МАОУ СОШ № 23
Методическая разработка
участника дистанционного конкурса методических разработок
Тема: «Западная Европа и Скандинавия в Y-XI веках»
Номинация: методическая разработка урока
Адресат: обучающиеся 6 класса
Автор: составитель: Власова Наталья Ивановна
Екатеринбург-2023
Цель: На основе предметов тематической коллекции кабинета истории по Раннему Средневековью, видеоряда в сочетании с выполнением групповых заданий познакомить учащихся с наиболее важными и интересными явлениями и событиями, характерными для Западной Европы и Скандинавии Y - XI веках.
Тип урока: урок сообщения (обсуждения) нового материала.
Форма урока: Тематическая экскурсия с показом слайдов и выполнением заданий по группам.
Структура урока
1. Вводная часть: Практическая работа по определению места Средних веков на линии времени -5 минут.
2. Слайд фильм «Характеристика развития Западной Европы и Скандинавии от первой волны ВПН до конца YIII века» - 10 минут.
3. Слайд фильм «Легендарная эпоха викингов конец YIII - начало XI веков» - 5-7 минут.
4. Заключительная часть: Выполнение заданий по группам с целью осмысления информации, полученной на занятии- 7-10 минут
5. Постфактум: Для девочек - мастер - класс по плетению скандинавских шнурков, для мальчиков - фотографирование с боевыми доспехами и оружием. -8-10 минут.
Вводная Уважаемые ребята! Сегодня у нас урок по истории Средних веков. Эту историческую эпоху вы будете изучать на уроках истории весь учебный год.
Задание 1. Для начала я предлагаю вам определить место СРЕДНИХ ВЕКОВ на линии времени. Итак, на доске вы видите линию времени. На ней нет никаких отметок, кроме стрелки, указывающей на ход времени в истории. Каждой группе я выдаю таблички. Каждая группа, начиная с первой, в правильной последовательности должна расположить на доске свои таблички так, чтобы они не нарушали ход времени и ответить на тот вопрос, который я выдаю вместе с табличками, но только тогда, когда я об этом попрошу. ( после того, как обучающиеся прикрепляют все таблички, представители групп отвечают на вопросы. Вопросы в напечатанном виде выдаются группам одновременно с табличками).
Вопросы:
1. Где на ленте времени расположена эпоха средних веков?
2. Сколько веков продолжалась эпоха средних веков?
3. Как называется первый период средневековой истории?
4. Каковы хронологические рамки раннего средневековья?
Слайд – фильм с комментариями ведущего .
Учитель: Вводный слайд: Наше занятие называется « Западная Европа и Скандинавия в Y-XI веках». Это, как мы только что выяснили, Раннее Средневековье. А какие явления и события характеризуют этот период? Мы ответим на этот вопрос в процессе нашей совместной работы на занятии.
Слайд 1 Раннее средневековье - время зарождения, становления, формирования новой эпохи.
Учитель: Итак, раннее средневековье – это время рождения, становления, формирования новой эпохи, имя которой Средние века.
Слайд 2 Западная Римская империя перед вторжением варваров.
( карта без названия).
Учитель: Сейчас я вам покажу первую карту. Розовым обозначена территория Западной Римской империи, зеленым - территория Восточной Римской империи. А вокруг места расселения многочисленных варварских племен. ( можно вместе с ребятами племена перечислить). Между римлянами и варварами никогда не было стабильного мира, но было определенное равновесие, которое позволяло им сосуществовать друг с другом. Вопрос: Посмотрите, пожалуйста, на карту и скажите какое племя, на ваш взгляд, всех дальше находилось от границ Римской империи? (правильно гунны). Но именно они были виноваты в том, что нарушилось равновесие между миром римлян и миром варваров, нарушение которого привело к падению Западной Римской империи.
Справка 1 До середины 4 века гунны жили в Азиатских степях у границ далекого Китая. По неведомым причинам они покинули насиженные места и двинулись на Запад. Существует несколько легенд о происхождении гуннов, согласно которым в одном из варварских племен готов, которые издавна заселяли Северное Причерноморье, было обнаружено несколько женщин- колдуний. Они были выгнаны племенем далеко в пустыню. В пустыне этих колдуний увидели нечистые духи. От колдуний и нечистых духов родились гунны.
Это было свирепейшее племя, которое внушало величайший ужас другим племенам своим страшным видом. « Их образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а если можно так сказать, на безобразный комок с дырами вместо глаз. Их свирепая наружность выдавала жестокость их духа. Они зверствовали даже над своими детьми. Мальчикам в первый день рождения они рассекали щеки железом, чтобы прежде чем воспринять питание молоком, попробовали они испытание раной. Поэтому старели они безбородыми, а с юношества из-за рубцов лишены были красоты.
