Занятия в темной сенсорной комнате
Оценка 5

Занятия в темной сенсорной комнате

Оценка 5
Занимательные материалы
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
03.03.2017
Занятия в темной сенсорной комнате
Темная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие. Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори.
занятия в темн.сенсор.комнате.docx
Занятия в темной сенсорной комнате Темная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная  различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и  другие. Среда темной сенсорной комнаты определяется как интерактивная среда. Интерактивность  (от англ. interaction – взаимодействие) – одна из значимых категорий психологии, информатики,  социологии и других наук. Интерактивность – понятие, описывающее характер взаимодействия  между объектами. Оно отражает многообразие взаимодействий, возникающих в различных сферах  бытия (взаимодействие человека с окружающим природным и социальным миром на разных уровнях  отношений). В качестве одного из определений этого термина в контексте использования его темной  сенсорной комнаты важным является понимание интерактивности как технологии виртуальной  реальности. Впервые понятие «сенсорная комната» было введено М. Монтессори. В ее педагогической системе,  основанной на серном воспитании, среда, в которой организуется работа с детьми, рассматривается  как специально оборудованное помещение (комната). Сенсорная комната, с точки зрения М.  Монтессори, это среда, насыщенная автодидактическим материалом для занятий с детьми. Не  излагая подробно систему М. Монтессори, необходимо обратиться к основным ее положениям, и  прежде всего, к идее космического воспитания. Эта идея наиболее созвучна современным  представлениям о сенсорной комнате, погружающей человека в реальное и интерактивное  пространство, создающей особые условия для его взаимодействия с окружающим миром. Космос, по мнению Монтессори, – это целостность мира, его упорядоченность, функциональная  гармония. В основе мироздания лежит «единый план», детерминированный космическими законами.  Природа, Вселенная представляют собой целостность, в которой каждая часть выполняет свою  задачу в рамках целого и, наоборот, целое служит определенным частностям. Согласно идее  космического воспитания, человек, прежде всего, ребенок, должен получать представление сразу  обо «всем мире», а не о частностях из научной системы мира. Обучать частностям, считает М.  Монтессори, значит вводить детей в заблуждение. Она выдвигает принцип обучения – от целого к  частному. Это, по ее мнению, означает, что частность в процессе обучения выступает средством  познания целостного «космического плана». Сенсомоторное развитие в системе М. Монтессори  происходит с помощью дидактического материала, сгруппированного в зависимости от свойств  предметов, знакомить детей с которыми предлагалось, используя тактильные барические,  стереогностические, хроматические и другие ощущения. Взгляды М. Монтессори находят отражение и в современных системах сенсорного воспитания. Идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия средствами специально созданной среды  родилась в Голландии в конце 70­х годов прошлого века, а затем была развита в Великобритании.  Пространство для стимуляции внешних и внутренних стимулов человека получило название  сенсорной комнаты. Сенсорные комнаты стали активно использоваться в абилитационных,  реабилитационных целях для занятий с наиболее трудно поддающимся лечению контингентом  больных психоневрологического профиля и с людьми с выраженными формами интеллектуального  недоразвития. Постепенно круг людей, чье психофизическое состояние можно было улучшать,  занимаясь с ними в сенсорной комнате, значительно расширился. Такие комнаты стали активно  использоваться при лечении пациентов с девиантным поведением, детей с различными психическими отклонениями и других. Метод был также с успехом апробирован и в антистрессовых и  реабилитационных центрах. Использование сенсорной комнаты основано на интегративной теории понимания человеческой  психики – гуманистической психологии, в которой акцентируется поддержка и развитие внутренней  натуры человека, а не ее сдерживание или подавление. Негативные и разрушающие аспекты  поведения и психики людей являются, как правило, реакцией фрустрации на ограничения и  препятствия, которые мешают развитию собственного «Я». Внутренняя природа человека стремится  к самореализации, самосовершенствованию и достижению физического и психического здоровья.  Тенденция к самореализации и совершенству – база для психокоррекции, где центральным  действующим лицом является сам человек. Если этой тенденции не препятствовать, а поддерживать  и поощрять ее, она приводит к замечательным результатам. Развитию собственного «Я» часто мешают внешние факторы. Окружающая среда навязывает  человеку оценки и ожидания, поэтому еще Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе  формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции  внешнего мира во внутренний. Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов  чувств. Каждый из них реагирует на влияние окружающей среды и передает соответствующую  информацию в ЦНС. Сенсорный поток, поставляя информацию в центральную нервную систему,  является основным фактором, обеспечивающим созревание мозга ребенка, и предопределяет  развитие его поведения и психики. Мозг активизируется через стимуляцию базовых органов – зрения, слуха, обоняния, осязания,  вестибулярных и других рецепторов. При некоторых заболеваниях, например, при детском  церебральном параличе, нарушениях слуха и зрения, сенсорный поток депривирован. В этом случае  необходима дополнительная сенсорная стимуляция, которую удобнее всего реализовывать в темной  сенсорной комнате, оснащенной стимуляторами различного типа. Кроме того, сенсорное восприятие часто имеет эмоциональную окраску, которую можно выразить  парами слов: приятно – неприятно, комфортно – дискомфортно, прекрасно – безобразно. В темной  сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. Здесь с  помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает  ощущение покоя, умиротворенности. Темная сенсорная комната, укомплектованная оборудованием, использование которого направлено  на релаксацию или активизацию психической деятельности детей или взрослых, является одним из  важнейших средств коррекции и реабилитации. Сочетание специально разработанных занятий с  медикаментозной терапией, массажем, работой психолога и дефектолога является залогом  положительных результатов в коррекции различных нарушений здоровья человека. Показаниями к включению занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты в  реабилитационный курс могут являться различные психоневрологичекие проблемы: неврозы и неврозоподобные состояния; задержки психомоторного и речевого развития; аутизм; адаптационные  расстройства; школьные проблемы. Противопоказаниями к занятиям в сенсорной комнате являются инфекционные заболевания.  Ограничивает использование интерактивного оборудования сенсорной комнаты наличие у детей или  взрослых астенические проявления, синдром гиперактивности, эпилиптический синдром или  готовность к эпилепсии, умеренная и тяжелая умственная отсталость, психоневрологические  заболевание, лечение которых проходит с помощью психотропных препаратов. Коррекционно­развивающая программа «Удивительный знакомый мир» Самое прекрасное, что мы можем испытать, – это ощущение тайны. Она источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты... Альберт Энштейн. Темная сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается,  манит, помогает забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной  комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или на мягких  пуфиках, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы  лечебных трав, ребенок (взрослый) сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности,  комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных  отношений между ним и специалистом. Сенсорная комната позволяет выполнять следующие процедуры психологического и  психокоррекционного воздействия: релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;  стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых;  фиксирование внимания и управления им, поддержание интереса и познавательной активности;  повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных  реакций; развитие воображения и творческих способностей детей, подростков и взрослых;  коррекцию психоэмоционального состояния. Программа «Удивительный знакомый мир» содержит занятия, направленные на расширение  познавательной сферы и на коррекцию эмоционально­волевой сферы. Чаще всего именно здесь  проявляются наибольшие трудности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. Влияние занятий в интерактивной среде темной сенсорной комнаты на развитие интеллектуальной  деятельности определяется следующим. По мере развития восприятия внешние действия с  предметами сокращаются, автоматизируются и интериоризуются. Они переходят в умственный план, а эталоны запоминаются. Ориентировка в них становится операцией в структуре целостного  действия. Важным моментом для выявления особенностей построения занятий с детьми,  подростками, а в ряде случаев и со взрослыми в сенсорной комнате (и в светлой, и темной) является понимание того, что ориентировки в действиях с предметами (реальными и интерактивными), если  они направлены на внешние признаки объектов, становятся образами восприятия, установление  связей и зависимостей между которыми положительно влияет на развитие мышления. Необходимо  знать и учитывать тот факт, что в работе с детьми, подростками или взрослыми в сенсорной комнате  возникающие аудиальные, визуальные и тактильные ощущения постепенно приобретают  относительную самостоятельность и собственную логику развития. Например, они могут  предвосхищать практические действия, обеспечивая их регуляцию. Для того чтобы правильно организовать работу в темной сенсорной комнате, необходимо учитывать,  что восприятие человеком пространства рассматривается как один из видов отражения отношений  между объектами. Различение и обобщение отношений между воспринимаемыми объектами среды  является, по существу, двусторонним процессом. Одна сторона представляет собой собственно  перцептивное, непосредственно чувственное отражение определенных связей между объектами,  другая связана с мышлением. Это единство чувственного и логического в отражении  пространственных, временных и количественных отношений определяет готовность ребенка к  отражению других, более сложных отношений и взаимозависимостей между явлениями внешнего  мира, а у взрослых людей способствует гармонизации их отношений с окружающим миром. Именно в специально организованной для психологической работы темной сенсорной комнате такое  взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется наиболее гармонично.  Эта среда в определенной мере вступает в виртуальное взаимодействие с человеком, и он,  откликаясь на это взаимодействие, начинает по­иному воспринимать окружающее пространство. Оно «обволакивает» его, «провоцирует» в хорошем смысле этого слова к взаимодействию на основе  чувственного опыта. Такое взаимодействие отвлекает от эмоциональных и бытовых проблем,  ненавязчиво вовлекает в интересную и увлекательную деятельность. Подобно общей природе отражения окружающего мира в мозгу человека, отражение пространства и  времени выступает в двух основных формах, которые одновременно являются и ступенями  познания: непосредственной (чувственно­образной) и опосредованной (логически­понятийной).  