• Философия — обязательный предмет во всех средних специальных учебных заведениях нашей страны для всех специальностей. Философия Философия дает знания по наиболее важным проблемам, стоящим перед каждым человеком, обучает правилам мышления, формирует мировоззрение, заставляет задуматься над смыслом бытия. Она помогает человеку найти свое место в жизни не столько в материальном, сколько в душевном и духовном плане как разумному и чувствующему существу.самая древняя область знания. Она возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено.
Государственное профессиональное образовательное
учреждение
«Кузнецкий индустриальный техникум»
Зарождение
философии.
Античная
философия
План изучения учебного
материала
1. Зарождение философии. Общие
закономерности возникновения и
развития философии Востока и
Запада.
2. Основные периоды развития
античной философии.
3. Философские школы и основные
проблемы античной философии.
Зарождение философии
Первые философские учения
возникли
на рубеже
VIIVI вв.
до н.э.
В Древней Индии
Древнем Китае
Древней Греции
Общие закономерности
возникновения и развития
философии Востока и Запада
Развитие философии на Востоке и Западе
при всей её самобытности и специфичности
имеет ряд общих закономерностей.
Возникновение античной
философии
VI век до н.э. –
возникновение
античной
философии в
городах-
государствах
Средиземноморья
Таблица
«Периоды развития античной философии»
Ранняя античная
философия
Расцвет античной
философии
Закат античной
философии
Упадок античной
философии и
зарождение христианской
философии
VI век до н.э.
VIV вв. до н.э.
Вторая половина
IV в.до н.э. – I в.до н.э.
I – VI вв.
Особенность античной
философии
Космоцентризм
Специфическая черта
античной философии,
основная проблематика
которой была связана с
Космосом
Космос
Хаос
Бытие упорядоченное,
организованное,
оформленное
Неупорядоченное,
дезорганизованное,
бесконечное состояние
Древнегреческие философские
школы
• Милетская школа
• Школа Гераклита
• Пифагорейское братство
• Элейская школа
• Школа атомистов
Милетская школа
Фалес Милетский
640/624548/545 до
н.э.
Анаксимандр
610547/540
до н.э.
Анаксимен
585525
до н.э.
был
к
Милетцы осуществили прорыв
своими воззрениями, в которых
однозначно
поставлен
вопрос: «Из чего все?»
Ответы у них разные (Фалес –
вода, Анаксимандр – апейрон,
Анаксимен – воздух), но именно
они
начало
собственно
философскому
подходу
вопросу
происхождения сущего: к идее
субстанции, т.е. к первооснове,
и сущности всех вещей и
явлений мироздания.
положили
Центральный вопрос Милетской школы
Что есть начало
всех вещей?
Вода
(Фалес)
Апейрон
(Анаксимандр)
Воздух
(Анаксимен)
Ионийская философия
Ионийская философия
ФАЛЕС
ФАЛЕС
ВОДА вот такое начало, полагает Фалес; под
ВОДА вот такое начало, полагает Фалес; под
«водой» он понимает не просто одну из физических
«водой» он понимает не просто одну из физических
стихий, а саму основу мироздания
стихий, а саму основу мироздания
Вода субстанциальное начало всего сущего, из
Вода субстанциальное начало всего сущего, из
нее все состоит
нее все состоит
Вода – генетическое начало всего, из нее все
Вода – генетическое начало всего, из нее все
произошло
произошло
Вода – животворящее начало, благодаря ей все
Вода – животворящее начало, благодаря ей все
живет и существует
живет и существует
Ионийская философия
Ионийская философия
АНАКСИМАНДР
АНАКСИМАНДР
БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ (АПЕЙРОН) – вот высшее начало и
БЕСПРЕДЕЛЬНОЕ (АПЕЙРОН) – вот высшее начало и
субстрат всего сущего, оно есть причина всякого
субстрат всего сущего, оно есть причина всякого
рождения и уничтожения
рождения и уничтожения
Апейрон – вечное, бесконечно протяженное, живое
Апейрон – вечное, бесконечно протяженное, живое
тело, не ограниченное количественно и качественно, оно
тело, не ограниченное количественно и качественно, оно
объемлет всё и всем правит
объемлет всё и всем правит
Апейрон обладает неисчерпаемой творческой силой,
Апейрон обладает неисчерпаемой творческой силой,
которая созидает бесчисленные миры
которая созидает бесчисленные миры
По Анаксимандру, в основе мироздания не может
По Анаксимандру, в основе мироздания не может
лежать какаялибо определенная субстанция – вода,
лежать какаялибо определенная субстанция – вода,
огонь или воздух.
