Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."
Оценка 4.9

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
экология
6 кл
01.11.2018
Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."
в данном занятии представлен материал об образе жизни и условиях существования бобры, выдры, ондатры, нутрии. их биологические особенности. связь с водной средой, питанием. защита бобра, ондатры, выдры и нутрии от человеческого фактора. разведение нутрии в домашних условиях, особенности роста и питания.о животных водоема
жизнь и загадки пресного водоема.docx
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Детский экологический центр» городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Конспект занятия на тему: Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой. Подготовила: Кунакбаева Л.В. Цель:   знакомство   с   природным   сообществом   –   пресным   водоемом,   с   многообразием животного мира.  Задачи:   Формировать у учащихся новые представления о пресном водоеме как природном сообществе.  Расширить знания учащихся о животных, обитающих в водоеме  Развивать   логическое   мышление   учащихся   через   установление   причинно­ следственных   связей,   сравнение,   развивать   познавательную   активность   учащихся, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать. План занятия:  4. Животные водоёмов;   Вступительная беседа;   2. Виды пресных водоёмов и их образование;  3. Растения водоёмов;   5. Беседа с демонстрацией «Цепи питания»;   6. Закрепление;   7. Охрана водоёмов;   8. Заключение. Ход занятия:  1. Вступительная беседа ­ Здравствуйте, ребята! Мы с вами уже познакомились с одним природным   сообществом,   вспомните,   с   каким?   (лес).   ­   А   что   же   такое   природное сообщество? (дают определение) ­ Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с ещё одним природным сообществом. А вот с каким, вы мне скажите сами, если правильно отгадаете загадки: Все обходят это место: Здесь земля, как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи: Нет опоры для ноги. (Болото) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе, Узкий кончик в роднике, А широкий ­ в море. (Река) Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зелёная. (Озеро) ­ Ребята, скажите, как называются одним словом все названия, которые вы отгадали? Что это такое? (водоём). Правильно, конечно же «водоём», а водоём – это тоже природное сообщество. Запишите в тетради тему занятия «Жизнь   и   загадки   пресного   водоёма».   (Слайд   1).   2.   Виды   пресных   водоёмов   и   их образование ­ Сегодня на занятии мы будем говорить о пресном водоёме. Мы с вами узнаем, почему водоём – это природное сообщество, какие обитают в пресном водоёме растения и животные, чем4 они интересны и необычны, как они зависят друг от друга, какое имеют значение для человека и как должен вести себя человек, чтобы не нарушать жизнь   этого   сообщества.   ­   Ребята,   как   вы   думаете,   что   такое   водоём   и   как   он образуется? (В пониженных местах на поверхности Земли от дождей и таяния снегов накапливается   вода,  которая   образует   водоём).  ­  Какие   типы   пресных   водоёмов   вы знаете? (Река, ручей, озеро, пруд, болото, канал, водохранилище). ­ На какие две группы их можно разделить и почему? (Естественные водоёмы – это водоёмы, которые созданы природой,   без   участия   человека.   Искусственные   водоёмы   –   это   водоёмы,   которые создал человек). (Слайд 3). ­ Ребята, приведите примеры искусственных и естественных водоёмов и скажите, как они образуются. (Если понижение закрыто со всех сторон, и воде некуда деться, образуется озеро – естественный водоём. Часто люди сами создают искусственные   водоёмы  – пруды). (Слайд  4, 5, 6). ­  Итак,  водоём  – это   природное сообщество, в котором уживаются вместе растения, животные. 3. Растения водоёмов ­ А сейчас мы с вами посмотрим, какие растут растения в водоёме. Запишите в тетради заголовок «Растения водоёма». (Слайд 7). ­ На берегах многих водоёмов растут деревья и кустарники. Но чем ближе к воде, тем почва более влажная. У самой воды деревья и кустарники расти не могут, так как у них вымокнут корни. Но есть растения, которые растут возле берега, на мелководье. А также есть растения, которым просто необходимо много воды. Все растения водоёма – прибрежные или водяные – хорошо приспособлены к своей среде обитания. ­ Растения в водоёмах распределены группами, в зависимости от   глубины   воды.   На   самом   берегу   растут   прибрежные   растения:   гусиная   лапка, незабудки и другие травы. ­ По самому берегу у линии воды растут преимущественно растения   болотного   типа,   нижняя   часть   которых   погружена   в   воду,   а   верхняя возвышается над ней. Это растения мелководья. Здесь мы встретим осоку с узкими, жёсткими,   торчащими   вверх   листьями.   (Слайд   8).   Здесь   растет   стрелолист.   Как   вы думаете, почему он получил такое название (у него верхние листья похожи на стрелы). (Слайд 9). ­ Чуть дальше мы можем увидеть растения, высоко поднимающие над водой свои стебли с узкими, перегнутыми книзу листьями. Растение с листьями длиной до трех   метров   и   тёмными   бархатными   початочками   наверху   стебля   мы   все   знаем   и называем его….камыш. Но на самом5 деле это рогоз. А камыш имеет крупную, часто отогнутую метёлку и выглядит вот так. (Слайд 10). Запомните, ребята. ­ Следующая группа растений – это плавающие на поверхности водяные растения. Вот мы с вами попали в необыкновенно прелестное тихое место. Нас окружают крупные белые, а чуть дальше  – жёлтые  цветки. Что  это  за  растения? (белая  кувшинка,  желтая  кубышка). (Слайд   11).   ­   Среди   других   растений   видны   плавающие   на   поверхности   мелкие пластинки. Это ряска. (Слайд 12). Послушайте, ребята, рассказ об этом интересном растении: это самое маленькое цветковое растение в мире. Ряска играет большую роль в жизни водоёма. Она энергично поглощает углекислоту и обильно выделяет кислород. Ряска очищает воду стоячих водоёмов от многих вредных веществ, является кормом для обитателей пруда. ­ А если мы заглянем вглубь воды, то увидим различные зелёные водоросли.   Именно   они   придают   зеленый   оттенок   воде.   (Слайд   13).   ­   Ребята,   что объединяет   все   эти   растения?   (Жизнь   всех   этих   растений   тесно   связана   с   водой). Предположите, что произойдёт с водным растением, если его вынести на берег? (Оно погибнет). ­ Растений водоёма так много, а какую роль в жизни водоёма они играют? (выделяют   кислород,   служат   пищей   многим   животным,   подводные   заросли   служат убежищем для животных). ­ А как они приспособились к жизни в воде?  у них гибкие стебли, так как в воде сильное течение;  в листьях и стеблях находятся воздухоносные каналы;  мощные корневища;  среди водных растений немало таких, которые имеют плавучие семена и плоды;  водные растения приспособились даже к зимовке. К концу лета на растениях образуются почки, которые опускаются на дно, а весной всплывают и дают начало новому растению. 4. Животные водоёмов ­ Без чего ещё мы не можем представить   себе   водоём?   Совершенно   верно,   без   животных.   Запишите   в   тетрадь заголовок «Животные водоёма». (Слайд 14). ­ Животных мы также встретим в водоёме везде:   на   поверхности   и   в   толще   воды,   на   дне   и   на   водных   растениях.   