Взаимосвязь и единство этих форм отражения составляет важнейшую закономерность развития  познавательной деятельности человека, проявляющуюся и в области отражения пространственно­ временных отношений между предметами внешнего мира. Логическое (опосредованное) познание  пространства и времени связано с накоплением человеком знаний, проверкой их истинности в  общественной практике. В условиях темной сенсорной комнаты опосредованное познание  пространства происходит в процессе погружения в «ирреальность». Общие рекомендации по работе с программой «Удивительный знакомый мир». Настоящая  программа состоит как из релаксационных занятий, так и из развивающих. Занятия отличаются по  сложности и насыщенности, что позволяет использовать их в работе с детьми, имеющими различные  отклонения развития. Работа по данной программе не требует строгого соблюдения алгоритма занятий: по собственному  желанию и с учетом специфики работы в темной сенсорной комнате психолог может заменять  упражнения, что позволит более творчески использовать интерактивное оборудование. Длительность занятий 15­20 минут (в зависимости от индивидуальных особенностей участников  занятий и целей упражнений). Цели программы – расширение познавательной сферы, развитие воображения, сенсомоторных  навыков, коррекция внимания, эмоционально волевой сферы ребенка. Задачи: 1. Теоретические: 1.1 осуществить анализ возрастных и специфических особенностей, присущих детям с  ограниченными возможностями здоровья; 1.2 осуществить анализ социально­психологических особенностей детей, с которыми будут  проводиться занятия по программе. 2. Методическая: на основе проведенного теоретического анализа детей подобрать и разработать  упражнения для программы. 3. Практические: 3.1 сформировать у ребенка представления об окружающем мире; 3.2 развить зрительные, слуховые и тактильные ощущения; 3.3 развить сенсомоторные навыки; 3.4 осуществить стимуляцию воображения ребенка; 3.5 осуществить коррекцию внимания; 3.6 осуществить коррекцию эмоционально­волевой сферы ребенка. Теоретико­методологическая основа семинара­практикума: положения субъектно­деятельностного  подхода (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова, Б.Ф. Ломов, Б.Г. Ананьев, В.А.  Барабанщинков, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев, В.В. Знаков и другие); положения комплексного и системного подходов (Б.Ф. Ломов, К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, В.Г. Асеев,  А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков, В.А. Бодров, А.В. Брушлинский, В.Н. Дружинин, А.Л. Журавлев,  В.П. Зинченко, В.В. Знаков, В.А. Кольцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Шорохова, А.В.  Юревич, М.Г. Ярошевский и другие); положения специальной психологии (Э. Сеген, П.Я. Трошина,  Л.С. Выготский, А.В. Семенович, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, И.В. Дубровина и другие); положения  телесноориентированной терапии (В. Райх, А. Лоуэн, Ф.М. Александер, М. Фельденкрайз, А. Янов),  положения психосемантики (В.Ф. Петренко, В.В. Кучеренко, А.А. Нистратова, С.В. Василенко и  другие). Формы работы: когнитивно­поведенческие техники психокоррекции, техники арттерапии, техники  телесноориентированной терапии. Оборудование: профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами; фонтан водный настольный; пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь». детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной; сухой душ; маты напольные; пуфики­кресло «Груша»; цветные модули; проектор «Солнечный­100»; зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света; профессиональный прибор заливки цветом; сухой бассейн; музыкальный центр и набор музыкальных дисков. Оценка эффективности: эффективность занятий по программе отслеживается общей диагностикой  ребенка, наблюдением за его поведением в различных ситуациях, отслеживанием его учебной  деятельности. Предполагаемый результат: улучшение внимания, воображения, сенсомоторных навыков,  познавательной и эмоционально­волевой сфер. Содержание программы Пропедевтический этап Занятие 1 «Удивительный знакомый мир» Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с пятью­семью детьми. Цель – познакомить детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты, сформировать  заинтересованность к работе с оборудованием, установить доверие между психологом и детьми. Материал: используемое оборудование сенсорной комнаты, музыкальные диски со звуками природы, создающие легкую радостную атмосферу. «Сегодня мы узнаем, что наш знакомый, привычный мир может быть удивительным и волшебным. В  этой таинственной комнате привычные вещи становятся совсем другими. Здесь можно спрятаться в  радугу (сухой душ), играть со звездным светом (фиброоптические волокна), наблюдать за жителями  подводного царства (пузырьковая колонна), сидеть на облаках (пуфики­кресло), лежать на мягкой  земле (напольные маты) и плавать в шариках (сухой бассейн). А еще здесь есть волшебное дерево (настольный фонтан в виде дерева) и волшебный шар со звуками природы. Но самое интересное это  то, что вещи в нашей комнате могут меняться». Примечание. Показывая детям оборудование, психолог подводит их к каждому из них и предлагает  его опробовать. Главное, создать атмосферу доверия и ощущения безопасности в сенсорной комнате. Во время занятия звучит музыка, создающая расслабляющую атмосферу. Основной этап Занятия, рекомендуемые детям 4­6 лет. Занятие 2 «Объем и цвет» Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с двумя детьми. Цели – расширить представления о цветах, простых геометрических формах; развить мелкую  моторику, тактильные ощущения. Материал: пуфики­кресло «Груша», сухой душ из цветных лент, сухой бассейн, кубики, модели  кругов, квадратов, плюшевая игрушка, волшебный мешок или корзинка, диски с легкой, радостной  музыкой. I блок – введение в игровую ситуацию «Здравствуйте, сегодня мы познакомимся с хранителем таинственной комнаты, который будет  всегда нам помогать. Вот он, его зовут Меховик (психолог показывает детям плюшевую игрушку).  