Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Оценка 4.6
Работа с родителями
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
11.02.2017
Между чувствами и поведением существует прямая связь. Когда дети испытывают правильные чувства, они правильно себя ведут. Как же помочь им испытывать правильные чувства? Именно об этом идет речь на очередном занятии в родительском клубе. Родителям шаг за шагом раскрываются секреты понимания и осознанного действия в отношениях с ребенкомСценарий занятия с родителями
Сценарий 3.doc
Родительский клуб. Встреча №11
СЕКРЕТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА
Тема: Принятие чувств и эмоций ребёнка
Семья — это место приземления для старших,
стартовая площадка для младших
и маячок взаимоотношений для каждого.
1. Начало занятия: (приветствие, задачи тренинга):
- Здравствуйте! Сегодня мы будем учиться распознавать и принимать чувства
ребёнка, анализировать ситуации.
Психологический настрой (ритуал встречи): Предлагаем Вам написать
свои имена на карточках и прикрепить. Образуем круг. Пожелаем успехов и
добра!
Знакомство «Аукцион «Праздник хвастунов»: имя+чем сегодня я могу
быть полезной группе. Необходимо назвать как можно больше
положительных эффектов для группы от своего участия в ее работе.
2. Правила работы в группе:
- Напоминаем Вам правила работы в группе:
1. Активность
2. «Я» - высказывания
3. Не давать оценок
4. Здесь и сейчас (все чувства переживаем здесь и сейчас)
5. Конфиденциальность
- Стараемся соблюдать.
3.Цели: Сегодняшний наш разговор будет о принятии чувств и эмоций
ребёнка.
Между чувствами и поведением существует прямая связь. Когда дети
испытывают правильные чувства, они правильно себя ведут. Как же помочь
им испытывать правильные чувства? Просто нужно понять и принять то, что
они чувствуют!
Каждому из нас хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми,
чтобы они умели радоваться окружающему миру, чтобы они были уверены в
своих силах и умели бороться с трудностями, сохраняли душевное
спокойствие в самых непредвиденных ситуациях.
Им важно, чтобы в них видели самодостаточную уникальную личность, а не
просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские
стандарты идеального сына или дочери. Кроме того, отсутствие или
недостаток внимания к ребенку может привести к паталогическим
изменениям в психике, к проблемам серьезного характера. Это означает, что
дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о
мире.
«Эмоции, которые подавляются, сохраняются. Чувства, которые допускаются
и признаются, теряют свою разрушительную сущность. Называние и
признание подавленных эмоций приносит ребенку огромное облегчение,
радость, ощущение близости с родителями, сознание того, что тебя слышат и
понимают».
Чем раньше мы об этом заговорим, тем быстрее сможем помочь детям
справиться со своими эмоциями и развивать их в нужном направлении.
1 Принятие похоже на плодородную почву, которая позволяет маленькому
семечку вырасти в красивый цветок. Почва только создает условия ему для
превращения в цветок. Она освобождает способность семени расти, но
способность заключена в самом этом семени. Принятие - это почва, которая
позволяет ребенку реализовать свой потенциал.
4.Упражнение «Под другим углом»
Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и положите его перед собой
горизонтально. Разделите его пополам вертикальной чертой. Над левым
столбцом напишите «Мне трудно с моим ребёнком, потому что...» Над правым
столбцом — «У моего ребёнка есть замечательные черты...» Заполните эти
столбцы, закончив каждое из начатых двух предложений не менее, чем семью
способами. Без вашего желания и согласия никто не будет читать ваши
записи. Время на работу — 10 минут.
По завершении организуется обсуждение.
«Мне трудно с моим ребёнком,
потому что...»
1.
7.
Рефлексия:
«У моего ребёнка есть
замечательные черты...»
1.Насколько сложным оказалось Выполнение этого задания?
2.Было ли для Вас трудным заполнить второй столбец? Почему?
3.Удалось ли Вам назвать семь пунктов, описывающих замечательные
4.Появились ли у Вас неожиданные новые мысли о Вашем ребёнке?
5.Захотелось ли Вам попристальнее понаблюдать за ребенком и лучше
ребёнка? Почему?
понять его?
5. Лекция «Факторы, мешающие принимать чувства»
1) Школа.
Ребенок (и родители) чаще попадает в ситуации оценивания его знаний и
умений. Во-первых, школа является сильным якорем, который вытягивает
собственные чувства, воспоминания меня как ученика. Меня оценивают, какой
я родитель. И здесь можно попасть в ловушки:
Неуверенный родитель и сомневающийся – оценивают и меня,
справляюсь я с воспитанием или нет. Ребенок – это мое лицо.
Успешный в карьере родитель – мой ребенок может быть только
лучшим.
И мы начинаем все чаще и чаще говорить детям: «Ты уже взрослый…» и
требовать бельше, чем может ребенок.
