Занятие по шахматам "Путешествие по шахматной стране."

  • Работа в классе
  • docx
  • 13.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать мыслительную деятельность. Развивать аналитико-синтетическую деятельность, учить обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности. Способность определять и формулировать цель деятельности с помощью руководителя, работать по предложенному руководителем плану, умение высказывать своё предположение на основе примерных игровых шахматных ситуаций.
Иконка файла материала итоговое занятие по шахматам.docx
Путешествие по шахматной стране.     Цели и задачи:  ­ повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных  фигурах, движении фигур с помощью дидактических игр, активизировать  мыслительную деятельность.  ­ воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое  решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах,  получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.  ­ развивать аналитико­синтетическую деятельность, учить обобщать,  сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.     Ход занятия. В королевстве чёрно­белом.  Кто­то хитрый, кто­то вредный.  Всё измазал белым мелом —  Чёрный конь отныне бледный! Побелевший чёрный слон Затрубил тревожно, Из дворца раздался стон: ­ Как это возможно!? Сам король в ужасном в гневе,  Аж попрятались ладьи,  Пишет королю другому.  Он претензии свои: «Что за происки, сосед! Мы не в ссоре вроде.  Что же делаете вы?  Белый цвет не в моде!»  Король другой прислал ответ:  «Ты, Король, не в моде сам!!!»  И вины за нами нет! Всё!  Привет твоим усам!» Оба маются в тоске: Ведь с тех пор у них вражда.  И друг другу каждый рад Хоть разок поставить мат!­Ребята,   по   сей   день   шахматные   короли   не   могут   пойти   на   перемирие   и доказывают свое преимущество в шахматных турнирах. И прямо сейчас мы с вами отправимся в шахматное королевство, чтобы лично принять участие в этом действе, для этого на время превратимся в шахматные фигуры! ­ Готовы к перевоплощению! ­Наденьте волшебные головные уборы, которые лежат перед вами!  Посмотрите, в шахматную фигуру какого цвета вы превратитесь. ­Повторяйте за мной волшебные слова: Турли, турли, труфеля­ За победу короля! Турли, турли, мармелад­ А врагу объявим мат! ­Волшебство случилось, вот и сами короли. Представьтесь, пожалуйста! Белый король: Я белый король, Я сильнее, чем черный! Я в стратегии военной Чуть ли не ученый! Черный король: А я черный король Хвастунов не терплю, признаться! Так что, Белый, изволь, Впредь не зазнаваться! ­Уважаемые короли, прошу, не ссорьтесь! Только честный поединок покажет, кто   из   вас   сильнейший   воевода.   Займите   свои   почетные   места   рядом   с шахматным войском своего цвета. Тема нашего занятия звучит так: «Виват, короли!»   Короли — главные фигуры на шахматной доске, но часто они так зазнаются, что   забывают   о   том,   что   победа   зависит   от   целого   шахматного   войска. Сегодня мы напомним об этом нашим королям в захватывающем шахматном турнире. ­Турнир объявляется открытым! 1. Шахматная доска­Шахматное сражение происходит на шахматной доске. Но вам нужно ее  заслужить, для этого правильно ответьте на вопросы. Вопрос белым: как правильно расположить доску между противниками?  Вопрос черным:  о чем идет речь? 64 близнеца На два лица: Половина белых, Половина чёрных. ­ Молодцы, в ваше владение переходит вот эта демонстрационная шахматная  доска, на которой будет виден исход сражения. (на шахматной доске заранее расставлены пешки) 2. Расположение фигур ­Посмотрите на шахматную доску, здесь не хватает целого ряда фигур.  Наведем порядок в королевском строю. Короли, как главнокомандующие,  обязаны знать расположение своего войска, поэтому это задание для них:  правильно расставить фигуры. Кто быстрее это сделает, берет у противника 1  пешку. 1,2,3 — беги! (конкурс закончен, когда один из королей расставил свои фигуры) Взаимопроверка: ­Конкурс завершен, давайте проверим, справились ли короли с заданием,  прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить  фигуры: Я смотрю на первый ряд, По краям ладьи стоят. Рядом вижу я коней, Нет фигуры их хитрей. Меж коней заключены Наши славные слоны. И еще два поля есть, А на них король и ферзь. А теперь без спешки Идут на место пешки.­Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля иферзя?  (ферзь любит свой цвет) 3. Шахматные фигуры Ладья Работа с карточками ­Ребята, перед вами карточки с шахматными фигурами. Сейчас я загадаю вам загадку, а ответить вы должны молча, подняв карточку с правильным ответом. Выигрывает команда, все члены которой дадут правильный ответ, они берут у проигравшей команды пешку. В начале игры углы сторожат. От мощи тяжёлой их в войске дрожат. Фигура эта так упряма,  Что из угла идёт лишь прямо. (ладья)  Работа с интерактивной доской ­ Если задания с ладьей выполняет ладья, команда, правильно давшая ответ,  берет у противника ладью. Если задание выполняет другая фигура, то  команда берет только пешку. Задание белым: черным фигурам запрещено двигаться. Побей белой ладьей  все фигуры, беря каждым ходом по одной из них.   