Занятие-тренинг с родителями воспитанников «Работа с родителями», направлено на создание дружественной, творческой, рабочей атмосферы; настрой на позитивный контакт между психологом и родителями воспитанников. Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению, преодоление негативных позиций в отношении собственных детей; помощь в осознании качества характера своего ребенка.Занятие-тренинг с родителями воспитанников «Работа с родителями», направлено на создание дружественной, творческой, рабочей атмосферы; настрой на позитивный контакт между психологом и родителями воспитанников. Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению, преодоление негативных позиций в отношении собственных детей; помощь в осознании качества характера своего ребенка.
Занятиетренинг с родителями воспитанников
«Работа с родителями»
Назвать свое имя
Рассказать о своем ребенке
Чем я замечателен, как родитель
Цель тренинга:
создание дружественной, творческой, рабочей атмосферы;
настрой на позитивный контакт между психологом и родителями воспитанников.
Количество участников: 6—12 человек.
Вводная часть.
Знакомство участников друг с другом.
Упражнение «Мое имя – мой характер»
Подумайте о значении вашего имени. Нравится ли оно Вам, что оно выражает?
Задание заключается в том, чтобы назвать черты своего характера, начинающееся на каждую
букву вашего имени. В течение 2 минут назовите черты характера на буквы вашего имени.
Психологическое упражнение «Свеча»
(Монтессоритехнология, адаптировано для взрослых)
Цель: Создать определенный психологический настрой, расположить участников не
только к восприятию информации, но и к продуктивному общению.
Ведущий. Начать встречу мне поможет свеча. Дети нашего детского сада встают в круг,
передают свечу из рук в руки, говорят друг другу добрые слова и пожелания, заряжаются
положительной энергией на весь день. Так сделаем и мы с вами. Только присядем на стулья,
образуя круг.
Свеча камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча
настраивает человеческую душу. Этот маленький огонек олицетворяет добрые эмоции и
тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая
свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг
другу комплименты и пожелания.)
Использование этого и аналогичных упражнений во вводной части позволяет формировать
чувство принадлежности к группе, позитивное отношение к своему Я, развивать чувство
эмпатии
Основная часть.
Упражнение «Мудрость ангелов»
Цель: преодоление негативных позиций в отношении собственных детей; помощь в
осознании качества характера своего ребенка.
Задание 1.
Подумайте, пожалуйста, в течение одной минуты, как можно продолжить фразу «Мой
ребенок.»
А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение пяти минут
письменно 10 раз продолжите ее в разных вариантах, указывая черты характера вашего
ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен».
Осталась одна минута, вам необходимо завершить работу.
Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы:
Первая те, которые вас устраивают в вашем ребенке; вторая — те, которые вы бы хотели
изменить в нем.Посмотрите, каких качеств больше — положительных или отрицательных. Выберите, с
какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя.
Отложите на время свои листочки.
Задание 2.
Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас
находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа:
• на 1м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;
• на 2м этаже — обычные товары средней цены и качества;
• на 3м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи.
На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.)
Когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «третьему
этажу» был умный, добрый, посещал музыкальную школу или школу с углубленным
изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты.
Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть чтото от 1
го, 2го и 3го этажа.
И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что
вы бы хотели изменить.
Задание 3.
Работа проходит в группах по 5—6 человек. Группы делятся по любому признаку на
усмотрение тренера.
Посмотрите на качества, которые вы выделили в своем ребенке, требующие, по вашему
мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее
общими.
Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи то есть в этих
качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так,
чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы— 10 минут. (Предупредить
группу, когда пройдет половина времени и за минуту до окончания работы.) Внимание!
Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с
которыми вы работали в группах.
Процедура. Один человек от группы представляет рекламу, участники других групп
помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести.
Выступление каждой группы.
Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести,
по возможности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как
это близко к настойчивости.)
Задание 4.
Обратная связь.
. Обсуждение в кругу:
Легко ли вам было выполнять эту работу?
В чем сложность?
Увидели ли вы чтото новое в этом качестве, черте характера? Согласны ли вы с тем, что
эти черты характера нужны в жизни человека?
