Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Оценка 4.6
Контроль знаний +2
docx
история
7 кл
29.04.2018
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Задачи:
Образовательные задачи. Дать представление детям о представлений о старинных семейных обычаях. Учить изготавливать оберег «подковку». Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок и другие.
Развивающие задачи. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о старинных семейных обычаях. Развивать связную речь, внимание, память, мышление. Развивать художественно-творческие способности детей.
Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.конспект
конспект.docx
Конспект открытого занятия по нравственнопатриотическому воспитанию
Тема: « Семья Древней Руси» в 7 классе
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Задачи:
Образовательные задачи. Дать представление детям о представлений о старинных семейных
обычаях. Учить изготавливать оберег «подковку». Обогатить словарный запас
существительными: оберег, колыбелька, чугунок и другие.
Развивающие задачи. Развивать познавательную активность детей в процессе формирования
представлений о старинных семейных обычаях. Развивать связную речь, внимание, память,
мышление. Развивать художественнотворческие способности детей.
Воспитательные задачи. Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения
к своему народу. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Формы и виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно
исследовательская, продуктивная.
Материалы и оборудование: словарь Ожегова, аудиозаписи с русской народной музыкой,
атрибуты русской избы, русские народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кувшин с
водой, ушат, полотенце, русская рубашка, колыбелька, хлеб и соль, заготовки для изготовления
подковы оберега.
Воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и уважения к своему народу
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно
исследовательская, продуктивная.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, атрибуты русской избы,
русские
народные костюмы, кукла, уголек, зернышки, монетки, кув
Формирование УУД
Личностные действия: готовность к сотрудничеству, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определение уровня усвоения знаний, выбор наиболее эффективных
способов решения задачи в зависимости от условий, умение контролировать процесс и результат
своей деятельности.
Познавательные действия: развитие познавательных интересов, уметь извлекать информацию,
представленную в виде текста, иметь добывать информацию из дополнительных источников. Коммуникативные действия: уметь работать в группе, участвовать в диалоге, в коллективном
обсуждении, слушать и понимать других. Аргументировать своё мнение.
Ход занятия.
1 этап Мотивационный этап.
Воспитатель:
Здравствуйте, гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад!
Много гостей, много и новостей! (пословица).
Воспитатель: Ребята хочу предложить начать наше занятие но прежде давайте встанем в круг и
возьмёмся за руки пожелаем друг другу удачи успехов и я уверена что у нас с вами все
получится.
Дети: пожелания
Рассаживаются на стульчики.
2 этап Актуализации знаний.
В начале нашего занятия я хочу предложить вам игру. Давайте мы немного поиграем!?
Игра «"Назови, кто кем кому приходится".
Кем приходится мальчик маме? (Сыном)
Кем приходится девочка папе? (дочерью)
А для бабушки кем приходится мальчик? (Внуком)
А для дедушки кем приходится девочка? (Внучкой)
Кем приходится девочка для мальчика? (Сестрой)
А он ей? (Братом)
Воспитатель: А кто они все вместе?
Дети: Семья.
Воспитатель: Итак, о чем мы сегодня будем говорить?
Ответы детей.
Воспитатель: Что же такое семья?
Дети: работа со словарём.
Семья это люди, которые живут вместе и любят друг друга, ухаживают друг за другом,
помогают друг другу. А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род»
означает "одна большая семья". Родственники это люди, родные друг другу: братья, сестры,
мамы, папы, бабушки и дедушки.
Воспитатель: А какие бывают семьи?
Дети: Семьи бывают маленькие и большие, счастливые и веселые, дружные и гостеприимные,
трудолюбивые и жизнерадостные.
Воспитатель: Расскажите о своей семье: какая она у вас? Сколько человек в вашей семье? Как их зовут? Кто самый старший в семье? Кто самый младший? Есть брат или сестренка? Кто чем
занимается в семье? Чем занимается папа? Чем занимается мама? Как ты заботишься о других
членах своей семьи? (ответы детей по желанию)
Воспитатель: Зачем человеку семья? Ответы детей: (Чтобы любили, жалели, хвалили, учили,
как жить.)
Как должны относиться люди друг к другу в семье? Дети: ( Дружить, любить, ухаживать,
защищать.)
Воспитатель: Какие вы, ребята, молодцы, все знаете про семью и родственников . Вывод: о чем
мы будем говорить на занятии. Ответы детей Семье. 3. Основная часть
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас в гости – в добрую избу к старославянской семье,
заглянуть в старину древнюю, старину русскую
4. Работа в группе – творческие задания.