Задание черным: среди черных фигур есть та, которая дрожит от страха,  потому что осталась без защиты. Побей белой ладьей эту фигуру.   Слон Работа с карточками Этот воин очень смелый,  Чуть ладью вчера не съел он.  По диагонали строго ходит,  Порядок на доске наводит. (слон)Работа с интерактивной доской Задание белым: черные фигуры заколдованы, пока они не могут двигаться,  побей их белым слоном, забирая каждым ходом по фигуре.   Задание черным: побей белым слоном все фигуры, забирая каждым ходом  по одной  Конь Работа с карточками А вот фигура не проста, Грива есть, но нет хвоста. Ход похож на уголок  ­ 3 клетки прямо, клетка в бок. (конь)   Работа с интерактивной доской Задание белым: конь — самая проворная фигура. Доскачи на нем до цифры  3 за наименьшее число ходов.   Задание черным: доскачи конем до цифры 3 за наименьшее число ходов.   Ферзь Работа с карточками Фигура важная и сильная.  Всегда в наряде стильном.  Захочет, так пойдёт по вертикали.  Ну, а захочет — по горизонтали.  Его ходы не просто угадать —  И по диагонали может пошагать (ферзь)   Работа с интерактивной доской Задание белым: кажется, что белые непременно потеряют одну из фигур.  Найди сильный ход, чтобы защититься от черного ферзя.Задание черным: любую ли фигуру белый ферзь может съесть безнаказанно.  Найди и побей незащищенную фигуру.   Пешка Работа с карточками Когда свой первый ход свершают,  То через клеточку шагают,  Потом по клеточке одной  Едят врагов лишь по косой. (пешка)  Работа с интерактивной доской Задание белым: маленькая, да удаленькая пешка решила взять  незащищенную черную фигуру. Покажи этот ход.   Задание черным: черные недооценили маленькую пешку и попали в  затруднительное положение. Напади одной из пешек сразу на две черные  фигуры.  ­А сейчас, устав изрядно, Оба войска захотели поразмяться. Покажут  сноровку свою наглядно: В зарядке будут состязаться. Раз и два, и три,  четыре – Ставим ноги мы пошире. (ноги на ширине плеч) Руки врозь, наклон вперёд, (руки на пояс, наклоны) Вправо, влево. Вот народ! (круг от плеча обеими руками одновременно) Засиделся, застоялся – В шахматы так заигрался (руки вытянуты перед собой, приседания) ­ Пешка здесь и пешка там, (правую руку в сторону, потом левую) Ни за что их не отдам! (ритмичные хлопки) За коня слона, ладью? (шаги на месте) Хорошо, подумаю! (наклоны головы влево, вправо)Раз нагнулись, встали – два: (наклон вперед — пальцами рук коснуться пола) Отдохнула голова. (поворот головой влево, вправо) Отдохнем сейчас немного (разводим руки, потягиваемся) И по шахматным дорогам! Король ­Отлично справляются с заданиями обе команды! ­Могут ли короли одержать победу, если будут сражаться друг с другом в одиночестве? Обоснуйте свой ответ.   ­В одиночестве короли слабы, но рядом с другими фигурами и короли могут  повоевать. Главнокомандующие, продемонстрируйте свою силу.  Работа с интерактивной доской Задание белым: короли всегда надеются на свою армию, пора и самим что­то сделать! Белый король, побей незащищенную черную фигуру. Задание черным: черный король, хорошо ли ты знаешь свои владения? Дай  названия всем полям, на которые ты можешь сейчас пойти.   (за выполнение этого задания команда получает самую дорогую фигуру,  которая осталась у противника) ­Игроки устали, фигуры побиты, шахматный турнир объявляю закрытым! Подведем итоги, подсчитаем, сколько баллов набрала каждая из команд,  перед этим вспомним, сколько стоит каждая из фигур. Стоимость шахматных фигур ­ Я буду читать стихотворение, а вы должны хором подсказывать мне  правильные числа. У каждой фигуры своя есть цена. Вот посмотри на Коня и Слона. Запомни! У каждого стоимость …(три)В игре их смелее, смелее бери! Не бойся же и на Ладью наступать, Добудешь, и сразу получится… (пять) А у Ферзя большая цена: Сколько он стоит во все времена? (девять) Пешка­малышка стоит… (один) А поле пройдёт, и она – господин! ­ Сейчас посчитаем баллы белой команды. Потом – черной. (записываем на  доске результат) ­ На самом деле, сегодня нет проигравших, награда для всех одна – это  удовольствие от игры и знания, которые вы получили. Король Задание для белых: королям пора возвращаться домой в свой сказочный  мир. Помогите им добраться до ракеты. Команда белых, проводите своего  короля до ракеты кратчайшим путем, не наступая на мины и не перепрыгивая  через них. Задание для черных: команда черных, помогите добраться до ракеты своему королю, не подставляя его под бой вражеских фигур.  ­Наше очередное путешествие по стране шахмат завершено, пора и нам  возвращаться. Снимите головные уборы. Повторяйте за мной волшебные слова. Турли,турли, труфеля Помогли мы королям! Турли, турли, мармелад Возвращаемся назад! ­С возвращением вас!Ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Вы настоящие короли, т.к. в современном мире короли не те, чьи головы обрамляют короны, а те, чьи  головы украшены знаниями. Виват, короли! Всего вам доброго!