Насколько после проделанной работы вы их принимаете?
В процессе обсуждения тренер подводит участников группы к пониманию того, что все эти
качества необходимы в жизни каждого человека: происходит смена иррациональных
родительских установок.
А сейчас послушайте притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по
новому.Притча о двух ангелах.
Однажды по земле путешествовали два ангела старый и молодой. В один из вечеров,
уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил
странников, но, будучи скупым и негостеприимным человеком, предоставил им ночлег в
сарае.
Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть.
А когда ему всетаки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какойто шум.
Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой
ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться
отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ.
Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого:
— Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами?
Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник.
На следующий вечер, подыскивая ночлег, путешественники остановились у дома бедного
человека. Хозяин радушно встретил их, поделился своим ужином и даже предоставил
единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай.
Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их
корова — единственная кормилица и надежда семьи.
Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому
— Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог
тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах
спасти эту семью?
На что старый ангел ответил
— Не все является тем, чем кажется!
Продолжая путешествие, молодой ангел никак не унимался, он упрекал старого ангела,
обвинял его и не мог смириться с происшедшим.
— Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. — В прошлую
ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал
его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и
я откупил ее, отдав корову.
Анализ.
Надеюсь, что эта притча поможет вам переосмыслить то, что происходит между вами и
вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как
ты на это смотришь.
Заключительная часть.
Упражнение «Горная вершина».
Задача приводимой медитациивизуализации — помочь человеку войти в диссоциированное
состояние, чтобы увидеть и осознать свои проблемы как бы со стороны. Это позволяет
значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения
проблем. Благодаря этому психотехника «Горная вершина» способствует повышению
уверенности в себе.
Сядьте поудобней и расслабьтесь, закройте глаза.
(Звучит негромкая релаксационная музыка)
— Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают
каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Гдето в вышине, теряясь в
облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам
хотелось бы оказаться там. И вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по
труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы. можете летать. Посмотрите вверх: нафоне неба четко виден темный движущийся крестик. Это орел, парящий над скалами.
Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко
ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые
облака, плывущие под вами. Далеко внизу — игрушечные рощицы, крошечные дома в
долинах, миниатюрные человечки. Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали
развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней.
Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы
чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое
чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им.
Вам не составляет труда достигнуть любой самой высокой и недоступной для других
вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с
недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими
мелкими и значительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените стоят ли
они усилий и переживаний, испытанных вами! Спокойствие, даруемое высотой и силой,
наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать
то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения
мучивших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные
поступки.
Пауза.
Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго
запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите
рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для вас новое
восприятие мира… Поблагодарите его. (Музыка утихает).
Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия.
ИГРА «Пирамида любви»
Цель:
воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать
коммуникативные способности.
Ход игры:
Каждый из нас чтото или когото любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по
разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою
работу.
Расскажите и вы, кого и что любите вы!
А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что – то
любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и
класть руку (выстраивают пирамиду).
Вы чувствуете тепло рук?
Вам приятно это состояние?
Посмотрите, какая высокая получилась пирамида. Высокая, потому что, мы любим и
любимы сами.
Литература:
1. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. —СПб. : Речь,
2007.—283 с.
2. Старшенбаум Г. В. Тренинг навыков практического психолога: интерактивный учебник: игры, тесты,
упражнения. 2е изд. –М. :Психотерапия, 2008.
3. «Понять себя. Понять других» (коммуникативный тренинг). Шамсиева Р. К., педагогпсихолог. С. 106.
Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2008 год.
4.«Релаксационные упражнения». Кудрявцева О. Н. с. 13 Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 2008 год.5.«Активные методы обучения на методических объединениях». Зебзеева В. С. 10. Журнал «Дошкольное
воспитание» №12 2008 год.
6.«Новое открытие радости общения» Гельмут Фигдор. С. 35. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2007.
7. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты
ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. — М. : Эксмо, 2007. — 416 с. — (Образовательный стандарт
ХХI).
Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь