На занятии используется разработанная авторами идея целесообразного и целенаправленного насыщения деятельности детей в школьном дополнительном образовании оригинальными творческими продуктами. С помощью шахмат и шахматного материала можно стимулировать творческую активность детей, способствовать самовыражению и их творческой самореализации. Средствами творческого развития детей младшего школьного возраста в процессе обучения игре в шахматы в школьном дополнительном образовании выступают оригинальные творческие продукты деятельности.
Тема занятия: «Путешествие в шахматное королевство»
Цель занятия:
– обобщение знания детей о шахматных фигурах, их взаимодействию на шахматной доске;
развитие познавательного интереса, используя проблемные ситуации и творческие
задания;
формирование активной работоспособности.
Задачи:
стимулировать обучающихся к созданию новых творческих идей и решению простейших
шахматных задач.
способствовать формированию устойчивого интереса к шахматам и проявлению
индивидуального творчества в шахматной игре.
Оборудование разработанный дидактический материал, дидактические игры, шахматы,
шахматная доска, демонстрационная шахматная доска, ручки, фломастеры, листы бумаги.
Ход занятия:
Ребята, мы с вами изучили все шахматные фигуры, знаем способы их передвижения на
шахматной доске. А сегодня мы с вами соревнование по шахматной стране!
Сегодня между нами сраженье
Но пусть обид не будет среди Вас
Ведь победитель или побежденный
Сегодня будет ктото среди нас!
Мы будем рады, если Вы в сраженьях
Покажете находчивость свою
Уменье, знанья и веселье.
Разобьемся на команды по пять человек в каждой. Каждая команда – это паровозик,
который совершает сказочное путешествие по шахматному королевству. В команде мы
выберем капитана, которому вручим маршрут волшебного путешествия. Каждый
паровозик за время «путешествия» должен обязательно объехать 6 станций: «Пешечную»,
«Слоновую», «Коневую», «Ладейную», «Ферзевую» и «Королевскую».
На каждой станции путешественников викторины, загадают загадки, ребусы, творческие
задания на соответствующую фигуру. Команда, приехавшая на конечную станцию первая и
набравшая большее количество баллов, занимает первое место. Итак, волшебное
путешествие началось! Вперед, поехали!
Станция «Пешечная».
Волшебный паровозик, ты прибыл на первую станцию, «Пешечную». Тебя здесь ждут
непростые вопросы и задания.Задание 1. Отгадать загадки.
Задание первой команде
Мы опора королевского престола
Шагаем лишь вперед
Наискосок, налево и направо
Мы «бить» имеем право
А коль в конец доски придем фигурой
Новой обернемся, (пешка).
Задание второй команд
Атыбаты, атыбаты,
Впереди стоят солдаты.
В бой рвутся смелые…,
Но идут они без пешки
Потому что это….(пешки)
Задание 2. Ответить на вопросы
Как ходит пешка? (вперед по вертикали).
Если дальнейшему вашему продвижению пешки мешает пешка противника /стоит на ее
пути/, можно ли перепрыгнуть через нее? (нет).
Задание 3. Расскажите и зарисуйте сказку о маленькой пешечке.
(Она изучалась ранее на занятиях). «Сказка о маленькой пешке». В некотором царстве, в
некотором государстве жила была маленькая девочка. Звали девочку «Пешечка». Она была
маленькая, беленькая, и было у нее еще 7 таких же, как она, родных сестричек –
близняшек. Пешечка жила весело. По утрам она прыгала во дворе через клеточки со
своими сестричками. Но мама с папой – Король с Королевой – не разрешали ей уходить
далеко от королевства. Сестрички – подружки рассказывали Пешечке о том, что далеко
далеко, за чертой королевства, Пешечка может попасть на волшебную клеточку и стать
прекрасной девушкой, точьвточь, как ее мать – Королева.
Пешечка была послушной девочкой. Но однажды она из любопытства перешагнула
запретную линию и попала в другое государство…Прыгскок…, прыгскок… Пешечка
увидела очень похожих на себя девочек, но они, к ее удивлению, были все черненькие. Она
захотела познакомиться с черными девочками, но согласилась дружить только одна черная
девочка, которая и довела Пешечку к волшебной клеточке. Эта клетка оказалась далеко
далеко от ее родного белого королевства. Когда они добрались, солнышко уже заходило за
горизонт. Пешечка закрыла глазки и правой ногой ступила на заветную клеточку. Все
вокруг заблестело, закружилось, и Пешечка мгновенно превратилась в прекрасную
Королеву.
Задание 4. «Волшебный сундучок». По очереди из коробочки доставайте спрятанные
фигуры и определите на ощупь, какая фигура спрятана.Станция «Слоновая».
На этой станции ваш паровозик ждут новые интересные задания!
Задание 1. Отгадать загадки:
Задание первой команде
Я смел и строен и высок
Предпочитаю ходить и бить всегда
посвоему наискосок (слон)
Задание второй команд
Два братца в одном королевстве живут,
А встретиться не могут (слоны).
