Защита авторского проекта «Механизм профессионального развития кадров. Технология воркшоп»

  • docx
  • 21.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Защита проекта «Механизм профессионального развития кадров. Технология воркшоп».docx

Защита проекта

«Механизм профессионального развития кадров. Технология воркшоп»

Формат: диалог наставника и наставляемого с демонстрацией презентации.
Цель: доказать эффективность воркшопа как инструмента наставничества, показать конкретные результаты работы за 1,5 года.

Сценарий выступления

1. Вступление

Наставник

Слайд 1. Добрый день, уважаемые коллеги и члены жюри!

Мы представляем проект «Механизм профессионального развития кадров. Технология воркшоп»». Данная технология стала мостом между опытом наставника и потребностям начинающего педагога, в нашем случае музыкального руководителя.

Слайд 2. Идея проекта:

- адаптация инновационной формы работы-воркшопа.

-  помощь в решении реальных профессиональных задач

- эффективность, анализ результатов работы по развитию самостоятельности и коммуникативных навыков.

 

Слайд 3. 2. Проблема и цели проекта

Повышения качества образования и развития ключевых компетенций (самостоятельность, коммуникация), через инновационные методы обучения соответствуют современным требованиям законодательства Российской Федерации и запросам общества.

На сегодняшний день вопрос наставничества рассматривается широко, и мы понимаем, что наставник, это не только человек, обладающий определенным опытом и знаниями, высоким уровнем коммуникации, это тот педагог, который свой опыт, свою систему, свою позицию готов транслировать в педагогическом сообществе и помогать в реализации различных векторов системы наставничества.

Практика наставничества как работа с начинающими молодыми специалистами отражает традицию и сейчас является наиболее распространенной.

Однако в современных динамичных организациях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только новых сотрудников, но в идеале - всех.

Ведь цель наставничества в дошкольном образовательном учреждении — помочь молодым и начинающим педагогам в их профессиональном развитии.

Слайд 4. Задачи вы можете увидеть на слайде.

·         Привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности и закрепить их в ДОУ.

·         Ускорить процесс профессионального становления воспитателя, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять обязанности по занимаемой должности.

·         Способствовать успешной адаптации молодых специалистов к корпоративной культуре, правилам поведения в ДОУ.

Важно организовать психолого-педагогическую поддержку начинающим педагогам, помочь в проектировании и моделировании воспитательно-образовательного процесса, используя психологические аспекты развития самостоятельности и коммуникативных навыков через формат воркшопа.

И к этой работе присоединяется педагог-психолог детского сада.

Наставник делится не только методическими приёмами и практическими советами, но и своим отношением к профессии, ценностями и убеждениями, ведь наставничество целенаправленный, длительный, поэтапный, непрерывный процесс формирования и совершенствования профессионализма, как молодых специалистов, так и педагогов, имеющих диагностированные профессиональные (компетентностные) дефициты.

          В рамках проекта мы осуществляем наставничество не только с молодыми специалистами, но и как говорится со «стажистами», теми специалистами, которые долгое время работают, но в силу объективных причин не владеют теми компетентностями, которые сейчас заложены в профстандарте педагога, а это для успешности образования организации в целом очень важно. Когда мы говорим о реализации программы наставничества, то подразумеваем поэтапность и непрерывность.

Слайд 15. I этап  - Адаптационный (знакомство, постановка целей, составление плана).

II этап - Формирующий (практическая поддержка, коррекция компетенций).

III этап - Контрольно‑оценочный (анализ результатов, планирование дальнейшего роста).

Слайд 6. Алгоритм действий по реализации программы наставничества в детском саду:

Подготовка условий для запуска программы наставничества

Формирование базы наставляемых

Формирование базы наставников

Формирование и организация работы наставнических пар или групп

Завершение наставничества

Слайд 7. Очень важно для выстраивания качественной программы наставничества вначале выявить уровень сформированности значимых умений (компетентностей) молодых специалистов. В нашем детском саду применяется диагностическая карта Натальи Викторовны Микляевой, которая адаптирована под нашу организацию.

Проанализировав результаты диагностики, мы с наставляемой разобрали причины и выявили трудности в работе.

Когда Анна Николаевна пришла на должность музыкального руководителя, имея стаж преподавателя по классу фортепиано, концертмейстера столкнулась с тем, что:

·                     Ей не хватало уверенности в проведении праздников;

·                     Было сложно подбирать репертуар под разные возрастные группы;

·                     Не знала, как эффективно взаимодействовать с воспитателями на музыкальных занятиях.

Хотелось всё делать идеально, но не хватало практики.