огонь или воздух.
Ионийская философия
Ионийская философия
АНАКСИМЕН
АНАКСИМЕН
VI век до н. э.
VI век до н. э.
Ученик Анаксимандра.
Ученик Анаксимандра.
Сохранились фрагменты
Сохранились фрагменты
произведения «О природе»
произведения «О природе»
ВОЗДУХ
ВОЗДУХ
Ионийская философия
Ионийская философия
АНАКСИМЕН
АНАКСИМЕН
ВОЗДУХ
ВОЗДУХ
является
является
безграничным,
безграничным,
всеобъемлющим
всеобъемлющим
и
и
всепроницающим началом всего сущего
всепроницающим началом всего сущего
Воздух – это то, из чего все состоит
Воздух – это то, из чего все состоит
Воздух – это то, чем все порождено и оживотворяется
Воздух – это то, чем все порождено и оживотворяется
Воздух – это то, из чего происходят
Воздух – это то, из чего происходят
все отдельные вещи и явления путем
все отдельные вещи и явления путем
разряжения при нагревании или
разряжения при нагревании или
сгущения при охлаждении
сгущения при охлаждении
Воздух – активное начало мира,
Воздух – активное начало мира,
само его Дыхание
само его Дыхание
Воздух Греции…
Воздух Греции…
Душа
Душа
человека
человека
есть
есть
часть
часть
всеобъемлющего Воздуха
всеобъемлющего Воздуха
Древнегреческие философские
школы
Школа Гераклита
Ионийская философия
Ионийская философия
ГЕРАКЛИТ
ГЕРАКЛИТ
VIV век до н. э.
VIV век до н. э.
Сохранилось более ста
Сохранилось более ста
фрагментов произведения
фрагментов произведения
«О природе»
«О природе»
ОГОНЬ
ОГОНЬ
«…Мудрость в том, чтобы знать всё как одно».
Это Одно, которым существует Всё, для
Гераклита есть огонь.
Гераклит Эфесский
544483 до н.э.
Всеобщее
развитие и
изменение
вещей, их
борьба и
переход в свои
противополож
Всё
ности
течёт,
всё
изменяе
тся
Первонача
лом
является
огонь
Всё
происход
ит через
борьбу:
борьба –
отец
всего
В одну
реку
нельзя
войти
дважды
ДВИЖЕНИЕ
Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из
одного состояния в другое.
Ему принадлежат знаменитые слова: "Все течет!", "В одну
и ту же реку нельзя войти дважды", "В мире нет ничего
неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное
высыхает, сухое увлажняется".
Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в
другое совершается через борьбу противоположностей, которую он
называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего
существования законом. У Гераклита Космос это вечно полыхающий
огонь, но это живой огонь. Он тождествен божеству. Гилозоистический
пантеизм обретает у него наиболее совершенное выражение.
Гераклит разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением
души для новой жизни.
Элейская школа
Ксенофан
570475 до
н.э.
Парменид
540450 до н.э.
Зенон
Элейский
490430 до
н.э.
Центральный вопрос Элейской школы
Что есть
есть?
Все вещи
есть, все
они
обладают
бытием
Бытие есть
основа
реальности; оно
вечно, цельно,
неделимо,
неподвижно и
неуничтожимо
В философию
вводится
понятие
бытия,
лежащего в
основе всех
вещей мира
Италийская философия
Италийская философия
ЗЕНОН
ЗЕНОН
V век до н. э.
V век до н. э.
Ученик Парменида.
Ученик Парменида.
Сохранились небольшие
Сохранились небольшие
фрагменты сочинения
фрагменты сочинения
«О природе»
«О природе»
АПОРИИ
АПОРИИ
«…Если сущее множественно, то оно должно быть
«…Если сущее множественно, то оно должно быть
и малым, и большим: настолько малым, чтобы
и малым, и большим: настолько малым, чтобы
[вовсе] не иметь величины, и настолько большим,
[вовсе] не иметь величины, и настолько большим,
чтобы быть бесконечным»
чтобы быть бесконечным»
учение Гераклита,
Подвергая критике
Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон
обратили внимание на другую сторону – на
устойчивость, сохранение вещей
Основположник элейской школы впервые
задался вопросом «Что такое беспредельное?»
В поисках ответа на поставленный вопрос
Ксенофан приходит к выводу: единое бытие
или неограничено, тогда оно небытие, или
ограничено, тогда оно множественное.
