Занятие-тренинг с родителями воспитанников «Работа с родителями»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Занятие-тренинг с родителями воспитанников «Работа с родителями», направлено на создание дружественной, творческой, рабочей атмосферы; настрой на позитивный контакт между психологом и родителями воспитанников. Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению, преодоление негативных позиций в отношении собственных детей; помощь в осознании качества характера своего ребенка.Занятие-тренинг с родителями воспитанников «Работа с родителями», направлено на создание дружественной, творческой, рабочей атмосферы; настрой на позитивный контакт между психологом и родителями воспитанников. Создать определенный психологический настрой, расположить участников не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению, преодоление негативных позиций в отношении собственных детей; помощь в осознании качества характера своего ребенка.
Иконка файла материала ==Занятие-тренинг с родителями воспитанников.docx
Занятие­тренинг с родителями воспитанников «Работа с родителями» Назвать свое имя Рассказать о своем ребенке Чем я замечателен, как  родитель Цель тренинга: создание дружественной, творческой, рабочей атмосферы; настрой на позитивный контакт между психологом и родителями воспитанников. Количество участников: 6—12 человек. Вводная часть. Знакомство участников друг с другом.    Упражнение «Мое имя – мой характер» Подумайте о значении вашего имени. Нравится ли оно Вам, что оно выражает? Задание заключается в том, чтобы назвать черты своего характера, начинающееся на каждую  букву вашего имени. В течение 2 минут назовите черты характера на буквы вашего имени. Психологическое упражнение «Свеча» (Монтессори­технология, адаптировано для взрослых) Цель:  Создать   определенный   психологический   настрой,   расположить   участников   не только к восприятию информации, но и к продуктивному общению. Ведущий. Начать встречу мне поможет свеча. Дети нашего детского сада встают в круг, передают свечу из рук в руки, говорят друг другу добрые слова и пожелания, заряжаются положительной энергией на весь день. Так сделаем и мы с вами. Только присядем на стулья, образуя круг. Свеча ­ камертон души: камертон настраивает звучание музыкального инструмента, а свеча настраивает   человеческую   душу.   Этот   маленький   огонек   олицетворяет   добрые   эмоции   и тепло, которое исходит от нас. Он поможет согреть душу каждого. Принимая и передавая свечу, почувствуйте это. (Участники передают зажженную свечу из рук в руки, говорят друг другу комплименты и пожелания.) Использование этого и аналогичных упражнений во вводной части позволяет формировать чувство   принадлежности   к   группе,   позитивное   отношение   к   своему   Я,  развивать   чувство эмпатии Основная часть. Упражнение «Мудрость ангелов» Цель:  преодоление   негативных   позиций   в   отношении   собственных   детей;   помощь   в осознании качества характера своего ребенка. Задание 1. Подумайте,   пожалуйста,   в   течение   одной   минуты,   как   можно   продолжить   фразу   «Мой ребенок.» А теперь свяжите эту фразу с чертами характера своего ребенка и в течение пяти минут письменно   10   раз   продолжите   ее   в   разных   вариантах,   указывая   черты   характера   вашего ребенка. Например: «Мой ребенок аккуратен», «Мой ребенок невнимателен». Осталась одна минута, вам необходимо завершить работу. Посмотрите на качества, которые вы написали. Разделите их на две группы: Первая ­ те, которые вас устраивают в вашем ребенке; вторая — те, которые вы бы хотели изменить в нем.Посмотрите,   каких   качеств   больше   —   положительных   или   отрицательных.   Выберите,   с какими из отрицательных качеств вы хотели бы сейчас поработать, отметьте их для себя. Отложите на время свои листочки. Задание 2. Теперь я предлагаю вам обратиться к своему житейскому опыту. Представьте, что вы сейчас находитесь перед большим современным супермаркетом. В нем три этажа: • на 1­м этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества; • на 2­м этаже — обычные товары средней цены и качества; • на 3­м этаже продаются самые лучшие, качественные, добротные, шикарные вещи. На каком этаже вы бы хотели приобретать товар? (Родители отвечают по очереди.) Когда   у   нас   появляется   ребенок,   мы   всегда   хотим,   чтобы   он   соответствовал   «третьему этажу»   ­   был   умный,   добрый,   посещал   музыкальную   школу   или   школу   с   углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты. Но, к сожалению, в жизни так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что­то от 1­ го, 2­го и 3­го этажа. И ваш ребенок не исключение, вы убедились в этом. В нем есть то, что вам нравится, и то, что вы бы хотели изменить. Задание 3. Работа   проходит   в   группах   по   5—6   человек.   