Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"
Оценка 4.6

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
07.02.2017
Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"
Сценарий встречи.doc
Сценарий занятия родительского клуба «ЭФФЕКТИВНЫЙ РОДИТЕЛЬ»  Тема: «Одаренный ребенок: проблемы социализации» Цель: помочь родителям понять характер общения с ребенком. Предварительная   работа:  аудиозапись   детских   высказываний   (использованы высказывания детей 5–6­летнего возраста) по вопросам: Материал:  коробка   с   цветными   кружками,   аудиозапись,   аптекарские   весы,   монетки, плакаты, фломастеры, карандаши, карточки для индивидуальной работы. Ход встречи: Организационный блок. I. Упражнение «Знакомство» Психолог.  Здравствуйте!   Я   рада   видеть   вас   в   родительском   клубе   «Эффективный родитель». Давайте познакомимся друг с другом, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы будете передавать коробочку друг другу, называть себя, характерную особенность вашего ребенка и как вы с ним взаимодействуете.  Например: я, Ольга Викторовна, мой ребенок бывает упрям, я пытаюсь его переубедить. Или: мой ребенок самый замечательный, и у меня не бывает проблем.  При этом вы выбираете себе фигурку из коробки. Родителям предлагается выбрать одну из четырех геометрических фигур: треугольник, круг, квадрат, зигзаг и разделиться на группы, в соответствии с выбранной фигурой. Родители высказываются и передают коробку своему соседу. Психолог. Посмотрите, какие разные фигуры у вас оказались, а если учесть, что речь идет о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о трудностях во взаимодействии с социумом ОД. II. «Хочу знать» Ответы на вопросы родителей. Одаренность как проблема 1. Кого считать одаренным ребенком?  Одаренность   ребенка   может   быть   установлена   профессионально   подготовленными людьми   по   следующим   параметрам:   выдающиеся   способности,   потенциальные возможности   в   достижении   высоких   результатов   и   уже   продемонстрированные достижения в одной или более областях (интеллектуальные способности, специфические способности   к   обучению,   творческое   или   продуктивное   мышление,   способности   к изобразительному и исполнительскому искусству, психомоторные способности). «Одаренный   ребенок ­ это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда  выдающимися   достижениями   (или   имеет   внутренние   предпосылки   для   таких достижений)  в  том или  ином  виде  деятельности» («Рабочая концепция одаренности»).  2. Виды одаренности Существуют разные подходы к классификации одаренности. Предлагаем вам один из них.  Художественная одаренность  Общая интеллектуальная и академическая одаренность  Творческая одаренность  Лидерская одаренность  Практическая одаренность 3. Возраст одаренности. Ученые подсчитали, что человеческий мозг насчитывает примерно 1,4 миллиарда клеток. Однако мозг новорожденного настолько не развит, что он не использует и десятой части своего потенциала. После сравнения мозга взрослого человека и мозга новорожденного стало ясно, что по мере  развития между  развития  между клетками  мозга образуются своеобразные  отростки, тянущиеся   от   одной   клетки   к   другой.   Таким   образом,   клетки   могут   передавать   друг   другу информацию из внешнего мира. В развитии мозга есть период, когда связи между его клетками формируются наиболее активно – это время от 0 до 3 лет. За этот непродолжительный период зарождается примерно около 80% таких связей. По мере роста количества связей увеличиваются, соответственно, и возможности самого мозга. Таким образом, развивая ребенка с самого раннего детства, мы создаем ту базу, на которой впоследствии   формируется   его   способность   к   мышлению,   творческие   способности,   чувства   и потребности. И если в первые годы не образовалась прочная база, то совершенно бессмысленно впоследствии учить ребенка, как ее можно использовать. Это равносильно тому, что пытаться создать   программу   управления   модулями   МКС   (международной   космической   станции)   на компьютере   образца   восьмидесятых   годов.   Однако   было   бы   неправильным   считать,   что   если родители  упустили  момент для развития  способностей  своего ребенка,  то у него нет шансов добиться чего­то жизни. Истории вообще известны три пути развития таланта:    ранние   проявления   (Моцарт,   который   в   четыре   года   давал   концерты   на   клавесине   и скрипке, а также написал свою первую симфонию в три с половиной года) способности,   которые   проявились   в   юности   (А.