Он будет придумывать для нас много разных интересных игр, но только мы должны к ним  подготовиться. Садитесь на наши облака (пуфики), начинаем». Психолог выполняет с детьми следующие упражнения: «Здравствуйте, пальчики» Дети сидят на пуфиках, психолог сидит перед ними. Держа руки перед собой, дотронуться большим  пальцем до каждого пальчика по отдельности. Упражнение выполняется 2­3 раза. «Пальчики убежали» Исходное положение, как и в первом упражнении. Пальцами правой руки поочередно раздвинуть  пальчики на левой руке. То же самое сделать для правой руки. «Веселые медузы» Исходное положение тоже. Держа руки перед собой, совершать плавные движения ладонями,  стараясь шевелить каждым пальчиком. «Быстрые ножки». Исходное положение не меняется. Попеременно натягивать мысок от себя, а затем к себе. II блок – основная работа. «Вода из шариков» «Теперь мы с вами готовы к первой игре. Сейчас вы сможете поплавать в бассейне нашего Меховика, который такой же необычный, как и все в нашей комнате». Психолог подводит детей к сухому бассейну, показывает им шарики, говорит их название, дает  потрогать. Затем дети опускаются в сухой бассейн, где играют с шариками, «плавают» в них.  Главное в этом упражнении – ощутить, «почувствовать» форму шара. После того, как дети «поплавали» в сухом бассейне, психолог показывает им круги, говорит их  название, показывает сходство с шариками, дает детям их потрогать, спрашивает, какого они цвета и какие предметы бывают круглыми. «Кубики, квадратики» «Меховик придумал для нас новую игру. Мы видели шары и круги, но в мире есть и другие фигуры.  Например, куб или кубик». Психолог показывает детям цветные кубики, предлагая с ними поиграть: что­то из них сложить,  построить, назвать их цвета. После этого психолог показывает детям квадраты, говоря их название,  указывая на сходство с кубиками, просит назвать их цвета и вспомнить, какие еще предметы бывают  квадратными. «Играю с радугой» «Перед тем, как закончится наше занятие, Меховик предлагает вам зайти в радугу (сухой душ из  цветных лент)». Психолог показывает детям сухой душ. «Смотрите, какая наша радуга яркая, красочная и веселая. Заходите в нее по одному и потрогайте ее цвета». Дети по одному (или вместе) заходят в сухой душ, перебирают цветные ленты; психолог просит  назвать цвета лент, описать их поверхность (гладкие, шершавые). «Прощание» «К сожалению, нам пора. Давайте сядем на облака, скажем Меховику спасибо за гостеприимство и  вспомним, что мы сегодня видели». Если дети затрудняются с ответами, психолог задает им следующие вопросы: Какие фигуры мы сегодня видели? Какого цвета они были? Какие цвета вы сегодня видели? «Все, молодцы! Скажите Меховику до свидания». Занятие закончилось. Занятие 3 «Веселые цвета» Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с двумя детьми. Цели – развитие цветовосприятия, внимания, воображения, познавательной сферы,  коммуникативных навыков. Материал: цветные модули, напольные маты, пуфики­кресло, плюшевая игрушка, записи легкой  музыки. I блок – введение в игровую ситуацию. «Здравствуйте, ребята. Сегодня нас ждут разные веселые цвета, которые для нас приготовил  Меховик. Играть с ними очень интересно, но, по традиции, к играм нужно подготовиться». Психолог выполняет с детьми упражнения, что и на первом занятии. II блок – основная работа. «Разложи и познакомь цвета» «У нашего Меховика накопилось очень много цветных предметов, которые нужно разложить по  порядку. Вот с этой просьбой он обратился к нам: в одну часть комнаты положить предметы  красного цвета, а в другую – зеленого». Примечание. Если дети затрудняются с выполнением задания, то психолог делает легкие подсказки. После того, как дети выполнят это задание, психолог просит их «познакомить цвета». «Молодцы, а теперь давайте познакомим наши цвета. Один из вас становится возле красных  предметов, а другой – возле зеленых. Ты, (имя ребенка), скажешь: «Здравствуй, я красный цвет.  Давай познакомимся!». А ты, (имя ребенка), ответишь: «Здравствуй, а я зеленый цвет. Рад  знакомству!». «Найди отличия» «Теперь у нас с вами новая игра. В волшебной комнате Меховика очень много предметов,  отличающихся не только по цвету, но и по другим признакам. Ваша задача – найти и назвать или  показать эти отличия». Психолог размещает в комнате разные по цвету и форме мягкие модули. Упражнение выполняется  до тех пор, пока дети с интересом называют или показывают отличия между предметами. «Экстрасенс» «Последняя игра Меховика самая интересная и удивительная – вы сможете побыть волшебниками.  Все это время вы играли с разными цветными предметами, знакомили цвета, находили отличия. А сейчас Меховик предлагает вам с закрытыми глазами, держа ладошки над вещами, указать их цвет.  