Занятия по экологической этике с учащимися младшего школьного звена.
Автор – Ильясова О.А., учитель биологии и химии, высшая квалификационная категория, МБОУ «Еланская СШ№2». Россия 403732 Елань Волгоградской области
Аннотация.
В предложенном методическом материале кратко описаны темы, содержание и выводы по каждому экологическому занятию. В материале использованы личные наработки учителя по данной теме. Работа актуальна, так как в современном мире экологическое воспитание приобретает сегодня особую остроту. Причина в экологической неграмотности и безответственности в вопросах охраны окружающей среды.
Занятия по экологической этике помогут ребятам начального звена найти ответы на многие экологические «Почемучки.
Материал предназначен для учителей биологии, работающих в начальных классах, воспитателей групп продленного дня, руководителей кружковой работы.
Ключевые слова в работе:
экологическая этика, «вредные» и полезные существа, золотое правило экологической этики, пищевые цепочки, экологические проблемы, сохранение природной среды, законы юных экологов.
Литература
1.Румянцев А.А. Плешаков А.А. Зеленый дом.
Издательство: Просвещение.
Год издания: 2008.
2.Коммонер. Б. Замыкающийся круг.
Издательство: Детская литература .
Год издания 1986
3. Яблоков А.Энциклопедия для детей. Экология.
Издательство: Аванта+
Год издания 2005
4. Сл. Иорданский М. муз. Пришелец А. Чибис.
5.Русская народная песня Березонька.
6.Муз. Д. Кабалевский .Наш рай.
7.Серова Е. Стихи. Наши цветы.
Издательство : Детская литература
Год издания 2015
Рецензия
На методическую разработку «Занятия по экологической этике с учащимися младшего школьного звена» учителя биологии и химии высшей квалификационной категории МБОУ «Еланская СШ № 2»Ильясовой Ольги Андреевны.
Методическая разработка внеклассных занятий с младшими школьниками О.А. Ильясовой посвящена изучению экологической этики с учащимися младшего школьного звена.
Актуальность данной работы не вызывает сомнений потому, что является своего рода методическим пособием по формированию основ экологической этики в начальном звене. Сейчас такой материал учителями востребован. Содержание занятий отвечает возрастным особенностям ребят. Решение на занятиях проблемных вопросов по экологической теме, загадок, участие в экологическом конкурсе – марафоне, просмотр слайдов, чтение и прослушивание стихов и песен экологической направленности, делают занятия не только увлекательными, но и познавательными. Занятия по экологической этике разработанные автором О.А. Ильясовой, помогут ребятам начального звена найти ответы на многие экологические «Почемучки»: почему нельзя обижать березы? Почему нельзя рвать ландыши, и чем вредит природе мусор? Какая роль отводится человеку в природе? Ответы на них пополнят не только теоретические знания школьников по экологии, но и вызовут интерес к практической деятельности по сохранению окружающей среды.
Районный методический совет учителей биологии и химии, методический совет учителей начальных классов МБОУ «Еланская СШ № 2» поддерживает наработки автора О.А. Ильясовой по данной теме и предлагает уроки экологической этики в начальном звене, разработанные педагогом, к практической реализации в школах района. Методическая разработка соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода, и может быть рекомендована к публикации.
Председатель районного методического объединения
учителей биологии, учитель высшей категории
Председатель методического объединения
учителей начальных классов МБОУ «Еланская СШ № 2»,
учитель высшей категории
Первое занятие.
Тема. Экологическая этика- это наука осторожности, заботы и уважения к природе .
Содержание.
1.Что такое экологическая этика?
У нашей планеты Земля есть хозяин - человек. Если человек будет добрым, то не обидит ни маленького муравья, ни гусеницу, что сидит на листке, не сорвет напрасно цветок, не оставит после себя на природе мусор. Но ведь бывают люди и жестокие. Они обижают природу и, сами того не замечая, вредят ей. Наверное, таких людей совсем не учили беречь природу. Существует наука, которая учит, как быть добрым, честным, отзывчивым к природе. Она подсказывает, как нужно вести себя в ней, чтобы не навредить большому природному дому. Наука эта - экологическая этика.