С.   Пушкин,   который   в   Царскосельском лицее поразил Державина чистотой и легкостью слога) талант, который дал о себе знать в зрелые годы (баснописец И.А. Крылов, взявший перо в сорок лет, фотограф Анн Гаддес, прославившаяся своими фотоснимками после тридцати). Бесспорно,   те   из   одаренных   детей,   которые   имеют   академическую   одаренность,   то   есть способность к учению, легко и быстро усваивают новые знания. Но, тем не менее, великий автор теории относительности Альберт Эйнштейн был отпетым двоечником и даже вылетел из школы за академическую неуспеваемость.  4. Почему   младший   школьный   возраст   наиболее   благоприятен   для   развития одаренности? 1. Младший   школьный   возраст   ­   период   впитывания,   накопления   знаний.   Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей   этого  возраста:   доверчивое   подчинение   авторитету,   повышенная  восприимчивость, впечатлительность, наивно­игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. 2. Учебная деятельность становится ведущей. 3. Активно   развивается   мотивация   (учебно­познавательные   мотивы).   В   ее   основе   лежит познавательная потребность и потребность в саморазвитии. 4. Ребенок   становится   способным   к   самоконтролю,   может   адекватно   принимать   оценку окружающих и оценивать себя. 5. Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. 6. Завершается   наметившийся   в   дошкольном   возрасте   переход   от   наглядно­образного   к словесно­логическому мышлению. 7. В   конце   младшего   школьного   возраста   проявляются   индивидуальные   различия:   группы «теоретиков» или «мыслителей» и "творцов". 8. Несмотря на значимость наглядно­образного мышления, непосредственно воспринимаемое ребенком уже не мешает ему рассуждать и делать правильные выводы. 9. Память   развивается   в   двух   направлениях   –   произвольности   и   осмысленности.   Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами­воспоминаниями и   т.д.   Но   в   отличие   от   дошкольников,   они   способны   целенаправленно,   произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. Определение. III. Основная часть. Социализация одаренных детей. 1. Все   согласятся,   что   одаренные   дети   –   особенные   дети.   Их   отличает   целый   ряд   черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Это и их удивительная способность логично и разумно рассуждать на темы нравственности и морали, и их склонность к фантазиям и сочинительству, их особенное, не такое, как у других детей, чувство юмора. Но они все же дети, и относиться к ним все же во многом следует, как к обычным детям. Так   мы   избежим   многих   «подводных   камней»,   встречающихся   при   воспитании   этих удивительных созданий – способные дети склонны к высокомерию, даже некоторому снобизму по отношению к другим, обычным детям, грешат они и некоторой вседозволенностью (они ведь «не такие», а, значит, им и позволено больше, чем другим!), другие же, наоборот, страдают от своей непохожести на других, и становятся замкнутыми, стеснительными, зажатыми. Типология. 2. Различают два типа характеров одаренных детей: 1­й тип – открытый, веселый, с задатками лидера,  фантазер, прекрасно владеет речью. Самоуверенный и всеми любимый. 2­й тип – тихий, слегка зажатый, склонный к раздумьям, философ. Иногда ворчливые и раздражительные, молчаливые. Безусловно,   одаренные   дети   встречают   на   своем   пути   режим   наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой, считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им в этом помочь?  Во­первых, ребенку с высоким уровнем способностей трудно найти себе друзей. Поэтому он особенно нуждается в дружбе с родителями. Печально, но факт. Общаться со сверстниками им попросту неинтересно, и они ищут себе единомышленников не в среде близких по возрасту, а среди людей, близких по уровню интеллектуального развития – то есть среди взрослых. Простые игры ровесников не устраивают пытливый ум одаренных детей – им нужны игры более высокого уровня, к тому же, как говорилось ранее, одаренные дети зачастую нетерпимы к своим менее талантливым сверстникам. Как результат – изоляция, дефицит общения. Во­вторых, наблюдается явное несоответствие социального статуса и интеллектуальными запросами ребенка, а также его физического развития. Ребенок не может занять свою «нишу», ту, на которую он претендует согласно своему интеллекту, поскольку в физическом плане, а также как   личность   значительно   отстает   от   взрослых   и   детей   более   старшего   возраста.   