2) Часто родителю кажется, что ребенок плохо ведет себя специально, чтобы
насолить или навредить. Или прикидывается, что не понимает, или понимает
все, делает назло. Не всегда это так. Любое поведение ребенка – это крик:
«Любите меня», «Я хочу только, чтобы меня любили», и поэтому очень важно
понимать причину, что стоит за конкретным действием ребенка, а для этого
необходимо настроиться на его волну.
3) Многие дети не получая положительного внимания, учатся получать
отрицательное, т.е. ведут себя так, что провоцируют взрослых на сердитые
окрики, шлепки и т.п. Причем ребенок, привыкший к негативной схеме, может
не воспринять и положительного внимания (собачка). Это вовсе не означает,
что ребенка нужно захваливать и поощрять. Если ребенок получает только
2 положительные поглаживания, то в результате не различает позитивное и
негативное поведение.
Как вы думаете, почему дети, которых заласкивают родители и бабушки часто
демонстрируют жестокость, равнодушие к самим же родителям? Т.О. только
положительное или только отрицательное внимание одинаково вредно.
4)Многие люди, став родителями, начинают вести себя так, как будто забыли,
что они люди. У них есть в голове определенный стереотип, как должны
вести себя родители, они стараются вести себя соответственно. У каждого
есть свой набор стереотипов о том, какими должны быть родители.
не испытывать к нему негативных чувств,
Например, они должны всегда любить своего ребенка,
жертвовать своими эгоистическими интересами ради ребенка,
сохранить семью любой ценой,
быть всегда примером для подражания,
всегда улыбаться и быть в хорошем настроении,
не совершать тех ошибок, которые совершали их родители и т.д.
Общее то, что родители стараются быть не теми, кто они есть на самом деле.
Кто-то надевает маску очень строгого родителя, кто-то слишком мягкого. Но
мы ведь не биороботы, а люди. У нас тоже есть свои потребности и желания,
мы можем испытывать радость, счастье, но и можем раздражаться, уставать
и злиться.
5) Детско-родительские отношения в России отличаются от принятых в
западно-европейских и американских семьях в сторону большей
ответственности отечественных родителей за благополучие и будущее своих
детей, более контролирующем поведении взрослых членов семьи, меньшей
свободой детей и подростков в частных вопросах своей жизни. Мы выросли в
такой культуре, в которой отрицать свои чувства и эмоции, брать себя в руки
и вести себя не как хочется, а как надо — это достоинство. Почти доблесть.
Мы гордимся тем, что работаем, когда не хочется, и отказываем себе в том,
что хочется, если отказаться — разумно. Вежливость требует вести себя
учтиво с неприятными людьми, а служебная субординация заставляет
держаться строго и холодно с подчиненными и коллегами, даже если
приятельские отношения более желанны. Таким образом, наш колоссальный
опыт отрицания собственных чувств встает на пути принятия нами чувств
ребенка. Помимо этого, даже при желании перейти от отрицания и
игнорирования к принятию чувств и эмоций, существует такое затруднение,
как отсутствие навыка, паттерна поведения для этого случая.
6) Принятие-это проблема родителя. На самом деле на степень принятия
влияет множество факторов.
насколько вы сами себя принимаете. Уже давно установлено, что чем
больше человек принимает себя, тем больше он принимает окружающих
людей, в том числе и детей (и наоборот).
сам ребенок. Если ваш ребенок, например, высоко агрессивен, не
слушает вас, ведет себя очень вызывающе, то конечно его поведение
намного сложнее принять. Но и тут не всё потеряно, отношения можно
наладить!
ваше состояние в данный момент, и ситуация, в которой вы с ребенком
находитесь. (Например, если вы в данный момент энергичны, здоровы,
бодры, то вы с большей вероятностью примите большинство поведений
ребенка. Если вы устали, больны, то меньше).
3 7) Хороший родитель умеет принимать все, что делает ребенок. На самом
деле, ни один родитель не принимает абсолютно всё поведение своего
ребенка. Но некоторые, играя роль хороших родителей, делают вид, что
принимают. И тогда получается, что их «принятие» ложно. Но ведь дети очень
чувствительны и прекрасно считывают, какие сообщения посылает родитель.
Ребенок слышит одно (принятие), но считывает невербальные знаки,
говорящие о другом (непринятие). Такое ложное принятие может привести к
тому, что ребенок не будет доверять родителям. Он почувствует, что они не
честны с ним и ведут себя неестественно.
8) Приятие не означает вседозволенность. Я не призываю вас разрешать
ребенку делать все, что ему вздумается. Наоборот, все вредное и опасное
следует пресекать. Приятие ребенка таким, какой он есть, поможет вам
устранить враждебность в ваших отношениях и исключить саму возможность
борьбы за власть.