2.Золотое правило экологической этики.
Чтение и обсуждение рассказа « О чем рассказал майский жук» автора А.А. Плешакова и А.А. Румянцева.
Вывод.
« Как все - таки опасно жить на свете маленьким обитателям природы, если им встречаются жестокие и совсем не добрые люди. Так поступать не стоит.
«Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе» - золотое правило экологической этики.
4.Отгадай сам или загадай товарищу.
Без взрослых с ним развлекаться опасно,
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой
И он обернётся серьёзной бедой.
(Костер)
Можем мы в траве их встретить,
Ведь жильцов там миллион!
Ты их увидишь на пути –
Не обижай, а отойди!
Без них весь лес, друг мой,
И одинокий, и пустой.
(Насекомые)
Второе занятие .
Тема. О вредных и полезных существах в природе.
Содержание.
«Вредные»... «Полезные»... Как привыкли мы оценивать все существующее в природе с этой точки зрения! Правильно ли это?
Разве природа, развиваясь миллиарды лет, стремилась к тому, чтоб «угодить» человеку, сохранить полезное для него и уничтожить вредное? Нет! Живые существа — звери, птицы, насекомые, растения — отстаивают свое право на жизнь, на продолжение своего рода. Вырабатывают качества, которые полезны им самим.
Саранче для продолжения рода требовалось съедать огромное множество зелени, и она поедала эту зелень задолго до появления человека на земле. Стрекозы едят комаров не для того, чтоб избавить людей от неприятности, а потому что комары — «вкусная пища». И милые труженицы-пчелы во все века собирали и теперь собирают мед не для нас.
Если б можно было расспросить все живые существа, что думают они о своем положении на земле, то микробы, наверное, заявили бы, что они самые главные.
«Нас миллиарды миллиардов! — сказали бы они. — Мы перерабатываем опавшую листву, увядшие листья, очищаем леса и реки, поля, моря от всяких отбросов. Если б не мы, поверхность планеты давно была бы покрыта трупами погибших животных, птиц, умершими деревьями. Живым не осталось бы места... Мы же все это превращаем в новую почву, из которой год за годом растут новые растения». Не смолчали бы насекомые и птицы, змеи и хищники. Каждый живой организм являлся частью природы и вносил свой вклад в жизнь большого природного дома планеты Земля, поэтому он и не разрушался миллиарды лет. Но случилось так, что хозяином жизни стал человек. Он изобрел удобные орудия для работы. Он подчинил себе даже мудрых змей и успешно охотился на хищников. Человек изучал природу, присматривался: а что может пригодиться? Что мешает?
И вот тут-то и появились первые представления о вредном и полезном в природе.
2. Экологическая минутка. «Вредное и полезное»
Из общего списка « вредных» и полезных существ, выбрать сначала полезных с точки зрения ребят обитателей природы, а затем «вредных»:
Волк, ястреб, пчела, змея, медведь, заяц, синица, дятел.
Затруднения с выбором «вредных» существ решить через проблемный вопрос.
3.Проблемный вопрос.
Можно ли считать растения и животных друзьями?
4. Результат дискуссии .
Растения и животные нужны друг другу, чтобы выжить и продолжить свой род.
5.Составление пищевых цепочек
Насекомые -----лягушки-----птицы; насекомые---лягушки----змеи.
Растения----Насекомые; Насекомые----лягушки-----змеи-----ястребы;
листья и кора березы---- зайцы-----волки.
6.Вывод:
Многие насекомые и растения - друзья. Насекомые опыляют растения и они плодоносят. С растениями дружат птицы, пчелы. Травоядные животные питаются растениями. У хищников, например волка, друзей нет, но они в природе нужны. Эти животные – природные санитары.
Вот почему в природе нет вредных и полезных существ. Все растения и животные связаны между собой. Человек хозяин в этой жизни и он должен помнить золотое правило экологической этики: поступай к обитателям природного дома разумно и бережно.
Четвертое занятие.
Тема. Сохранение природной среды.
Содержание.