Ростом они невелики, но быстры, выносливы, склонны к верховой езде, ловки в стрельбе из лука. И жило это уродливое племя в звериной дикости.
Слайд 3 Великое переселение народов ( карта)
Учитель:
Посмотрите на следующую карту. В середине 4 века гунны по неведомым причинам покинули Азиатские степи у границ далекого Китая. Потеснили готов, которые издавна обитали в Северном Причерноморье и спасаясь от их нашествия остготы, вестготы, вандалы, франки, англы , саксы и др. племена двинулись по направлению к Римской империи, прорвали ее оборонительные рубежи и расселились на ее территории.
Справка 2 Чтобы защититься от набегов германцев, римляне укрепили свою многокилометровую границу между империей и землями германских племен. Здесь протянулись валы, рвы, огороженные каменными стенами. Такие приграничные укреплении римляне называли словом лимес. Лимес казался возведенным на века.
Но к концу 4- началу 5 вв. соотношение сил между империей и варварами стало быстро меняться, и граница изчезла. Лимес рухнул.
Слайд 4 4-5 века – первая волна Великого переселения народов
Учитель: Это массовое движение племен получило название Великого переселения народов. Оно продолжалось вплоть до 12 века. 4-5 века - это самая первая волна, в результате которой закончилась история Древнего мира, началась эпоха Средних веков. В Западной Европе образовались варварские королевства.
Слайд 5 Карта
Учитель: Названия этих королевств вы видите на карте, некоторые из них просуществовали сравнительно недолго, поскольку были завоеваны более сильными соседями, другие же дали имена современным западноевропейским государствам.
Вы без труда вспомните современное государство, имя которому дали франки (это Франция), англы (это Англия).
Справка. Из всех варварских королевств, образовавшихся на территории Западной Римской империи. Наиболее крупным и сильным оказалось королевство франков. Франки с течением времени покорили бургундов. Вытеснили из Галии вестготов, завоевали в Италии лангобардов и подчинили своей власти почти все германские племена, оставшиеся за Рейном. А 800 году во время правления Карла Великого государство франков стало империей.
Но оставим пока Западную Европу и перенесемся на север.
Слайд 6 Карта
Ведущий: На карте нас интересует Скандинавский полуостров - это Северная Европа.
Здесь в начале нашей эры обитали германские племена, которых называли норманнами. Первая волна Великого переселения народов не затронула Скандинавский полуостров. Скандинавия избежала вторжения, как римлян, так и варваров.
Слайд 7 Сельское хозяйство (скотоводство)
Учитель: И вплоть до конца 8 века народы Скандинавии занимались сельским хозяйством (скотоводством и земледелием), охотой и морской рыбалкой и если враждовали, то только друг с другом.
Слайд 8
Учитель Они поддерживали выгодные торговые связи с Римской империей, а позже с многочисленными варварскими королевствами. Этот период процветания скандинавских народов получил название « Золотого века».
Слайд 9 Природа Скандинавии
Учитель: Но к концу 8 века население Скандинавии сильно увеличилось. Недостаток земли и трудные природные условия не способны были прокормить растущее население. В 8 веке в Скандинавии начались войны. В это время норманны развивали свой боевой дух и совершенствовали разбойничью тактику, становясь опытными моряками.
Слайд 10 Корабль викингов
Учитель: Именно в конце 8 века среди скандинавов появились викинги, которые совершили свои первые грабительские набеги на Европу.
Скандинавское выражение « податься в викинги» означало « отправиться в путешествие в поисках богатства и славы». Очень скоро слово « викинг» стало синонимом слов « пират», « морской разбойник», « налетчик».
Викингами становились самые рисковые, отважные, сильные из скандинавов. Поначалу их было мало. но число желающих стать морскими королями быстро увеличивалось. С начала 9 века наступила эпоха викингов, которая продолжалась в Европе 2 века.
Справка 3 О значении слова « викинг» специалисты расходятся во мнениях. Некоторые полагают, что оно происходит от слова « вик». Это слово из древненорвежского языка, на котором говорили викинги, означает « бухта» или «залив», поэтому викингами могли называть тех, кто держал свои корабли в бухтах. Другие же утверждают, что слово «викинг» произошло от слова «викингр», означавшего « пират» или « налетчик».
Слайд 11 Учитель: Впрочем, далеко не все скандинавы стали морскими разбойниками. Многие оставались дома и вели мирную жизнь.
Сейчас мы с вами совершим небольшую прогулку по нашей выставке, подробнее узнаем, как жили норманны- люди севера в эпоху викингов и незадолго до нее.
Заключительная часть занятия
Слайд 12 Боевой корабль викингов
Учитель: На экране вы видите боевой корабль викингов – это боевая ладья или драккар.
Справка «Северный» боевой корабль представлял собой узкую галеру с низким бортом, одним рядом весел и одной мачтой с прямоугольным парусом. Основным строительным материалом служил дуб, наиболее твердая древесина.