9) Подавление эмоций
Мы часто делаем детям медвежью услугу, пытаясь избавить их от их же
эмоций. Ребенок расстроен тем, что его друг на него «дуется», а родители
говорят ему: «Не валяй дурака, он не стоит того, чтобы о нем думать. В конце
концов, у тебя много других приятелей». Настроение у ребенка портится еще
больше: во-первых, друг на него все еще сердится, а во-вторых, родители
считают, что расстраиваться из-за этого - значит «валять дурака». К тому же
подобные реплики мешают развитию диалога и лишают детей возможности
разобраться в своих чувствах, чтобы принять какое-то позитивное решение.
Если отец и мать понимают, что сами по себе чувства - это не плохо и не
хорошо и что ребенок имеет право на собственные эмоции, они никогда
не станут отговаривать детей от их чувств. Они могут сказать, например,
такое: «Наверное, очень неприятно сознавать, что хороший друг на тебя
сердится». Это будет намного лучше, чем то, что ребенок будет
стыдиться своих эмоций, скрывать их, «переплавляя» в агрессивность
или иной негатив.
Примеры:
1). Р. Я не могу писать.
М. Это не правда.
Р. Но я не могу придумать, о чем бы писать.
М. Нет, можешь! Перестань жаловаться и начинай писать.
(Выбрать тему для сочинения действительно нелегко)
2) Р.Я ненавижу историю. Какое мне дело, что произошло 100 лет назад?
М.Тебе есть дело… Очень важно историю своей страны.
Р. Это скучно.
М. Нет, не скучно! Если ты будешь серьезным, тебе будет интересно.
(Я знаю о твоем отношении к истории. Ты не понимаешь, почему людям есть
дело до того, что происходило так давно.)
Таким образом, всячески демонстрируем, что «Твои чувства неправильные,
поэтому ты должен слушать меня»
10) Неумолчная критика
Чрезмерная критика, постоянные замечания со стороны родителей - еще один
фактор, мешающий ребенку почувствовать, что его принимают таким, какой
он есть. Наиболее вероятными реакциями ребенка на постоянные замечания
будут: заниженная самооценка, игнорирование критики, ощущение
собственного фиаско. Ребенок может решить: «Что толку стараться - все
равно не угодишь». А одна ученица начальной школы сказала буквально
4 следующее: «Если ты ведешь себя хорошо, учительница в твою сторону даже
не смотрит. А как только начинаешь шалить, она часами с тобой возится».
На многое лучше смотреть «сквозь пальцы». «Не волнуйтесь по пустякам» -
это популярное среди бизнесменов выражение вполне применимо и к
отношениям детей и родителей.
11) Из-за страха родители часто путают возможность с неизбежностью. Мы
часто ведем себя так, словно какое-то событие не просто возможно, а прямо-
таки вот-вот случится. Родителям следует четко разграничивать эти два
понятия. А если осознать, что многие наши страхи попросту надуманы, то
можно будет чаще говорить «да» и при этом меньше волноваться. Если что-то
может произойти, то это вовсе не означает, что данное событие произойдет
непременно.
Упражнение «Отношение и действие»
Сначала разобрать примеры (причина, следствие, вывод), затем придумать
свои.
Отношение
Иногда у меня бывает
такая ярость, что мне
кажется, что я взорвал
бы школу до основания!
Действие
предполагаемое
Меня эта школа так
бесит,
что я
собираюсь разбить
стекла в нашем
классе!
Действие фактическое
обругал
Ребенок
своего
И он старается
приятеля.
объяснить, почему он это сделал,
то есть доказать свою правоту. Я
считаю, что все сказал ему
правильно. Так ему и надо, -
говорит ребенок.
Действие уже совершено
Фраза
Причи
на
Реакц
ия
Действия
ничего
Он
не
замышляет, не желает
никому зла. Но ему надо
выговориться, высказать
свое отношение.
Очень важно понимать,
что это только чувство,
более,
не
дать
выплеснуться
этому
чувству
Нельзя:
переводить в область
действия,
например:
“Да ты что, разве можно
взрывать школу?”
Я тебя очень
хорошо понимаю.
Только что от этого
изменится? И к
чему это приведет,
представь себе.
Цель взрослого – показать
ребенку ситуацию со стороны.
- То есть этот метод борьбы с
теми, кто не прав? – уточняем мы.
- Да.
-И ты мог бы такое сказать,
например, маме, если бы она
была неправа?
12) Все мы-продукт собственного прошлого. Мы разговаривает с детьми точно
так, как разговаривали с нами. Поэтому трудно перейти: От «Это не больно.
Это всего лишь маленькая царапина» к «Да, от царапин бывает больно!»
ВЫВОД. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши - они просто
существуют.
Принимать - не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое
снисхождение.
Принимать чувства ребенка - это значит признавать, что дети, как и все люди,
наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их
бояться - их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости
совместно с ребенком работая над их развитием.