Воспитатель: А для того, чтобы заглянуть
Но чтобы попасть в старину нам надо внимательно выполнить задание.
Перед нами лежит камень. Где его можно встретить, ребята?
Дети:
Он встречается во многих рус.нар.сказках. Камень, который указывает нам путь. А камень – не
простой, на нем чтото написано. Вам интересно знать?
Направо пойдешь – далеко не уйдешь.
Налево пойдешь – в чужой класс попадёшь.
Прямо пойдешь – много интересного найдешь.
Так в какую же сторону мы пойдем?
Ответы д.
У меня есть волшебный клубочек он у укажет нам дорогу . Передовая друг другу клубочек .
Ребята возьмитесь за ниточку и все вместе отправимся в путешествие.
Дети проходят в зону «изба». Воспитатель: Проходите, девицы красные, молодцы добрые, милости просим! Будьте как дома,
присаживайтесь!
Просмотр и работа с презентацией.
Воспитатель: Ребята вот мы и попали в древную Русь. Еще, ее называли (Деревянной).
А знаете, почему Русь называли деревянной?
(Дети рассуждают). Давнымдавно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома
называют избами. И всето в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и
посуда. Как вы думаете, почему? Да, люди жили среди полей, в окружении лесов. Лес давал
человеку кров, кормил, обувал, одевал. Крестьянский дом называли родным, родимым.
Воспитатель: На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для
его здоровья. Именно дерево с давних пор считается символом рождения жизни и ее
продолжения. Избы в старину строили из ели или сосны. От бревен в избе стоял приятный
смолистый запах.
Крестьянин ставил дом прочно, на века. Избу крестьянин строил сам или нанимал опытных
плотников.
Воспитатель: Вам хочется заглянуть в русскую избу. Какова же была там обстановка?
Какая была мебель, посуда?
Ответы детей: Да
Воспитатель: Обстановка была скромная, строгая, все на своих местах, все для пользы дела.
Оказывается, при входе в избу можно было споткнуться. Знаете, почему?
Ответы детей:
В избе был высокий порог и низкая притолока. Так крестьяне берегли тепло, старались его не
выпускать.
Воспитатель: Вот мы в избе. Ребята, а я предлагаю вам отгадать загадки.
Шуба в избе, рукав на улице. (Печь)
Что из избы не вынесешь? (Печь)
Правильно, ребята. Самое главное в русской избе – это печь. Центральное место занимает
печь. От расположения печи зависела вся внутренняя планировка избы. Печь ставили так, чтобы
она была хорошо освещена, и подальше от стены, чтобы не случилось пожара Затрещит мороз на
дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Русская печь существует около 4х тысяч
лет. Раньше говорили: «Печь нам – мать родная». Приготовленные в русской печке кушанья
отличались особым вкусом и ароматом. Раньше говорили «Что в печи, на стол мечи»
Воспитатель: Пространство между стеной и печью называется «запечье». Там хозяйка хранила
приспособления, необходимые для работы:
Что же это за приспособления?
Ответы уч.
( ухваты, большую лопату, кочергу.) На шестке у печи стояли чугуны, горшки. В нише под шестком хранили инвентарь, дрова. В печи
были маленькие ниши для сушки рукавиц, валенок.
На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось.
Воспитатель: Ребята, о лентяях как говорили?
Ответы детей:
«Он на печи протирает кирпичи».
Больше всего времени у печи проводила хозяйка. Ее место у печи называлось «бабий кут» (то
есть «женский угол»). Здесь хозяйка готовила еду, здесь в специальном шкафу – «посуднике»
хранилась кухонная посуда. Около печи было много полок, на полках вдоль стен стояли кринки
для молока, глиняные и деревянные миски, солонки.
Другой угол около двери был мужским. Он назывался «коник». На лавке делали узор в виде
конской головы. На этой лавке работал хозяин. Иногда он на ней и спал. Свои инструменты
хозяин хранил под лавкой. В мужском углу висела сбруя, одежда.
Воспитатель: В крестьянском доме все было продумано до мелочей. На центральной балке
«матице» делали железное кольцо и крепили детскую люльку. Крестьянка, сидя на лавке,
вставляла ногу в петлю, качала люльку, а сама работала: пряла, шила, вышивала.
В наше время уже нет таких люлек, дети спят в красивых детских кроватках.
Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол».
Воспитатель: Как вы думаете ребята почему?
