Зарождение демократии в Афинах

  • Разработки уроков
  • doc
  • 04.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: • подвести ребят к пониманию того, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были допущены к управлению и к службе в войске. • формирование умения устанавливать причинно-следственные связи (следствие, объект). • воспитание взаимопомощи, уважения к людям, умения строить диалог в ходе парной и групповой работы, умения выслушать собеседника и высказать свою точку зрения. Тип урока: комбинированный. Новые понятия: реформы, демократия. Оборудование: карта “Древнейшая Греция”, карточки для работы в парах, памятки, схема.
Иконка файла материала Зарождение демократии в Афинах.doc
Зарождение демократии в Афинах  Цели:   подвести ребят к пониманию того, что только под влиянием совместной борьбы крестьянства и городского демоса в Афинах были проведены реформы, в результате которых произошла  демократизация политического строя: значительные слои свободного населения были  допущены к управлению и к службе в войске.  формирование умения устанавливать причинно­следственные связи (следствие, объект).  воспитание взаимопомощи, уважения к людям, умения строить диалог в ходе парной и  групповой работы, умения выслушать собеседника и высказать свою точку зрения. Тип урока: комбинированный. Новые понятия: реформы, демократия. Оборудование: карта “Древнейшая Греция”, карточки для работы в парах, памятки, схема. Ход урока 1. Организационный момент 2. Постановка цели урока Отсроченная отгадка Учитель: Один знаменитый грек сказал о себе: “Я точно волк, вертелся среди стаи псов”.  1. Кому принадлежат эти слова? 2. Что он имел в виду? Ответы на эти вопросы вы узнаете в течение урока. Ознакомьтесь с темой и планом урока, сформулируйте цели урока. План изучения нового материала.  1. Борьба демоса с аристократами. 2. Реформы Солона. (Учащиеся: мы должны узнать, что такое “реформы”, что такое “демократия”, и как она  появилась в Афинах.) 3. Повторение 1. Работа по карте. В истории знай точно даты и года, И помни: ты без карты никуда. Учитель: Как вы помните, в Древней Греции образовалось много государств. Каждое такое  государство греки называли “полис”. Одним из самых знаменитых полисов были Афины.Задание:  1. Покажите территорию Афинского государства, опишите его местоположение. 2. Назовите и покажите на карте три района Аттики. 3. Покажите самый крупный город Аттики. 2. Вопросы:  1. Назовите группы населения в Афинах и их основные занятия. 2. Расскажите о законах Драконта, с какой целью и в чьих интересах были проведены эти законы? 4. Изучение нового материала 1. Изучение первого вопроса плана 1) Работа с классом – фронтальная (на доске заранее помещена схема “Состав населения Аттики в  эпоху Солона”).   Учитель: рассмотрите схему и ответьте на вопросы:  1. Что вы знаете о рабах – должниках? 2. Какая связь между рабами – должниками и демосом? Вывод: Афинский демос был недоволен тем, что правителей (архонтов) выбирали из знатных, судьями тоже были знатные люди, которые судили не по писаным законам, а по обычаям, которые можно было  толковать по­разному. 2) Работа в тетради Демос добивался:  1. права участвовать в управлении страной; 2. отмены долгового рабства; 3. передела земли. Вывод: к началу 6 века до н. э. борьба между демосом и аристократами обострилась. Бедняки  вооружались дубинами и кирками. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и  раненые. Готовилось всеобщее восстание. В этих условиях аристократы решили пойти на уступки.  Созвав Народное собрание, на которое пришли все афиняне, правителем избрали Солона, которого  уважали и знать, и демос. Ему было поручено примирить и тех и других. 2. Изучение второго вопроса плана1) Объяснение учителя.     В 594г. до н.э. Солон в целях примирения аристократов и демоса провёл реформы. 2) Словарная работа.     Реформы – преобразования в какой­либо сфере. 3) Личность Солона (рассказ учителя). Солон был популярен не только в Аттике, но и во всей Греции. Потомок царской фамилии, он много  путешествовал, был философом, оратором, поэтом, воином. Чтобы поправить расстроенное  состояние, вынужден был заняться торговлей. Стал очень популярным во время войны с Персидским  царством за о. Саламин. В 594г. до н.э. был выбран одним из правителей. “Богатые знали его как  человека зажиточного, бедные – как честного”. 4) Учитель: А сейчас мы проверим, насколько вы внимательно слушали рассказ: игра “Данетка”  (учитель зачитывает утверждения, а ребята ставят в тетради против каждого вопроса знаки “+” (“да”)  или “– ” (“нет”), затем проверяем, хвалим внимательных)  1. Солон родился в бедной семье. 2. Он был домоседом. 3. Солон был философом, оратором, поэтом, воином. 4. Популярность приобрёл во время войны с Персидским царством за о.Саламин. 5. Был выбран одним из правителей в 600 г. до н.э. 5) Законы Солона 594 год до н.э. (работа с учебником (групповая) – составление таблицы). Учитель  консультирует, направляет. Суть закона Основное содержание 1. Прощение долгов Люди, имевшие на себе долг, освобождались от его уплаты; заложенные  земледельцами участки снова стали их собственностью. 