1.Выступление хозяйки леса. Презентация.
Я - хозяйка леса в гости к вам пришла
Расскажу о друге вам сегодня я.
Красит спозаранку
Солнце край небес,
Скатерть-самобранку
Расстилает лес.
Хватит угощенья
У него для всех:
Сладкие коренья,
Мед, грибы, орех.
Лес – ваш друг. Он дарит человеку чистый, богатый кислородом воздух. В летние дни люди спешат в лес, чтобы окунуться в прохладу, послушать пение птиц, полакомиться лесными ягодами. Травницы собирают лечебные травы: валериану, крапиву, подорожник. В березовых лесах заготавливают березовый сок. Столяры из дуба и березы делают мебель. Кедр дарит орехи и прочную древесину. Из древесины люди сделают бумагу, а потом напечатают книги. Вот сколько полезного можно получить от леса, если беречь его.
2.Проведение экологического спринта.
Три станции в пути, попробуй быстро их пройти!
Станция «Лесная»
Дуб дрожащий
Осина могучая
Липа жгучая
Крапива душистая
Валериана колючая
Ель сердечная
Исправь ошибки.
Станция «Экологическая»
Громко кричать, рвать весенние цветы, фотографировать, разорять птичьи гнезда, собирать лекарственные травы, жечь костер.
Выбери, чего нельзя делать в лесу?
Станция «Гостевая».
Лесу, и радоваться, что он есть, надо, в , наблюдать, слушать.
Цветов, беречь, не рвать, деревья не ломать, лесу, в ,костров не жечь.
Составь 2 предложения из отдельных слов так, чтобы получилось напутствие всем, кто пришел в гости в лес.
Результат. В лесу надо наблюдать, слушать и радоваться, что он есть. Деревья беречь, не ломать, цветов в лесу не рвать, костров не жечь.
Вывод.
« Человек, ты обещай нам и не лги. Как старший брат- лес береги».
Третье занятие
Тема. Полезные советы туристам.
Содержание.
1.Обсуждение полезных советов для детей и взрослых.
а) Человек всегда на природе гость, а в гостях ведут себя достойно.
б) Помощь обитателям природы должна быть не только доброй, но и умной.
в) Природу надо слушать, думать о ней и радоваться, что она есть.
2.Составление текста листовки- обращения.
3.Результат:
«Взрослые и дети, вы вспомните советы, когда с семьей идете в природу отдохнуть».
4.Решение экологической проблемы: «Человек спасает природу или природа человека?»
Вывод:
Человек и природа помогают друг другу выживать. Роль человека значительна.
5.Проблема: кто из животных ревизор равновесия в природе?
Результат:
хищники.
6.Составление запрещающих знаков в поведении на природе.
Подчеркнуть роль юных защитников природы в сохранении природного равновесия.
7.Слушание и разучивание песни «Чибис» .
Ключевые строки песни:
Не кричи, крылатый,
Не тревожься зря ты -
Не войдём мы в твой зелёный сад.
Видишь - мы ребята,
Мы друзья пернатых,
Мы твоих, твоих не тронем чибисят.
Видишь - мы ребята,
Мы друзья пернатых,
Мы твоих, твоих не тронем чибисят.
Вывод: природу надо охранять всем и она поможет нам прожить долго.
Занятие пятое.
Тема. Почему нельзя обижать деревья?
Содержание:
1.Полезные свойства березы.
Береза – самое красивое дерево России, воспетое в песнях и стихотворениях нашими прадедами. Ценность стройного дерева не только в красоте, славится оно своими целебными свойствами. Издавна применяли отвары из листьев, почек, коры для профилактических и лечебных целей, пили березовый сок. Но больше всего отдавали предпочтение березовым почкам.
Чем полезен березовый сок? Сок березы или березовица известен человеку с глубокой древности. С незапамятных времён использовали его наши прабабушки в качестве лучшего средства для укрепления здоровья. Но люди должны помнить, что сок для березы, как кровь для человека. Сок дает дереву жизнь. Если без меры делать надрезы на стволах березы, то дерево может заболеть и погибнуть.