Ответы детей:
В красном углу, самом чистом и светлом, размещалась божница – полочка с иконами. Божница
заботливо украшалась нарядным полотенцем – «рушником». Иногда божницу подсвечивали
лампадкой – сосудом с маслом или свечами.
Входящий в избу человек обязательно снимал шапку, поворачивался лицом к иконам, крестился,
низко кланялся. И только потом входил в дом. Иконы бережно хранили и передавали из
поколения в поколение.
Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья
«трапезничала» принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла
солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи.
Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во
главе стола занимал отец – «большак». Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка
была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю
лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали.
Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после
этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Родители говорили, что от этого слетятся к столу голодные «злыдни»
уродливые человечки, принесут голод, нищету и болезни.
Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал
каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали,
целовали, просили у него прощения.
Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах».
Воспитатель:Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди
соблюдают до сих пор.
Ребята как приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи?
Ответы детей:
«Хлеб да соль»
Воспитатель:
Быт крестьян. Много предметов использовалось в русском быту. И почти все они делались
собственными руками. Самодельной была и мебель – стол, лавки, прибитые к стенам,
переносные скамьи.
В каждой семье были лубяные сундучки, обитые железом деревянные сундуки. В сундуках
хранили семейные ценности: одежду, приданое. Сундуки закрывались на замки. Чем больше
было сундуков в доме, тем богаче считалась семья.
Особой гордостью хозяек были прялки: точеные, резные, расписные, которые обычно ставили на
видное место. Прялки были не только орудием труда, но и украшением жилища. Считалось, что
узоры на прялках оберегают жилище от сглаза и лихих людей.
В крестьянской избе было много посуды:
Из чего она была сделана ребята?
Ответы детей: глины, бересты.
Воспитатель:
глиняные горшки и латки (низкие плоские миски), кринки для хранения молока, разных размеров
чугуны, ендовы и братины для кваса. Использовали в хозяйстве разные бочки, кадки, чаны,
ушаты, лохани, шайки.
Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, в берестяных туесах.
Использовались также плетеные изделия – лукошки, короба.
Воспитатель:
Ребята предлагаю вам загадки.
У каждого на рабочем месте имеется конвертик с загадкой.
Индивидуальный конверт с картинкой.
Загадки:
Дети работают с заданием
Кто в избе рогат? (Ухват) Рогат, да не бык. Хватает, да не ест. Людям отдает, а сам на отдых идет (Ухват)
Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь (Веретено).
Полный двор красных коров, черная зайдет – всех выгонит (Кочерга)
Сотни глаз, а сам слепой, засорил глаза мукой (Сито)
2 брата пузатеньких под гору бегут. Один горбатенький за вихор держит ( Ведра и
коромысло)
(«Раньше воду носили с помощью коромысла»)
Красный петушок по жердочке бежит? ( Горящая лучина)
Каким инструментом можно щи хлебать? (Ложкой деревянной)
Стоит толстячок, блестящий бочок, шипит, кипит, всем чай пить велит (Самовар)
Он по горнице гуляет пыль и мусор собирает (Веник)
А чем можно было написать письмо? Ведь ручек тогда еще не было? (Пером)
Молодцы ребята!
Воспитатель:
А сейчас предлагаю вам рассмотреть настоящую славянскую семью (показ картины).
Ребята расскажите кого вы видите на картине?
Ответы детей:
« Это большая русская семья. Люди здесь родные друг другу. Самые старшие члены семьи –
это дедушка и бабушка. В старину в семьях почитали, уважали старших, во всем их слушались,
не перебивали и не капризничали. Родители, дедушки и бабушки учили детей и внуков всему,
передавали им жизненный опыт»
Дети обращались к своим родителям на «Вы», с почтением, ласково. Отца величали
батюшкой, мать – матушкой. Детей сестрицей, братцем. А также называли – тетушка, дядюшка.
Воспитатель:
Дети во всем помогали родителям, дочь помогает своей матушке готовить еду. С детства
воспитывали в детях привычку к труду, трудолюбие.
А чем в это время занята сама матушка?
Дети
Матушка прядет пряжу.
Воспитатель:
Я предлагаю дидактическую игру " Четвертый лишний".
Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?
* Мама, соседка, бабушка, сестра. * Бабушка, подруга, сестра, мама.
* Сестра, портниха, бабушка, брат.
* Плотник, брат, папа, дедушка.