Играть мы будем по­очереди». Каждый ребенок по очереди с закрытыми глазами держит ладошки над модулем и указывает его  цвет. «Прощание» «Сегодня наше занятие закончилось. Давайте подведем итоги всему тому, что мы с вами делали». Дети сидят на пуфиках и отвечают на вопросы психолога: Предметы какого цвета вы сегодня раскладывали? Чем могут отличаться предметы? «Молодцы! Попрощайтесь с Меховиком до следующей встречи». Занятие закончилось. Занятие 4 «Знакомство с водой» Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с двумя детьми. Цели – коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков. Материал: напольные маты синего цвета, профессиональный генератор запахов со звуками природы,  пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь», детский зеркальный  уголок с пузырьковой колонной, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света,  плюшевая игрушка, музыкальный диск с записью океана, воды. I блок – введение в игровую ситуацию. «Здравствуйте, сегодня Меховик предлагает нам поиграть с водой, такой же необычной, как и все в  его комнате. Сейчас мы сядем на наше мягкое озеро (напольные маты) и подготовимся». Психолог выполняет с детьми гимнастику, что и на предыдущих занятиях, дополнив ее упражнением «Дельфинчики» (изгибая руки, попеременно поднимать и опускать их, словно руки «ныряют и  выныривают». Затем поднимать правую руку и опускать левую: одна рука «ныряет, а другая  выныривает). II блок – основная работа «Подводное царство» «Чтобы лучше познакомиться с водой, мы можем понаблюдать за жителями нашего подводного  царства. Смотрите внимательно, какое оно удивительное». Психолог подводит детей к пузырьковой колонне, обращает их внимание на изменение цвета воды,  появляющиеся пузырьки, плавающих рыбок и легкую вибрацию. «Вода в шаре и лесная вода» «Ребята, а вы знаете, что вся вода, находящаяся на нашей планете, имеет свои звуки: она может быть громкой и тихой, она может шуметь и мягко звучать. Давайте вы сами послушаете нашу воду». Психолог включает детям профессиональный генератор запахов со звуками природы, настраивая  звуки океана, фонтана, весеннего дождя. Каждый раз он обращает внимание детей на различия в  слышимых ими звуках. Затем психолог включает настольный фонтан и просит детей внимательно за  ним понаблюдать. «Блестящая вода» «А сейчас мы сможем поиграть с водой так, как не смогли бы в реальной жизни. Но в комнате  Меховика все волшебное, и даже вода. Она блестящая, сверкающая и из нее можно плести косички  или прижимать ее к сердцу. Смотрите». Психолог включает пучок фиброоптичеких волокон и предлагает детям поиграть с блестящими  волокнами, обращая их внимание на меняющиеся огоньки. «Волшебный дождь» «На прощание мы поиграем с волшебным дождем. Он всем дарит радость и хорошее настроение». Психолог включает зеркальный шар и показывает детям цветные «пятнышки», предлагая каждому  взять их на ладошку. «Прощание» Психолог предлагает детям лечь на мягкое озеро (напольные маты) и расслабиться, слушая легкую  музыку. «Сегодня наше занятие закончилось, скажем Меховику до свидания». Занятие закончилось. Занятие 5 «Живые пальчики» Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с двумя детьми. Цели – развитие мелкой моторики, воображения, внимания; улучшение представлений об  окружающем мире. Материал: вязаные куклы животных, одеваемые на пальцы, мягкие цветные модули, пуфики­кресло  «Груша», напольные маты, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света,  музыкальный диск с записью легкой музыки, плюшевая игрушка. I блок – введение в игровую ситуацию. «Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем играть с друзьями Меховика, которые пришли к нему в  гости. Но чтобы игра получилась легкой и интересной, мы должны хорошо подготовить наши ручки». Психолог выполняет вместе с детьми полный курс гимнастики. II блок – основная работа. «Живые пальчики» «А теперь мы познакомимся с друзьями Меховика. Вот они, смотрите». Психолог поочередно показывает детям вязаные куклы и просит их произнести названия  показываемых животных. Далее он раздает кукол детям, чтобы они одели их на свои пальчики. Для  поддержания благоприятной обстановки и интереса детей, психолог также одевает куклу на палец. «Сейчас наши пальчики стали живыми, превратившись вот в таких забавных зверюшек. И мы можем  с ними поиграть, придумав для них различные истории». Психолог предлагает детям различные темы для дальнейшего развития «сюжета»: «Друзья пошли в  лес», «Наш день рождения», «Катаемся на горке». Главное условие игры – в истории должны  участвовать все звери и предоставленные модули. Если же дети захотят использовать другое  оборудование сенсорной комнаты, то они должны «обосновать» свой выбор. В случаях затруднения  психолог делает небольшие подсказки, но основными «авторами» должны оставаться дети. «Прощание» «К сожалению, нам придется со всеми попрощаться: Меховик и его друзья остаются в волшебной  комнате, а мы возвращаемся в наш мир. Но на прощание мы возьмем с собой веселый дождь нашей  радуги». Психолог ненадолго включает зеркальный шар с профессиональным источником света и вместе с  детьми берет «цветные капли» с напольных матов. Занятие закончилось. Занятие 6 «Сквозь звезды» Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с двумя детьми. Цели – снятие эмоционального напряжения, развитие воображения. Материал: сухой душ, профессиональный генератор запахов со звуками природы и ароматами,  зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, проектор «Солнечный­100»,  напольные маты, пуфики­кресла «Груша», музыкальный центр, диск с записью легкой музыки,  мягкая игрушка. I блок – введение в игровую ситуацию. «Здравствуйте! Сегодня нам предстоит совершить космическое путешествие, к которому нужно  очень хорошо подготовиться, что мы сейчас с вами и сделаем». Психолог выполняет вместе с детьми полный курс гимнастики, что и на предыдущих занятиях. «Садимся на космический корабль» «Молодцы! Теперь нам нужно сесть на космический корабль нашего Меховика, где каждый займет  свое место. Зайти на корабль можно через специальный отсек (сухой душ)». Дети по очереди проходят через сухой душ из цветных лент и занимают свои места. II блок – основная работа. «Звездная прогулка» «Сейчас я включу макет Вселенной, по которой мы будем путешествовать. Каждый новый цвет  обозначает ту часть Вселенной, куда мы с вами направляемся. Сейчас мы летим к Звездной аллее,  где можно гулять среди танцующих звездочек. Выйти с нашего корабля можно также через  специальный