Если детские чувства и эмоции подавляются или опошляются, ребенок может
разувериться в себе и замкнуться. Если мы откажемся прислушиваться к его
переживаниям, ребенок будет тихо терзаться, а потом выплеснет
наболевшее, совершив какой-то неадекватный или нехороший поступок.
Кроме того, в трудной ситуации такой ребенок вряд ли спросит нашего
совета.
5 6. Пример.
Представьте, что вы-подросток, и вас приняли в команду. Вы пришли на
тренировку радостный возбужденный. А тренер отозвал в сторону и сказал,
что вас уже исключили. Потом ты увидел в холле классного руководителя и
решил рассказать о происшедшем.
Задание: Поставить себя на место ребенка и представить, что он почувствует
и подумает после моих слов.
Реакция
1.
Отрицание
чувств.
2.
Философск
ая
реакция.
3. Совет.
4.
Вопросы.
5. Защита
другой
стороны.
6.
Жалость.
7.
Любительск
ий
психоанал
из.
Принятие
Фраза
Ты расстраиваешься на пустом месте. Мир не
перевернется из-за того, что тебя не взяли в
команду. Забудь об этом.
Жизнь не всегда справедлива, но нужно
научиться держать удар.
Не стоит зацикливаться на этой неудаче.
Попробуй вступить в другую команду.
Как ты думаешь, почему тебя не приняли?
Другие игроки оказались лучше тебя? Что ты
собираешься делать?
Постарайся поставить себя на место тренера.
Он хочет создать команду победителей. Ему
нелегко решить, кто должен остаться, а кому
стоить уйти.
О, бедняжка! Мне тебя так жаль. Ты так
старался попасть в команду, но у тебя не
вышло. Теперь об этом узнают все. Наверное
ты умираешь от смущения…
Ты никогда не думал о том, что на самом деле
тебя исключили из команды, потому, что у тебя
не лежала душа к этой игре? Думаю, что
подсознательно ты сам хотел уйти из команды,
поэтому все произошло правильно.
Наверное, это очень тяжело - быть
исключенным из команды, когда ты был
абсолютно уверен в том, что тебя приняли.
Наверное ты очень огорчен!
Вызываемые
чувства
Не учите меня,
что я должен
чувствовать
Не учите меня,
что я должен
делать
Вам никогда
меня не понять
Засуньте свои
вопросы сами
знаете куда
готовы
Вы
принять любую
другую сторону,
но только не
мою!
Я неудачник
Больше никогда
не буду ничего
вам
рассказывать!
Чтобы новая реакция на чувства детей стала для вас привычной, придется
немало тренироваться.
7. Принять чувства ребенка, как?
В течение долгого времени мы считали, что человеческие отношения строятся
на умении выслушать и оценить чувства ребенка. В некотором роде, так оно и
есть. Но у этой темы есть немало вариантов, и вам будет полезно
познакомиться с некоторыми.
Принятие должно быть продемонстрировано.
Пока принятие родителем не передано ребенку, оно не влияет на него.
Родитель должен научиться демонстрировать свое принятие таким образом,
6 чтобы ребенок чувствовал его. Для этого требуются специальные навыки.
Однако, большинство родителей думают, что принятие - это пассивная вещь.
Невмешательство как демонстрация принятия
Родители могут демонстрировать принятие, просто не вмешиваясь в то, что
ребенок делает (например, строит дом). На самом деле:
Родители хотят, чтобы дети научились (смотри, какой должен быть дом);
им неприятно, что ребенок делает ошибку (построй дальше от воды),
они хотят гордиться достижениями ребенка.
они навязывают свои ригидные представления о том, что правильно, что
у них есть тайные амбиции по поводу ребенка (ты никогда ничему не
научишься, если все время будешь строить)...
они озабочены тем, что другие скажут об их ребенке (Ты можешь
- нет.
лучше).
они хотят чувствовать, чтобы ребенок чувствовал необходимость в
родителях (Дай, папа поможет).
Пассивное слушание как демонстрация принятия
Не сказать ничего - может ясно демонстрировать принятие. Молчание -
"пассивнее слушание" - это мощное невербальное сообщение и может быть
эффективно использовано, чтобы дать человеку почувствовать, что он принят.
Вербальная коммуникация принятия
Большинство родителей находят, что в человеческом взаимодействии нельзя
молчать очень долго. Для интимных, жизненных отношений необходимо
разговаривать с детьми. Беседа важна, но то, как она проводится -
чрезвычайно важно. Это - ключ эффективности.
Простые "открытые двери"
Один из наиболее эффективных и конструктивных путей ответа на сообщения
детей о своих чувствах или проблемах - это "открытая дверь" или
"приглашение сказать больше". Это ответы, которые не передают никаких
собственных идей, суждений, чувств слушателя, но в то же время приглашают
ребенка поделиться своими чувствами, идеями, суждениями. Они "открывают
ему дверь". Простейшие из них:
Другие более явно передают приглашение сказать больше:
"Я вижу",
" Интересно",
"правда",
"неужели",
"не шутишь"
"Расскажи мне об этом".
