«Механизм профессионального развития кадров. Технология воркшоп»
Формат: диалог наставника и наставляемого с
демонстрацией презентации.
Цель: доказать эффективность воркшопа как инструмента
наставничества, показать конкретные результаты работы за 1,5 года.
Наставник
Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри!
Мы представляем проект «Механизм профессионального развития кадров. Технология воркшоп»». Данная технология стала мостом между опытом наставника и потребностям начинающего педагога, в нашем случае музыкального руководителя.
Слайд 2. Идея проекта:
- адаптация инновационной формы работы-воркшопа.
- помощь в решении реальных профессиональных задач
- эффективность, анализ результатов работы по развитию самостоятельности и коммуникативных навыков.
Слайд 3. 2. Проблема и цели проекта
Повышения качества образования и развития ключевых компетенций (самостоятельность, коммуникация), через инновационные методы обучения соответствуют современным требованиям законодательства Российской Федерации и запросам общества.
На сегодняшний день вопрос наставничества рассматривается широко, и мы понимаем, что наставник, это не только человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, это тот педагог, который свой опыт, свою систему, свою позицию готов транслировать в педагогическом сообществе и помогать в реализации различных векторов системы наставничества.
Практика наставничества как работа с начинающими молодыми специалистами отражает традицию и сейчас является наиболее распространенной.
Однако в современных динамичных организациях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только новых сотрудников, но в идеале - всех.
Ведь цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении — помочь молодым и начинающим педагогам в их профессиональном развитии.
· Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ.
· Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять обязанности по занимаемой должности.
· Способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ.
Важно организовать психолого-педагогическую поддержку начинающим педагогам, помочь в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса, используя психологические аспекты развития самостоятельности и коммуникативных навыков через формат воркшопа.
И к этой работе присоединяется педагог-психолог детского сада.
Наставник делится не только методическими приёмами и практическими советами, но и своим отношением к профессии, ценностями и убеждениями, ведь наставничество целенаправленный, длительный, поэтапный, непрерывный процесс формирования и совершенствования профессионализма, как молодых специалистов, так и педагогов, имеющих диагностированные профессиональные (компетентностные) дефициты.
В рамках проекта мы осуществляем наставничество не только с молодыми специалистами, но и как говорится со «стажистами», теми специалистами, которые долгое время работают, но в силу объективных причин не владеют теми компетентностями, которые сейчас заложены в профстандарте педагога, а это для успешности образования организации в целом очень важно. Когда мы говорим о реализации программы наставничества, то подразумеваем поэтапность и непрерывность.
Слайд 15. I этап - Адаптационный (знакомство, постановка целей, составление плана).
II этап - Формирующий (практическая поддержка, коррекция компетенций).
III этап - Контрольно‑оценочный (анализ результатов, планирование дальнейшего роста).
Слайд 6. Алгоритм действий по реализации программы наставничества в детском саду:
Подготовка условий для запуска программы наставничества
Формирование базы наставляемых
Формирование базы наставников
Формирование и организация работы наставнических пар или групп
Завершение наставничества
Слайд 7. Очень важно для выстраивания качественной программы наставничества вначале выявить уровень сформированности значимых умений (компетентностей) молодых специалистов. В нашем детском саду применяется диагностическая карта Натальи Викторовны Микляевой, которая адаптирована под нашу организацию.


Проанализировав результаты диагностики, мы с наставляемой разобрали причины и выявили трудности в работе.
Когда Анна Николаевна пришла на должность музыкального руководителя, имея стаж преподавателя по классу фортепиано, концертмейстера столкнулась с тем, что:
· Ей не хватало уверенности в проведении праздников;
· Было сложно подбирать репертуар под разные возрастные группы;
· Не знала, как эффективно взаимодействовать с воспитателями на музыкальных занятиях.
Хотелось всё делать идеально, но не хватало практики.
Слайд 8. Исходя из выявленных затруднений и потребностей музыкального руководителя Юношевой Анны Николаевны, таких как:
- Организация музыкального занятия: структуры и приемов мотивации;
- Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании;
- Работа с родителями: формы взаимодействия;
- Подготовка и проведение праздника;
- Диагностика музыкального развития детей;
- Самопрезентация и профессиональное портфолио.