Задание 2. Пройти слоном «лабиринт». Ваша фигурка, слон, попала в лабиринт вражеских
фигур. Нужно его спасти, забирая каждым ходом по одной вражеской фигуре.
Задание 3. «Кошки – мышки». Чтобы получить балл в этом задании, вам нужно обыграть
ведущего. Ведущий будет мышкой (пешкой), а один из вас – кошкой (слоном). Ваша задача
– съесть всех мышек и не пустить их в норки (на 8 горизонталь).
Станция «Коневая».
Ребята, вы уже добрались до 3й станции!
Задание 1. Отгадать загадки.
Задание первой команде
И подковы лошадины
Необычны и смешны
Притаится, словно в прятки
И скакнет изза спины (конь)
Задание второй команд
Узнать его легко: он с гривой,
С осанкой важной, горделивой,
Красавца этого не тронь.
Узнал кто это? Это (Конь)
Задание 2. Решите задачу: Как попасть конем за пять ходов с поля а1 на а8.
Задание 3. «Кот в мешке» (дети должны угадывать фигуры, которые педагог достает из
мешочка. Темп должен постоянно увеличиваться).Станция «Ладейная».
Задание 1. Отгадать загадки.
Задание первой команде
Стою на краю,
путь откроют – я пойду
Только прямо хожу
Как зовут – не скажу (ладья).
Задание второй команд
Удивительное дело –
Башня бегать захотела.
Постояла, помечтала
И, представьте побежала (ладья)
Задание 2. Творческие развивающие задания. «Защита от шаха». Нужно защититься от
шаха, не потеряв при этом свои фигурки.
Задание 3. Рассказать и зарисовать пройденную ранее сказку про шахматную клеточку.
«Сказка про шахматную клеточку». В некотором царстве, в некотором государстве, жил
был один король. У него была белая шубка, и поэтому он получил свое название «Белый
король». Однажды он отправился со своей свитой в лес на охоту. Этот поход ничем не
отличался остальных, которые они уже совершали многомного раз. Но по рассеянности
один слуга забыл карту и компас. И все они заблудились в лесу. А как вернуться домой –
увы, не знают. Ходили они, бродили по лесу и встретили лесника, который спросил у них
адрес королевства, улицу и номер дома. Но король даже этого не знал. «Я же король и
живу в королевстве! Мне не нужен никакой адрес!». На их счастье лесник очень хорошо
ориентировался в лесу и знал, в какой стороне находится королевство. Но, как выяснилось,
и у короля тоже есть свой адрес.
Станция «Ферзевая».
Задание 1. Отгадать загадки.
Задание первой команде
Всех он смелее и сильней,
И не узнать его нельзя,
Он победит слонов, коней,
Конечно, ты узнал…(ферзя)
Задание второй команд
Фигура важная и сильная.
Всегда в красивом платье стильном.
Захочет, так пойдёт по вертикали.Её ходы не просто угадать –
И по диагонали может пошагать.
Догадались, это (королева ,ферзь)
Задание 2. «Какой фигуры не стало»: поставить в ряд несколько шахматных фигур, белых
и черных. Дети должны запомнить эти фигуры. Затем педагог просит закрыть глаза и в это
время убирает одну или 2 фигуры – дети должны сказать, каких фигур не стало.
Задание 3. Расставить увиденную позицию по памяти, постоянно увеличивая количество
фигур для запоминания.
Задание 4. Пройти лабиринт ферзем, каждым ходом съев по одной фигурке соперника.
Станция «Королевская».
Ребята, вы добрались до последней станции! Ваш паровозик устал, но Вы уже на на
последней станции!
Задание 1. Ответить на вопросы:
Какие фигуры остаются на доске до конца игры? (короли).
Почему король слабее ферзя, но главнее его (без ферзя игра продолжается, а без короля
играть нельзя).
Задание 2. Отгадать загадку, а одному участнику команды с завязанными лазами
необходимо нарисовать отгадку на загадку.
«Идет и озирается, пугается всего.
Когда игра кончается, то в плен берут его».
Задание 3. Выполнить задание: пройти королем по полянке на нужное поле, не съев по
пути мухоморы.
Задание 4. Определить на волшебных весах вес короля относительно других фигур.
Итог занятия:
Педагог подводит итоги путешествия и вместе с помощниками производит награждение. В
завершении в качестве рефлексии учитель предлагает высказаться детям о сегодняшнем
шахматном путешествии, используя начала предложений: Мне было интересно…Я узнал
(ла)…Мне было трудно…Интересное для меня задание…
. Таким образом, ребята, проделав весь «путь» в игровой форме, закрепляют весь
Вывод
пройденный ранее материал, учатся принимать решения в команде. Использование
творческих заданий, игр разнообразит деятельность детей, заставляет думатьнестандартно, находить разнообразные способы решений, проявлять активность в
деятельности.