Система сложения древнегреческого, позже - древнеримского стиха, основанная на чередовании долгих и кратких слогов. Относится к системам количественного стихосложения.
Краткий слог состоит из краткого гласного или согласного и краткого гласного, составляет по длительности одну долю (мору), обозначается U.
Долгий слог состоит из долгого гласного или гласного и двух-трех согласных звуков, обозначается -.
В античной системе стихосложения стопы разделялись в зависимости от количества и длительности слогов следующим образом.
ямб, хорей 2.docx
Античная система стихосложения
Система сложения древнегреческого, позже -
древнеримского стиха, основанная на чередовании
долгих и кратких слогов. Относится к системам
количественного
стихосложения.
Краткий слог состоит из краткого гласного или
согласного и краткого гласного, составляет по
длительности одну долю (мору), обозначается U.
Долгий слог состоит из долгого гласного или
гласного и двух-трех согласных звуков, обозначается
-.
В античной системе стихосложения стопы
разделялись в зависимости от количества и
длительности слогов следующим образом.
Стопы трехдольные:
хорей -U
ямб U-
трибрахий UUU
Стопы четырехдольные:
дактиль -UU
амфибрахий U-U
анапест UU-
спондей - -
дипиррихий UUUU
Стопы пятидольные:
пэон первый -UUU
пэон второй U-UU пэон третий UU-U
пэон четвертый UUU-
бакхий U- - *
кретик, или амфимакр -U- *
антибакхий --U *
Стопы шестидольные:
молосс, или тримакр - - - *
ионик нисходящий, или большой - - UU *
ионик восходящий, или малый UU - - *
антиспаст (ямбохорей) U- -U *
хориямб -UU-
Стопы семидольные:
эпитрит первый U - - - *
эпитрит второй - U - - *
эпитрит третий - - U - *
эпитрит четвертый - - -U *
Стопы восьмидольные:
диспондей - - l - - *
дохмий U - - U - *
"Из этих стоп составлялись античные
стихотворные размеры. Сильная часть стопы с
ритмическим ударением называется тезисом, слабая
часть — арсисом. Словесные ударения в античном
стихе располагаются свободно на любой доле стопы,
вследствие чего структура античного стиха с
ритмической инверсией существенно отличается от
константных ритмов западноевропейского и русского
классического стиха.
Античные стихи нужно
соблюдая долготу слогов и
скандировать, являющихся
интонационно выделяя ударные слоги в словах,
часто не совпадающие с сильными по положению
долями стопы. Группа слов объединяется в
метрический член или колон (стихотворная строка);
группа членов,
законченным
ритмическим целым, называется периодом. Из
периодов («ката стихон») или из разномерных членов
и периодов, объединенных в одно целое, строилось
античное стихотворение. Такое построение у греков
называлось системой. Строфа в А. м. состоит или из
одной такой системы (в монодической лирике) или из
нескольких систем (хоровая лирика и драматическая
поэзия).
Помимо стихов, построенных на повторении
определенной стопы, в А. м. существуют смешанные
размеры, составленные из разных стоп; они
называются логаэдами, или логаэдическими. Таковы
алкеев стих, анакреонтов стих, сапфический стих и
др.
А. м. оказала огромное влияние на формирование
европейского стиха. Существующие в европейской
поэтике названия стихотворных размеров (ямб,
хорей, дактиль, амфибрахий и пр.) заимствованы из
А. м. Однако европейские (в их числе и русские)
ямбы, хореи, дактили и пр. совершенно не
соответствуют античным:
1) в европейских
стихотворных размерах не принято введение в стих
долгих слогов (т. е. растяжение гласного) и 2)
акцентуация в европейских ямбах, хореях, дактилях
обязательно совпадает с сильными долями стопы
(тезисами), в то время как в А. м. она могла быть и на
слабых долях стопы (арсисах). В связи с этим самый характер ритма античного стиха определенного
метра существенно отличается от ритма
европейского стиха того же названия; например,
античные хореи и ямбы — трехдольные стопы, в
европейской же метрике они двудольны; античный
дактиль — четырехдольная стопа (), поэтому он и
заменяется
четырехдольным
спондеем (), в европейской же метрике дактиль —
трехдольная стопа (), а спондей — двусложный".
("Словарь
Квятковского)
* - эти размеры в европейской поэзии не
употребляются (или почти не употребляются)
равновеликим
поэзии"
Литература:
1. Квятковский А.П. "Поэтический словарь".
Науч. ред. И. Роднянская. — М.: Сов. Энцикл.,
1966
2. Федотов О.И. "Основы русского
стихосложения. Теория и история русского
стиха. ". М.: Издательство "Флинта",
Издательство "Наука", 2002
Античная система стихосложения
Античная система стихосложения
Античная система стихосложения
Античная система стихосложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.