2. Запрет обращать в  рабство за долги Все рабы – должники были освобождены, а проданых за море следовало  разыскать и выкупить за счет государственной казны. 3. Выборность судей Из всех афинян независимо от их знатности и богатства. 4. Регулярный созыв  Народного собрания. В работе народного собрания принимали все афинские граждане. Значение: заложили основы демократии. 6) Словарная работа Демократия – власть народа.5. Физкультминутка Ребята, вы знаете, что в минуты отдыха греки любили играть в игру “Вопросы и ответы”. Вот и мы  сейчас немного отдохнём. Слушайте внимательно, отвечайте быстро. Подумайте, кто из героев  греческих мифов мог бы сказать о себе такие слова:  1. До сих пор болят кости, и ноет спина! Кто бы мог подумать, что голубое небо такое тяжёлое!  (Геракл) 2. Приятно, что говорить, когда именем отца назвали на века беспредельное море! Но как бы я  хотел, чтобы этого не произошло! (Тесей) 3. Благодаря мне жилища людей стали светлыми в самые тёмные вечера. Это я помог им  побороть зимнюю стужу. За что же царь богов и людей так жестоко карает меня?! (Прометей) 6. Закрепление пройденного материала 1. Индивидуальная работа “Лови ошибку!” Задание: прочитайте текст, найдите ошибки и исправьте их. Тексты.  1. Благодаря хорошим почвам жители Аттики выращивали много хлеба. Напротив, оливкового  масла и вина в Аттике не хватало: вино и масло привозили из других стран. 2. Солон распорядился отпустить на волю всех рабов до единого. Отныне рабов в Древних  Афинах больше не стало. 3. Солон установил, что судьями в Афинах должны быть только знатные и богатые люди. 2. Индивидуальная работа в паре (формирование умения устанавливать причинно­следственные  связи (следствие, объект)). План работы в паре.  1. Работа в парах по карточкам. 2. Обсуждение полученных результатов и формирование единого понимания следствия и  объекта. Памятка 1. Следствие – это изменения, которые произошли под влиянием данной причины 2. Объект – это то, на что направлено действие и отвечает на вопрос “Что?” 3. Причина – это факты, события, явления, приведшие к изменению. 4. Причинно­следственная связь – когда одно обязательно вызывает изменения другого  Карточка 1 Задание для  Проверь соседа.самостоятельной работы. Прочитай вопрос. Выдели следствие. Почему в Афинах стала  складываться  демократия? Карточка 2 Задание для  самостоятельной работы. Прочитай вопрос. Выдели следствие. Почему Солон вызвал  недовольство и знати, и  демоса? Спроси, какое следствие и какой объект получились у твоего соседа.  После того, как он назовёт, проверь, совпадают ли его результаты с  теми, что у тебя записаны в карточке. Если нет, то скажи ему  правильный ответ. Правильные ответы на вопрос: “Почему Солон вызвал недовольство и  знати, и демоса?” Следствие – Солон вызвал недовольство и знати и демоса. Объект – недовольство. Проверь соседа. Спроси, какое следствие и какой объект получились у твоего соседа.  После того, как он назовёт, проверь, совпадают ли его результаты с  теми, что у тебя записаны в карточке. Если нет, то скажи ему  правильный ответ. Правильные ответы на вопрос: “Почему в Афинах стала  складываться демократия?” Следствие – в Афинах стала складываться демократия. Объект – демократия. 7. Подведение итогов (рефлексия) 1. Учитель: вспомним загадку, которую я загадала в начале урока – Один знаменитый грек сказал о себе: “Я точно волк, вертелся среди стаи псов”.  1. Кому принадлежат эти слова? 2. Что он имел в виду? Кто знает её отгадку? (Учащиеся: эти слова принадлежат Солону. Его законы вызвали недовольство и знати и  простонародья.) 2. Учитель: вспомните цели, сформулированные в начале урока. Достигли ли мы их? (Учащиеся: да, мы узнали, что законы Солона, несмотря на недовольство знатных и  простонародья, положительно повлияли на жизнь людей в Афинском государстве. Афинский  бедняк осознавал себя гражданином и знал, что его не сделают рабом за долги. Бедные  граждане участвовали в Народном собрании, а став судьями, могли судить даже знатных.Поэтому знать вынуждена была считаться с демосом. В управлении Афинами возросла роль  демоса, стала устанавливаться демократия (народовластие)). 3. Что получилось, не получилось на уроке? (можно спросить желающих) 4. Над чем нужно продолжать работать? (спросить сначала у слабых учащихся, затем у сильных) 5. Оценивание деятельности каждого учащегося и класса в целом . 8. Домашнее задание 1. Задание для всего класса – прочитать §30, ответить на вопросы. 2. Дифференцированные задания:    подготовить письменный ответ на вопрос: Мог ли Солон своими реформами удовлетворить  интересы и демоса, и знати? выполнить задания по карточке (письменно): А. Б. 1. В каком городе Солон был избран архонтом? 2. В какой области? 3. В какой стране? 4. В какой части света? 1. В каком году Солон стал архонтом? 2. Какой год был следующим за этим годом? 3. Какой год предшествовал тому году, когда в Афинах правил Солон?