Слайд 9. Мною был разработан проект «Механизм профессионального развития кадров. Технология воркшоп».
Актуальность. Современное образование сталкивается с множеством вызовов, требующих от педагогов не только глубоких теоретических знаний, но и практических навыков, способствующих эффективному обучению детей. В условиях быстро меняющегося мира, где технологии и методы обучения постоянно эволюционируют, важность повышения профессиональных компетентностей педагогов МБДОУ №56 становится особенно актуальной. В этом контексте инновационная форма работы, такая как технология воркшоп, представляет собой перспективный подход к решению проблемы недостаточного уровня практических навыков у педагогов, самостоятельности и коммуникации.
Слайд 10. Моя
цель — не «подсказывать», а создавать условия для проб.
Ключевые задачи:
1. Снять страх ошибки.
2. Передать рабочие алгоритмы (подбор репертуара, структура занятия).
3. Развить навыки коммуникации с коллегами и родителями.
Мероприятия позволяют:
· мгновенно применять знания;
· получать обратную связь;
· адаптировать приёмы под свою группу.
Анна Николаевна, поделится личными наблюдениями. Начнём?
Слайд 11. Анна Николаевна. С удовольствием! Когда я впервые услышала о данной технологии, я поняла: это реальный инструмент для решения повседневных задач. Например, я долго не решалась внедрять проектную деятельность на занятиях — казалось, что это слишком сложно, особенно для младшей группы. После мозгового штурма и совместного анализа по теме «Проектная деятельность в раннем возрасте», я применяю эту технологию и адаптирую ее под своих воспитанников. Ведь этот проект раскрывает методику проведения воркшопов, примеры их адаптации для разных образовательных целей и демонстрирует их важность для формирования успешной личности ребенка.
Мне настолько стало комфортно работать с детьми, что я не устояла и пригласила на должность второго музыкального руководителя своего Слайд 12. супруга Никиту Борисовича, который вместе со мной и Элиной Магомедовной стали участвовать в воркшопах, работая в команде по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании».
Теперь мы свободно подбираем и обрабатываем аудио и видео материалы, создаем презентации для праздников, занимаемся монтажом музыкального материала. Я уверенно применяю информационно-коммуникационные технологии на занятиях.
С помощью чек листов по проведению досугов, утренников, занятий проектируем процесс самостоятельно.
Слайд 13. Элина Магомедовна. Именно так! Давайте последовательно раскроем ключевые вопросы проекта.
Традиционные формы повышения квалификации — лекции, семинары — дают теорию, но не отвечают на вопрос: «Как применить это завтра на занятии?».
Анна Николаевна. Лично я боялась экспериментировать: казалось, что «нестандартные» приёмы нарушат режим или не впишутся в план. Преодолеть свой страх мне удалось через погружение в практику. Например, на «Музыкальных мастерских» мы создали 10 приёмов за 2 часа. Один из них — упражнение «Музыкальный паровоз», где дети учатся определять характер музыки. Уже на следующий день я применила это упражнение на занятии с детьми 4-5 лет, и даже самые пассивные ребята включились!
Слайд 14. Элина Магомедовна.
А идея проекта - стимулирование педагогов для активного участия, самостоятельного мышления и взаимодействия в группе через инновационную форму воркшоп.
Принципы проекта:
· Активное участие: каждый становится соавтором идеи.
· Результат за 1–2 занятия: разработка конспектов, игр, пособий, лэпбуков.
· Обмен кейсами: педагоги учатся друг у друга, а не у «эксперта».
· Психологическая безопасность: ошибки — часть процесса, а не провал.
Слайд 15. Анна Николаевна. Особенно ценю этап рефлексии: после проведения мероприятий мы обсуждаем:
· Что сработало?
· Что удивило?
·
Как
это применить в своей работе?
Слайд 16. 3. Алгоритм
подготовки мероприятия («скелет» успеха цветика-семицветика)
Элина Магомедовна. Мы разработали чёткий алгоритм:
1. Цель и тема (например, «Как вовлечь педагогов и родителей в образовательный процесс»).
2. Анализ аудитории: опросы, чтобы понять запросы.