Слайд 8. Исходя из выявленных затруднений и потребностей музыкального руководителя Юношевой Анны Николаевны, таких как:

- Организация музыкального занятия: структуры и приемов мотивации;

- Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании;

- Работа с родителями: формы взаимодействия;

- Подготовка и проведение праздника;

- Диагностика музыкального развития детей;

- Самопрезентация и профессиональное портфолио.

Слайд 9. Мною был разработан проект «Механизм профессионального развития кадров. Технология воркшоп».

Актуальность. Современное образование сталкивается с множеством вызовов, требующих от педагогов не только глубоких теоретических знаний, но и практических навыков, способствующих эффективному обучению детей. В условиях быстро меняющегося мира, где технологии и методы обучения постоянно эволюционируют, важность повышения профессиональных компетентностей педагогов МБДОУ №56 становится особенно актуальной. В этом контексте инновационная форма работы, такая как технология воркшоп, представляет собой перспективный подход к решению проблемы недостаточного уровня практических навыков у педагогов, самостоятельности и коммуникации.

Слайд 10. Моя цель — не «подсказывать», а создавать условия для проб.
Ключевые задачи:

1.                Снять страх ошибки.

2.                Передать рабочие алгоритмы (подбор репертуара, структура занятия).

3.                Развить навыки коммуникации с коллегами и родителями.

Мероприятия позволяют:

·                     мгновенно применять знания;

·                     получать обратную связь;

·                     адаптировать приёмы под свою группу.

Анна Николаевна, поделится личными наблюдениями. Начнём?

Слайд 11. Анна Николаевна. С удовольствием! Когда я впервые услышала о данной технологии, я поняла: это реальный инструмент для решения повседневных задач. Например, я долго не решалась внедрять проектную деятельность на занятиях — казалось, что это слишком сложно, особенно для младшей группы. После мозгового штурма и совместного анализа по теме «Проектная деятельность в раннем возрасте», я применяю эту технологию и адаптирую ее под своих воспитанников. Ведь этот проект раскрывает методику проведения воркшопов, примеры их адаптации для разных образовательных целей и демонстрирует их важность для формирования успешной личности ребенка.

Мне настолько стало комфортно работать с детьми, что я не устояла и пригласила на должность второго музыкального руководителя своего Слайд 12. супруга Никиту Борисовича, который вместе со мной и Элиной Магомедовной стали участвовать в воркшопах, работая в команде по теме «Использование информационно-коммуникационных технологий в музыкальном воспитании».

Теперь мы свободно подбираем и обрабатываем аудио и видео материалы, создаем презентации для праздников, занимаемся монтажом музыкального материала. Я уверенно применяю информационно-коммуникационные технологии на занятиях.

С помощью чек листов по проведению досугов, утренников, занятий проектируем процесс самостоятельно.

Слайд 13. Элина Магомедовна. Именно так! Давайте последовательно раскроем ключевые вопросы проекта.

Традиционные формы повышения квалификации — лекции, семинары — дают теорию, но не отвечают на вопрос: «Как применить это завтра на занятии?».

Анна Николаевна. Лично я боялась экспериментировать: казалось, что «нестандартные» приёмы нарушат режим или не впишутся в план. Преодолеть свой страх мне удалось через погружение в практику. Например, на «Музыкальных мастерских» мы создали 10 приёмов за 2 часа. Один из них — упражнение «Музыкальный паровоз», где дети учатся определять характер музыки. Уже на следующий день я применила это упражнение на занятии с детьми 4-5 лет, и даже самые пассивные ребята включились!

Слайд 14. Элина Магомедовна. 

А идея проекта - стимулирование педагогов для активного участия, самостоятельного мышления и взаимодействия в группе через инновационную форму воркшоп.

Принципы проекта:

·         Активное участие: каждый становится соавтором идеи.

·         Результат за 1–2 занятия: разработка конспектов, игр, пособий, лэпбуков.

·         Обмен кейсами: педагоги учатся друг у друга, а не у «эксперта».

·         Психологическая безопасность: ошибки — часть процесса, а не провал.

Слайд 15. Анна Николаевна. Особенно ценю этап рефлексии: после проведения мероприятий мы обсуждаем:

·         Что сработало?

·         Что удивило?

·         Как это применить в своей работе?
Слайд 16. 3. Алгоритм подготовки мероприятия («скелет» успеха цветика-семицветика)

Элина Магомедовна. Мы разработали чёткий алгоритм:

1.    Цель и тема (например, «Как вовлечь педагогов и родителей в образовательный процесс»).

2.    Анализ аудитории: опросы, чтобы понять запросы.

3.    Формат: микс из мастер‑классов, мозговых штурмов и пробных занятий.

4.    Материалы: шаблоны, чек‑листы, примеры работ.

5.    Пространство: зоны для групповой работы, презентации идеи.

6.    Фасилитация: ведущий не «читает», а направляет дискуссию.

7.    Обратная связь: анкеты, рефлексивные круги, фотоотчёты.

