Занятие по шахматам "Шахматная нотация."

  • Работа в классе
  • docx
  • 17.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Научить детей ориентироваться на шахматной доске, осуществлять запись шахматных позиций. Шахматы развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимательность, целеустремленность. Ребенок учится делать логические выводы – мыслить самостоятельно. Шахматы – эффективная модель для формирования у ребенка механизма «действия в уме», что является важнейшим фактором развития интеллекта. Играя в шахматы, дети учатся проигрывать всю ситуацию в уме, прежде чем сделать свой ход. В шахматной игре у ребят формируется навык внутреннего плана действий.
Иконка файла материала шахматная нотация.docx
Тема занятия: Шахматная нотация. Цель занятия: Научить   детей ориентироваться на шахматной доске,  осуществлять запись шахматных позиций Задачи занятия: ­ дать понятие о шахматной нотации; ­ познакомить с обозначением полей на шахматной доске; ­ научить видеть местоположение шахматных фигур и производить запись  шахматных позиций. Ход занятия. 1.Организационный момент Долгожданный дан звонок, Шахматный нас ждет урок! Так что время не теряем  И работать начинаем.  Сегодня будем мы играть, Узнавать и рассуждать. Отгадайте ребус                  ­ ­ Какой шахматный термин зашифрован в ребусе? Правильно, это термин НОТАЦИЯ. ­ Кто знает, что обозначает этот термин? ­ Какая же цель сегодня стоит перед нами?  (Узнать, что обозначает термин  «Шахматная нотация») 2.Актуализация знаний. ­ Послушайте историю, которая произошла однажды в обычной семье.  Подумайте, как можно помочь мальчику. В комнате тихо. Петя и дедушка играют в шахматы. Мама посмотрела  на часы и сказала, что Пете пора ложиться спать. Петя не успел  доиграть партию с дедушкой и расстроился. Мама сказала: «Не грусти —  доиграешь завтра! А сейчас убирай шахматы со стола». «Но я забуду к  завтрашнему дню положение фигур. Как же мы с дедушкой продолжим  игру?» ­ спросил Петя. ­Можно ли помочь Пете? Как? ­Правильно. Надо записать местоположение шахматных фигур на доске. А  поможет Пете знание шахматной нотации. Шахматная    шахматной записи         — система условных обозначений, применяемых для      нотация     партии или положения фигур на доске.3.Формулирование темы урока и постановка целей     ­ Так чему мы будем сегодня учиться на занятии «Шахматной школы»? ­Сегодня будем учиться определять и записывать местоположение фигур на  шахматной доске.    ­Какие цели стоят перед нами?    Эвристическая беседа «Шахматный город» Представьте себе шахматный город. Улицами будут вертикали, а домами —  горизонтали. Для начала поселим в городе разные фигуры. Назовём, где живёт каждая фигура. Король живёт на улице «b» в доме № 7. Ферзь живёт на улице «с» в доме № 4. Ладья живёт на улице «е» в доме № 5. Слон живёт на улице «f» в доме № 8. Конь живёт на улице «g» в доме № 2. Теперь запишем покороче — на шахматном языке. Приняты такие  сокращения: Кр ­ Король  С ­ Слон Ф ­ Ферзь  К ­ КоньЛ ­ Ладья  п. ­ пешка Король и конь начинаются с одной буквы «К», но в коРРРоле хорошо звучит  буква «Р»! Крb7, Фc4, Лe5, Сf8, Кg2 — позиция на доске записана. Теперь сами  запишите положение фигур. Игра «Шахматный почтальон» ­ Представьте, что фигуры упали с доски, а шахматному почтальону  необходимо доставить письма (упавшие фигуры) по записанным адресам.  Берите фигуру, находите нужную улицу и поднимайтесь вверх по ней до  нужного дома. Там ставьте фигуру.  (Учитель называет «адреса» фигур, дети расставляют их на шахматной доске)  ­Старайтесь не перепутать буквы и не «съехать» в сторону при подъёме по вертикали. 4.Физминутка 5. Изучаем правила шахматной нотации Правила шахматной нотации ­   Для   чего   надо   научиться   записывать   позицию?   Шахматная   партия   часто продолжается   достаточно   много   ходов.   На   одном   занятие   ты   можешь   не успеть закончить партию. А обыграть своего противника тебе очень хочется. К тому же он почему­то не хочет сдаваться.  ­ Как вы думайте, что делать? Необходимо   записать   позицию   своих   и   чужих   фигур,  и   при   этом   надо   не пропустить ни одной пешечки. Иначе придётся играть без них, и результат партии может измениться. Чтобы никого не пропустить и правильно записать позицию, надо соблюдать  ТРИ важных правила: 1. Первыми записывают БЕЛЫЕ фигуры, затем ЧЁРНЫЕ. Необходимо  записать положение и своих, и чужих фигур — вдруг противник  специально «забудет» свою тетрадь.  2. Записывают фигуры по СТАРШИНСТВУ: Король — ферзь — ладья —  слон — конь — пешки. 3. Если у тебя несколько одинаковых фигур (пешек), то их надо  записывать в АЛФАВИТНОМ порядке от «a» к «h». Давайте попробуем записать эту позицию ­Начинаем с белых: Крс1, Фf2, Лe1 (первой мы записали именно эту ладью – она по алфавиту  ближе к вертикали «а»), Лh1, Ke4 (этот конь ближе к первой горизонтали),  Ke6. С фигурами, кажется, всё. Что дальше? Не забудь про пешки, они хоть и маленькие, но тебе пригодятся: пп. (буквы «пп.» пишем лишь раз): a3, b2, c2, c5, g3. Чёрные фигуры запиши самостоятельно в своей тетрадке, а затем сверь с  нашей записью. Чёрные: Крg8, Фd8, Ла8, Лf8, Cg4, Cg7;  пп. b7, c6, f7, g6, h7. Несколько полезных советов:  Снимай только записанные фигуры! Записал короля, снял его с доски, затем  ферзя, дальше... пока на доске не останется фигур. Если занятие близится к концу, то оставь пять минут на запись отложенной  партии.  Проверь себя. Чаще всего у начинающих встречаются такие ошибки:  1. путаем Короля и Коня (забываем писать маленькую «р» у короля.  Пишем «К» вместо «Кр»);  2. забываем последовательность и записываем все фигуры в разнобой;  3. ленимся записать позицию соперника. Обязательно укажи имена и фамилии противников — кто с кем играл.Не расстраивайся, если у вас с противником не совпадает запись отложенной  партии. Восстановить позицию можно и по ходам!  1. Дидактическая игра «Дождик»    ­ А сейчас мы будем играть в другую игру. Представим, что пошёл сильный дождь   и   смыл   записанную   позицию   в   нашей   книжке.   Запись   исчезла,   но фигуры на шахматной доске стоят. Необходимо восстановить запись позиции в тетрадке.  ­   На   экране   вы   видите   шахматную   доску   с   расстановленными   фигурами. Запишите   в   своих   тетрадях   шахматную   нотацию   и   поработайте   в   парах. Проверьте работу своего соседа по парте. ­А теперь сверьте ваши работы с записью на экране          А теперь возьмите шахматы, расставьте фигуры и сыграйте партию со своим соседом. Если не успеете доиграть, запишите положение своих фигур, чтобы потом продолжить игру. Итог занятия.     ­ Как вы думайте удалось ли нам достичь поставленные цели?      ­ Что помогло нам в достижение успеха?