Внеклассное занятие по краеведению "В гостях у саамов"
Цели урока:
познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвасозеро»,
с особенностями культуры и быта саамского народа;
формировать навыки чтения, умение анализировать местную
речевую среду, способствовать повышению культуры речи
учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных
национальностей, интерес и бережное отношение к культуре
саамского народа.
Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о
Заполярье, фотографии, книги «Семилетний стрелок из лука»,
словарик саамских слов,
презентация (Приложение 1),
кроссворд(Приложение 2), публикация (буклет) (Приложение 3).
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому
краю.
Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!
Прочитайте стихотворение. О чём оно?
Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего
между ними?
Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие? Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте)
3. Актуализация знаний.
На доске записаны слова: "Заполярье — край удивительный”
Почему так называется земля?
Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого
края?
Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове.
4. Знакомство с особенностями быта саамов.
На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские,
украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна
здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или
лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и
саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные
территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение
1)
Слайд 1. Работа по карте.
Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?»
Слайд 3. «Какие были жилища?»
1й ученик:
Жилищем служил разборный чум кувакса, который представлял
собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и
берестой летом. В центре куваксы разжигали костер.
2й ученик:
Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму
пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу
покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя
отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На
противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим
пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали
оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.
3й ученик:
Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу.
Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2х
метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и
укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной.
Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей
была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол,
скамейки, полки для посуды.
Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие,
тёплые дома.
Слайд 4 «Каким трудом занимались?»
Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром
Кольского полуострова. Это рыболовство и охота. Охотились на
песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей.
Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто
это?
4й ученик:
Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный
дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль
хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни
саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.
Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой
саамыпастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами
кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство
предпочитают олени?
Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?»
Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий
оленя изготавливали нитки. Ими сшивали одежду, обувь,
нанизывали на них бисер. Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен,
сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для
головы и рук.
Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь,
немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку,
благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от
ветра.)
Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из
чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха.
Украшались полосками цветного сукна.
Каньги – короткие
с
полусапожки
длинными
завязками.оборами спереди. Зимние из меха, летние – из
дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был
загнутый кверху носок.
Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?»
Летнюю одежду шили из тканей. Женщины носили платья,
напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных.
Слайд 7. «Как украшали свою одежду?»
5й ученик:
Саамы старались сделать окружающие предметы не только
удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и
светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли
небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит
из прямоугольников, квадратов и ромбов.
6й ученик:
Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов,
многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается
рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх
основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и
зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.
7й ученик: Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали
варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно
горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным
фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов
мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и
диагональных линий.
Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по
дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не
забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать
изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.
Слайд 8. «Узелки на память»
Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) –
коренные жители Кольского полуострова.
Саамы меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не
только охотились на оленей, но и разводили их, то есть
занимались оленеводством.
Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи
поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.
5. Физкультминутка.
Посмотрите: мы – олени,
Дует ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправив плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики.
6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”.
Вступительная беседа. Многие века мудрость народа передавалась из поколения в
поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было
бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную,
полярную ночь, сидели саамы в своих жилищах у очага, шили
одежду из оленьих шкур, мастерили рыболовные снасти и
рассказывали детям сказки. Сказки – любимый жанр саамов.
Сегодня мы познакомимся с саамскими сказками. Прочитайте
название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему
можно сказать, что эта сказка — произведение северного народа?
Словарная работа.
Погост – саамская деревня.
Чахкли – маленькие человечки, живущие под землёй и
владеющие подземными богатствами.
Чудь – враги саамов.
Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх
носами.
Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.
Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен,
палок и покрывалось корой и дёрном.
Распадок – узкая долина в сопках.
(Используется словарик саамских слов)
Чтение сказки «вслух».
Беседа о прочитанном.
Где живут чахкли? Чем владеют?
Зачем охотник захотел поймать чахкли? Почему ему так
просто и быстро удалось его поймать?
Как жилось чахкли в семье у охотника? Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?
Почему охотник решил возвратить чахкли? Как чахкли
отблагодарил охотника?
Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему
учит сказка?
Знакомство с саамской поэтессой Октябриной
7.
Владимировной Вороновой. (рис.1)
Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась
6 октября 1934 года в становище ЧальмныВаррэ, что в переводе с
саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о
маленьких человечках, живущих под землёй.
Рисунок 1
Чахкли.
Когда заскучается в доме,
Ты выберись в дебри тайги.
Там маленький сказочный гномик
Живет в корневищах тугих.
Смешной в колпачке своем белом,
Он зла никому не творит.
Но что бы в тайге ты ни делал –
Он все за тобой повторит. Топориком стукнешь по ветви
Такой же услышишь ты стук.
А крикнешь он эхом ответит,
И звук улетит за версту.
Когда же по небу закосят
Дождливые тучи, ветра,
Расстелет постель ему осень
Из листьев, травы и пера.
И если случайно зимою
Ты вновь заберешься сюда,
Увидишь пространство немое,
А гномика нет и следа.
Но только плохого не думай,
Своею дорогой иди.
Нет, маленький чахкли не умер.
Он спит.
Ты его не буди.
Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя?
А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так
называется.
8. Инсценировка сказки «Гирвасозеро».
Ведущий: Жил на берегу одного озера охотник с сыновьями.
Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте.
Отец открыл им свои охотничьи секреты.
Старик: Пойдёте охотиться на верхнее озеро, там много оленя
дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать
будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака,
гирваса.
1й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ.
2й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса.
Ведущий: Идут братья и видят: большое стадо оленей озеро
переплывает. А впереди всех – гирвас. Гордо несёт он голову с
огромными ветвистыми рогами. 2й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам
же весь погост завидовать будет.
1й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий
бывалый охотник добывал.
Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы.
Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный
превратился. А стадо прочь ушло.
1й сын: Плохо, что не выполнили мы отцовский наказ, нет нам
удачи, опустела тундра.
2й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня
ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили.
Ведущий: С тем домой и пошли. Увидел их отец, обо всём
догадался.
Старик: Изза бахвальства вы от себя охотничье счастье на всю
жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины
плести.
Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и
по сей день зовут.
Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья?
Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были.
Сможете ли вы разгадать кроссворд?
9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2)
10. Саамская игра «Утушка».
Ребята, каких птиц можно увидеть на озере?
Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка».
Все игроки ходят по кругу и поют песню:
Да ты, утушка, да ты, серая,
Выплывай, выплывай!
Да ты, утушка, да ты, серая,
Угадай, угадай!
Да который твой селезень! Утушка с окончанием песни останавливается около когото из детей
– селезня. Затем селезень должен поймать утушку, а остальные
играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех
пор, пока селезень не поймает утушку.
11. Саамское чаепитие.
Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет
«Приятного аппетита!».
Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и
куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в
чай, а сало ели вприкуску».
12. Итог занятия.
Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось?
Литература:
1. Декоративноприкладное искусство Кольских саамов.
Мурманск, 1985. С. 18.
2. Полярная энциклопедия школьника Арктика мой дом:
Народы Севера Земли. М., 2001. С.155158.
3. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. СПб, 1999.
4. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. Мурманск.
1990.
5. Невеста Солнца: Саамские сказки. Мурманск. 1986.
6. Литература Кольской земли. Мурманск: МОИПКРО. 2004.
Занятие "В гостях у саамов"
Занятие "В гостях у саамов"
Занятие "В гостях у саамов"
Занятие "В гостях у саамов"
Занятие "В гостях у саамов"
Занятие "В гостях у саамов"
Занятие "В гостях у саамов"
Занятие "В гостях у саамов"
Занятие "В гостях у саамов"
Занятие "В гостях у саамов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.