Слайд 17. Анна Николаевна. На практике это выглядит так: перед тем как провести мероприятие, например: «Родитель‑педагог‑ребёнок» мы провели опрос и выяснили, что родители хотят научиться играть с детьми, но не знают, как. В итоге мы организовали ряд практик для Слайд 18. родителей, а именно:

«Мама и малыш» по адаптации детей к саду; «Как играть в инновационные игры»; «День дворовых игр»; «Меню выходного дня»; Слайд 19. «Смастерим своими руками в столярной мастерской»; «Вместе с папой»; Слайд 20. «Рио-Рита радость победы»; «Пиццерия в кулинарной студии», «Зарядка с мамой», Слайд 21«Зарядка с папой», «Танец выпускника», «КВН».

Слайд 22. Проведение мастер-классов для родителей: «Кукла оберег»; «Изготовим лэпбук»; «Ромашки нежный лепесток»; «Весенние цветы»; Слайд 23. «Открытка для папы»;  практики для родителей в форме Слайд 24.мастер-класса «Формирование пространственно-временных представлений у детей старшей логопедической группы», а также на Слайд 25. канале Рутуб опубликованы онлайн мастер-классы от специалистов нашего детского сада.

Родители воспитанников – активные участники воркшопов. В организованных на базе детского сада воркшопах принимаю участие родители всех 16 групп.

Слайд 26.4. Практические результаты (данные за 1,5 года)

Элина Магомедовна. Вот цифры, которые говорят, что наша форма работы с молодыми специалистами и «стажистами» является эффективной:

·                     У 85 % педагогов наблюдается рост уверенности в применении новых методов работы;

·                     40 % педагогов разрабатывают авторские пособия, сценария, конспекты;

·                     75 % педагогов инициаторы межгрупповых проектов.

Слайд 27.Анна Николаевна. Добавлю личный пример: до проекта я использовала 2–3 игры на развитие внимания. Сейчас мой «банк» насчитывает 20+ приёмов, а дети сами просят: «Давайте поиграем в «Тайные движения!» (это игра на запоминание движений). Ещё один пример — после практики «Арт технологии»,  я начала проводить мини‑занятия на световом столе. Дети под музыку рисовали песком и на песке, включая воображение. А технология «Хор рук» помогла раскрыть креативность и визуализировать течение музыки через движения рук. Тем самым, применяя хор рук, мы можем закончить занятие, организовав мини-концерт, где каждый ребенок покажет свой результат.

 

5. Уникальные форматы проведения практик по данной технологии в МБДОУ № 56

Слайд 27.Элина Магомедовна. Мы вышли за рамки стандартных тренингов. Вот наши «фишки», которые используют все педагоги детского сада как инновационные методы организации детской деятельности, ведь все этапы работы в образовательных модулях продемонстрированы и разобраны в рамках проведения воркшопов, дискуссий. Все формы работы адаптированы.

  • Робототехника и конструирование в конструкторском бюро. Воспитанники собирают и программируют роботов, используя конструкторы. Создают из различных конструкторов целые скульптурные композиции, поделки, игрушки.
  • В образовательном модуле «Жизнь в стиле ЭКО» воспитанники сажают семена в сити-ферме и выращивают микро зелень и огород на окошке.
  • Журналистика в детском медиа-блогерском центре «Апельсин». Воспитанники создают блог детского сада, учатся брать интервью и рассказывать о достопримечательностях города Ростова-на-Дону, составлять сценарии, снимать и озвучивать мультипликационные фильмы. А также, участвуют в записи радиопередач совместно с родителями и педагогами.
  • В арт-студии «Творим, что хотим». Воспитанники создают коллективное произведение искусства или инсталляцию.
  • В образовательном модуле по безопасности. Воспитанники учаться основам безопасной жизнедеятельности играя в интерактивные игры на интерактивных комплексах Безопашка и говорящем светофоре, обыгрывают дорожные ситуации на настенной импровизированной дороге.
  • В образовательном модуле «Детская библиотека», «Буккроссинг», «Посткроссинг». Рассматривают книги, меняются книгами, играют в литературные  игры «Собери пазл и угадай сказку», доскажи словечко, прочитай стихотворение, раскрась сказку, пишут письма воспитанникам детских садов России.

В этом учебном году нами организовано сотрудничество с детскими садами города Ростова-на-Дону и города Томска, работая над увлекательными проектами, такими как: туристический воркшоп Слайд 29. «ТурПеРРо» и «Тур выходного дня», «Посткроссинг». В рамках проекта педагоги, родители и воспитанники нашего детского сада посещают и узнают о достопримечательностях любимого города, Слайд 30.посещают значимые места, театры, библиотеки, футбольные матчи и спектакли. Игры, квесты и работа в мастерских, разворачиваются на месте проведения турпохода, турворкшопа.

