Закрепление знаний о шахматной доске, шахматных полях, шахматных фигурах. . Оригинальность занятий заключается в том, что они носят самодеятельностный характер, включают элементы творчества детей, не допускают односторонности в развитии и предоставляют ребенку возможность одновременно и получать знания ,и участвовать в активной творческой деятельности.
Тема: Шахматная доска и фигуры
Цель проведения: закрепление знаний о шахматной доске, шахматных полях,
шахматных фигурах.
Задачи:
формировать способность слушать и наблюдать;
развивать аналитикосинтетическую деятельность, учить обобщать,
сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.
Оборудование и материалы: Видеопроектор, компьютер, шахматные доски по
количеству участников, шахматное поле, шапочки с шахматными фигурами
по количеству участников, планшеты с заданиями, маркеры, салфетки, наборы
с цифрами, шахматные поля и пешки, «Волшебный мешочек».
Ход занятия:
Ребята, сегодня я получила необычное письмо из Шахматной страны от
Девочки Клеточки, давайте мы его вместе посмотрим?
Видеообращение от Девочки Клеточки: «Ребята, в нашей Шахматной стране
большой переполох, все фигуры поссорились между собой, они говорят, что
в наше время дети не любят и не умеют играть в шахматы. Это правда? Вот и
я им говорю. А вы любите заниматься шахматами? Ребята, помогите мне, я
подготовила для вас задания, если вы справитесь, то фигуры поймут, что дети
любят и умеют играть в шахматы и помирятся. Конверт с заданиями спрятан,
вы легко сможете отличить его».
(Дети находят конверт. В конверте задания, написанные на шахматных
фигурах (за выполненное задание фигура выставляется на шахматной доске)
Ребята, в конверте есть вопросы , попробуем на них ответить:
Какой король не умеет говорить? (шахматный)
Из каких досок не строят теремок? (шахматных)
У какого слона нет хобота? (у шахматного)
Каких фигур на доске больше всего? (пешек)
Ходит ли ладья по белым и чёрным полям? (да)
Какие фигуры стоят между ладьями и конями? (никакие)
Знаете ли вы диагональ и горизонталь, вертикаль?
Нужно показать на шахматной доске диагональ, вертикаль, горизонталь.
Сколько полей в одной диагонали, вертикали, горизонтали?
Девочки выкладывают горизонталь.
Мальчики выкладывают вертикаль.
Расколдуйте шахматные доски.На экране 4 шахматные доски, дети должны поднять цифру с правильным
номером доски и объяснить.
В правом нижнем углу белое поле, всего полей в горизонтали и вертикали 8.
Найдите ошибку?
На столах разложены шахматные доски, но фигуры стоят не правильно. Дети
расставляют фигуры, чтобы проверить читают все вместе стихотворения.
Я смотрю на первый ряд,
По краям ладьи стоят.
Рядом вижу я коней,
Нет фигуры их хитрей.
Меж коней заключены
Наши славные слоны.
И ещё два поля есть,
А на них король и ферзь.
А теперь без спешки
Идут на место пешки.
Дидактическая игра «Лабиринт».
«Помогите ладье пробраться к ракете. Как ходит ладья? »
Дидактическая игра «Шахматный дождь».
В шахматной стране пошёл дождь из шахматных фигур, но изза ссоры фигур
попали ненужные предметы, обведите только шахматные фигуры.
Попробуем превратиться в фигуры на шахматном поле?
Дети, достаньте из мешочка фигуру, в соответствии с ней наденьте маску. На
напольном шахматном поле выполняются задания:
«Займи своё место»
«Встаньте на самую большую шахматную диагональ и самую маленькую».
«Постройтесь по вертикали».
Дидактическая игра «Перехитри часовых»
Игра выполняется на экране.
Итог занятия:
Видеообращение от Девочки Клеточки: «Ребята, какие вы молодцы! Вы
справились со всеми заданиями? Теперь в нашей Шахматной стране мир и
покой, все фигуры помирились. Они поняли, что дети любят играть в
шахматы. Мы с фигурами вас приглашаем к нам в гости в Шахматное
королевство! Приходите.