Я проработала в школе 15 лет. За годы практики у меня, как и у любого педагога, нашедшего себя в преподавании, сложились определенные приемы и навыки обучения. Вместе с этим модернизация российского образования толкает современного учителя в дебри неизведанных технологий. И в этом плане быть учителем информатики – то есть говорить на «ТЫ» с компьютерной и, соответственно, иной техникой – большое преимущество. Именно поэтому, я считаю, что учителя информатики должны опережать своих коллег, как в плане перспективного обучения, так и в плане качества и результативности.
Народная мудрость гласит: «По жизни надо идти с тем грузом, который есть у тебя за спиной». В отличие от бытовой формулировки, когда груз с каждым годом становится больше и тяжелее, педагогический подход скрывает под этой фразой педагогический опыт, навыки, приемы – то есть чем больше опыта набирает педагог, тем больше автоматизируется работа, и, соответственно, тем легче груз. Чем большим знанием владеет учитель, тем проще найти общий язык с учащимися, тем проще передать свой передовой педагогический опыт и т.д.Ljrevtyn djhl
Повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационных технологи1.docx
Магомедова З.У.
МБОУ «СОШ №40»
Повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационных
технологий (1)
Исследованием и разработкой инновационных методов обучения занимается
инноватика – область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации
инновационной деятельности.(2)
Инновация – нововведение в области техники, технологии, организации труда или
управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта,
обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или
качества продукции. (3)
Инновация – это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое
серьезно повышает эффективность действующей системы.
Инновация не возникает сама по себе, она является результатом научных поисков,
передового педагогичесфкого опыта отдельных учителей и целых коллективов. В
контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса, при всем
многообразии технологий обучения существенно возрастает роль учителя, как
непосредственного носителя новаторских процессов.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение, введение чеголибо
нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в
цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной
деятельности учителя и ученика.
Результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как
теоретических, так и практических. Следовательно, учитель может выступать в качестве
автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических
технологий, теорий и концепций. Управление этим процессом обеспечивает
целенаправленный отбор, оценку и применение в своей педагогической деятельности идей
и методик своих коллег. Применяя инновационные технологии в образовательном
процессе, учитель делает этот процесс более полным, интересным и насыщенным. А при
пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима
для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.
Инновационный урок – динамичная и вариативная модель организации учения и
обучения учащихся на определенный период времени. (4)
В основу инновационного урока могут ложиться (5)
1. элементы внеклассной работы, лабораторных и практических работ,
экскурсий, форм факультативных занятий; (6)
2. обучение учащихся через художественные образы; (7)
3. раскрытие способностей школьников через активные методы творческой
деятельности (при помощи элементов театра, музыки, кино, изобразительного
искусства); (8)
4. научноисследовательская деятельность,
подразумевающая активное
применение методических знаний в процессе обучения, раскрывающая
особенности мыслительной работы учащихся; (9)
5. применение психологических знаний, отражающих специфику личности
учащихся, характер отношений в коллективе и т.д.. (10)
Учитель стремится к прогрессу, хочет изменить свою деятельность к лучшему –
именно этот процесс является инновацией.
Я проработала в школе 15 лет. За годы практики у меня, как и у любого педагога,
нашедшего себя в преподавании, сложились определенные приемы и навыки обучения.
Вместе с этим модернизация российского образования толкает современного учителя в
дебри неизведанных технологий. И в этом плане быть учителем информатики – то есть
говорить на «ТЫ» с компьютерной и, соответственно, иной техникой – большое
преимущество. Именно поэтому, я считаю, что учителя информатики должны опережать МБОУ «СОШ №40»
Магомедова З.У.
своих коллег, как в плане перспективного обучения, так и в плане качества и
результативности.
Народная мудрость гласит: «По жизни надо идти с тем грузом, который есть у тебя за
спиной». В отличие от бытовой формулировки, когда груз с каждым годом становится
больше и тяжелее, педагогический подход скрывает под этой фразой педагогический опыт,
навыки, приемы – то есть чем больше опыта набирает педагог, тем больше
автоматизируется работа, и, соответственно, тем легче груз. Чем большим знанием владеет
учитель, тем проще найти общий язык с учащимися, тем проще передать свой передовой
педагогический опыт и т.д.
Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности
учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска.
Поэтому, воплощая эту идею в жизнь, я в своей педагогической практике использую
следующие виды инновационной деятельности: (11)
самостоятельная работа учащихся; (12)
исследовательская работа учащихся; (13)
технология групповой работы учащихся; (14)
проблемные формы изучения предмета или раздела; (15)
дифференцированное обучение; (16)
обучение на основе проектной деятельности; (17)
урокитренинги и др. (18)
Одним из инновационных методов оперативного контроля знаний учащихся, который
я использую на уроке, является электронное тестирование. (19)
Метод заключается в том, что в течение урока (обычно в начале) каждый учащийся
проходит тест по изученному ранее материалу. Существует множество тестовых оболочек,
предназначенных для электронного мониторинга знаний учащихся. Я же, после нескольких
экспериментов с другими тестовыми оболочками, использую MyTest. (20)
Тестовая оболочка позволяет оперативно выявить знания и пробелы в знаниях
учащихся за короткое время. Благодаря возможностям этой тестовой оболочки, можно
узнать насколько хорошо ученик подготовился к уроку, какие разделы предмета он изучил
и в каких разделах еще не полностью разобрался. (21, 22, 23)
Возможности этой тестовой оболочки я использую для электронного мониторинга
знаний учащихся за четверть. Результаты мониторинга обсуждаются на совещании при
зам.директора по ИОП и учителям делаются выводы, замечания, рекомендации. (24, 25)
Вместе с тем, не стоит забывать, что истинные знания учащегося можно выудить
только ковыряясь в его мозгу, то есть при непосредственном общении с учащимся
используя еще одну методику: «Вопрос из вопроса» или «Вопрос из ответа». Этот метод
определения знаний наиболее качественнее. Задавая вопрос, сформированный из вопроса
(или из ответа) педагог тем самым выходит за рамки изученного, давая учащемуся пищу
для размышления. Наряду с контролем знаний, данная методика позволяет закрепить
знания учащихся. Рассмотрение примера (27, 28, 29, 30, 31)
Несмотря на то, что модернизация российского образования происходит на основе
изучения информатики, изучению самого этого предмета уделяется ничтожно малое
количество часов. И если в обычной (непрофильной, как, к примеру, нашей) школе
учащимися достигаются какието результаты, то это зачастую благодаря творческому
подходу учителя, сумевшего завлечь учащихся в изучение этого предмета.
Мы, заместители директора по информатизации, должны быть примером не только
для учащихся, но и для своих коллег. Поэтому мной на добровольных началах был
организован клуб айтишников (ITклуб), состоящий из учащихся 8х классов, в которых я
работаю. (32) Магомедова З.У.
МБОУ «СОШ №40»
К сожалению, такой подход к обучению не является ни инновационным, ни (уже)
традиционным. Зависимые от стимулирования, учителя находят другие методы работы с
учащимися, забывая о подобных добрых традициях.
Мой метод создания клуба творческих и заинтересованных учащихся полностью
оправдал себя. (33)
Вопервых, работа с одаренными была поставлена на высокий уровень; вовторых,
учащиеся, посещающие клуб айтишников стали моими помощниками, как на уроках, так и
во внеурочное время. (34)
Особенно выигрышными стали открытые уроки и мероприятия, проведенные с
представлением проектов этих учащихся. Часто эти учащиеся помогали иным учителям
составлять презентация в различных программах: Power Point, Movie Maker, Prezi и др. (35)
Между айтишниками следующим образом были распределены функциональные
обязанности:
сбор информации по проведенным мероприятиям для выставления на сайт. За каждым
руководителем МО, заместителями директора и других служб школы был закреплен
ученик для сбора информации;
индивидуальная помощь учителям в работе системы «Дневник.ру»;
организация помощи учителям в создании презентаций к урокам;
создание индивидуальных и групповых проектов в виде домашнего задания к урокам
информатики;
I
II
Итоги деятельности работы ITклуба: (36)
20 декабря 2013 года в 8б классе был проведен открытый урок на тему: «Внутренняя
память». На уроках были использованы проекты учащихся:
Проект «Колобок» (Даудова Юлдуз);
Проект «Опросник» (Джанбегов Шамиль и Омаров Рустам)
Проект «Коллаж – будни школы» (Ажубова Альбина)
Проект «День ночь» (Кулаева Карина)
Проект «Разберем по частичкам» (Гичибеков Ислам) (37)
8 февраля 2014 года заместителем директора по ИОП совместно с айтишниками был
проведен обучающий семинар для учителейпредметников по правильному заполнению
электронных журналов в образовательной системе «Дневник.ру». Учащиеся
подготовили на семинар проекты и презентации по работе в электронном журнале, ими
были охвачены такие проблемные вопросы как:
перевод учащихся;
корректное составление расписания, создание групп;
задание групповых занятий;
публикация расписания;
добавление или перевод учащихся и др. (38)
III
IV
V
По результатам внутришкольной олимпиады активистка «ITклуба», ученица 8б класса
Кулаева Карина (вместе с другими учащимися) была представлена на городской этап
олимпиады, хоть не заняла призового места, набрала хорошие баллы. На олимпиаде
были задания на составление алгоритмов, по программе в обычной школе алгоритмика
изучается с 9 класса.
Участники «ITклуба» не раз выполняли волонтерскую работу по созданию презентаций
и проектов к урокам на семинарах городского и республиканского уровней, прошедших
на базе нашей школы.
30 мая 2014 года мною был проведен открытый урок в форме ролевой игры на тему:
«Суд над Интернетом». Главными героями стали учащиеся 8 классов, которые играли
роли судьи (Гичибеков Ислам), прокурора (Ажубова Альбина), адвокат (Абдуллаева
Заида). В роли свидетелей обвинения и защиты выступили: (39) Магомедова З.У.
Гаджиева Хадижат
Рустамова Айзанат
Абидова Аймисей
Исмаилова Амина
Ванатиева Ума
Кулаева Карина
Исмаилов Исмаил
Гитиномагомедова
Асият
8г
8в
6в
8в
8в
8в
8г
4б
«Хакерские атаки в Дагестане»
«Статистика использования Интернета
учащимися 811 классов»
«Вред компьютерных игр»
«История развития сети Интернет»
«Возможности сети Интернет»
«Провайдеры Дагестана»
«Интернеткоммерция в Дагестане»
«Обучающие онлайнигры для учащихся
14 классов»
МБОУ «СОШ №40»
Презентация
MS PP
Презентация
MS PP
Презентация
MS PP
Презентация
MS PP
Movie Maker
Презентация
(Prezi.com)
Презентация
MS PP
Презентация
MS PP
VI
VII
21 апреля 2014 года был проведен внутришкольный конкурс информационных
технологий «Дагестан – моя малая родина». Из всех представленных работ лучшими
были признаны работы учащихся 8х классов. Их работы отличались качеством
выполнения работы, и созданием презентаций в программах, которые не изучаются в
школьном курсе. Также члены жюри высоко оценили работу учащейся 4б класса
Гитиномагомедовой Асият, которая, посещает клуб айтишников и увлечена созданием
красочных и занимательных презентаций. (40)
Лучшие работы внутришкольного тура конкурса информационных технологий были
представлены на городской этап, на котором учащиеся показали достойные проекты.