Чтение и обсуждение рассказа Плешакова «Пожалейте березы».
Вывод. Не будем портить деревья, оставим берёзам их сок, им он нужнее.
2.Чтение поговорок и пословиц.
Берёзового сока на грош, а лесу на рубль изведёшь.
Бела береза, да деготь черный.
Для врага и береза угроза.
3.Музыкальная минутка. Прослушивание песни «Березонька»
Занятие шестое.
Тема. Почему нельзя рвать ландыши?
Содержание:
1.Презентация «Ландыш - цветковое растение леса».
2. Решение проблемного вопроса: ландыш-цветок для букета или лечебное растение?
О ландыше сложено много легенд. Одна из них гласит: древняя богиня охоты Диана могла быть поймана на прогулке фавнами , но ей удалось бежать и там , где она пробегала, падали капельки пота с её лица. С тех пор те места, куда попали эти капли, начали появляться ароматные цветущие маленькие цветочки ландыша.
Ландыши - лесные жители. Больше они нигде не растут. Ландыши привлекают внимание людей нежными, белыми цветками и душистым запахом. Они дарят свой аромат только три раза за свою десятилетнюю жизнь. Цветут только весной, в мае и совсем недолго. Ландыш – цветок особый: его листья, цветы, семена- всё ядовито! Цветы ландыши замечательны, но держать их долго в комнате не рекомендуют. Запах ландыша у человека вызывает головную боль, а для домашних питомцев и вовсе окажется смертельным. Кроме того, ландышей сейчас в природе становится все меньше. Раньше были целые поляны этих прекрасных весенних цветов, сейчас только отдельные цветы встречаются, а это растение не заменимо для приготовления сердечных препаратов и их прием в критической ситуации спасает людям жизнь. Так же, как и другие целебные травы, заготавливают ландыш во время цветения, лечебными считаются не только листья и цветы, но и сами цветочные стрелки, которые называют «травой ландыша». Поскольку растение занесено в Красную книгу, при сборе его не срывают, а срезают, чтобы не повредить корневую систему.
3.Результат проблемного вопроса.
Не все полезно, что красиво.
Ландыш принесет пользу, как лечебное растение. Его нужно беречь.
4. Цветковые растения Волгоградской области в Красной книге: пион тонколистый, рябчик русский, тюльпаны Геснера , ландыш серебристый.
Показ слайдов цветковых растений.
5..Зарисовка запрещающего знака «Ландыши не рвать!»
6. Чтение стихотворения о ландыше.
Родился
ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется: его задень —
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы...
Давай послушаем,
а вдруг,
Услышим — я и ты?
Занятие седьмое.
Тема. Свой мусор, всегда с собой!
Содержание:
1.Проблемный вопрос.
Почему мусор враг природы?
Загрязнение планеты
мусором – общая беда жителей планеты Земля. Разбрасываемый по всей планете
мусор не успевает перерабатываться естественным путем, т.е. перегнивать.
Сжигание отходов приводит к загрязнению воздуха и разрушению озонового слоя,
который защищает от лишних солнечных лучей. Земля в беде! Спасти Землю, а значит
и самих себя, поможет любовь к планете, ответственность за все, что происходит
вокруг нас .
Мусор становится частью окружающей
среды. Причины его появления различны, но главным его источником является
деятельность человека. Мусор бывает промышленный и бытовой. Промышленный мусор
выбрасывают заводы и фабрики. Отходы, которые скапливаются у нас дома, называют
бытовыми. С мусором надо бороться! Он делает планету грязной и опасной для
жизни.
Ребята, отдыхая в лесу, не забывайте, что находитесь в гостях у Природы. Не оставляйте после себя беспорядок. Помните время разложения бумаги – 2 года, консервной банки – не менее 70 лет, а оставленный вами полиэтиленовый пакет будет лежать в земле несколько веков! Осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины, “сработать” даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. Осколки стекла поранят обитателей природы. Чистота на нашей планете зависит от чистоты каждого уголка, то есть от каждого из вас.
2.Загадка.
