Занятие по шахматам "Шахматный король"
Оценка 4.9

Занятие по шахматам "Шахматный король"

Оценка 4.9
Работа в классе
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
17.04.2018
Занятие по шахматам "Шахматный король"
Шахматы — старинная и очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме. Игра будет развивать мышление, научит ребенка обобщать и сравнивать, делать выводы. Обучение игре в шахматы дает формирование таких нужных качеств, как усидчивость, внимательность и организованность.
знакомство с шахматной фигуой - король.doc
Тема: Шахматный король Цель   занятия:  Познакомить   с   шахматной   фигурой   «Король»   и   его   ролью   на шахматной доске. Задачи: ­ дать общее представление о шахматной фигуре «Король»; ­ развивать пространственную ориентацию на шахматной доске. Оборудование:  магнитная   доска   с   набором   шахматных   фигур,     шахматные   доски, шахматные фигуры, карточки со словами, компьютер, медиапроектор, ноутбуки, игра «Лабиринт» на карточках, словарные слова, цветные карандаши, схема «Возможные ходы  короля»,  картинки (солнышко,  дождик,  облачко)   для  рефлексии,  короны  для королей. Ход занятия. 1.Организационный момент  На свете есть забавная Волшебная игра. В неё с утра до вечера Играет детвора Там мчатся кони резвые Трубят поход слоны. И клетки чёрно – белые  Чудес и тайн полны.  ­ Как вы думайте, что же это за страна ?(Шахматная срана) . 2.Повторение. ­   Хочу   вас   пригласить   отправиться   в   необыкновенное   путешествие   в   шахматное королевство. Но перед путешествием   мы должны  вспомним героев этой страны. ­ Помогут в этом нам загадки и игры. ­ Игра «Волшебный  мешочек»  Описание игры: Опустить руку в мешочек, достать фигуру и определить, что это за  фигура, назвать её, поставить на своё место на шахматной доске ­Вы должны   отгадать загадки   и вспомнить в каком домике живёт каждая фигура и   поставить её на шахматное поле. Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла. (Пешка)  Стою на самом краю, путь откроют – пойду. Только прямо хожу, как зовут – не скажу. (Ладья) Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,  По косой дорожке  ходит, хоботом не водит. (Слон) Передвигается не косо и не прямо,  А буквой «Г» ­ так шахматисты говорят.         (Конь) Эта фигура  выбирает свой собственный цвет — белый на белом квадрате стоит, чёрному чёрный удачу сулит. ( Ферзь)      ­ Посмотрите дети, какой фигуры не хватает не шахматной доске? (Короля) ­ Совершенно верно! Ребята, а как вы думайте, кто правит в шахматном королевстве? (Король) ­Как вы думаете, о какой шахматной фигуре мы с вами будем говорить?  ­ Да, тема нашего занятия «Король». Мы познакомимся   с королем и его ролью на шахматной доске  3. Изучение нового материала.   ­   А   для   этого   мы   оправляемся   в   Шахматное   королевство,чтобы   больше   узнать   о короле. ­ А что вы знаете о короле?   ­ Посмотрите на шахматную доску. Могут ли начать сражение фигуры? (нет)   ­ Почему? (нет королей)   ­ А сколько королей на шахматной доске должно быть?   ­ Где стоят короли? (e1, e8)   ­  Поместите королей  на шахматной доске.   ­   Молодцы!   Жители   Шахматного   королевства   приветствуют   нас   и   хотят   с   нами познакомиться,   а   для   этого   они   нам   прислали     письмо,   в   котором   рассказывают интересную историю. А про кого – вы мне ответите на вопрос после прослушивания сказки.   « Когда – то давным­давно, на месте старинного шахматного королевства жил король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич. Так их прозвали потому, что один любил одеваться в белый кафтан, а другой – в черный.   Вскоре   старый   король   умер.   После   смерти   отца   королевичи   стали   делить королевство.   Но   не   поделили,   разругались   и   пошли   друг   на   друга   войной. Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда ­ то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки. ­ Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, молвил Мудрец, указывая на белые фигуры. ­ А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.     И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной   стороне.   По   углам   поставил   крепостные   башенки,  рядом   с   ними коней,   по   соседству   с   конями   –   слонов   –   по   две   одинаковые   фигурки   с   каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил в ряд пешки. ­ Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, ­ молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.    Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную  армию, про игру. ­ Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.  И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной  доске». ­  Скажите кто герой сказки?  ­ Как жили между собой королевичи?  ­ Кто помирил их?  ­  Мы продолжаем путешествие по шахматной стране. Король может передвигаться по  шахматной доске в любом  направлении: вперед и назад, вправо и влево, прямо и  наискосок, но только на одну клетку. Перепрыгивать через клетки королю  запрещается. За ход пойти на одно из соседних полей — вот предел его возможностей.  Поэтому Его Величество считается самой медленной шахматной фигурой.  Предположим, что королю нужно попасть с 1­й горизонтали на 8­ю. Для этого он  должен будет совершить… ­ Как вы думайте, сколько ходов должен сделать король? (7 ходов).  ­ Другие фигуры могут одолеть этот путь за меньшее число  ходов. Словно король идет туда пешком, а другие фигуры передвигаются на транспорте. По шахматным правилам  королю нельзя ходить на атакованные чужими фигурами поля. Это единственная  фигура, которая не может пойти под  неприятельский удар. Рубит король так же, как и ходит. Ему разрешено бить любые чужие фигуры, кроме  короля. Но если фигура соперника защищена другой своей фигурой, то король ее  забрать не может. Под бой­то он не ходит! Самого короля нельзя срубить ни при каких  обстоятельствах. Короля не рубят — ему ставят мат! Между собой короли всегда  соблюдают определенную дистанцию. Между ними должна быть как минимум одна  клетка. Стоять на соседних полях (рядом) им запрещается. Король с королем не  встречаются! Таким образом, король — самая главная шахматная фигура, но  одновременно и самая слабая из­за своего медленного способа передвижения. Весьма значительную роль        Играет в шахматах король. Но больно тихий он ходок: Всего по клетке за разок! ­ Как вы думайте, сколько ходов открыто у короля из центра доски?  ­На краю доски, сколько ходов открыто королю, как вы думайте? — лишь 3 поля. Как король забирает противника:     ­ Как вы думайте, белый король может срубить черную пешку, а черный король —  белую ладью. (Короли стоят напротив друг друга через одну клетку. Три соседних  поля между ними по 5­й горизонтали — запретная зона для королей. Здесь королям  недоступны два поля.)  4. Физкультминутка (под музыку)  ­ Если нарисовать одновременно все возможные ходы короля, то рисунок будет похож на   солнышко.   Я   предлагаю   с   помощью   движений   рук   изобразить   это   солнышко   и согреть весь мир. Руки вверх по вертикали, Руки вверх по диагонали, Руки в стороны по горизонтали, Руки вниз по диагонали, Руки вниз по вертикали.   5.Практическая работа. Закрепление изученного материала. ­ Продолжаем наше путешествие. Жители шахматной страны предлагают нам игры. Бьют короли, так же как и ходят: любую фигуру на соседней клетке. Попробуем!  Дидактическая игра «Кто быстрее?» Практическая работа в парах , отработка навыков при выполнении практического задания. Дети играют друг с другом королями на  уничтожение.   Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Вывод: черный король и белый король не  могут представлять друг другу угрозы, так как не могут атаковать друг друга.  Дети читают стихи :  ­ Король любит гладкий, расчищенный путь: В любую он сторону может шагнуть, Однако легко ты заметишь, дружок, Что в силах он сделать не шаг, а шажок. ­ Всего одно поле – вот шага длина, Не очень проворен король – старина. Зато на чеку королевская рать – Должна короля она оберегать. ­ Ведь если б король беззащитный погиб,  Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: король всех главней, всех важней, Нет в шахматном войске важнее вождей!   6. Итог занятия   ­ Подведем итоги нашего путешествия по шахматному королевству. У каждого из вас есть полоски, где нужно закрасить квадраты. Если вы даёте на вопрос ответ «Да», то закрашиваете квадрат красным карандашом, если – «Нет» ­ синим.  Согласен ли ты, что: 1) король – самая высокая фигура? (да) 2) можно ли побить короля? (нет) 3) на шахматной доске два короля? (да) 4) король перепрыгивает через другие фигуры? (нет) 5) из угла доски король держит под ударом три поля? (да) 6) черный король может побить черного ферзя? (нет) 7) может ли король пойти с белого поля на чёрное? (да) 8) может ли король в начальном положении сделать первый ход? (нет) ­На что похож рисунок? (На горизонталь или вертикаль шахматной доски – словарная работа со словами.) ­Молодцы. Я, думаю из вас мудрые шахматисты получатся.  Если зря не зазнаваться.  Каждый день тренироваться: Бегать, прыгать, в шахматы играть – Сильным шахматистом можно стать!    ­ Наше путешествие в шахматное королевство подошло к концу, впереди нас ждут интересные встречи с обитателями этого чудесного королевства.

Занятие по шахматам "Шахматный король"

Занятие по шахматам "Шахматный король"

Занятие по шахматам "Шахматный король"

Занятие по шахматам "Шахматный король"

Занятие по шахматам "Шахматный король"

Занятие по шахматам "Шахматный король"

Занятие по шахматам "Шахматный король"

Занятие по шахматам "Шахматный король"

Занятие по шахматам "Шахматный король"

Занятие по шахматам "Шахматный король"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2018