Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные переживания. Безвестными талантливыми мастерами создавались и совершенствовались самые разнообразные музыкальные инструменты.
Зарождение русской музыки относится к глубокой древности. Она возникла в недрах первобытнообщинного строя славянских племен, населявших обширную территорию.
Центром одного из племенных союзов являлось племя рось, проживавшее на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже название этого племени распространилось на всех восточных славян, которых стали называть руссами, а территорию, на которой они жили, - Русской землей, Русью.
зарождение рус.муз..docx
Зарождение русской инструментальной музыки
Испокон веков русский народ стремился выразить с помощью
инструментальной музыки свои мысли, чаяния, душевные
переживания. Безвестными талантливыми мастерами создавались и
совершенствовались
музыкальные
инструменты.
разнообразные
самые
Зарождение русской музыки относится к глубокой древности.
Она возникла в недрах первобытнообщинного строя славянских
племен, населявших обширную территорию.
Центром одного из племенных союзов являлось племя рось,
проживавшее на реке Рось (приток Днепра, ниже Киева). Позже
название этого племени распространилось на всех восточных славян,
которых стали называть руссами, а территорию, на которой они
жили, Русской землей, Русью.
По свидетельству историков, славяне были рослым, сильным и
красивым народом: «они были неплохие люди и совсем незлобные»,
очень любили пение, за что их прозвали «песнелюбцами».
К VIII веку у восточных славян происходит процесс разложения
первобытнообщинного строя, созревают зачатки государственной
власти. К этому времени относят появление скульптуры, музыки,
плясок.
У древневосточных славян существовали различные виды
искусства, которые были связаны с обрядовыми формами языческих
религиозных верований. Исполнение обрядов сопровождалось
пением, игрой на музыкальных инструментах, плясками
с
элементами театрализованного действия.
На первом этапе своего возникновения музыка была еще очень
примитивной. Пение было одноголосным, и мелодии строились на 3 – 4 звуках. Во многих песнях отсутствовали полутоновые сочетания.
Однако их метроритмическая структура была довольно
разнообразной: между мелодией и словами существовала тесная
взаимосвязь.
Древним славянам были известны музыкальные инструменты
различного вида, например, так называемые мембранные ударные,
где источником звука служит мембрана, колеблющаяся в результате
удара по ней. Среди инструментов подобного типа наиболее
известны бубны и барабаны. К ударным инструментам относится и
металлический орган. Как предполагают, он представлял собой
набор металлических пластинок или полушарий. Из духовых
народных инструментов бытовали продольная флейта, флейта Пана,
глиняные свистульки.
Продольная флейта имела вид трубки, обычно с шестью
игровыми отверстиями, дающими диатонический звукоряд. Флейта
Пана представляла собой набор коротких трубочек различной
длины, где верхние концы стволов были открыты, а нижние закрыты
пыжом. Звук извлекался посредством рассечения воздуха о край
верхнего конца трубочки. Флейта Пана являлась прототипом
современных кугикл. Глиняные свистульки или окарины это
пустотелые керамические фигурки, выполненные обычно в виде
птицы или животного и имеющие 2 – 3 игровых отверстия. Известны
славянам были и гусли. Сведения об этом инструменте дошли до нас
из VI века.
Если песни передавались устным путем от поколения к
поколению и таким образом сохранялись в народной слуховой
памяти столетиями и некоторые из них дошли до наших дней из
глубины веков, то инструментальная музыка могла сохраниться
только лишь в нотной записи. Последняя являлась достоянием
монастырей, где культивировалось церковное пение. Она вошла в
музыкальную практику России (и то в очень несовершенном виде) только лишь в XVII веке. Инструментальная музыка считалась
светской, а значит, греховной, «бесовской». Кроме того, жизнь
самих инструментов была недолговечной: сделанные из непрочного
материала, дерева. Они более всего подвергались влиянию времени,
и ничто не в силах было приостановить процесс их исчезновения, не
говоря уже о том, что славянские земли постоянно подвергались
нашествиям диких племен, так что и возделывать землю
приходилось с оружием за плечами.
Песенное и инструментальное искусство древних славян
родилось и развивалось в тесной взаимосвязи. Анализ структуры
песен и музыкальных инструментов дает основание утверждать, что
песенная практика народа обеспечивала рождение музыкальных
инструментов, а музыкальные инструменты, в свою очередь,
закрепляли опыт песенного искусства, т.е. создание многих песен
происходило под влиянием установившегося инструментального
строя, точно так же, как звукоряды многих музыкальных
инструментов рождались часто на основе конкретных и наиболее
типичных народных песенных мелодий, как материальное
воплощение результатов творческой практики. А если знать строй
инструментов, способы извлечения звука на них, характер звучания,
то можно уже моделировать и характер музыки того времени.
Значение докиевского периода в истории русской
инструментальной культуры исключительно велико. Именно в этот
период закладываются основы национальной самобытной русской
профессиональной музыки.
Зарождение русской инструментальной музыки
Зарождение русской инструментальной музыки
Зарождение русской инструментальной музыки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.