Дети,   чье интеллектуальное развитие опережает развитие сверстников, зачастую склонны к размышлениям на   темы,   которые   им   в   силу   своего   еще   небольшого   жизненного   опыта   просто   не   под   силу осмыслить   адекватно.   Такие   раздумья   могут   привести   ребенка   к   реально   неприятным последствиям   –   от   попадания   под   влияние   разного   рода   религиозных   учений,   до   –   страшно сказать!– суицида.  К огромному сожалению, программа нашей общеобразовательной школы настолько далека от совершенства, и настолько привязана к идее «всеобуча», когда независимо от способностей, каждый   претендует   на   одинаковое   внимание   учителя,   что   одаренные   дети   просто­напросто игнорируют это учебное заведение. Да и зачем им слушать учителя, который кроме учебника вряд   ли   что­то   читал,   если   наш   «вундеркинд»  и   так   все   знает?  Программы   наших   школ   не рассчитаны на стимулирование творческих возможностей детей, их интеллекта. Наши школы элементарно  не отвечают запросам одаренных  детей. Все это выливается в стойкую  неприязнь   к   школе.   Специалисты   утверждают,   что   любой   ребенок   может   стать одаренным, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Учите своего ребенка  самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу  и найти   себе   интересное   дело,   даже   если   Вас   и   не   будет   рядом.   И,   самое   главное   –   талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда. Как   правило,   одаренные   дети   с   высоким   уровнем   интеллекта   далеко   отрываются   от сверстников,   у   них   возникают   особые   интересы,   в   результате   такой   ребенок   оказывается   в изоляции   от   своей   группы,   он   часто   подвергается   насмешкам   и   гонениям.   Способности одаренных детей являются своеобразным барьером, отделяющим их от «средних» сверстников. Нередки случаи, когда общая масса школьников не воспринимает неординарных сверстников, изгоняет их из своих рядов, навешивая обидные ярлыки. Они начинают активно отторгать от себя такого ученика, стараются поставить его в неловкое положении.  А тот, что бы не оказаться отверженным, стремится быть «как все»: избегает обнаруживать себя самым знающим или, тем более, самым старательным, уходит в себя, замыкается. Одаренный   ребенок,   впрочем,   как   и   все   дети,   испытывает   потребность   во   внимании взрослого человека, однако в силу своей природной любознательности и стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трение в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. Очень часто учителя отмечают стремление одаренных детей прервать собеседника, поправить его. Причина стремления таких детей прервать собеседника кроется в том, что они уже в курсе того, о чем говорится, и готовы завершить мысль собеседника за него, предлагая свой ответ, хотя собеседник еще не готов его воспринять. Такие дети схватывают мысль на лету, даже если им сообщается что­то новое, и стремятся продемонстрировать свое понимание. Такой «перебивающий», преждевременный ответ является отражением стандартной скорости восприятия собеседников. В каждом таком случае ребенок, очевидно, полагает, что и все другие слушатели, участвующие в данной беседе, воспринимают и обрабатывают информацию с такой же скоростью. Здесь ребенку не хватает терпения, которое имеет  место  не только  в  общении   со сверстниками,  но и  на  уроках  в школе,  в  общении   со взрослыми.   Для   одаренных   детей   характерны   повышенная   уязвимость   и   чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у них вызывают бурную эмоциональную реакцию. Необходимо вырабатывать у детей данной категории терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными школьниками. III. Работа в группах. Результаты и интерпретация теста: Треугольники: уверенные в себе, ценят юмор, эмоциональны, предпочитают дорогие вещи, не терпят критики, любят командовать. . Круги: дружелюбны, любят говорить комплименты, жизнерадостны, неофициальны. Квадраты: консервативны, любят порядок во всем, им присущи медленная речь,  профессиональные термины, скованность движений. Зигзаги: разнообразны, непредсказуемы, быстрые, эмоциональные, творческие. Такая типология подходит и вашим детям. В итоге участники делятся на 4 группы: дети, семья, школа, общество. Пять минут родители в группах обсуждают и записывают на больших листах фломастерами собственный вариант решения проблем социализации одаренных детей.  