Занятие "В гостях у саамов"
Оценка 4.8

Занятие "В гостях у саамов"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа +2
4 кл—11 кл +1
11.12.2018
Занятие "В гостях у саамов"
Публикация является частью публикации:
о саамах.docx
Внеклассное занятие по краеведению "В гостях у саамов" Цели урока:  познакомить с саамскими сказками «Чахкли», «Гирвас­озеро», с особенностями культуры и быта саамского народа;  формировать  навыки  чтения,  умение  анализировать  местную речевую   среду,   способствовать   повышению   культуры   речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;  воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа. Оборудование: карта   Кольского   полуострова,   выставка   книг   о Заполярье,   фотографии,   книги   «Семилетний   стрелок   из   лука», словарик   саамских   слов,   презентация (Приложение   1), кроссворд(Приложение 2), публикация (буклет) (Приложение 3). Ход урока 1. Организационный момент. 2. Вступительная беседа. На доске стихотворение и выставка книг, посвященных Кольскому  краю. Леса и тундра, льды и горы,  Озёра, реки и моря,  Раскинулась в своих просторах  Родная Кольская земля!  Прочитайте стихотворение. О чём оно?  Посмотрите   на   выставку   книг   и   фотографий.   Что   общего между ними?  Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?  Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте) 3. Актуализация знаний. На доске записаны слова: "Заполярье — край удивительный”  Почему так называется земля?  Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края? Рассказы детей об особенностях климата на Кольском полуострове. 4. Знакомство с особенностями быта саамов. ­ На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь   проживают   саамы   (раньше   их   называли   лапландцами   или лопарями).   В   наше   время   употребляется   два   названия:   саамы   и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия. Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции. (Приложение 1) Слайд 1. Работа по карте. Слайд 2. «Как жили саами в давние времена?» Слайд 3. «Какие были жилища?» 1­й ученик: Жилищем служил разборный чум ­ кувакса, который представлял собой   несколько   шестов,   крытых   оленьими   шкурами   зимой   и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер. 2­й ученик: Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали   хворостом,   дерном   и   древесной   корой,   оставляя отверстие   для   выхода   дыма.   Дверь   «смотрела»   на   юг.   На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство   вежи   покрывали   ветками   деревьев   и   застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами. 3­й ученик: Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это   низенькая   бревенчатая   избушка,   высотой   чуть   больше   2­х метров.   Крышу   тупы   делали   плоской,   насыпали   на   неё   землю   и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды. ­ Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома. Слайд 4 «Каким трудом занимались?» ­ Традиционные занятия саамов тесно связаны с животным миром Кольского   полуострова.   Это   рыболовство   и   охота.   Охотились   на песца, зайца, лисицу, изредка на волка, белого и бурого медведей. Но есть одно животное, которому подчинена вся жизнь саамов. Кто это? 4­й ученик: Северный   олень.   Домашний   северный   олень   –   это   прирученный дикий   олень.   Саамы   разводят   домашних   оленей.   Эта   отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной. ­ Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы­пастухи   вместе   со   своими   семьями   за   оленьими   стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени? Слайд 5. «В какую одежду одевались зимой?» ­ Верхняя одежда и обувь шилась из оленьих шкур. Из сухожилий оленя   изготавливали   нитки.   Ими   сшивали   одежду,   обувь, нанизывали на них бисер.  Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.  Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного   расширяющаяся   книзу.   (Пришла   на   смену   печку, благодаря   целостности   покроя,   она   хорошо   защищала   от ветра.)  Яры –   длинные   (выше   колен)   меховые   сапоги,   сшитые   из чередующихся   полосок   светлого   и   тёмного   оленьего   меха. Украшались полосками цветного сукна.  Каньги –   короткие с   полусапожки     длинными завязками.оборами   спереди.   Зимние   ­   из   меха,   летние   –   из дублёной   кожи,   Особенностью   всей   саамской   обуви   был загнутый кверху носок. Слайд 6. «В какую одежду одевались летом?» ­   Летнюю   одежду   шили   из   тканей.   Женщины   носили   платья, напоминающие сарафан, разных цветов, преимущественно красных. Слайд 7. «Как украшали свою одежду?» 5­й ученик: Саамы   старались   сделать   окружающие   предметы   не   только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов. 6­й ученик: Вышивка   бисером   в   виде   ромбов,   треугольников,   квадратов, многоугольников   или   овалов.   Сукно,   на   котором   вышивается рисунок,   берётся   обычно   красного   цвета.   Сам   бисер   –   трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер. 7­й ученик: Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки,   чулки,   носки,   шапки.   Украшались   изделия   обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы:   зубчатые   линии,   зигзаги,   узоры   из   треугольников   и диагональных линий. ­ Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают   свои   традиции.   Не   переводятся   мастера   делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя. Слайд 8. «Узелки на память»  Саами (раньше   их   называли   лапландцами   или   лопарями)   – коренные жители Кольского полуострова.  Саамы ­ меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только   охотились   на   оленей,   но   и   разводили   их,   то   есть занимались оленеводством.  Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро. 5. Физкультминутка. Посмотрите: мы – олени, Дует ветер нам навстречу! Ветер стих,  Расправив плечи, Руки снова на колени. А теперь немножко лени… Руки не напряжены И расслаблены. Знайте, девочки и мальчики, Отдыхают ваши пальчики. 6. Знакомство с саамской сказкой “Чахкли”. Вступительная беседа. ­   Многие   века   мудрость   народа   передавалась   из   поколения   в поколение, из уст в уста. Нет ни одного народа, у которого не было бы сказок, песен, преданий, пословиц и загадок. Зимой, в длинную, полярную   ночь,   сидели   саамы   в   своих   жилищах   у   очага,   шили одежду   из   оленьих   шкур,   мастерили   рыболовные   снасти   и рассказывали   детям   сказки.   Сказки   –   любимый   жанр   саамов. Сегодня   мы   познакомимся   с   саамскими   сказками.   Прочитайте название. Как вы думаете, о чем пойдет речь в этой сказке? Почему можно сказать, что эта сказка — произведение северного народа? Словарная работа.  Погост – саамская деревня.  Чахкли –   маленькие   человечки,   живущие   под   землёй   и владеющие подземными богатствами.  Чудь – враги саамов.  Каньги – короткие сапоги из шкуры оленя, с загнутыми вверх носами.  Обора – длинная, сплетённая из шерсти завязка к обуви.  Вежа – жилище, напоминающее землянку, строилось из брёвен, палок и покрывалось корой и дёрном.  Распадок – узкая долина в сопках. (Используется словарик саамских слов) Чтение сказки «вслух». Беседа о прочитанном.  Где живут чахкли? Чем владеют?  Зачем   охотник   захотел   поймать   чахкли?   Почему   ему   так просто и быстро удалось его поймать?  Как жилось чахкли в семье у охотника?  Что за беда нависла над саамами? Как поступил чахкли?  Почему   охотник   решил   возвратить   чахкли?   Как   чахкли отблагодарил охотника?  Почему в дальнейшем чахкли не стали помогать саамам? Чему учит сказка?   Знакомство   с   саамской   поэтессой   Октябриной 7. Владимировной Вороновой. (рис.1) ­ Октябрина Владимировна Воронова – саамская поэтесса, родилась 6 октября 1934 года в становище Чальмны­Варрэ, что в переводе с саамского означает «Глаза лесов». Она написала стихотворение о маленьких человечках, живущих под землёй. Рисунок 1 Чахкли. Когда заскучается в доме,  Ты выберись в дебри тайги.  