"Я хочу услышать об этом".
"Мне интересна твоя точка зрения".
"Давай обсудим это".
"Похоже, что это важно для тебя".
Эти сообщения побуждают людей начать или продолжать говорить. Они не
создают эффекта, что у него "отняли мяч", как бывает при таких ваших
сообщениях, как задавание вопросов, советах, морализировании и т.п.
"Открытая дверь" оставляет ваши мысли и чувства вне коммуникации.
"Открытая дверь" передают принятие ребенка, его уважение как личность,
например:
"Ты имеешь право выражать свои чувства".
"Я уважаю тебя как личность с твоими мыслями и чувствами".
"Я могу научиться чему-то у тебя".
7 "Я действительно хочу узнать твою точку зрения".
"Твои идеи (мысли) стоят того, чтобы их выслушать".
"Я заинтересован в тебе".
дверь
Активное слушание (АС)
"Открытая дверь" только приглашает ребенка к разговору. Нужно знать, как
держать
открытой.
Гораздо более эффективное, чем пассивное слушание, активное слушание -
замечательный путь и вовлечение того, кто посылает сообщение в беседу с
ребенком.
В АС реципиент (получатель) старается понять, что чувствует посылающий,
или что означает его сообщение. Затем он переводит свое, понимание в слова
(кодирует) и посылает их обратно (дает ОС) для верификации того (уточнения
того), что оказал посылающий. Получатель не посылает свое сообщение -
такое как оценка, мнение, совет, анализ, вопрос, вывод. Он дает (посылает
обратно) в виде ОС только то, что как он чувствует, означает сообщение
посылателя, ни больше, ни меньше. (Далее пример беседы родителя с
дочерью, где отброшены все собственные мысли и чувства родителя ("Я-
сообщение") для того, чтобы слушать, декодировать, понимать мысли и
чувства ребенка. Отметить, что ОС родителя начинается с "ты".
Пример: Света (С), Отец (О).
С.: Я не хочу ходить в школу каждый день. Меня тошнит от нее.
О.: Ты действительно устала от школы.
С: Иногда я ненавижу ее.
О.: Тебе она не просто не нравится, иногда ты действительно ее ненавидишь.
С: Верно, я ненавижу домашние задания, уроки, учителей.
О.: Ты просто ненавидишь все, связанное со школой.
С: Я не всех учителей ненавижу, только двух. Одну я не выношу. Она хуже
всех.
О.: Ты ненавидишь какую-то одну. Так?
Ребенок: Нет, я хотел сказать, что я действительно хочу есть.
Мать: Я вижу, ты правда хочешь есть. Я дам тебе... то-то и то-то. Мы не
можем обедать, пока отец не вернулся. Это будет через час.
Ребенок: Хорошо.
Диалог:
Пример АС
1) Ребенок (плачет): Дима отнял мой грузовик.
Родитель: Тебе действительно это неприятно - тебе не нравится, когда он
делает это.
Ребенок: Да, верно.
2) Ребенок: В этом году у меня противная учительница. Она мне не нравится.
Родитель: Ты действительно разочарован своей учительницей.
Ребенок: Да, конечно и т.п.
В этих примерах родитель точно декодировал чувстве ребенка, - то, что было
"внутри ребенка". В каждом случае ребенок далее верифицировал точность
процесса декодирования сообщения родителя с помощью выражения,
указывающего "Ты понял меня верно".
8. Алгоритм принятия.
А.Фабер и Э. Мазлиш в книге «Как говорить, чтобы дети слушали, и как
слушать, чтобы дети говорили» предлагают осуществлять принятие чувств
ребенка с помощью четырех простых последовательных этапов.
1. Выслушайте ребенка внимательно. Подтвердите их.
8 интуитивно понятные,
требуют осознанности и
2. Разделите его чувства, проявите солидарность (с помощью слов «да...».
«хм...», «понятно...»).
3. Назовите его чувства.
4. Покажите, что вам понятны желания ребенка, подарите ему желаемое в
фантазии.
Все эти шаги,
предварительной подготовки.
1. Выслушайте ребенка внимательно.
Этот шаг подразумевает, что вы дадите человеку высказаться, не обрушивая
на него девять тысяч уточняющих вопросов, с одной стороны, но и не пытаясь
уследить за поворотами сюжета телесериала одновременно с беседой, с
другой стороны. Не прерывайте ребенка, пока он не договорит до логической
паузы, как бы вы ни были возмущены. Постарайтесь сохранить спокойствие и
удержаться от презрительной мимики.
2. Разделите его чувства (с помощью слов «да...». «хм...», «понятно...»).