* Дедушка, папа, кучер, отец
Ответы детей:
Воспитатель:
Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукламалыш. Он только сегодня родился,
поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Воспитатель:
С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы
придумаем нашему ребеночка имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы
знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена, выбирают одно имя — ребеночка называют ….Матвей
Воспитатель:
Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково ….. А
когда он вырастет, то его уже будут называть …. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как
вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Маша, а когда я вырасту, то меня будут звать Марией и т. д.
Воспитатель:
Молодцы. Вот мы и познакомились с Матвеем… и назвали ему свои имена.
А вы знаете, что обозначает имя …Матвей ?
(Дети высказывают предположения).
Воспитатель:
Матвей Богом данный. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?
Ответы детей.
Воспитатель: — Молодцы, какие у вас интересные имена! Но наши имена не принадлежат
только нам. Многие люди носят одинаковые имена. Как называют таких людей?
Дети:
Тезки.
Воспитатель:
Молодцы!
Дети, посмотрите, здесь для Матвейки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети: Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
А кто знает, зачем нашему малыши эти вещи?
Дети:
Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель:
Да, правильно, раньше, на Руси, давнымдавно, во времена наших прабабушек и прадедушек,
эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их
положим нашему …Матвею.
Воспитатель кладет уголек:
Воспитатель:
А что говорили, когда клали уголек?
Дети:
Привыкай к домашнему теплу.
(Первый ребенок кладет зернышки).
Воспитатель:
А что говорили, когда клали зернышко?
Дети:
Будь всегда сыт.
(Второй ребенок кладет денежку).
Воспитатель:
А что говорили, когда клали монетку?
Дети:
Будь всегда богат.
(Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.)
Воспитатель:
Водичка, водичка,
Умой Ване личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок. Дети, вот мы помыли, вытерли Матвея…. После купания ребенка одевали. А одевали его не
простую одежду, а в отцову рубаху.
Воспитатель:
А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Дети:
Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Воспитатель:
Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным,
как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети:
Красная, красивая, праздничная.
Воспитатель:
Давайте и мы оденем ….
Дети одевают куклу.
Воспитатель:
А когда одевали рубашку, родители приговаривали:
«Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся,
отдыхай, как они отдыхают».
Воспитатель:
Одели ребеночка, а дальше нужно уложить его.
Воспитатель:
А куда клали спать ребеночка?
Дети: В колыбельку.
Воспитатель:
А что же такое колыбелька?
Дети:
Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель:
Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
(Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать).
Воспитатель: Что же это?
Дети:
Хлеб и соль.
Воспитатель:
Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебомсолью всегда встречали дорогих,
долгожданных гостей.
Дети кладут в колыбельку.
Воспитатель:
А когда укладывали спать ребенка, пели колыбельную.
А что такое колыбельная?
Дети:
Это песенка, под которую засыпает ребенок.
Воспитатель:
Дети, давайте и мы споем колыбельную для ….
(Дети поют совместно с воспитателем).
Воспитатель:
Вот и уснул наш …. А когда вы вырастете, вы тоже будете петь колыбельную для своих деток.
Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси.
И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему
подарки, ведь рождение ребёнка было большим праздником. В этот день организовывали
праздничный стол с угощениями. Гости дарили подарки. Эта традиция сохранилась до наших
дней.
Воспитатель: Как вы думаете, что гости на Руси дарили имениннику?
Дети: (Дети высказывают предположения).
Воспитатель: Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети,
давайте и мы с вами сделаем подарок для Матвея – и не простой подарок, а настоящий оберег.
Воспитатель: Дети, а что такое оберег?(предположения детей)
Дети: Это предмет, который защищал и охранял людей от бед, он защищал ребенка от
беды.
Воспитатель Дети, а вы хотите тоже сделать Матвею подарок, чтобы он оберегал его от бед?
Ответы детей:
Ну, тогда садитесь за столы. Перед вами образец оберега в форме подковы.
Воспитатель: А почему подкова?
Дети: подковы делали из железа, оно крепкое. Воспитатель: Да ребята, железо само по себе обладает сильными защитными свойствами. А
ржавое железо (поскольку новые подковы, само собой разумеется, не вывешивали) еще и
притягивало к себе болезни, не пуская их к хозяевам дома.
Творческая работа детей.
(Под звучание русских народных мелодий дети, проявляя творчество и фантазию украшают свою
подкову, выбрав предложенный материал :соленое тесто, краски, гуашь, цветная бумага, цветные
салфетки , клей и т.д., )
Подведение итогов творческой работы , рефлексия:
В: Посмотритека ребята красивые получились у нас подарки обереги?
