ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Котельникова Наталья Владимировна,
КГБ ПОУ «Красноярский техникум социальных технологий»,
г. Красноярск, преподаватель;
nat24pen@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы защиты потребителей от некачественной и фальсифицированной продукции, которые имеют давнюю историю, но лишь в XX веке была разработана и применена нормативно-правовая база, в которой были определены не только права потребителей, но и меры по их защите.
Ключевые слова: защита, права потребителя, некачественные товары, фальсифицированная продукция, законы, правовые нормы.
Вопросам защиты прав потребителей уделяют большое внимание не только в нашей стране, но и во многих странах мира. Даже в древние времена эти вопросы стояли на повестке дня.
Как известно, одним из древних способов торговли был публичный рынок (базар), существовавший в древних государствах – Китае, Вавилоне, Греции, Египте, Римской империи. Интересы потребителей на таких рынках защищались определенными нормами и обычаями свободной торговли между покупателем и продавцом. Во многих странах была особая должность работника рынка, который следил за соблюдением правил публичного рынка, наказывал правонарушителей и поощрял честных торговцев. В древнем Китае великий философ Конфуций некоторое время занимал такую должность [1]
Практически во всех кодексах законов древних государств так или иначе были определены нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Но, тем не менее, законы царя Хаммурапи, который правил в Вавилоне в 2 веке до н.э., считаются первым правовым актом, определенным образом контролирующим взаимодействием продавца и потребителя на рынке. Уже тогда они отражали вопросы регулирования кредитных отношений, качества товаров и услуг, ценообразования, а также устанавливали ответственность за продажу некачественных товаров. Законы Хаммурапи или Кодекс Хаммурапи – законодательный свод старовавилонского периода, созданный при царе Хаммурапи в 1750-х годах до н.э. Один из древнейших правовых памятников в мире [2]
В VI веке нашей эры в римском праве появился кодекс, в котором были статьи, посвященные правилам продажи и по сути своей защищающие права потребителей. В Средние века защита прав потребителей осуществлялась в форме борьбы с фальсифицированной продукцией.
Возникновение и развитие в Средние века ремесленничества, объединение отдельных ремесленников в цеха, а купцов — в гильдии дали импульс к разработке и применению определенных цеховых или городских норм и правил, в том числе и морально-этических, устанавливающих требования к товарам и торговле ими. Так, в Германии существовали цеховые уставы и распоряжения городских властей, согласно которым запрещалось продавать некачественные пищевые продукты (непропеченный, подгоревший, черствый хлеб, мясо падших или слишком молодых животных и т.п.). Надзор за продажей пищевых продуктов осуществляли рыночные смотрители. При приеме в отдельные цеха ремесленников (мясников, булочников), купеческие гильдии давалась присяга на честность.
При отсутствии государственных норм ответственности и наказания за обман покупателей применялись меры общественного воздействия или наказания, порой достаточно жестокие. Так, в Германии булочников, которые подмешивали в тесто вредные примеси, сажали в клетку и до трех раз окунали в реку. Фальсификаторов других продуктов заставляли съедать поддельные продукты или выпивать некачественные напитки (вино, пиво и др.) [3].
Постепенно в передовых европейских странах общественность начинает осознавать необходимость перехода от призывов и мер воздействия эпизодического характера к правовому регулированию установления и применения норм и правил, регламентирующих деятельность по предупреждению и наказанию за производство и реализацию фальсифицированных товаров.
Примером такого воздействия общественности могут служить частные инициативы лондонской медицинской газеты «The Lancet» в Англии и Вольного экономического общества в России. В 1851 г. руководство газеты поручило специалистам исследовать пробы продуктов лондонского рынка. Результаты обследования, опубликованные в газете, потрясли английскую общественность. Все 49 проб хлеба были с примесями. При обследовании оказались фальсифицированными 70 % проб кофе, 65 % проб молока, сыра, какао, пива, консервов и пряностей. [4].
Как следствие этого, по поручению английского парламента была создана комиссия из выдающихся физиков, химиков, медиков и промышленников для разработки проекта реформы по борьбе с подделками реализуемых товаров. Работа комиссии завершилась принятием парламентом в 1860 г. Закона о фальсификации пищевых продуктов. В 1872 г. в Закон были внесены дополнения в виде строгого уголовного наказания за подделки. Позднее в Англии был принят и Закон о пищевых продуктах в связи с массовой продажей поддельного маргарина.
Однако Англия не может претендовать на пальму первенства по законодательству в области фальсификации. Впервые закон о подделках товаров был принят во Франции в 1851 г. Вызвано это было массовым распространением фальсификации товаров, а также требованиями французской общественности к ведению борьбы с подделками на государственном уровне.
В Германии, где борьба с фальсификацией уже производилась с помощью цеховых уставов, распоряжений городских властей, Закон о подделках пищевых продуктов, игрушек, красок, обоев, посуды для приготовления пищи был принят в 1879 г. Это был один из наиболее жестких европейских законов в сфере производства и реализации фальсифицированных товаров. При этом фальсификацией считалась и неумышленная реализация подделок: «Ибо по роду своей деятельности купец обязан был знать». Наказание за реализацию таких подделок было достаточно жестким.