Они приспособлены к условиям жизни в водоёме и тесно между собой связаны.6 ­ Сейчас на слайдах я вам покажу изображения животных водоёма. А их названия вы записывайте в тетрадь (педагог показывает животных в презентации, дети записывают их названия в тетрадь). ­ По поверхности воды бегают длинноногие клопы – водомерки. Их ножки покрыты жиром, поэтому водомерки не тонут. Они – хищники, охотятся на комаров и другую мелкую живность. (Слайд 15). ­ В толще воды плавают хищные жуки­плавунцы, они поедают всё, что ни попадётся: комаров, головастиков и даже своих собратьев. Они часто нападают и на мелких рыбок. (Слайд 15). ­ Паук­серебрянка – это единственный в мире   паук,  способный   жить   под   водой,  он   дышит   воздухом,  который   содержится   в пузырьках на его брюшке. Пузырьки воздуха под водой серебристые, отсюда и название паучка. (Слайд 16). ­ Многими этими насекомыми питаются разнообразные рыбы. Как хорошо вы знаете рыб водоёма, сейчас проверим. Приглашаю вас на рыбалку. В этом прямоугольнике   спрятаны   названия   десяти   рыб,   обитающих   в   пресных   водоёмах, найдите их названия и запишите в тетрадь. (Слайд 17). «РЫБОЛОВ» К К А Р П С О М А Щ П С А З А Н Р У Л С У Д А Л А К О О К У К Е С А Т В А Н Ь Щ Ь П Е С К А Р Ь ( Ответы: карась, щука, сазан, судак, плотва, пескарь, окунь, сом, лещ, карп). Давайте проверим, как вы справились с этим заданием, а заодно посмотрим, как выглядят рыбы, которых вы «поймали». (Слайд 18, 19, 20). ­ Среди «пойманных» вами рыб есть мирные, например   карась.   Карась   питается   растениями   и   личинками   насекомых.   А   есть   и хищники   –   щука,   окунь,   которые   едят   мелких   рыбок   и   лягушек.   Тело   рыб приспособлено к жизни в воде. Оно вытянуто и покрыто слизью. Это помогает рыбам легко   двигаться.   Хвостовой   плавник   служит   хорошим   рулем,   а   другие   плавники поддерживают равновесие рыбы.7 ­ Ребята, а вот, что я нашла на берегу. Это раковины моллюсков. На дне водоёма мы можем увидеть двустворчатых моллюсков, мягкое тело которых спрятано в раковину из двух половинок, створок. А на водных растениях живут растительноядные улитки прудовик и катушка. Раковины у них закручены, не имеют створок. (Слайд 21). ­ А каких ещё обитателей водоёма вы знаете? ­ В водоёме можно встретить зелёную лягушку и её головастиков. Лягушки – очень полезные животные. Они   поедают   много   вредных   насекомых,   например,   жуков­плавунцов,   которые истребляют   мальков   и   небольших   рыбок.   (Слайд   22).   Из   ракообразных   животных, обитающих в наших пресных водах, самое крупное – речной рак. Его длина достигает 20 см. Рак очень чувствителен к чистоте воды. Он устраивает себе на дне под камнем или корягой норку и весь день проводит в ней. К вечеру он выползает из своего убежища на поиски   пищи.   Питается   рак   мелкими   малоподвижными   животными,   водорослями, погибшими   рыбами,   улитками.   (Слайд   23).   ­   Живут   в   водоёме   и   млекопитающие   – ондатра,   выдра,   бобр.   (Слайд   24).   Бобра   называют   замечательным   пловцом   и четвероногим инженером, искусным строителем за его сооружения – хатки, плотины, каналы.   У   него   красивая   темно­коричневая   шкурка,   веслообразный   хвост,   лапы   с перепонками. Они очень пугливы и осторожны, поэтому их не так­то легко увидеть. Выдра выходит на берег только ночью. ­ Из птиц в водоёме можно встретить уток, цапель, куликов, аистов, так как их жизнь тоже связана с водоёмами. (Слайд 25, 26). 5. Беседа с демонстрацией «Цепи питания» ­ Мы с вами познакомились с растениями и животными водоёма. А как вы думаете, связаны ли между собой обитатели водоёма? (ответы детей). Чем? (Питанием). ­ Как называются эти связи? (цепи питания). ­ Кто является первым звеном в цепи питания? (растения). ­ Правильно, растения. А почему? (потому   что   они   производят   пищу   для   животных)   (на   доске   крепится   карточка   со словом «РАСТЕНИЕ»). ­ Кто будет следующий в нашей цепи питания? (травоядные животные). ­ А каких травоядных животных, обитающих в водоёме, вы знаете? (улитка, карась) (на доску крепятся карточки со словами «УЛИТКА», «КАРАСЬ»). ­ Следующее звено   цепи   питания   –   это   хищники.   Какие?   (хищные   рыбы,   аист,   цапля)   (на   доску крепятся карточки со словами «ЩУКА», «АИСТ», «ЦАПЛЯ»).8 ­ Таким образом, в основании   цепи   питания   водоёма   находятся   растения   и   водоросли.   Ими   питаются растительноядные водные обитатели: утки, рыбы, улитки, бобры. Следующее звено этой цепи – хищные животные: цапля, щука, выдра. (Слайд 27). 