и
множества
Зенон утверждал, что чувственный мир есть
движущийся и множественный мир, а понятия
движения
противоречивы.
Доказательства этих тезисов носят названия
затруднений. Наиболее
апорий, неразрешимых
известные апории, разработанные Зеноном:
«Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела»,
«Дихотомия», «Стадион» и т.д.
Древнегреческие философские
школы
• Пифагорейское братство
Пифагор Самосский
570490 до н.э.
Числа –
основа
и
начало
всякой
вещи
Суть
каждого
явления
может
быть
записана
в
цифровом
ряде
Италийская философия
Италийская философия
ПИФАГОР
ПИФАГОР
Поиск ГАРМОНИИ, следование ей и проведение ее в
Поиск ГАРМОНИИ, следование ей и проведение ее в
жизнь – в центре всех усилий Пифагора.
жизнь – в центре всех усилий Пифагора.
Гармония выражает соразмерность мира, присутствие
Гармония выражает соразмерность мира, присутствие
в нем той меры, которая делает его истинным, благим
в нем той меры, которая делает его истинным, благим
и прекрасным;
и прекрасным;
Обретение гармонии – вернейший путь к обретению
Обретение гармонии – вернейший путь к обретению
благой участи;
благой участи;
Задача жизни – провести в нее ту гармонию, которая
Задача жизни – провести в нее ту гармонию, которая
есть в основе мироздания.
есть в основе мироздания.
смысла
явлений,
Пифагорейцы
и
математических отношениях объяснения
законов
скрытого
разрабатывал
природы.
математические
различного
доказательства,
способствовало
точного
развитию
рационального мышления.
принципов
Пифагор
рода
видели
в
числе
что
Италийская философия
Италийская философия
ПИФАГОР
ПИФАГОР
ЧИСЛО – вот что, по Пифагору, наиболее емко
ЧИСЛО – вот что, по Пифагору, наиболее емко
выражает присутствие гармонии, упорядоченность,
выражает присутствие гармонии, упорядоченность,
соразмерность, пропорцию.
соразмерность, пропорцию.
Всё есть Число, и Число есть во всем – вся
Всё есть Число, и Число есть во всем – вся
действительность выразима в виде математических
действительность выразима в виде математических
законов;
законов;
Число – это то, что определяет отношения, на которых
Число – это то, что определяет отношения, на которых
покоится сущность Красоты;
покоится сущность Красоты;
Число – это то, что выражает звук, вплоть до звучания
Число – это то, что выражает звук, вплоть до звучания
небесной гармонии – музыки сфер.
небесной гармонии – музыки сфер.
Школа атомистов
Существуют два
первоначала –
бытие и
небытие
Левкипп
V в. до н.э.
Демокрит
460370 до н.э.
Бытие состоит
из множества
невидимых
глазу атомов
Существует пустота
как пространство,
где атомы могут
двигаться
Платон
427347 до н.э.
Древнегреческий философ,
ученик Сократа,
учитель Аристотеля,
основатель своей школы –
Академии,
просуществовавшей
около 900 лет
Наш мир не
является
истинным – он
только
искажённая тень
настоящего мира
Учение Платона
Бытие
Истинное бытие
Платон называет
миром идей
Наш мир – мир
теней, это
лишь копии,
несовершенные
слепки с идей
Платон
«Притча о пещере»
Большинство людей подобны
связанным узникам, которые сидят
в пещере спиной к выходу. Они
видят перед собой на стене только
тени проходящих сзади людей,
проезжающих повозок, и им
кажется, что то, что они видят –
это и есть истинный и единственно
возможный мир. Если их повернуть
лицом к свету, к истинному миру,
они зажмурятся и отвернутся, не
признают его.
Учение Платона о познании
• Душа принадлежит обоим
мирам – миру теней и миру
идей
• До рождения человека она
пребывала в идеальном мире,
созерцая его красоту,
следовательно, душа в своей
глубине содержит истинное
знание
• Душа, воплотившись в теле,
забывает обо всём
• Понять, познать – значит
вспомнить
Этика и политика Платона
Душа состоит из трёх
частей
Разумная часть,
содержит истинное
знание
Страстная
часть
Вожделеющая
часть
Высшая
часть
Низшие
части
Идеальное государство Платона
Правители –
философы
Воины
Торговцы
Аристотель
(384322 до н.э.)
Древнегреческий
философ, ученик
Платона, воспитатель
Александра
Македонского,
основатель
философской школы
Ликей
Учение Аристотеля
Аристотель не только
развивает идеи
Платона, но и спорит с
ним.