К концу XIX в. законы о фальсификации были приняты во многих европейских странах: Франции (1851), Англии (1872), Германии (1879), Италии (1890), Бельгии (1891), Австрии и Швейцарии (1892). Эти законы предусматривали ответственность и наказания разной степени тяжести за производство и реализацию подделок товаров (термин «фальсифицированные товары» появился значительно позднее). По-разному трактовалось и понятие о подделке товаров. [4].
Так, в законах Англии и Австрии — это понятие не распространялось на неумышленную реализацию фальсифицированных товаров по незнанию, что оставляло определенные лазейки фальсификаторам, так как умышленную подделку порой трудно доказать. В законе Германии незнание или неумение продавца фальсифицированных товаров распознать подделку не освобождало его от наказания.
Меры наказания, предусмотренные в законах разных стран, также были разными и зависели от степени тяжести наносимого потребителю вреда: от штрафов до арестов, лишения гражданских прав, почетных званий и даже тюремного заключения сроком от одного до шести месяцев и более. Однако это были более гуманные меры по сравнению со Средневековьем, когда фальсификаторы предавались смертной казни. Так, в Германии за фальсификацию пива отрубали голову, в России — били кнутом, ссылали на каторгу, а при многократной вине применялась и смертная казнь.
В древнерусском государстве первые законодательные акты, регулирующие торговые отношения, появились в XIV-XV веках – это Псковская судебная хартия. Позднее, во времена Петра Великого в России был принят ряд указов, защищающих права потребителей от некачественной продукции.
Первые известные меры по борьбе относились к предупреждению количественной и стоимостной фальсификации хлеба в XVII в. в Москве. Выбор продукта был неслучаен. Хлеб являлся основным продуктом питания большей части населения России.
Поэтому в Москве, где преобладало потребление покупного хлеба, специальным указом правительства были установлены «указные» (фиксированные указом) цены на хлеб, в основном на штучные калачи. Специальный подьячий следил за тем, чтобы цены на хлеб не завышались, а калачники пекли хлеб установленного веса. Для сведения: калачи — круглый пшеничный хлеб в форме сгибеня с дужкой — пеклись только из пшеничной муки и фиксированной массой, ценой в одну или две деньги, или грош, или алтын.
Контроль облетался тем, что пекари-калачники селились в специальных слободах (например, в Калашной слободе на Пресне) и торговали в калашном ряду.
Можно также предположить, что специальные подьячие, осуществлявшие контроль за «указными» ценами, должны были проводить и идентификацию по качеству, проверяя по цвету наличие примесей к пшеничной муке других видов сырья (ржаной, гороховой, ячменной муки). Добавки более дешевых видов муки широко использовались не только в Москве, но и по всей России, что обеспечивало скрытое повышение цен.
Проводя параллель с современностью, можно вспомнить середину 90-х годов XX в., когда было введено ограничение на повышение цен на хлеб. Тогда многие хлебозаводы и мелкие пекарни стали выпускать батоны и буханки меньшей массой (примерно на 50—200 г), что позволяло скрыто повышать цены в обход указа президента.
Архивные документы свидетельствуют о том, что вопрос о фальсификации в нашей стране не относится к числу новых. В правление Петра I были приняты указы о торговле пищевыми товарами на рынках столицы. Так, Сенатский Указ от 18 сентября 1713 г. предписывал: «В мясных рядах скотину бить и продавать по-прежнему здоровую, а ежели у кого явится больная, то такой не бить и не продавать, и смотреть крепко, чтобы тайно того мясники не делали».
В Указе 1718 г. запрещалась продажа «нездорового съестного харча и мертвечины» и устанавливались жесткие меры наказания: «за первую вину будет бит кнутом, за вторую — сослан на каторгу, за третью — учинена будет смертная казнь».
В Указе 1722 г. предписывалось «несвежее мясо бросать собакам или велеть закапывать в землю в особливых местах, а ежели у кого для продажи явится какая мертвечина и за то таковых бить кнутом и, вырезав ноздри, ссылать на каторгу на урочные годы». Надзор за качеством продукции был возложен на полицию. Указами Сената (1756 г.) определялись права полиции, которая должна была следить также за ценами на пищевые продукты на рынках: «Пристав должен посещать рынки своей части, и буде усмотрит жалобу или дороговизну, то о том, чего сам исправить не может, предлагать управе».
Однако несмотря на тяжесть наказаний, учреждение в помощь полиции специальных служб, осуществляющих надзор за доброкачественностью продукции, проблема оставалась острой и в середине XVI11 в., и в начале XIX в. Свидетельством этому служит принятие указов, датированных 1837, 1841, 1861, 1866 гг. Так, согласно Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1855 г.), устанавливался штраф до 100 руб. на виновных за «приготовленные к продаже или продажу съестных припасов или напитков, вредных для здоровья или испортившихся, а равно подделку посуды из вредных для здоровья материалов» (ст. 115) или предусматривался арест сроком до одного месяца.
