Занятие по шахматам «Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны.»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ. На занятии используется разработанная авторами идея целесообразного и целенаправленного насыщения деятельности детей в школьном дополнительном образовании оригинальными творческими продуктами. Развитие познавательного интереса, используя проблемные ситуации и творческие задания.
Иконка файла материала знакомство с шахматной доской.docx
Тема: «Там клетки чёрно­белые чудес и тайн полны ».    Цель: Знакомство с шахматами, шахматной доской, ее особенностями. Задачи: 1. Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми  терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь,  вертикаль, диагональ. 2. Учить детей правильно чередовать цвета при изготовлении макета  шахматной доски. 3. Воспитывать интерес к игре в шахматы. Ход занятия:    ­ Сегодня утром я обнаружила на столе карту, посмотрите на  нее (Показывает карту, на которой написано «Там клетки чёрно­ белые чудес и тайн полны»)  ­ Что это за королевство такое и где оно находится, я не знаю. А вы, ребята, знаете?   ­ Давайте внимательно посмотрим, может быть, из карты мы что­то  поймем. (Рассматривают, обнаруживают сходство предметов и  названий с групповым помещением)  ­Кажется, я догадалась. Черно­белое Королевство находится где­то  здесь, неподалеку. Давайте отыщем его. Дети по карте ищут дорогу и находят большую  демонстрационную шахматную доску с названием Черно­белое  Королевство.  ­ Вот мы его и отыскали, узнали, что это за королевство.   ­ Верно, это шахматная доска, но почему же Королевство  называется Черно­белым?  ­ Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске  есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным  образом, кто скажет как именно.   ­ А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей?  ­  А черных?  ­  А каких полей больше черных или белых?­ Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. В  шахматном Королевстве есть улицы. Те улицы, которые идут слева  направо, называются Горизонталями, а те улицы, которые  расположены сверху вниз – Вертикалями. Сосчитайте, сколько  вертикальных улиц?   ­ А сколько горизонтальных?   ­ Кто сможет показать 1 вертикаль? А 3? А 6? И т. д. Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом  горизонтали.    ­ Но есть в Королевстве еще и переулки, большие и маленькие, и  они называются Диагоналями. Проходят они наискосок, и они  всегда одного цвета или белые или черные.  ­ Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную  белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Сколько их?  Самые короткие черные диагонали. Сколько их? Дети тренируются показывать диагонали.  ­ Черные и белые диагонали пересекаются в центре шахматной  доски. Это Центральная площадь Королевства, из скольких полей  она состоит?  ­ Сколько в центре белых полей?  ­ А черных?   ­ Правильно. Ребята, почему­то Королевство совершенно пустое и  никто из жителей нас не встречает, может быть, здесь что­то  случилось?   ­ Но кто­то для нас оставил маленькие шахматные доски, только  они какие­то странные, все белые. (Показывает заранее  приготовленные расчерченные бумажные доски) Наверное,  жители Черно­белого Королевства просят нас о помощи, и хотят,  чтобы мы раскрасили доски, правильно чередуя черные и белые  поля.  Попробуем?  Дети раскрашивают свои маленькие шахматные доски.  ­   Молодцы! Все справились с заданием.  ­ Каких чудес и тайн полны ещё   чёрно­белые клетки   в Шахматном  Королевстве, мы узнаем   на следующем занятии.