По сути, боевые корабли представляли собой большие лодки, где отсутствовали палубы и отсеки для хранения припасов – даже сидели воины за веслами обычно не на скамьях, а на своих сундуках. Корабли были длинными и узкими, что обеспечивало им маневренность и быстрый ход. Обычно боевая ладья приводилась в движения усилиями 20 – 30 гребцов. Драккары обладали способностью пересекать Атлантику. Однако можно предположить, что в шторм и плохую погоду многие ладьи легко шли ко дну. Викинги любили свои корабли. Они давали им такие имена, как «Ворон ветра» или «Бык, мчащийся по океану». Носы кораблей украшались позолоченными фигурами драконов или резьбой. Самые длинные боевые ладьи имели 50 метров в длину.
Одним своим видом суда викингов устрашали врагов. Их нос был обычно вырезан в виде головы дракона. Паруса представляли его крылья, а весла – лапы. Иногда нос вырезали в виде человека или буйвола.
Залогом успеха набегов викингов была неожиданность, и ладьи были прекрасно приспособлены для внезапных атак. Воины высаживались на берег, нападали. Грузили на корабль пленников и добычу и скрывались, прежде, чем была организована оборона.
Учитель:На таких кораблях морские разбойники нападали на европейские государства. Первый грабительский поход на Европу викинги совершили в 793 году и разграбили христианский монастырь Линдисфарн на острове у северо–восточного побережья Англии. На протяжении следующих двух столетий викинги много раз посещали Британские острова, Францию, Германию и даже Испанию, сея повсюду смерть и разрушения.
Европа долгое время не могла дать достойный ответ викингам. В 9-м веке она была ослаблена междоусобными войнами. Вы помните, что франкский король Карл Великий, пытаясь приостановить процесс феодальной раздробленности. В 800 году создал империю и временно подчинил под своей властью большую часть территории Европы.
Слайд 13 Учитель: Но уже в 843 году Империя Карла Великого распалась на три королевства. Их территории вы видите на экране.
До середины 10 века викинги практически безнаказанно грабили Западную Европу. Отдельные набеги перерастали во вторжения на территорию отдельных западноевропейских государств.
Справка Самые опустошительные набеги норманны скандинавы совершали на британские острова. Ирландия. Шотландия. Англия подвергалась их яростным многочисленным набегам почти 3 века. В 880 году некоторые викинги с территории Англии переправились в континентальную Европу и опустошили Северную Францию и Бельгию. В 886 году они даже предприняли неудачную попытку напасть на Париж, уже тогда процветающий город. Потом викинги вторглись в Германию, а затем вернулись в Англию. На Ютландский полуостров и в Скандинавию. Откуда они практически каждую зиму совершали свои налеты. Во многих местах люди платили викингам дань, чтобы они ушли оттуда без пожаров и грабежей. В течении 9 века одна только Франция заплатила викингам 311 килограммов золота и 19 624 кг серебра. Самую большую дань викингам заплатила Англия. Эта дань называлась «датские деньги». Только в Швеции археологи нашли более 30 тысяч английских монет – больше, чем найдется в самой Англии.
Слайд 14 Ведущий: В 962 году образовалась Священная Римская империя. Появление, которой усилило позиции Западной Европы, в том числе и военные возможности. Набеги викингов к концу 10 века становились все реже. Тем более, что в это время в Скандинавии стали формироваться государства. А к середине 11 века они практически прекратились. Эпоха викингов закончилась.
Слайд 15
Европа вступила в новый период своего развития – период развитого средневековья. А на карте появились государства, которые и сегодня в большинстве своем определяют геополитическую картину Европы.
Задание 2 Каждая группа получит сейчас карту со списком государств. Названия этих же государств находятся на маленьких табличках в прозрачных конвертиках.
Ваша задача: Используя ориентиры, которые есть на этой карте, и которая является аналогом ваших маленьких карт (обращается внимание на карту на доске) правильно определить территории государств, о развитии которых вы уже говорите и будете говорить на уроках истории в 6 классе.
Примечание: Учащиеся, работая в группе, располагают таблички на своих маленьких картах. Затем ведущий, работая вместе с ребятами, выкладывает таблички на большую карту. Идет проверка. Ведущий благодарит детей за работу и заканчивает занятие.
Задание 3. В государствах Раннего Средневековья были только небольшие отряды профессиональных дружинников. Поэтому в случае необходимости каждый взрослый мужчина становился воином. Но по одежде можно было определить не только род занятий и общественное положение человека, но и установить является ли военное дело его профессией. Работая в группах, попробуем это сделать.
В заключение нашего занятия я приглашаю мальчиков на фотосессию на фоне военного корабля, а девочек на мастер-класс по плетению скандинавских шнурков, которые вы сможете взять себе на память.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.