Группы   делятся   по   любому   признаку   ­   на усмотрение тренера. Посмотрите   на   качества,   которые   вы   выделили   в   своем   ребенке,   требующие,   по   вашему мнению, изменения. Выберите два из них, которые являются для группы более или менее общими. Я предлагаю вам сейчас прорекламировать эти качества с целью их продажи ­ то есть в этих качествах, чертах характера надо найти положительные моменты и рассказать об этом так, чтобы другие группы захотели их купить. Время для работы— 10 минут. (Предупредить группу,   когда   пройдет   половина   времени   и   за   минуту   до   окончания   работы.)   Внимание! Сейчас я предлагаю вам выбрать выступающего и прорекламировать качества характера, с которыми вы работали в группах. Процедура.   Один   человек   от   группы   представляет   рекламу,   участники   других   групп помечают у себя те качества, которые они захотели приобрести. Выступление каждой группы. Сейчас я предлагаю желающим по кругу назвать качества, которые они решили приобрести, по возможности прокомментировав причину своего выбора (например: упрямство, так как это близко к настойчивости.) Задание 4. Обратная связь. .­ Обсуждение в кругу: ­ Легко ли вам было выполнять эту работу? ­ В чем сложность? ­Увидели ли вы что­то новое в этом качестве, черте характера? ­ Согласны ли вы с тем, что эти черты характера нужны в жизни человека? ­ Насколько после проделанной работы вы их принимаете? В процессе обсуждения тренер подводит участников группы к пониманию того, что все эти качества   необходимы   в   жизни   каждого   человека:   происходит   смена   иррациональных родительских установок. А сейчас послушайте притчу, которая, возможно, поможет взглянуть на старые проблемы по­ новому.Притча о двух ангелах. Однажды   по   земле   путешествовали   два   ангела   старый   и   молодой.   В   один   из   вечеров, уставшие и обессиленные, они попросились на ночлег в дом к богатому человеку. Он пустил странников,   но,  будучи   скупым   и   негостеприимным   человеком,  предоставил   им   ночлег   в сарае. Там было холодно, темно, сыро. Несмотря на усталость, молодой ангел долго не мог уснуть. А когда ему все­таки удалось погрузиться в сон, его вдруг разбудил какой­то шум. Проснувшись, он увидел, что старый ангел старательно заделывает дыру в стене. Молодой ангел был удивлен, он несколько раз предлагал старому бросить это дело и постараться отдохнуть перед предстоящей дорогой, но получал упорный отказ. Утром молодой ангел, не скрывая любопытства, спросил у старого: — Зачем ты помог этому человеку, ведь он так плохо обошелся с нами? ­ Не все является тем, чем кажется, — ответил его спутник. На  следующий  вечер, подыскивая  ночлег,  путешественники   остановились   у дома бедного человека.   Хозяин   радушно   встретил   их,   поделился   своим   ужином   и   даже   предоставил единственную кровать в доме, а сам с женой ушел в сарай. Утром ангелов разбудил крик хозяина и плач его жены. Оказалось, что в эту ночь умерла их корова — единственная кормилица и надежда семьи. Молодой ангел, испытывая крайнее удивление, обратился к старому — Почему ты не поможешь бедному человеку? — сказал он. — В прошлый раз ты помог тому, кто так плохо обошелся с нами, а в этот раз ты бездействуешь, когда в твоих силах спасти эту семью? На что старый ангел ответил — Не все является тем, чем кажется! Продолжая   путешествие,   молодой   ангел   никак   не   унимался,   он   упрекал   старого   ангела, обвинял его и не мог смириться с происшедшим. — Не все является тем, чем кажется, — ответил в третий раз старый ангел. — В прошлую ночь, когда мы были в доме у богатого человека, я увидел в стене сарая клад — и замуровал его, чтобы тот не достался хозяину дома. А в эту ночь приходила смерть за женой бедняка, и я откупил ее, отдав корову. Анализ. Надеюсь,  что эта  притча  поможет вам  переосмыслить   то,  что происходит между  вами и вашими детьми. Нужно помнить, что нет в мире плохого и хорошего. Все зависит от того, как ты на это смотришь. Заключительная часть. Упражнение «Горная вершина». Задача приводимой медитации­визуализации — помочь человеку войти в диссоциированное состояние,   чтобы   увидеть   и   осознать   свои   проблемы   как   бы   со   стороны.   