На городской конкурс были представлены работы следующих учащихся:
Гитиномагомедовой Асият – 4б кл;
Кулаевой Карины – 8в кл.;
Исмаилова Исмаила – 8г кл.;
Ванатиевой Умы – 8в кл.;
Мирзоевой Сабины – 9д кл.;
Будайчиевой Залбики – 10а кл. (41)
Из них Исмаилов Исмаил занял II место, а Будайчиева Залбика – III место. (42, 43)
Формы работы над самообразованием. (44)
Исходя из современных требований к школе и необходимости упрощения
создавшейся пучинной работы заместителя директора я решила повысить свое
самообразование по следующей теме: «Проекты в управленческой деятельности (внедрение
новых инновационных технологий административного назначения)». (45)
Выбор мой пал на эту тему, так как ежегодно, ежемесячно, ежеквартально мы сдаем
отчеты в разные инстанции. (46)
Отчеты эти носят однотипный характер и незначительно отличаются друг от друга.
(47)
Если создать такую программу, которая позволила бы объединить все или почти все
школьные отчеты в одну, это упростило бы работу зам.директора и сэкономило бы время,
и что важнее всего, исключило бы ошибки набора или ручного подсчета данных. (48)
Именно из этих соображений я решила создать в приложении MS Office единую
программу для объединения школьных статистических отчетов, таких как ОШ, РИК и др.
(49)
Достаточно будет ввести статистические данные в одну исходную таблицу, в
остальные все таблицы данные будут автоматически распределяться. (50) Магомедова З.У.
МБОУ «СОШ №40»
Думаю, такая программа намного упростит работу заместителей директора в
отчетные периоды. (51)
Современный учитель, а тем более, заместитель директора по информатизации
должен быть в курсе всех событий, происходящий в окружающем нас информационном
мире и должен выражать свое субъективное мнение. Так, я приняла участие в региональной
научнопрактической конференции, проходившее 25 декабря в ДГПУ с докладом:
«Информатизация образовательного пространства». В данной статье подводится итог моей
работы за 10 лет в должности заместителя директора, говорится о проблемах, с которыми
сталкивается заместитель директора по ИОП и даются предложения по
совершенствованию работы зам.директора по ИОП. (52)
Также в мае месяце в периодическом журнале МАДИ ГТУ была издана статья на
тему: «Инновационные методы обучения и информационнокоммуникационные технологии
для их реализации». (53)
А в сентябре месяце я планирую выпустить в печать Методические указания для
выполнения лабораторных работ по программированию на языке Паскаль. В данных
методических указаниях рассмотрены 7 лабораторных работ, изучены все виды
алгоритмических структур, приведены примеры составления программ. (54)
Внедрение инновационной деятельности в соответствии с ФГОС дал толчок развитию
информационной культуры учителей, особенно начальных классов. В нашей школе,
несмотря на то, что инновационной техники, по сравнению с другими школами, меньше,
учителя стараются использовать имеющие ресурсы таким образом, чтобы они качественно
работали на урок.
В начальных классах нашей школы все кабинеты оборудованы компьютерной
техникой. К сожалению, в старшей школе с наличием компьютерного оборудования дело
обстоит чуть хуже. Но администрация школы старается распределить имеющиеся ресурсы
во все классные помещения, потому как наличие компьютерной техники в кабинете
стимулирует учителей на ее использование.
Так как все нововведения в школе, так или иначе, связаны с компьютерной техникой,
повышение эффективности педагогического процесса на основе инновационных
технологий опирается на грамотную и целенаправленную работу заместителя директора по
ИОП. И наша первостепенная задача помочь учителям переступить ступень непонимания и
страха перед новым оборудованием, сделать все возможное для успешной и
результативной работы учителя.
Я не зря включила в презентацию эту песню Вячеслава Добрынина: «К двери
подошел, что за ней не знаю…». Всякий раз, заходя в кабинет на урок, на ум идут эти
слова. Мне кажется, мы с вами сейчас перед закрытой дверью, которую надо открыть и
никак нельзя упустить этот шанс.
Завершить свой доклад хочу словами нашего великого земляка Расула Гамзатова:
«Только идущему покоряются дороги».
Зам.директора по ИОП
МБОУ «СОШ №40»
Магомедова З.У.
Занятие "Рисование с элементами аппликации"
Занятие "Рисование с элементами аппликации"
Занятие "Рисование с элементами аппликации"
Занятие "Рисование с элементами аппликации"
Занятие "Рисование с элементами аппликации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.