отсек». Психолог вместе с детьми по очереди проходят через сухой душ. Затем психолог включает  зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, а дети «гуляют» среди звезд. «Веселая планета» «Теперь, как вы видите, нас ждет следующая остановка (психолог обращает внимание детей на  новый цвет «макета Вселенной»). Сейчас мы подлетаем к Веселой планете, правда мы ее увидим  через иллюминаторы. Садитесь удобнее и смотрите». Психолог включает проектор «Солнечный­100» и рассматривает вместе с детьми меняющиеся  «образы». «Космический сон» Упражнение на расслабление. «Мы с вами уже очень далеко отлетели от нашей планеты Земля, поэтому чтобы возвращение не  казалось слишком долгим, вам придется впасть в космический сон. Ложитесь как вам удобно (дети  ложатся на маты), закрывайте глазки и сделайте глубокий вдох через нос, затем быстрый выдох. Еще  раз медленный вдох, затем выдох». Примечание. Говоря последние слова, психолог делает музыку немного громче. Применяемый курс  дыхательной гимнастики очень упрощен, так как последняя имеет ряд противопоказаний. «Возвращение» «Все, открывайте глазки, мы прилетели. Теперь мы можем сойти с нашего корабля». Дети по очереди проходят через сухой душ. Занятие закончилось. Занятие 7 «Веселые перемены» Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с двумя детьми. Цели – развитие координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения. Материал: напольные маты, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, диск с  легкой музыкой, мягкая игрушка. I блок – введение в игровую ситуацию. «Здравствуйте, ребята! Сегодня Меховик придумал для вас новые игры – вы сможете превратиться в различных животных и всевозможные вещи. Сейчас вы ляжете на маты, а мы с Меховиком  произнесем волшебное заклинание, чтобы вы смогли превращаться из одного в другое». Дети ложатся на маты, а психолог произносит «заклинание». «Мы играем, мы играем, И себя легко меняем!» II блок – основная работа. «Веселые перемены» «Волшебное заклинание произнесено, а значит, вы легко можете превращаться в животных или вещи.  Давайте попробуем: Вы – только что проснувшиеся котята. Потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы – упавшие на спину божьи коровки. Лапки кверху, постарайтесь перекатиться со спины  на лапки. Теперь вы превращаетесь в осенний листочек, качающийся на ветру. Полетаем, как оторванный  листочек. А сейчас вы вдохнете поглубже и превратитесь в воздушные шарики. Попробуйте подпрыгнуть и  взлететь мягко и плавно. Теперь вы стали жирафами и вам нужно попрыгать, чтобы стать такими же ловкими и сильными. И вот вы уже маятники, тяжелые, громоздкие. Покачайтесь из стороны в сторону. «Прощание» «Молодцы! Сегодня вы были настоящими волшебниками. Сейчас вам снова нужно лечь на маты, а  мы с Меховиком произнесем обратное заклинание, чтобы вас расколдовать. Итак, Перемены прекратись, И в детей мы превратились! «А на прощание о нашей необычной комнате мы возьмем с собой веселые капли». Психолог включает зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света. Занятие закончилось. Прощальное занятие Длительность занятия 20 минут. Цель – завершение программы. Материал: используемое оборудование сенсорной комнаты, музыкальный диск с записью легкой  музыки, плюшевая игрушка, бумага для прощальных писем, фломастеры. «Сегодня мы проводим последний день в волшебной комнате Меховика. Все это время он был  гостеприимным хозяином, и поэтому разрешил провести последний день так, как нам хочется.  Давайте, еще раз поиграем в его волшебной комнате». Психолог поочередно подводит детей к оборудованию сенсорной комнаты в зависимости от их  желания и интереса. «Теперь нам пора уходить. Но чтобы вы помнили волшебную комнату и самого Меховика долгое  время, он решил написать вам прощальные письма». Психолог, держа в руках плюшевую игрушку, пишет на специально подготовленной бумаге «письма» на память для каждого ребенка. Текст «письма» может быть любым (например, волшебная комната  Меховика или хорошее пожелание). «А в дорогу Меховик приготовил нам прощальный подарок – веселый дождик на удачу». Психолог включает зеркальный шар, проектор «Меркурий» и уводит детей из сенсорной комнаты. Занятие закончилось. Занятия, рекомендуемые детям 7­9 лет Занятие 2 «Волшебное царство» Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с двумя детьми. Цели – снятие эмоционального напряжения, развитие внимания, воображения, тактильных  ощущений. Материал: сухой бассейн, сухой душ из цветных лент, напольные маты, кресла­пуфики «Груша»,  зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, пучок фиброоптических волокон с блоковым свечением «Звездный дождь», профессиональный прибор заливки светом, проектор  «Солнечный­100», детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной, музыкальный центр, диск с  легкой музыкой. I блок – введение в игровую ситуацию «Здравствуйте, сегодня мы познакомимся с нашим Волшебным царством. Но для этого нам нужно  подготовиться – садитесь на пуфики­облака и выполняйте вот такие простые упражнения». Психолог выполняет с детьми следующие упражнения. «Дельфинчики» Дети сидят на пуфиках, психолог сидит перед ними. Изгибая руки, попеременно поднимать и  опускать их (словно руки «ныряют и выныривают»). Затем поднимать правую руку и опускать левую  (одна рука «ныряет, а другая выныривает). «Веселые медузы» Исходное положение тоже. Держа руки перед собой, совершать плавные движения ладонями,  стараясь шевелить каждым пальчиком. II блок – основная работа «Цветное озеро и волшебный дождь» «Смотрите, какое наше озеро цветное и необыкновенное. Поплавайте в нем, ведь это совсем не  страшно». Психолог подводит детей к сухому бассейну, а пока они в нем «плавают», включает  зеркальный шар. «Пока вы плавали, наступил закат. На берегу нашего