Разделить чувства ребенка с помощью неопределенных выражений внимания
и понимания не слишком просто тем из взрослых, у кого лидерские и
коммуникативные качества не только сильно развиты, но и постоянно
используются, в работе и в быту. Ведь хочется «подсказать», облечь мысль в
более меткие и взвешенные выражения, драматизировать, привести
маленькие детские горести к размаху классической трагедии.
3. Назовите его чувства.
Назвать эмоцию, испытываемую маленьким собеседником, тоже не всегда
легко. Немногие из нас обладают настолько тонкой эмоциональной
настройкой и, что немаловажно, словарным запасом, чтобы точно
распознавать и называть оттенки собственных чувств, не говоря уже о чужих.
Сравните:
Сын: «Я так хотел эту новую игру, но мой компьютер не потянул, я не могу запустить ее.»
Отец: «Хм...»
Сын: «Я потратил на нее все свои деньрожденные деньги, и все без толку!»
Отец: «Ты доволен теперь?»
Сын: «Хватит!»
Отец: «Денег жалко? Еще бы...»
Сын: «Да отвяжись ты со своими деньгами!»
и
Сын: «Я так хотел эту новую игру. Но мой компьютер не потянул, не могу запустить ее.»
Отец: «Хм...»
Сын: «Я потратил на нее все свои деньрожденные деньги. И все без толку!»
Отец: «Ты грустишь из-за этого?»
Сын: «Не то, чтобы грущу.»
Отец: «Ты разочарован?»
Сын: «Да. Очень. Отложу игру на потом, может, понадобится после того, как мы обновим
наше «железо».»
4. Покажите, что вам понятны желания ребенка, подарите ему
желаемое в фантазии.
Считается, что обсуждать фантазии на равных, делиться фантазиями, играть
— это прерогатива детей, либо взрослых, позволяющих разгуляться своему
внутреннему Ребенку… Тем не менее, стоит попытаться освоить эту технику.
Упражнение. Тренинг. В группах придумать фразы, принимающие чувства
детей
Не знаю, хочу ли я поступать - Судя посему, у тебя есть какие-то серьёзные сомнения
9 по этому поводу
-Ты не знаешь, пойдет ли впрок учеба в университете?
- Знаешь, что было бы здорово? Взять магический шар и
увидеть в нем, какой будет твоя жизнь, если ты пойдешь
в ВУЗ и не пойдешь
-Господи, я слышу по твоему голосу, как тебе это не
нравится
-Да, это не самое любимое из твоих занятий. Давай
завтра поговорим, как выполнять работу всем по-
очереди. А пока мне просто нужна твоя помощь.
- А ведь здорово было бы, если бы мусор сам уходил на
помойку!
-Так ты думаешь, что он преувеличивал и пытался вас
напугать, чтобы вы держались подальше от наркотиков?
-Да, тактика запугивания – это реально неприятно.
-Судя по всему, тебе хотелось бы, чтобы взрослые
давали детям честную информацию и доверяли
самостоятельно принимать ответственные решения.
в ВУЗ
Почему
приходится
мусор?
именно
мне
выбрасывать
Сегодня приходил инспектор
КДН и прочитал длиннющую
лекцию про наркотики. Ну и
бред же он нес! Судя
повсему, он просто пытался
нас запугать.
Да наплевать, что у меня
температура. Этот концерт я
ни за что на свете не
пропущу!
Вот уж не повезло тебе заболеть…да еще не когда-
нибудь, а именно сегодня! Ты же дожидалась этого
концерта несколько недель…
-Я знаю. Ты уже настроилась пойти на концерт.
Проблема в том, что с высокой температурой тебе
нужно лежать в постели.
-Ты же знаешь, что таких концертов будет еще очень
много…Но я понимаю, что тебе не хочется пропустить
именно этот.
-Наверное, очень неприятно сознавать, что хороший
друг на тебя сердится
"Мы все тоже когда-то чувствовали то же
самое по поводу школы - это пройдет".
Ребенок расстроен тем, что
его друг на него «дуется»
Я не хочу ходить в школу. Все,
чему там учат - куча ненужных
фактов. Можно и без них
обойтись.
Заключение. Почему сказки начинаются так: «Жили – были бабушка и
дедушка»? И нет сказок, которые начинались бы так: «Жили, были мама и
папа»? Дать возможность родителям поразмышлять и задуматься. И подвести
их к мысли, что баба и дед на символическом уровне означают родительскую
мудрость, которая необходима ребенку для роста здоровой и гармоничной
личности.
В настоящее время мы становимся родителями задолго до того, как
приобретаем эту житейскую мудрость. И есть очень много институтов по
разным специальностям, но нет школ, где учат быть мудрыми папами и
мамами. Многие начинают учиться только на собственном ребенке, иногда
вспоминая, как воспитывали их. И здесь сразу возникает риск попасть в
ловушку, когда человек вспоминает, как поступали с ним, и делает так же,
или с точностью до, наоборот, при этом забывая, что есть и третий и
четвертый вариант развития конфликта и события и отношения к данной
проблеме.