6. Закрепление пройденного материала ­ Теперь, ребята, давайте выполним несложные задания и проверим, как вы запомнили   обитателей   водоема.   1.   «Четвёртый   лишний».   Внимательно   рассмотрите картинки   растений   и   животных,   подумайте,   что   их   объединяет,   и   найдете   лишнюю картинку (ромашка, заяц, дельфин). (Слайд 29, 30, 31). 2. Строителями хаток и плотин на   пресных   водоёмах   являются:   (Слайд   32).   а).   Люди;   б).   Цапли;   в).   Бобры.   3. Хищниками пресных водоёмов являются: (Слайд 33). 1). Прудовик, карась. 2). Жук­ плавунец, водомерка; 3). Речной рак, утка. 4. Соедините точки между собой по порядку, и у вас получатся обитатели водоёмов (лягушка, улитка, аист). (Слайд 34). 7. Охрана водоёмов ­ Что же может произойти с нашими водоёмами, если мы не будем их беречь (они погибнут)? ­ Как люди могут нарушить природное равновесие в водоеме? (Слайд 36). 1. предприятия сбрасывают в реки яды и химикаты. От этого гибнет рыба; (Слайд 37)   2.   навоз   смывается   дождями   в   воду   и   отравляет   рыбу;   (Слайд   38)   3.   мусор, выбрасываемый в водоем, загрязняет его и убивает обитателей. (Слайд 39). Птицы могут запутаться   в   веревках   и   погибнуть;   4.  когда   сжигают   топливо,  например,   каменный уголь, в воздух выделяются окислы серы и азота. От них дожди становятся кислотными, и   рыба   в   пресном   водоеме   погибает;   (Слайд   40).   ­   Наша   природа   –   настоящая сокровищница. В России очень много водоёмов. Они существуют на земле тысячи лет, являются одним из замечательных богатств, которыми наделена9 наша Родина. В мире 97 процентов водных ресурсов приходится на долю океанов, в которых вода слишком солёная и поэтому не пригодна для питья, выращивания сельскохозяйственных культур и промышленного использования. Водоёмов с пресной водой на Земле мало, и охранять их просто необходимо. ­ Как же должен человек вести себя вблизи водоёмов, чтобы не навредить природе?    Нельзя рвать растения, потому что они быстро увядают и их обычно выбрасывают, люди могут любоваться красотой водных растений и в водоёме; (слайд 42).  Нельзя в водоёмы спускать загрязнённые воды, так как они отравляют всё живое, и жизнь в водоёмах прекращается; (слайд 43).  В водоёмы не должны попадать ядохимикаты с полей, бензин и смазочные масла, различный мусор; (слайд 44).  Чтобы не уменьшилось количество рыбы в водоёмах, её разрешается ловить удочками и только в определённое время. (Слайд 45). 8. Заключение ­ Ребята, что вы узнали на занятии нового? Давайте еще раз вспомним, почему водоём называют природным сообществом? (в водоёме обитают разнообразные живые существа, растут растения, все они связаны между   собой).   ­   Водоёмы   –   это   не   только   украшение   земли.   Они   имеют   огромное значение для человека. Они украшают землю, радуют нас своей красотой. Люди здесь отдыхают: купаются, загорают. По воде на судах путешествуют и перевозят грузы. Из водоёмов берут воду, без которой не могут обойтись ни в быту, ни на производстве. Значение водоёмов в природе также очень велико. Водоёмы – это хранилища воды, которая необходима всему живому. А для тех растений и животных, которые живут в водоёмах, это – единственный дом. Поэтому, ребята, постарайтесь, бывая на природе, пользоваться правилом: прежде чем что­ то сделать, подумай, не навредишь ли ты этим природе!   Человек   не   должен   причинять   вред   природному   сообществу,   чтобы   не нарушить   природного   равновесия.   Водоём   –  это   украшение   окружающего   нас   мира. Водоём – это природное сообщество, которое надо охранять. Мы должны сохранить природные богатства для тех, кто будет жить на Земле после нас!

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."

Занятие "Водные млекопитающие: бобр, выдра, ондатра, нутрия, их биология. Связь с водной средой."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2018