озера он тоже очень необычный, не такой, как в  жизни. Смотрите». Психолог по очереди включает профессиональный прибор заливки светом и  проектор «Солнечный». Время работы проекторов небольшое, чтобы не «перегружать» детей  оборудованием сенсорной комнаты. «Подводный мир» «А сейчас вы сможете посмотреть наше подводное царство, где живут волшебные рыбки. Но перед  этим вам нужно зайти в радугу и обсохнуть после озера». Дети по очереди проходят в сухой душ из  цветных лент и садятся к детскому зеркальному уголку с пузырьковой колонной. Вместе с  психологом они наблюдают за рыбками, плавающими в пузырьках, и водой, меняющей цвет. «Звездный водопад» «В нашем Волшебном царстве есть звездный водопад. Под можно лежать, сидеть и наблюдать за его  переливающимися струйками. Закройте глаза, а затем откройте – и вы увидите этот водопад». Пока  дети сидят с закрытыми глазами, психолог включает пучок фиброоптических волокон, а затем  рассматривает их вместе с детьми. «Прощание» «А теперь нам пора уходить. Возьмите на память цветные капли, которые подарят вам хорошее  настроение». Занятие закончилось. Занятие 3 «Объемное цветное настроение» Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с двумя детьми. Цели – развить крупную и мелкую моторику, тактильные ощущения, внимание, память, воображение; сформировать умение распознавать свое настроение и обозначать его цветом, объемными фигурами; Материал: зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, пуфики­кресло «Груша», напольные маты, сухой душ из цветных лент, сухой бассейн, кубики, диски с легкой, радостной  музыкой. I блок – введение в игровую ситуацию. «Здравствуйте, сегодня мы с вами будем выполнять очень интересные игры, но к ним нужно хорошо  подготовиться. Садитесь на наши пуфики­облачка и приготовьтесь». Психолог выполняет с детьми следующие упражнения. «Здравствуйте, пальчики» Дети сидят на пуфиках, психолог сидит перед ними. Держа руки перед собой, дотронуться большим  пальцем до каждого пальчика по отдельности. Упражнение выполняется 2­3 раза. «Пальчики убежали» Исходное положение, как и в первом упражнении. Пальцами правой руки поочередно раздвинуть  пальчики на левой руке. То же самое сделать для правой руки. «Ловкие кулачки» Дети сидят на пуфиках, психолог сидит перед ними. Сжав кулачки на обеих руках, поворачивать  ими то в одну, то в другую сторону. «Дельфинчики» Дети сидят на пуфиках, психолог сидит перед ними. Изгибая руки, попеременно поднимать и  опускать их (словно руки «ныряют и выныривают»). Затем поднимать правую руку и опускать левую  (одна рука «ныряет, а другая выныривает). «Веселые медузы» Исходное положение тоже. Держа руки перед собой, совершать плавные движения ладонями,  стараясь шевелить каждым пальчиком. «Бусинка» Дети сидят на пуфиках, психолог сидит перед ними. Исходное положение ­ ладони лежат на  передней поверхности бедер. Из исходного положения совершаются повороты туловищем в правую и левую стороны. Данное упражнение выпрямляет позвоночник. «Быстрые ножки» Исходное положение не меняется. Попеременно натягивать мысок от себя, а затем к себе. II блок – основная работа. «Цветная объемная вода» «Теперь мы с вами готовы к первому очень приятному заданию. Вам нужно «поплавать» в нашем  необычном бассейне из цветных шариков». Психолог подводит детей к сухому бассейну, где они проводят некоторое время. «Строим, собираем» «Смотрите, сколько в нашей комнате цветных интересных предметов. Из них можно что­то  построить и собрать. Попробуйте собрать то, что хотите». Психолог показывает детям цветные модули, называя их форму, из которых они собирают любую  композицию по своему желанию. «Молодцы. Давайте придумаем название тому, что вы собрали, и подумаем, как и где это можно  использовать». «Объемное цветное настроение» «У каждого из нас есть свое настроение – наши эмоции и переживания. Настроение может быть  веселым, радостным, и тогда все будет казаться ярким и красочным. Но настроение может быть  грустным и унылым, и тогда все вокруг будет серым и угрюмым. Давайте прислушаемся к самим  себе и назовем свое настроение, подберем для него цвет и форму». Примечание. Если дети затрудняются с выполнением данного упражнения, психолог делает  небольшие подсказки. «Прощание» «К сожалению, наше занятие закончилось. Давайте вспомним, что мы сегодня делали и что нового вы узнали». «Молодцы! А теперь я предлагаю вам взять с собой на память цветной свет». Психолог ненадолго  включает зеркальный шар и проектор «Меркурий» и вместе с детьми «берет свет» на ладони. Занятие закончилось. Занятие 4 «Игра с настроением» Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с двумя детьми. Цели – сформировать умение различать настроение, улучшить представление о собственном теле;  развить мелкую моторику, внимание, воображение; коррекция эмоциональной сферы. Материл: альбом, цветные и простые, остро заточенные карандаши, схема «Настроения – цвета»,  пуфики­кресло «Груша», напольные маты, зеркальный шар с мотором и профессиональный источник  света, диски с легкой, успокаивающей музыкой. I блок – введение в игровую ситуацию. «Здравствуйте, сегодня все занятие мы будем рисовать, но перед тем, как мы возьмем карандаши,  нам стоит подготовиться». Психолог выполняет с детьми упражнения предыдущего занятия. II блок – основная работа. «Игра с настроением» «Сейчас я раздам вам бумагу и цветные карандаши. Возьмите в одну руку понравившейся карандаш,  а другую положите на середину листа. Ваша задача – обвести руку, лежащую на листе так, чтобы  каждый пальчик был нарисован отдельно от другого». Примечание. Психолог может выполнять это упражнение вместе с детьми, что создаст атмосферу  его сопричастности и добавит детям уверенности. «Молодцы! А теперь мы «оживим» наши пальчики, указав настроение каждого (психолог раздает  детям простые карандаши). Давайте на большом пальце нарисуем грусть, на указательном – тоску, на среднем – спокойствие, на безымянном – радость и на мизинце – веселье». Примечание. Для лучшего выполнения данного задания психолог показывает детям схему  «Настроения – цвета», позволяющую сориентироваться в обозначении эмоций. «С этим заданием мы справились, но чтобы наши пальчики стали совсем живыми, их нужно  раскрасить. И раскрашивать их следует в тот цвет, что подходит под их настроение». Психолог вместе с детьми раскрашивает каждый палец на рисунке в подходящий цвет. «Прощание» «На сегодня наше занятие закончилось. Перед прощанием вспомним, что мы с вами делали».  