Родительское собрание в старшей группе Тема: «Развитие речи детей»
Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных
условиях.
Использованная литература: Л.В.Минкевич «Родительские собрания в детском саду»
старший дошкольный возраст.
Предварительная работа:
Анкета для родителей
Повестка собрания: 1.Итоги анкетирования
2.Открытое занятие логопеда.
3.Задание родителям и детям.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем
родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие речи наших детей». Почему мы
решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребёнка? На что
в первую очередь обращает внимание при этом: на речь ребёнка, как рассуждает,
объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении,
насколько богата и разнообразна речь ребёнка.
Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень
редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие
родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи на
самотёк.
Вспомните то время, когда ваш ребёнок был совсем маленький (около 1 года). Как мы
переживали за речь? Ждали, когда произнесёт первое слово? Когда начнёт активно
говорить, как быстро пополнится словарный запас? Да?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребёнка? Как плавно, логично
выражает он свои мысли, рассуждает? Беспокоит ли нас это сейчас?
Если «да»: (Мы очень рады, что вас беспокоит это вопрос, эта проблема и поэтому решили
посвятить наше собрание развитию речи детей).
Если «нет», не задумываемся: (Очень жаль, поэтому вопросу развития речи детей нужно
уделить пристальное внимание. Вы согласны?).
1.Итоги анкетирования.
Как видно из анкет, некоторые дети заговорили в возрасте до года – 1,5 года, что является
физиологической нормой. Некоторые начали говорить в период 2 – 3 лет. У многих детей
сегодня наблюдается задержка речевого развития.
Какой бы вы хотели видеть речь ребёнка к моменту поступления в школу? (Педагог
записывает на доске названные родителями характеристики речи: грамотная, понятная,
выразительная, осмысленная, богатая…)
Это идеал. А что же получается на самом деле?
В наше современное время наши дети мало проводят времени в обществе родителей (всё
больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают
рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это
вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребёнка к моменту поступления в школу возникает
множество проблем. С какими проблемами мы можем столкнуться перед школой ?
1. Односложная речь – состоящая из одних простых предложений;
2. Бедная речь – недостаточный словарный запас;
3. Слова «паразиты» употребление нелитературных слов и выражений;
4. Неправильное звукопроизношение;5. Несвязность, сбивчивость, невыразительность речи.
2. Что же делать?
Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?
1. В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию: составлению творческих
рассказов составлению рассказов по картине, по серии картин пересказам. А помогают
нам в этом вот такие схемы (показываем).
2. Очень важно с детьми разучивать стихи это способствует развитию выразительности,
тренирует память. Выступая друг перед другом («Конкурс чтецов») дети в школе уже не
будут комплексовать на уроках.
3. Что способствует улучшению звукопроизношения – это скороговорки, чистоговорки.
4. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки, то занятие учит детей делать
выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребёнка
«как догадался?», «почему».
5. И ещё учёными доказано, что через игру ребёнок усваивает знания быстрее.
А дома? Анкетирование показало, что дома вы с детьми занимаетесь над развитием речи:
разучиваете скороговорки, стихи, пытаетесь учить буквы. Но вы признаётесь, что у вас нет
опыта, знаний, чтобы грамотно и толково заниматься с детьми. А также у некоторых
родителей нет достаточного времени пообщаться с ребёнком, поиграть, позаниматься с
ним.
Что дома делать надо:
1. В первую очередь, разговаривая с ребёнком, постоянно обращайте внимание на
собственную речь: она должна быть чёткой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным
тоном. Не забывайте, что ребёнок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому
следите за своей речью, за её правильностью.
2. Вовторых, как можно чаще общайтесь с ребёнком. И если вы заметили, что у ребёнка
возникают проблемы с речью, не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, психологу,
невропатологу, психиатру).
3. Чаще читайте ребёнку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребёнка, он
усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение
должно быть чётким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
4. Задумайтесь, как часто вы говорите ребёнку эти фразы: Ты самый любимый! Ты очень
многое можешь! Что бы мы без тебя делали?! Иди ко мне! Садись с нами! Я помогу
тебе. – Я радуюсь твоим успехам. – Расскажи мне, что с тобой.
3. Задание родителям и детям.
Конечно, все дети любят сказки: слушать, пересказывать, драматизировать. Мы предлагаем
вам – сочините с ребёнком свою сказку, запишите её тетрадь или блокнот, а ребёнок будет
иллюстратором этих сочинений. Получится замечательная книга – ваша и вашего ребёнка.
4. А завершить нашу встречу мы хотим что бы дети рассказали стихи.
Анкета для родителей
1. Фамилия Имя Ребенка___
2. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) читаем очень много, постоянно;
б) читаем, но редко;
в) не читаем .
3. Какие сказки, стихи, рассказы вы читаете ребенку?
4. Любит ли слушать ребенок, когда ему читают?
а) любит и подолгу слушает;
б) когда как;
в) не любит.5. Что больше нравиться вашему ребенку сказки, стихи, рассказы?
а) сказки;
б) стихи;
в) рассказы.
6. После чтения рассказа или сказки может ли ребёнок ее рассказать?
а) да рассказывает как ему читали;
б) рассказывает, но на свой лад;
в) частично рассказывает сказку;
г) не рассказывает.
7. Есть ли у ребенка потребность к творчеству?
а) есть;
б) проявляется, но изредка;
в) очень редко.
8. Играете ли вы со своим ребенком в игры по развитию речи?
а) да (перечислить)