Когда наводят дружно
Порядок и уют,
Все, что совсем не нужно,
Мне люди отдают.
(Мусорное ведро)
3. Игра «Мусоробол».
Результат. Уборка класса , школьного коридора и двора.
Вывод.
С урной будем мы дружить
Мусор свой с собой носить.
И каждый должен помнить,
Что лучше не сорить.
Занятие восьмое.
«Законы юных защитников природы».
Содержание:
1.Обсуждение законов Коммонера.
Первый
закон: «Все связано со всем» - пример экосистемы ландыша.
Второй закон: «Все должно куда-то деваться»- пример круговорота
воды в природе.
Третий закон: «Природа знает лучше»- пример естественного отбора.
Четвертый закон: «Ничто не дается даром» - пример бережного отношения человека к равновесию в природе.
2. Знакомство с « Законами юных экологов».
Ты юный эколог, если:
1.Наблюдаешь, анализируешь и принимаешь решение не во вред природе.
2.Содержишь в чистоте территорию школы, дома, места отдыха на природе.
3.На природе не рвёшь, не шумишь, не топчешь, не загрязняешь её.
4. Занимаешься благими делами: делаешь скворечники и кормушки, сажаешь цветы и деревья.
5.Встреча с взрослыми защитниками природы: егерем и лесничим своего края.
6..Решение проблемного вопроса.
Кто должен защищать природу своего края?
7.Результат дискуссии. Беречь природу нужно всем, и она подарит нам радость и здоровье.
Прослушивание песни «Наш край.
Приложение1-4
В ООО «Школьная Пресса»
от автора Ильясовой Ольги Андреевны
(фамилия, имя, отчество)
Направляю вам подготовленную мною статью
«Занятия по экологической этике с учащимися младшего школьного звена».
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
(название статьи)
для рассмотрения и публикации в рубрике
Учителю экологии. Методическая разработка________________________
______________________________________________________________
(название рубрики)
Биология в школе_______________________________________________
(название журнала)
С условиями публикации знакома.
Даю свое согласие на редактирование материала и изменение его названия.
Подтверждаю, что рукопись ранее не публиковалась и не содержит материалов, защищенных авторскими правами третьих лиц.
Обязуюсь не передавать представленный в издательство «Школьная Пресса» материал для публикации в другие журналы до принятия решения о его печати и после его одобрения.
В случае публикации статьи, авторский экземпляр журнала прошу выслать по адресу:
403732 Елань Волгоградской области ул_____________________________
______________________________________________________________
(почтовый индекс, адрес)
Приложения:
1. Сопроводительное письмо
2. Электронный вариант статьи.
3. Анкета автора.
4. Договор.
«_____»_____________20_19_ г.
Ильясова Ольга Андреевна………………………
1. Фамилия, имя, отчество: Ильясова Ольга Андреевна __________________
______________________________________________________________
2. Паспорт: серия _________________ № _____________________________
кем выдан:_____________________________________________________
когда выдан:___________________________________________________
3 Дата рождения (число, месяц, год):________________________________
______________________________________________________________
4. Место рождения (по паспорту):___________________________________
______________________________________________________________
5. Домашний адрес (по паспорту) с индексом:_________________________
______________________________________________________________
6. Домашний адрес (фактический) с индексом:_________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
7. Телефон (мобильный; рабочий, домашний с указанием кода города), E‑mail:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
8. ИНН (налоговый номер):___________________________________________
9. Номер карточки пенсионного страхования:_________________________
10. Указать, куда перечислять гонорар:
на домашний адрес______________________________________________
на счет в банке__________________________________________________
11. Текущий счет и реквизиты банка для перечисления гонорара:
______________________________________________________________
______________________________________________________________
______________________________________________________________
«____»____________20______г.
Автор:_________________ ________________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)
(Неисключительная лицензия)
г. Москва «___» _________ 20_19_ г.