Анна Николаевна. После проведения мероприятий, всегда имеются результаты — идеи для занятий, игры, применение пособий в работе педагога.

6. Оценка эффективности: не только цифры, но и истории

Элина Магомедовна. Мы используем три уровня оценки:

1.    Реакция (анкеты): «Было полезно?», «Что возьму в работу?»

2.    Обучение (наблюдения): как педагоги применяют приёмы в своей работе.

3.    Результаты (участие в мероприятиях на различных уровнях, отзывы педагогов и родителей воспитанников):

Слайд 31.- Элина Магомедовна. Специалистами МБДОУ №56 (методистом, старшим воспитателем, инструктором по физической культуре, педагогом-психологом, учителем-логопедом, музыкальным руководителем) на базе нашего детского сада в течение 2024-2025 учебного года в рамках единого методического дня, организованны и проведены методические объединения, методические советы. Анна Николаевна стала председателем методического объединения музыкальных руководителей Пролетарского района города Ростова-на-Дону. Она очень творчески и плодотворно подошла к организации методобъединений в форме воркшопа и представила на методобъединении технологию «Хор рук».

Слайд 32.Свой опыт работы, я как наставник представила в качестве спикера на семинаре руководителей и специалистов ДОУ «Инновационные практики дошкольного образования» в городе Краснодар в феврале 2025 года. Слайд 33.Я активный участник конференций для руководителей и специалистов образовательных организаций в городе Санкт-Петербург по теме «Актуальные вопросы управления образовательным учреждением», Слайд 34. в республике Дагестан по теме

 «Традиции национальной культуры – средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Слайд 35. - Анна Николаевна: Мною и специалистами МБДОУ №56 организован и проведен Воркшоп «Арт технологии в ДОУ», на котором присутствовало более 100 специалистов одновременно в рамках единого методического дня для специалистов ДОО Пролетарского района города Ростова-на-Дону.

Я вошла в состав жюри районных этапов конкурсов «Браво дети» и «Мир глазами детей».

Слайд 36. Э.М. Многочисленные отзывы педагогов и родителей воспитанников являются важным инструментом для создания продуктивной среды, как для педагогов-наставников, так и для их подопечных.

Анна Николаевна. Хочу с вами поделиться случаем из практики: мама из старшей группы сказала, что её сын стал объяснять младшему брату правила игр, которые узнал на воркшопе и даже начал сочинять мелодии. Это и есть трансляция знаний — то, к чему мы стремимся.

Ещё пример: после воркшопа по основам безопасности жизнедеятельности дети начали напоминать родителям о правилах дорожного движения — это показывает, что знания «ушли» в жизнь.

Слайд 37. 7. Перспективы развития

Элина Магомедовна. Наши планы:

·         Масштабирование: передача опыта другим ДОУ через онлайн‑воркшопы. И участие в методических объединениях педагогов различных уровней от районного до всероссийского.

·         Исследовательский блок: фиксация динамики развития детей при использовании наших методик.

·         Интеграция с родителями: цикл воркшопов «Семейные ценности и традиции национальной культуры».

·         Цифровизация: создание библиотеки видео‑инструкций для педагогов.

·         Сетевое сотрудничество: продолжать совместные проекты (например, «Посткроссинг», «Тур выходного дня», «ТурпеРРо»).

Анна Николаевна. Мечтаю запустить свой марафон: 5 дней погружения в одну тему (например, «Развитие эмоционального интеллекта через игру»). Это даст глубину и системность. Ещё хочу попробовать формат «Педагогический хакатон» — за 24 часа создать решение для конкретной проблемы (например, как мотивировать пассивных детей).

Слайд 38. 8. Почему это работает? (суть подхода)

Элина Магомедовна. Секрет в трёх «П»:

1.    Практика: теория — не более 20 % времени.

2.    Партнёрство: нет «учителя и ученика», есть команда единомышленников.

3.    Признание: каждая идея получает внимание, даже если она сырая.

Анна Николаевна. И ещё — игра. Мы вернули игру в обучение педагогов. Когда ты смеёшься над своей «кривой поделкой», но видишь, что она работает, — это и есть радость профессии. Например, на музыкальном воркшопе мы создали коллективный оркестр из струнных и шумовых инструментов. Было шумно, весело, а результат — исполнение придуманной мелодии, работая в команде!

Элина Магомедовна  (обращаясь к жюри). Наша программа — это не «ещё один проект», а изменение культуры обучения. Мы показали, как воркшопы превращают тревогу педагогов в уверенность, а теорию — в живые практики.

Анна Николаевна.  Для меня программа стала мостом от «Я не умею» к «Я создаю». И это самое ценное.

Слайд 39. Спасибо за внимание!