Это   позволяет значительно смягчить негативные переживания, найти новые, неожиданные пути разрешения проблем.   Благодаря   этому   психотехника   «Горная   вершина»   способствует   повышению уверенности в себе. Сядьте поудобней и расслабьтесь, закройте глаза. (Звучит негромкая релаксационная музыка) — Вообразите, что вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где­то в вышине, теряясь в облаках,   плывут   ледяные   вершины   гор.   Как   прекрасно   должно   быть   там,   наверху!   Вам хотелось   бы   оказаться   там.   И   вам   не   нужно   добираться   до   вершин,   карабкаясь   по труднодоступной и опасной крутизне, потому что вы. можете летать. Посмотрите вверх: нафоне   неба   четко   виден   темный   движущийся   крестик.   Это   орел,   парящий   над   скалами. Мгновение — и вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них. Вы видите рваные, клочковатые облака,   плывущие   под   вами.   Далеко   внизу   —   игрушечные   рощицы,   крошечные   дома   в долинах, миниатюрные человечки. Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней. Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им. Вам   не   составляет   труда   достигнуть   любой   самой   высокой   и   недоступной   для   других вершины.   Выберите   себе   удобный   участок   и   спуститесь   на   него,   чтобы   оттуда,   с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор. Какими мелкими и значительными видятся отсюда волновавшие вас проблемы! Оцените ­ стоят ли они   усилий   и   переживаний,   испытанных   вами!   Спокойствие,   даруемое   высотой   и   силой, наделяет вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, вам легко увидеть способы решения мучивших вас вопросов. С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки. Пауза. ­   Взлетите   снова   и   снова   испытайте   изумительное   чувство   полета.   Пусть   оно   надолго запомнится вам. А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы. Помашите рукой   на   прощание   парящему   в   небе   орлу,   который   сделал   доступным   для   вас   новое восприятие мира… Поблагодарите его. (Музыка утихает). Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия. ИГРА «Пирамида любви» Цель:  воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать  коммуникативные способности. Ход игры: ­ Каждый из нас что­то или кого­то любит, всем нам присуще это чувство, но все мы по­ разному его выражаем «Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою  работу. ­ Расскажите и вы, кого и что любите вы! ­ А сейчас, давайте построим «пирамиду любви» из наших с вами рук. Я назову что – то  любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё самое любимое и  класть руку (выстраивают пирамиду). ­ Вы чувствуете тепло рук? ­ Вам приятно это состояние? ­ Посмотрите, какая высокая получилась пирамида. Высокая, потому что, мы любим и  любимы сами. Литература: 1. Васильев Н. Н. Тренинг профессиональных коммуникаций в психологической практике. —СПб. : Речь, 2007.—283 с. 2.   Старшенбаум   Г.   В.   Тренинг   навыков   практического   психолога:   интерактивный   учебник:   игры,   тесты, упражнения. 2­е изд. –М. :Психотерапия, 2008. 3. «Понять себя. Понять других» (коммуникативный тренинг). Шамсиева Р. К., педагог­психолог. С. 106. Журнал «Воспитатель ДОУ» №3 2008 год. 4.«Релаксационные упражнения». Кудрявцева О. Н. с. 13 Журнал «Воспитатель ДОУ» №1 2008 год.5.«Активные методы обучения на методических объединениях». Зебзеева В. С. 10. Журнал «Дошкольное воспитание» №12 2008 год. 6.«Новое открытие радости общения» Гельмут Фигдор. С. 35. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2007. 7. Вачков И. В. Психология тренинговой работы: Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. В. Вачков. — М. : Эксмо, 2007. — 416 с. — (Образовательный стандарт ХХI). Материал подготовлен педагогом – психологом – Е.М.Бондарь