Общество с ограниченной ответственностью «Школьная Пресса», именуемое в дальнейшем Издательство, в лице Генерального директора Ромадина Василия Николаевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и __автор статьи Ильясова Ольга Андреевна __________________________________________________________________________________________________
_____________________, именуемый в дальнейшем Автор, с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:
Статья 1. Предмет Договора
Предметом настоящего Договора является передача Автором Издательству права неисключительного использования Произведения под (рабочим) названием «Занятия по экологической этике с учащимися младшего школьного звена» _________________________________________
_________________________________________________________________________», именуемого в дальнейшем Произведение, с сохранением за Автором права выдачи лицензий другим лицам (Неисключительная лицензия).
Статья 2. Права и обязанности Автора
Автор или лицо по его доверенности обязуется представить Издательству Произведение комплектно в виде оригинала рукописи, подписанного автором, и в электронном виде на дискете (CD-ROMе) или по E-mail. В случае отклонения Произведения рукопись автору не возвращается. При повторной печати Произведения в другом издании Автор обязан дать ссылку на первичную публикацию (указать название и номер журнала, год издания).
Статья 3. Права и обязанности Издательства
3.1. Рассмотреть представленную в надлежащем виде рукопись Произведения в 60-дневный срок.
3.2. Выпустить Произведение в свет не позднее 18 месяцев с момента подписания договора обеими сторонами.
Статья 4. Способы использования Произведения
Использованием произведения считается, в частности:
4.1. Воспроизведение Произведения, в том числе путем его записи в память ЭВМ.
4.2. Создание на основе Произведения базы данных и электронных версий Произведения и их воспроизведение.
4.3. Распространение Произведения любыми способами и любым тиражом.
4.4. Публичный показ Произведения.
4.5. Доведение Произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к Произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).
Статья 5. Оговорка об исключительном праве и сублицензии
5.1. Автор обязуется в течение срока, определенного статьей 3 настоящего Договора, не передавать для издания Произведение в периодические издания, сходные по тематике с периодическими изданиями, выпускаемыми Издательством.
5.2. Издательство получает право сублицензии, то есть право на передачу третьим лицам прав на использование Произведения способами и в пределах установленных настоящим Договором.
Статья 6. Срок действия Договора
Договор вступает в силу с момента его подписания обеими сторонами и действует в течение 5 лет. Если ни одна из сторон в течение 30 дней до истечения срока действия настоящего Договора не заявит о намерении его расторгнуть, то Договор автоматически пролонгируется на тот же срок.
Статья 7. Право Издательства на распространение
Издательство сохраняет за собой право на распространение и рекламу выпущенного им Произведения после окончания срока действия настоящего Договора.
Статья 8. Территория действия неисключительной лицензии
Полученные Издательством права на использование Произведения распространяются на издание Произведения на русском языке по всему миру.
Статья 9. Размер авторского вознаграждения
Авторское вознаграждение за все виды использования и любыми способами распространения Произведения Автору выплачивается однократно в следующем размере ___________________.
Статья 10. Юридические адреса и подписи сторон
Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Школьная Пресса».
Юридический и фактический (почтовый) адрес: 127322, Россия, Москва, ул. Огородный проезд, д. 20, стр. 27
ИНН 7710301559 КПП 771501001 Расчетный счет № 40702810438050103814
ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ», г. Москва, Корреспондентский счет 30101810400000000225 БИК 044525225
Тел.: (495) 619-83-80, 639-73-03, 619-52-87, E-mail: info@schoolpress.ru.
Генеральный директор _______________Ромадин Василий Николаевич
М.П.
Автор Ильясова Ольга Андреевна ___________________________________________________________________________
Дата рождения: ____________ Паспорт: _______________________ выдан (дата выдачи, кем выдан): __________________________________________________________________________________________
Адрес фактического проживания, индекс: ______________________________________________________
Адрес прописки, индекс: ____________________________________________________________________
Номер страхового свидетельства (Пенсионного фонда) _______________, ИНН: _____________________
Телефон (факс): ___________________________Эл. адрес: ________________________________________
Ученая степень: _________________________, Ученое звание: ____________________________________
Место работы: _МБОУ «Еланская СШ №2»__________________________,
Занимаемая должность: учитель биологии и химии____________________________
Подпись _____________________________/ _____________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.