(Дети рассматривают поделки, отмечают, что все они разные, отличаются друг от друга узорами,
цветом красок. Воспитатель хвалит детей за проявленную фантазию и творчество.
Физминутка:
Игра « Горелки»
Дети, вы устали, давайте мы отдохнем? На днях рождения, гости попусту не сидели, а водили
хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы
поиграем в игру ручеёк, горелки.
(Игроки располагаются попарно, взявшись за руки и образуя колонну).
Водящий встает впереди. Все хором громко говорят или распевают:
«Горигори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!»
В любом случае, при слове «беги» стоящие в последней паре размыкают руки и мчатся в начало
колонны, обегая ее с разных сторон (один — слева, другой — справа), а водящий пытается
поймать когото из них до того как пара, встретившись, вновь возьмется за руки.
Если это получается, то вместе с пойманным игроком водящий встает в первую пару колонны, а
тот, кого не поймали, становится водящим.
ЖМУРКИ «Обыкновенные жмурки»
Одному из играющих — жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и
заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например:
«Кот, кот, на чём стоишь?» — «На квашне». — «Что в квашне?» — «Квас». — «Лови мышей, а не
нас». После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот
становится жмуркой.
Правила.
Если жмурка подойдёт близко к какомулибо предмету, о который можно удариться, играющие
должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»
Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.
Играющие не должны прятаться за какиелибо предметы или убегать очень далеко.
Играющие могут увёртываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.
Воспитатель:
Дети, понравилась игра? А теперь давайте подарим Матвею наши обереги и пусть каждый
пожелает ему чтонибудь.
Дети:
Никогда не болей, будь здоров.
Расти сильным, крепким да удалым.
Слушай отцабатюшку да родную матушку.
Будь добр и пусть встречаются добрые люди.
Пусть живетпоживает, да добра наживает.
Подведение итогов занятия, рефлексия
Ребята, давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня? И понравилось ли вам наше занятие
путешествие? Дети: (дети встают в круг, воспитатель берет клубочек) Ребята, одному из вас я
задам вопрос и ответив на вопрос передавайте клубочек другому.
Что такое семья? Кто такие родственники? Как другими словами можно назвать папу и маму?
Как люди должны жить в семье? Ответы учащихся.
Ребята, пожелайте своей семье чтонибудь сердечное. ( Я люблю свою семью, потому что она
…) (крепкая, дружная, лучшая) Семья это труд, друг о друге забота,
Семья это много домашней работы.
Семья это важно!
Семья это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно. Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните.
Хочу чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Ребята, а давайте на память о нашем занятие подарим обереги нашим гостям.
(Каждому гостью вручается оберег.)
Воспитатель: Ребята, благодарю вас за активную работу на занятие.
Хлеб да соль вам. В долгий век и добрый час. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль,
«Академия развития», 1998 190 с.
2. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002 – 374 с.
3. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «ДетствоПресс», 1998 – 24 с.
4. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003 – 256 с.
5. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт
– Петербург, «Детство Пресс», 2004 – 400 с.
6. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг»,
2004 – 128 с.
7. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис
Пресс», 2003 – 196 с.
8. Каталог уральской народной росписи крестьянских домов и предметов быта в собрании
Нижнесинячихинского музея – заповедника, Свердловск, «Уральский рабочий», 1988 – 199 с. ПРИЛОЖЕНИЕ
Распределение трудовых обязанностей в деревенской семье по половому
признаку. Семьи у крестьян были большие и дружные. Многодетные родители с любовью и
заботой относились к своим детям. Они считали, что к 78 годам дите уже «входит в разум» и
начинали обучать его всему тому, что знали и умели сами.
Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. С малых лет каждый крестьянский ребенок
готовил себя к будущим обязанностям отца – главы и кормильца семьи или матери –
хранительницы домашнего очага. Родители учили детей ненавязчиво: сначала ребенок просто стоял рядом со взрослым и смотрел,
как тот работает. Потом ребенок начинал подавать инструменты, поддерживать чтонибудь. Он
уже становился помощником.
Через какоето время ребенку уже доверяли выполнение части работы. Тогда ребенку уже
делали специальные детские инструменты: молоточек, грабельки, веретено, прялочку.
Родители учили, что свой инструмент – дело важное, его никому нельзя давать – «спортят», и у
других инструменты брать нельзя. «Хороший мастер работает только своим инструментом»,
поучали родители.
За выполненное дело ребенка хвалили, одаривали. Первое изделие, сделанное ребенком, ему
же и доставалось: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.
Сыновья были главными помощниками отца, а дочки помогали матери. Мальчики вместе с отцом
мастерили из разного материала игрушки – самоделки, плели лукошки, короба, лапти,
выстругивали посуду, домашнюю утварь, изготавливали мебель.
Каждый крестьянин умел мастерски плести лапти. Лапти мужчины плели для себя и для всей
семьи. Старались сделать их крепкими, теплыми, непромокаемыми.
Отец помогал мальчикам, наставлял советом, похваливал. «Дело учит, мучит, да кормит»,
«Лишнее ремесло за плечами не виснет», приговаривал отец.
В каждом крестьянском дворе обязательно была скотина. Держали корову, лошадь, коз, овец,
птицу. Ведь скотина давала много полезных продуктов для семьи. За скотиной ухаживали
мужчины: кормили, убирали навоз, чистили животных. Женщины доили коров, выгоняли скотину
на пастбище.
Главным работником в хозяйстве была лошадь. Весь день лошадь работала в поле с хозяином.
Пасли лошадей ночью. Это была обязанность сыновей.
Для лошади нужны были разные приспособления: хомуты, оглобли, вожжи, уздечки, сани,
телеги. Все это хозяин изготавливал сам вместе с сыновьями.
С раннего детства любой мальчик мог запрячь лошадь. С 9 лет мальчика начинали учить ездить
верхом и управлять лошадью. Нередко мальчиков 89 лет отпускали в пастушки, он работал «в
людях», пас стадо и зарабатывал немного – еду, подарки. Это была помощь семье.
С 1012 лет сын помогал отцу в поле – пахал, боронил, подавал снопы и даже молотил.
К 1516 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним. Отец
находился всегда рядом и помогал, подсказывал, поддерживал. В народе говорили: «Отец сына
не на худо учит», «С ремеслом весь свет пройдешь – не пропадешь».
Если отец ловил рыбу, то сыновья тоже были рядом с ним. Это была для них игра, радость, а
отец гордился, что у него растут такие помощники.
Справляться со всеми женскими работами девочек учили мама, старшая сестра и бабушка.
Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, плели из кудели косы,
украшения, шили головные уборы. Девочки старались: ведь по красоте кукол люди судили, какая
она мастерица.
Затем девочки играли с куклами: «ходили в гости», убаюкивали, пеленали, «справляли
праздники», то есть жили вместе с ними кукольной жизнью. В народе считалось, что если девочки охотно и бережно играют в куклы, то в семье будет прибыль, достаток. Так через игру
девочки приобщались к заботам и радостям материнства.
Но в куклы играли только младшие дочери. Когда они подрастали, мать или старшие сестры
обучали их уходу за грудными детьми. Мать на целый день уходила в поле или была занята во
дворе, в огороде, и девочки почти полностью заменяли мать. Девочка – нянька целый день
проводила с ребенком: играла с ним, успокаивала, если он плакал, баюкала. Иногда опытных
девочек – нянек отдавали в другую семью «внаем». Даже в 57 лет они нянчили чужих детей,
зарабатывая для себя и семьи: платочки, отрезы материи, полотенца, еду.
Так и жили: младшие девочки – няньки водятся с малышом, а старшие дочери помогают матери в
поле: вяжут снопы, собирают колоски.
В 7 лет крестьянских девочек начинали учить прясть. Первую небольшую нарядную прялочку
дочери дарил отец. Дочери учились прясть, шить, вышивать под руководством матери.
Часто девочки собирались в одной избе на посиделки: беседовали, пели песни и работали:
пряли, шили одежду, вышивали, вязали варежки и носки для братьев, сестер, родителей,
вышивали полотенца, вывязывали кружева.
В 9 лет девочка уже помогала метрии готовить еду.
Ткань для одежды крестьяне тоже делали сами дома на специальных ткацких станках. Ее так и
называли – домотканая. Всю зиму пряли кудели (нити), а весной начинали ткать. Девочка
помогала маме, а к 16 годам ей доверяли ткать самостоятельно.
Также девочку учили обихаживать скотину, доить корову, жать снопы, ворошить сено, стирать
белье в речке, готовить еду и даже печь хлеб. Матери говорили дочкам: «Не та родна дочь,
что бежит от дела прочь, а та дочь родна, что на всякой работе видна».
Таким образом в крестьянских семьях вырастали «добры молодцы» отцовы помощники, да
«красны девицы» умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим
детям и внукам.
19
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Занятие по нравственно-патриотическому воспитанию "Семья Древней Руси"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.