Там маленький сказочный гномик  Живет в корневищах тугих. Смешной в колпачке своем белом,  Он зла никому не творит.  Но что бы в тайге ты ни делал – Он все за тобой повторит. Топориком стукнешь по ветви  Такой же услышишь ты стук.  А крикнешь ­ он эхом ответит,  И звук улетит за версту. Когда же по небу закосят  Дождливые тучи, ветра,  Расстелет постель ему осень  Из листьев, травы и пера. И если случайно зимою  Ты вновь заберешься сюда,  Увидишь пространство немое,  А гномика ­ нет и следа. Но только плохого не думай, Своею дорогой иди. Нет, маленький чахкли не умер. Он спит. Ты его не буди. ­ Понравилось вам стихотворение? Узнали вы сказочного героя? ­ А теперь отправимся к Гирвас–озеру и узнаем, почему оно так называется. 8. Инсценировка сказки «Гирвас­озеро». Ведущий: Жил   на   берегу   одного   озера   охотник   с   сыновьями. Радовался старик – его сыновья были лучшими стрелками в погосте. Отец открыл им свои охотничьи секреты. Старик: Пойдёте   охотиться   на   верхнее   озеро,   там   много   оленя­ дикаря пасётся. Подождите, когда стадо оленей озеро переплывать будет. Всякого оленя стрелять можно, но только не троньте вожака, гирваса. 1­й сын: Всё сделаем, как ты сказал, выполним твой наказ. 2­й сын: Отец, мы не будем стрелять в гирваса. Ведущий: Идут   братья   и   видят:   большое   стадо   оленей   озеро переплывает.   А   впереди   всех   –   гирвас.   Гордо   несёт   он   голову   с огромными ветвистыми рогами. 2­й сын: Как же мы такую добычу упустим? Убьём гирваса – нам же весь погост завидовать будет. 1­й сын: Знаешь, брат, такого красивого и сильного оленя не всякий бывалый охотник добывал. Ведущий: Забыли сыновья про отцовский наказ. Пустили стрелы. Вонзились они прямо в оленя. Окаменел вожак, в остров каменный превратился. А стадо прочь ушло. 1­й сын: Плохо,   что  не  выполнили  мы   отцовский   наказ,   нет  нам удачи, опустела тундра. 2­й сын: Пошли, брат, домой, обессилели мы совсем. Уже три дня ходим по тундре, а ни одного оленя не встретили. Ведущий: С   тем   домой   и   пошли.   Увидел   их   отец,   обо   всём догадался. Старик: Из­за   бахвальства   вы   от   себя   охотничье   счастье   на   всю жизнь прогнали. Не быть вам охотниками. Идите с девками корзины плести. Ведущий: А озеро с тех пор Гирвас – озером называть стали. Так и по сей день зовут. ­ Как вы считаете, правильно ли поступили сыновья? ­   Ребята,   давайте   проверим,   какими   внимательными   вы   были. Сможете ли вы разгадать кроссворд? 9. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Приложение 2) 10. Саамская игра «Утушка». ­ Ребята, каких птиц можно увидеть на озере? Сейчас мы поиграем в саамскую игру «Утушка». Все игроки ходят по кругу и поют песню: Да ты, утушка, да ты, серая, Выплывай, выплывай! Да ты, утушка, да ты, серая, Угадай, угадай! Да который твой селезень! Утушка с окончанием песни останавливается около кого­то из детей –   селезня.   Затем   селезень   должен   поймать   утушку,   а   остальные играющие стараются этому помешать. Игра продолжается до тех пор, пока селезень не поймает утушку. 11. Саамское чаепитие. Дети рассаживаются за столы. Каждому в подарок выдаётся буклет «Приятного аппетита!». Все желающие пробуют чай по саамскому рецепту: «Чай с луком и куском оленьего сала: лук небольшими ломтиками саамы кидали в чай, а сало ели вприкуску». 12. Итог занятия. Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось? Литература: 1. Декоративно­прикладное   искусство   Кольских   саамов.   ­ Мурманск, 1985. ­ С. 1­8. 2. Полярная   энциклопедия   школьника   Арктика   ­   мой   дом: Народы Севера Земли. ­ М., 2001. ­ С.155­158. 3. Хомич Л.В. Саамы / Л.В. Хомич. ­ СПб, 1999. 4. Семилетний стрелок из лука: Саамские сказки. ­ Мурманск. 1990. 5. Невеста Солнца: Саамские сказки. ­ Мурманск. 1986. 6. Литература Кольской земли. ­ Мурманск: МОИПКРО. 2004.

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"

Занятие "В гостях у саамов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2018