Я надеюсь, что сегодняшняя встреча увеличит ваши возможности и повысит
ваше родительское мастерство.
10 1. 20 минут каждый день посвящать своему ребёнку полностью с установкой «Пусть весь мир подождет». Эти
20 минут только ваши, когда в целом мире есть только Я и Мой ребёнок. Важно не количество времени,
проведенное с ребенком, а качество!
2. Родителям дать заполнить таблицу «Как я понимаю своего ребёнка».
Примерный перечень вопросов:
Моё любимое животное и почему.
Моё нелюбимое животное и почему.
Мой любимый цвет и почему.
Мой нелюбимый цвет и почему.
Моя любимая сказка.
Сказка, которая мне нравится.
В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как…
А не нравится…
Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на один день, то я бы стал…Почему?
Доброго волшебника я попросил бы о…
А злого попросил бы о…Почему?
В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов моей семьи. Почему?
Ответ родителя
Ответ за ребёнка
Ответ ребёнка
Домашнее задание.
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
ВАРИАНТ 1
Некоторых детей приходится выслушивать так долго, что у многих родителей
просто не хватает терпения. Выход один: прекратить разговор, но при этом
дать ребенку понять,
что его чувства важны для вас.
Катя десять минут жаловалась на то, что ей не дали роли в школьном
спектакле.
«Катя, я тебя понимаю. Ты говоришь мне, что очень хотела сыграть в этом
спектакле. Тебе кажется, что ты справилась бы с этой ролью не хуже любого
другого – а, может, даже и лучше. Я все понимаю, но не могу больше этого
слушать. Я иду на кухню. Пока я буду готовить ужин, я буду думать о том, как
ты разочарована и обижена».
ВАРИАНТ 2
Иногда дети выражают свои чувства таким образом, что мы не можем не
только помочь им, но даже и просто выслушать. У каждого из нас свой
уровень терпимости, но есть выражения, неприемлемые для всех.
– Папа настоящий старик! Почему я должен брать пример со старика?
– Моя учительница – полная дура!
Когда ребенок заявляет: «Надеюсь, ты скоро умрешь», мать ответила ей: «Так
говорить нельзя. Я понимаю, что ты сердишься, но тебе придется поискать
другой способ рассказать мне об этом. А теперь оставь меня на час». На
недоуменное «почему?» Хелен ответила очень спокойно: «Тебе нужно обо
всем этом подумать».
ВАРИАНТ 3
11 Иногда небольшой подарок способен утешить ребенка. Мы не должны
спрашивать, хочет он его получить или нет, нужно просто сделать этот
подарок. Новый мелок, воздушный шар, коробка изюма, подаренные в нужный
момент, выполнят за нас всю работу.
Когда пятилетний сын в слезах начал причитать: «Мамочка любит всех, кроме
меня», она обняла малыша и сказала: «Тебе кажется, что я не люблю тебя?
Неприятное чувство, я понимаю… Думаю, что сейчас самый подходящий
момент для того, чтобы выпить горячего шоколада с булочками».
Когда сын устроил целую истерику из-за микроскопического синяка,
полученного во время потасовки с братом, мать достала два кубика льда,
завернула их в красную тряпочку и сказала, чтобы он приложил их к своей
«раненой руке».
ВАРИАНТ 4
Есть такие моменты, когда ребенок не ожидает от нас проявления понимания,
внимания и сочувствия. У каждого ребенка может быть собственный уголок
души.
Помню, как Джилл, которой тогда было четыре года, лежала на постели,
смотрела
сосала
меня.
– Ты знаешь, о чем я сейчас думаю? – спросила она.
– Нет, – ответила я.
– Это хорошо, – кивнула она и снова засунула палец в рот.
ВАРИАНТ 5
В детской жизни есть место для громких фанфар, извещающих мир о его
смелости – о его бойцовском характере. Не думайте, что достаточно обычных
слов ободрения и поддержки, хотя многим родителям кажется, что так они
закаляют своих детей и учат справляться с жизненными трудностями. Это
вовсе не холодное и безличное: «Смелее, парень! Ты выдержишь!». Это
глубокое понимание и поддержка: «Да, это тяжело. Это трудно. Я уважаю
твою борьбу и верю в то,
что ты найдешь выход».
«Хотя учительница порой раздражает тебя, ты у нее многому учишься –
несмотря на ее ужасный характер!».
«Я вижу, что ты стараешься не обращать внимания на поддразнивания из-за
небольшого роста. Полагаю, ты знаешь, что в нашей семье мы ценим людей
не за размеры, а за характер».
палец
и
на
Ребенок может "услышать" какое-либо (или все) скрытое сообщение:
"Ты не считаешь мои чувства важными".
"Ты не принимаешь меня с этими моими чувствами".