Листы   с   решением   вывешивают   на   доску   и   отмечают   положительные   и   отрицательные стороны принятых решений. Поработав   с   проблемой,   рассмотрев   решения,   психолог,   подводя   итоги,   дает рекомендации. Итог собрания. В конце собрания педагоги и родители в общем круге делятся своими впечатлениями, обсуждая, оправдались ли их ожидания от увиденного, услышанного и сделанного. Психолог делает акцент на типологии родителей, особенностях их восприятия и действия в группе. КАК НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком 1. Понять ребенка и осознать его неординарность 2. Не игнорировать всю уникальность его данных 3. Не восторгаться им сверх меры 4. Не превращать  всю жизнь ребенка в  «скачки» для  удовлетворения своих высоких родительских амбиций 5. Создать условия для «поощрения» таланта 6. Не   проецировать   на   одаренного   ребенка   собственные   увлечения   и интересы 7. Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность 8. Не   заставлять   чрезмерно   увлекаться   любимым   делом   и   не перезагружать его 9. Создать   ребенку   атмосферу   творчества   и   не   гасить   возникший интерес 10. Учить терпению и поощрять за все старания 11. Тактично, деликатно помогать ему 12. Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию 13. Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша 14. Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым 15. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша 16. Учить владеть эмоциями 17. Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает 18. Все делать, что от вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял сверходаренность напоказ 19. Не возвышать его над остальными детьми в семье 20. Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе 21. Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство 22. Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка 23. Следить   за   уровнем   развития   моторики   и   помогать   осваивать   различные   физические навыки 24. Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время 25. Учитывать его индивидуальность 26. Все время ободрять его 27. Тактично обращаться с ним 28. Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка 29. Считать себя самым счастливым из родителей 30. Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет»  КАК НАДО вести себя родителям с одаренным ребенком 1. Понять ребенка и осознать его неординарность 2. Не игнорировать всю уникальность его данных 3. Не восторгаться им сверх меры 4. Не превращать  всю жизнь ребенка в  «скачки» для  удовлетворения своих высоких родительских амбиций 5. Создать условия для «поощрения» таланта 6. Не   проецировать   на   одаренного   ребенка   собственные   увлечения   и интересы 7. Не   культивировать   необходимость   преуспеть.   Не   заставлять   его   все   время   делать   вам приятное, используя свою незаурядность 8. Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перезагружать его 9. Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес 10. Учить терпению и поощрять за все старания 11. Тактично, деликатно помогать ему 12. Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию 13. Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша 14. Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым 15. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша 16. Учить владеть эмоциями 17. Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает 18. Все делать, что от вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял сверходаренность напоказ 19. Не возвышать его над остальными детьми в семье 20. Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе 21. Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и 22. Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка 23. Следить   за   уровнем   развития   моторики   и   помогать   осваивать   различные   физические превосходство навыки 24. Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время 25. Учитывать его индивидуальность 26. Все время ободрять его 27. Тактично обращаться с ним 28. Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка 29. Считать себя самым счастливым из родителей 30. Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет»

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"

Занятие родительского клуба "Одаренный ребенок: проблемы социализации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017