3. Формат: микс из мастер‑классов, мозговых штурмов и пробных занятий.
4. Материалы: шаблоны, чек‑листы, примеры работ.
5. Пространство: зоны для групповой работы, презентации идеи.
6. Фасилитация: ведущий не «читает», а направляет дискуссию.
7. Обратная связь: анкеты, рефлексивные круги, фотоотчёты.
Слайд 17. Анна Николаевна. На практике это выглядит так: перед тем как провести мероприятие, например: «Родитель‑педагог‑ребёнок» мы провели опрос и выяснили, что родители хотят научиться играть с детьми, но не знают, как. В итоге мы организовали ряд практик для Слайд 18. родителей, а именно:
«Мама и малыш» по адаптации детей к саду; «Как играть в инновационные игры»; «День дворовых игр»; «Меню выходного дня»; Слайд 19. «Смастерим своими руками в столярной мастерской»; «Вместе с папой»; Слайд 20. «Рио-Рита радость победы»; «Пиццерия в кулинарной студии», «Зарядка с мамой», Слайд 21«Зарядка с папой», «Танец выпускника», «КВН».
Слайд 22. Проведение мастер-классов для родителей: «Кукла оберег»; «Изготовим лэпбук»; «Ромашки нежный лепесток»; «Весенние цветы»; Слайд 23. «Открытка для папы»; практики для родителей в форме Слайд 24.мастер-класса «Формирование пространственно-временных представлений у детей старшей логопедической группы», а также на Слайд 25. канале Рутуб опубликованы онлайн мастер-классы от специалистов нашего детского сада.
Родители воспитанников – активные участники воркшопов. В организованных на базе детского сада воркшопах принимаю участие родители всех 16 групп.
Слайд 26.4. Практические результаты (данные за 1,5 года)
Элина Магомедовна. Вот цифры, которые говорят, что наша форма работы с молодыми специалистами и «стажистами» является эффективной:
· У 85 % педагогов наблюдается рост уверенности в применении новых методов работы;
· 40 % педагогов разрабатывают авторские пособия, сценария, конспекты;
· 75 % педагогов инициаторы межгрупповых проектов.
Слайд 27.Анна Николаевна. Добавлю личный пример: до проекта я использовала 2–3 игры на развитие внимания. Сейчас мой «банк» насчитывает 20+ приёмов, а дети сами просят: «Давайте поиграем в «Тайные движения!» (это игра на запоминание движений). Ещё один пример — после практики «Арт технологии», я начала проводить мини‑занятия на световом столе. Дети под музыку рисовали песком и на песке, включая воображение. А технология «Хор рук» помогла раскрыть креативность и визуализировать течение музыки через движения рук. Тем самым, применяя хор рук, мы можем закончить занятие, организовав мини-концерт, где каждый ребенок покажет свой результат.
5. Уникальные форматы проведения практик по данной технологии в МБДОУ № 56
Слайд 27.Элина Магомедовна. Мы вышли за рамки стандартных тренингов. Вот наши «фишки», которые используют все педагоги детского сада как инновационные методы организации детской деятельности, ведь все этапы работы в образовательных модулях продемонстрированы и разобраны в рамках проведения воркшопов, дискуссий. Все формы работы адаптированы.
В этом учебном году нами организовано сотрудничество с детскими садами города Ростова-на-Дону и города Томска, работая над увлекательными проектами, такими как: туристический воркшоп Слайд 29. «ТурПеРРо» и «Тур выходного дня», «Посткроссинг». В рамках проекта педагоги, родители и воспитанники нашего детского сада посещают и узнают о достопримечательностях любимого города, Слайд 30.посещают значимые места, театры, библиотеки, футбольные матчи и спектакли. Игры, квесты и работа в мастерских, разворачиваются на месте проведения турпохода, турворкшопа.
Анна Николаевна. После проведения мероприятий, всегда имеются результаты — идеи для занятий, игры, применение пособий в работе педагога.
6. Оценка эффективности: не только цифры, но и истории
Элина Магомедовна. Мы используем три уровня оценки:
1. Реакция (анкеты): «Было полезно?», «Что возьму в работу?»
2. Обучение (наблюдения): как педагоги применяют приёмы в своей работе.
3. Результаты (участие в мероприятиях на различных уровнях, отзывы педагогов и родителей воспитанников):
Слайд 31.- Элина Магомедовна. Специалистами МБДОУ №56 (методистом, старшим воспитателем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем) на базе нашего детского сада в течение 2024-2025 учебного года в рамках единого методического дня, организованны и проведены методические объединения, методические советы. Анна Николаевна стала председателем методического объединения музыкальных руководителей Пролетарского района города Ростова-на-Дону. Она очень творчески и плодотворно подошла к организации методобъединений в форме воркшопа и представила на методобъединении технологию «Хор рук».
Слайд 32.Свой опыт работы, я как наставник представила в качестве спикера на семинаре руководителей и специалистов ДОУ «Инновационные практики дошкольного образования» в городе Краснодар в феврале 2025 года. Слайд 33.Я активный участник конференций для руководителей и специалистов образовательных организаций в городе Санкт-Петербург по теме «Актуальные вопросы управления образовательным учреждением», Слайд 34. в республике Дагестан по теме
«Традиции национальной культуры – средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Слайд 35. - Анна Николаевна: Мною и специалистами МБДОУ №56 организован и проведен Воркшоп «Арт технологии в ДОУ», на котором присутствовало более 100 специалистов одновременно в рамках единого методического дня для специалистов ДОО Пролетарского района города Ростова-на-Дону.
Я вошла в состав жюри районных этапов конкурсов «Браво дети» и «Мир глазами детей».
Слайд 36. Э.М. Многочисленные отзывы педагогов и родителей воспитанников являются важным инструментом для создания продуктивной среды, как для педагогов-наставников, так и для их подопечных.
Анна Николаевна. Хочу с вами поделиться случаем из практики: мама из старшей группы сказала, что её сын стал объяснять младшему брату правила игр, которые узнал на воркшопе и даже начал сочинять мелодии. Это и есть трансляция знаний — то, к чему мы стремимся.
Ещё пример: после воркшопа по основам безопасности жизнедеятельности дети начали напоминать родителям о правилах дорожного движения — это показывает, что знания «ушли» в жизнь.
Слайд 37. 7. Перспективы развития
Элина Магомедовна. Наши планы:
· Масштабирование: передача опыта другим ДОУ через онлайн‑воркшопы. И участие в методических объединениях педагогов различных уровней от районного до всероссийского.
· Исследовательский блок: фиксация динамики развития детей при использовании наших методик.
· Интеграция с родителями: цикл воркшопов «Семейные ценности и традиции национальной культуры».
· Цифровизация: создание библиотеки видео‑инструкций для педагогов.
· Сетевое сотрудничество: продолжать совместные проекты (например, «Посткроссинг», «Тур выходного дня», «ТурпеРРо»).
Анна Николаевна. Мечтаю запустить свой марафон: 5 дней погружения в одну тему (например, «Развитие эмоционального интеллекта через игру»). Это даст глубину и системность. Ещё хочу попробовать формат «Педагогический хакатон» — за 24 часа создать решение для конкретной проблемы (например, как мотивировать пассивных детей).
Слайд 38. 8. Почему это работает? (суть подхода)
Элина Магомедовна. Секрет в трёх «П»:
1. Практика: теория — не более 20 % времени.
2. Партнёрство: нет «учителя и ученика», есть команда единомышленников.
3. Признание: каждая идея получает внимание, даже если она сырая.
Анна Николаевна. И ещё — игра. Мы вернули игру в обучение педагогов. Когда ты смеёшься над своей «кривой поделкой», но видишь, что она работает, — это и есть радость профессии. Например, на музыкальном воркшопе мы создали коллективный оркестр из струнных и шумовых инструментов. Было шумно, весело, а результат — исполнение придуманной мелодии, работая в команде!
Элина Магомедовна (обращаясь к жюри). Наша программа — это не «ещё один проект», а изменение культуры обучения. Мы показали, как воркшопы превращают тревогу педагогов в уверенность, а теорию — в живые практики.
Анна Николаевна. Для меня программа стала мостом от «Я не умею» к «Я создаю». И это самое ценное.
Слайд 39. Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.