"Ты чувствуешь, что дело не в школе, а во мне".
"Ты не принимаешь меня всерьез".
"Тебе все равно, что я чувствую".
Когда родители говорят что-то ребенку, они часто говорят что-то о нем. Вот
почему коммуникация с ребенком так влияет на него как на личность и, в
конце концов, на отношения между людьми. У ребенка создается картина
того, как вы его воспринимаете как личность.
Осваивая технику принятия чувств детей и подростков, обратите внимание на
то, что ослабляет напряженность, снимает противоречие только настоящее
принятие, подлинное сочувствие, а не облеченная в их форму манипуляция.
12 Можно и нужно принять любое чувство, не обязательно его разделять или
поддерживать. Не значит это и того, что следует позволять любое поведение.
Но, как мы уже поняли, хорошо себя ведут дети, которые хорошо себя
чувствуют. Поэтому принимая чувства детей, позволяя им осознавать свои
движения души и потребности, мы не только облегчаем жизнь себе и детям
прямо сейчас. Мы создаем основу для воспитания ответственности,
стимулируем развитие самосознания, что, в конечном счете, позволит ребенку
не потерять себя между детством и отрочеством, научит его осознавать свои
чувства и желания, ставить перед собой цели и последовательно их
осуществлять.
13 Домашнее задание.
1. 20 минут каждый день посвящать своему ребёнку полностью с
установкой «Пусть весь мир подождет». Эти 20 минут только ваши,
когда в целом мире есть только Я и Мой ребёнок. Важно не количество
времени, проведенное с ребенком, а качество!
2. Заполните таблицу «Как я понимаю своего ребёнка».
Примерный перечень вопросов:
1. Моё любимое животное и почему.
2. Моё нелюбимое животное и почему.
3. Мой любимый цвет и почему.
4. Мой нелюбимый цвет и почему.
5. Моя любимая сказка.
6. Сказка, которая мне нравится.
7. В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как…
8. А не нравится…
9. Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на
один день, то я бы стал…Почему?
10. Доброго волшебника я попросил бы о…
11. А злого попросил бы о…Почему?
12. В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов
моей семьи. Почему?
Ответ родителя
Ответ за ребёнка
Ответ ребёнка
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
3. Сделайте
вывод._______________________________________________________________________
_
_____________________________________________________________________________________
________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
14 ____________________________________________________________________________________________
____
Желаем успехов в повышении родительского мастерства!
Домашнее задание.
1. 20 минут каждый день посвящать своему ребёнку полностью с
установкой «Пусть весь мир подождет». Эти 20 минут только ваши,
когда в целом мире есть только Я и Мой ребёнок. Важно не количество
времени, проведенное с ребенком, а качество!
2. Заполните таблицу «Как я понимаю своего ребёнка».
Примерный перечень вопросов:
1. Моё любимое животное и почему.
2. Моё нелюбимое животное и почему.
3. Мой любимый цвет и почему.
4. Мой нелюбимый цвет и почему.
5. Моя любимая сказка.
6. Сказка, которая мне нравится.
7. В другом человеке мне больше всего нравится такая черта, как…
8. А не нравится…
9. Если бы у меня была фантастическая возможность стать кем-то на
один день, то я бы стал…Почему?
10. Доброго волшебника я попросил бы о…
11. А злого попросил бы о…Почему?
12. В каких животных превратил бы волшебник меня самого и членов
моей семьи. Почему?
Ответ родителя
Ответ за ребёнка
Ответ ребёнка
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
15 3. Сделайте
вывод._______________________________________________________________________
_
_____________________________________________________________________________________
________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____
Желаем успехов в повышении родительского мастерства!
1 Не знаю, хочу ли я поступать в ВУЗ.
2 Почему именно мне приходится выбрасывать мусор?
3
Сегодня приходил инспектор КДН и прочитал
длиннющую лекцию про наркотики. Ну и бред же он
нес! Судя посему, он просто пытался нас запугать.
4 Да наплевать, что у меня температура. Этот концерт я
ни за что на свете не пропущу!
5 Ребенок расстроен тем, что его друг на него «дуется»
6 Я не хочу ходить в школу. Все, чему там учат - куча
ненужных фактов. Можно и без них обойтись.
Нина больше со мной не играет. Она теперь всегда
играет с Ритой, а мне приходится стоять рядом одной.
Я их ненавижу!
7
8 Вы все дураки (или тому подобное). Я вас ненавижу.
9 Не нравится мне этот новорожденный, отнесите его
обратно в больницу!;
16 10 Надоели гаммы, я устал, не хочу.
11 Да кому нужны эти ветераны! Не нужно их
приглашать снова;
12 Я не буду ни учиться, ни работать, буду просто жить.
На что? На вашу с мамой пенсию, я неприхотлив.
17
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Занятие с родителями "Принятие чувств и эмоций ребёнка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.