детей за проявленную фантазию и творчество. Физминутка: Игра « Горелки» ­ Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили  хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы  поиграем в игру ручеёк, горелки. (Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну). Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают: «Гори­гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!» В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало  колонны, обегая ее с разных сторон (один — слева, другой — справа), а водящий пытается  поймать кого­то из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки. Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а  тот, кого не поймали, становится водящим. ЖМУРКИ «Обыкновенные жмурки» Одному из играющих — жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и  заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например:  «Кот, кот, на чём стоишь?» — «На квашне». — «Что в квашне?» — «Квас». — «Лови мышей, а не  нас». После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот  становится жмуркой. Правила. Если жмурка подойдёт близко к какому­либо предмету, о который можно удариться, играющие  должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!» Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющие не должны прятаться за какие­либо предметы или убегать очень далеко. Играющие могут увёртываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки. Воспитатель: ­ Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Матвею наши обереги и пусть каждый  пожелает ему что­нибудь. Дети: ­ Никогда не болей, будь здоров. ­ Расти сильным, крепким да удалым. ­ Слушай отца­батюшку да родную матушку. ­ Будь добр и пусть встречаются добрые люди. ­ Пусть живет­поживает, да добра наживает. Подведение итогов занятия, рефлексия ­ Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? И понравилось ли вам наше занятие  путешествие? Дети: (дети встают в круг, воспитатель берет клубочек) Ребята, одному из вас я  задам вопрос и ответив на вопрос передавайте клубочек другому. Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать папу и маму?  Как люди должны жить в семье?  Ответы учащихся.  ­ Ребята, пожелайте своей семье что­нибудь сердечное. ( Я люблю свою семью, потому что она  …) (крепкая, дружная, лучшая) Семья ­ это труд, друг о друге забота,  Семья ­это много домашней работы.  Семья ­ это важно!  Семья ­ это сложно!  Но счастливо жить одному невозможно.  Всегда будьте вместе, любовь берегите,  Обиды и ссоры подальше гоните.  Хочу чтоб про нас говорили друзья:  Какая хорошая Ваша семья!  ­ Ребята, а давайте на память о нашем занятие подарим обереги нашим гостям. (Каждому гостью вручается оберег.) Воспитатель: Ребята, благодарю вас за активную работу на занятие. Хлеб да соль вам. В долгий век и добрый час. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998­ 190 с. 2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с. 3. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство­Пресс», 1998 – 24 с. 4. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с. 5. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт  – Петербург, «Детство­ Пресс», 2004 – 400 с. 6. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг»,  2004 – 128 с. 7. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис­ Пресс», 2003 – 196 с. 8. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании  Нижнесинячихинского музея – заповедника, Свердловск, «Уральский рабочий», 1988 – 199 с. ПРИЛОЖЕНИЕ Распределение трудовых обязанностей в деревенской семье по половому  признаку. Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и  заботой относились к своим детям. Они считали, что к 7­8 годам дите уже «входит в разум» и  начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами. Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок  готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери –  хранительницы домашнего очага. Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел, как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать что­нибудь. Он  уже становился помощником. Через какое­то время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже  делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку. Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у  других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом», ­  поучали родители. За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему  же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка. Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом  мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти,  выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель. Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей  семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми. Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит»,  «Лишнее ремесло за плечами не виснет», ­ приговаривал отец. В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец,  птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали  мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину  на пастбище. Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином.  Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей. Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани,  телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями. С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить  верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 8­9 лет отпускали в пастушки, он работал «в  людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье. С 10­12 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил. К 15­16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец  находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына  не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь». Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а  отец гордился, что у него растут такие помощники. Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка. Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы,  украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая  она мастерица. Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли  праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру  девочки приобщались к заботам и радостям материнства. Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры  обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во  дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день  проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных  девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 5­7 лет они нянчили чужих детей,  зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду. Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в  поле: вяжут снопы, собирают колоски. В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку  дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери. Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали:  пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей,  вышивали полотенца, вывязывали кружева. В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду. Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и  называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка  помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно. Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать  белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь,  что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна». Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» ­ отцовы помощники, да  «красны девицы» ­ умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим  детям и внукам. 19

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"

Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018