«Платон мне друг,
но истина
дороже».
Аристотель
Основные идеи учения Аристотеля
Мир един и
сущность предмета
находится в самой
вещи
Сущность
предмета – это
форма
Три основания вещей:
Материя
Причина
Цель
Этика Аристотеля
Правило «золотой
середины»
Добродетель есть середина между крайностями
пороками
В поведении необходимо знать
меру и учиться обуздывать
страсти разумом
Учение Аристотеля о политике
Правитель должен
придерживаться правил
морали и быть
справедливым
Политика искажается и
превращается в
преступное действие,
если власть используется
для личных целей
Типы государственного устройства по
Аристотелю
Число
правящих
Правит один
Монархия
человек
Идеальный
Искажённый
тип (+)
тип ( )
Тирания
Правит группа
Аристократия Олигархия
людей
Правит народ
Полития
Демократия
Период расцвета античной
философии
• Софисты
• Учение Сократа
• Платонизм, или Академия
• Аристотелизм, или Ликей
Фрагмент
фрески Рафаэля
«Афинская школа»
Софисты
Горгий
483375
до н.э.
Протагор
490420 до н.э.
Софисты
впервые
поставили
вопрос о
человеке
«Человек
есть мера
всех
вещей»
Протагор
Софисты придерживались мнения, что
окончательное
сущем
принадлежит не логике, а человеку. Отсюда
вывод Протагора: мера сущего – человек.
решение
о
Можно сказать, что именно с софистов начинается
философская лингвистика. Раз объективной истины нет и
субъект является мерой всех вещей, тогда есть лишь
видимость истины, которую может порождать человеческое
слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабым
и, наоборот, черное белым, а белое черным.
Сократ
(ок.470399 до н.э.)
Древнегреческий
философ,
учитель Платона,
воплощённый идеал
истинного мудреца в
исторической памяти
человечества
«Я знаю, что
ничего не знаю»
Основные идеи философии
Сократа
Внутренний мир
человека важнее, чем
природа.
ЖакЛуи Давид
«Смерть Сократа»
Познание начинается
с самопознания.
Девиз:
«Познай самого
себя и ты познаешь
самое главное»
Основные идеи философии
Сократа
самопознанию
Путь к
разум
Умение
принимать истину
Сократ называл
майевтикой
Истина существует,
лучший путь её
поиска – честный
спор (диалектика)
Сомнение –
важный
элемент
философии
Философские школы периода заката и
упадка античной философии
• Школа киников
• Киренская школа
• Школа стоиков
• Школа эпикурейцев
• Школа скептиков
• Неоплатонизм
Школа эпикурейцев
На первом
месте
наслаждение
Мир
материален и
состоит из
атомов
Эпикур из
Самоса
341270 до н.э.
Высшие
удовольствия –
дружба и знание,
идеал –
безмятежность
(атараксия)
Высшие
наслаждения
– духовные
наслаждения
Школа стоиков
Идеал стоиков –
спокойствие и
невозмутимость
Зенон Китийский
333262 до н.э.
Основатель школы
Стоик должен
мужественно
переносить удары
судьбы и
покоряться
неизбежности
Школа скептиков
Нас обманывают
и наши чувства,
и наш разум
Пиррон из Элиды –
основатель школы
скептиков
Доказать ничего
невозможно,
никакой истины
не существует
Школа киников
Диоген
Синопский
(ум.ок.330320
до н.э.)
Антисфен
(450360 до н.э.) –
основатель школы
киников
• Возвращение к простоте и
естественности жизни и отказ от
сомнительных завоеваний цивилизации
• Киник обладает духовной свободой и не
зависит от норм общества
• Он намеренно живёт вне общества и
горд своей «собачьей жизнью»
Киренская школа
Мир непознаваем
разумом, достоверны
лишь наши чувства и
ощущения
Аристипп из
Кирены
(ок.435360 до н.э.) –
основатель школы
достижение
полного,
Цель человека –
устойчивого
наслаждения
Неоплатонизм
• Начало всего сущего – Единое –
божественно, сверхъестественно и
потусторонне
• От Единого исходит яркий божественный
свет, порождая всё многообразие мира
• Чем дальше от источника, тем слабее лучи.
В месте смыкания тьмы возникает материя
– тяжёлая и косная
• Душа человека томится в материальном
мире
• Выход через экстаз – исступлённое
состояние, когда душа устремляется к
своему источнику
• Путь к экстазу – молчание и
сосредоточение
Плотин
204270 гг.