Психолог вместе с детьми подводит итоги занятию. «Молодцы! Давайте возьмем на память о нашей волшебной комнате цветной свет». Психолог  ненадолго включает зеркальный шар и проектор «Меркурий» и вместе с детьми «берет свет» на  ладони. Выполняя данное упражнение, световые пятна следует «брать» с пола или напольных матов,  для избежания головокружения. Занятие закончилось. Занятие 5 «Оживи сказку» Длительность занятия 30 минут, занятие проводится с двумя­тремя детьми. Цели – развитие внимания, воображения, крупной и мелкой моторики; улучшение представлений об  окружающем мире. Материал: сухой бассейн, сухой душ из цветных лент, напольные маты, кресла­пуфики «Груша»,  зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света, лист белой бумаги, фломастер, диск с записью легкой музыки. I блок – введение в игровую ситуацию. «Здравствуйте! Сегодня наша игра будет не простой, а волшебной. Но прежде чем мы попадем в  сказку, мы выполним наши упражнения, которые придадут нам много волшебных сил». Психолог выполняет вместе с детьми комплекс гимнастики предыдущих упражнений. II блок – основная работа. «Оживи сказку» «Вы уже знаете, что все в нашей комнате очень необычное, волшебное. Давайте сейчас мы попробуем «оживить» наше оборудование. Например, где можно использовать наши облака (психолог указывает детям на кресла­пуфики)? Можно ли на них спать или сидеть? Такая постель была бы удобной,  мягкой, воздушной?». Все детские ответы психолог кратко фиксирует на бумаге так, чтобы дети их видели. Примечание. Дополнительные вопросы психолог задает по мере необходимости. Если же дети  отвечают самостоятельно, предлагая различные варианты использования «волшебных вещей», то  психолог только фиксирует их ответы. Варианты «использования волшебных вещей»: Для чего бы нам могла пригодиться наша радуга (сухой душ из цветных лент)? В наших домах могли  бы быть такие цветные лифты? Если да, то нам было бы весело в них подниматься? Посмотрите на наш сухой бассейн. Для чего бы он мог нам понадобиться в обычной жизни? А если  бы мы принимали вот такую ванну, нам было бы удобно? «Прощание» «Молодцы! Сегодня мы хорошо поработали, и чтобы восстановить потраченные силы, возьмем с  собой цветные капли». Психолог включает зеркальный шар и профессиональный источник света. Занятие закончилось. Занятие 6 «Меняемся­изменяемся» Длительность занятия 20 минут, занятие проводится с двумя детьми. Цели – развитие координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения. Материал: напольные маты, диск с легкой ритмичной музыкой. I блок – введение в игровую ситуацию. «Здравствуйте, сегодня наша игра будет подвижной и веселой. Прежде чем ее начать, вы должны  превратиться в машины. Ложитесь на маты и расслабьтесь». Дети ложатся на маты, а психолог продолжает рассказывать. «Чтобы машина заработала, надо завести мотор. Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы можете его  «завести» и «выключить». Давайте попробуем: Вы проснувшиеся котята – потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки. А сейчас вы – упавшие божьи коровки. Лапки кверху, постарайтесь перекатиться со спины на лапки. Сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь  мягко и плавно. А теперь мы тянемся вверх, как жирафы. Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными. А вот мы уже маятники, тяжелые, громоздкие, покачаемся из стороны в сторону. Сейчас мы – пилоты, заведем мотор самолета, расправим крылья и полетаем. И последнее задание – изогнемся, как лук индейца, и станем упругими. «Прощание» «Молодцы! Вы хорошо выполняли все задания, но нам уже пора уходить. Давайте, по традиции,  возьмем с собой на память цветные капли». Психолог включает зеркальный шар и профессиональный источник света. Занятие закончилось. Прощальное занятие Длительность занятия 20 минут. Цель – завершение программы. Материал: используемое оборудование сенсорной комнаты, музыкальный диск с записью легкой  музыки. «Сегодня мы проводим последний день в нашей таинственной волшебной комнате. Поэтому сегодня  мы можем делать в ней все, что захотим». Психолог поочередно подводит детей к оборудованию сенсорной комнаты в зависимости от их  желания и интереса. «Теперь нам пора уходить. Но чтобы вы помнили волшебную комнату, возьмем по традиции  капельки цветного дождика». Психолог включает зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света. Дети «берут» на ладони цветные капли. Занятие закончилось. Литература Титарь А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: Практическое пособие для ДОУ. –  М. : АРКТИ, 2008. Коррекционно­развивающие программы с использованием специального оборудования для детей и  подростков: Методическое пособие / Под общей ред. Е.Е. Чепурных. – М. – Ярославль : Центр  «Ресурс», 2002. Сенсорная комната – волшебный мир здоровья: Учебно­методическое пособие / Под общей ред. В.Л.  Жевнерова, Л.Б. Баряевой, Ю.С. Галлямовой. – СПб. : ХОКА, 2007 – ч. 1 : Темная сенсорная  комната.

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате

Занятия в темной сенсорной комнате
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2017