В Законе от 12 мая 1890 г. к приготовлению для продажи и к самой продаже было приравнено хранение фальсифицированных товаров в торговых и промышленных помещениях. Были увеличены наказания: штраф — до 300 руб. и арест — до 3 месяцев.
Среди пищевых продуктов, которые упоминались в законодательстве, были хлеб, мясо (1845 г.), коровье масло, маргарин и искусственное масло, жиры (1891 г.). В дальнейшем список пополнили пчелиный мед, кофе, молоко, мука, пиво, сахарин, чай, суррогаты женского молока и др. [4].
В начале XX в. в России вновь поднимается вопрос о фальсификации продуктов. Профессор В. Е. Таиров, располагая информацией о фальсификациях виноградного вина, обратился к ведущим ученым страны с предложением высказать свое мнение о подделках, с которыми они встречаются по роду своей деятельности. На основе присланных материалов В. Е. Таиров разработал проект закона «О фальсификации пищевых продуктов» (см.: Материалы по вопросу о фальсификации пищевых продуктов. СПб., 1901; Частный проект законов по инициативе В. Е. Таирова. Одесса: Вестник виноделия, 1901). Однако этот закон по каким-то соображениям не был принят. Не принят он в России и до сих пор.
В дореволюционной России, несмотря на упомянутые меры по борьбе с фальсификацией товаров, подделывалось значительное количество товаров, особенно реализуемых на рынках или разносчиками (например, молочницами). Грешили этим мелкие и средние купцы. Причем зачастую многие знали места и производителей фальсифицированной продукции, но должной борьбы на государственном уровне с ними на велось.
Активное развитие рыночных отношений, особенно с зарубежными странами, привело к появлению в России особого раздела гражданского права – потребительского права. Потребительское право – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан.
В западноевропейских государствах еще в 30-е годы создавались так называемые «лиги покупателей», безусловно, лиги покупателей стали прообразом нынешних обществ потребителей.
Основной целью таких организаций, как в прошлом, так и в настоящем является оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров потребления и услуг.
В прежние времена лиги покупателей составляли определенные списки, куда заносили добросовестных предпринимателей, соблюдавших определенные принципы во взаимоотношениях с потребителем. Что, несомненно, являлось стимулом для других торговцев, поскольку речь шла о деловой репутации, которую создавало общественное мнение, и вследствие о прибыльной торговли. Однако только общественного давления было явно недостаточно.
Официальное подтверждение необходимости государственного регулирования взаимоотношений в сфере обслуживания и защиты прав потребителей считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США вначале 60-х, целью которого являлось привлечь внимание законодателей и придать нормативную форму защите потребителей.
Америка считается родиной потребительского права как самостоятельной отрасли законодательства. Когда 15 марта 1961 года Президент США Дж. Кеннеди в Конгрессе впервые признал необходимость создания системы государственного регулирования отношений, возникающих в сфере торговли и услуг с участием потребителей, и сформулировал пять основных прав потребителей:
- право на безопасность (на защиту в случае продажи товаров, опасных для жизни и здоровья);
- право на информацию (на сообщение фактов, необходимых для совершения обоснованного выбора, и на защиту от мошеннической или вводящей в заблуждение информации, ложной рекламы);
- право на выбор (на возможность приобретения разных товаров и услуг по конкурентным ценам);
- право быть услышанным (быть уверенным, что жалобы потребителей будут своевременно рассмотрены административными органами, а их интересы учтены при разработке правительственной политики);
- право на потребительскую грамотность.
На основании этого возникло потребительское движение – «движение за права потребителей» - консьюмеризм, которое распространилось из Соединенных Штатов во многие страны Европы. Консьюмеризм – это организованное общественное движение, ставящее своей целью расширение и защиту прав потребителей. Термин происходит от consumer – потребитель.
В Европе официальная политика защиты потребителей началась с принятия в апреле 1975г первой программы ЕЭС по предварительной защите потребителей и информационной политики. В программе названы пять основных прав потребителей:
· право на защиту жизни и здоровья, а также безопасность товаров и услуг.
· право защищать экономические интересы;
· право на возмещение;
· право на информацию и образование;
· право представлять интересы (быть услышанным).
В 70е годы в рамках Комиссии ЕС был создан «Консультативный комитет по защите прав потребителей», а приблизительно через 10 лет, в 80-е годы, Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции были одобрены Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые послужили основой для потребительского законодательства большинства стран, в них вошли такие принципы как:
· право на выбор;
· право на безопасность;
· право быть выслушанным;
· право на информацию;
· право на потребительское образование;
· право на удовлетворение базовых потребностей;
· право на качество;
· право на возмещение ущерба.
В России же на тот период времени защита прав потребителей была недостаточно развита, регулирующие нормы, отвечающие принципам защиты прав потребителей содержались в основном в гражданском законодательстве, в частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком».
Однако классическое гражданское законодательство в полном объеме не было способно регулировать отношения по защите моральных, материальных и иных ценностей граждан. Это послужило причиной для внесения изменений в нормативные документы и приведения их в соответствие с международными стандартами в этой области.
Первой вехой в законодательстве, тогда еще Советского государства, в решении вопросов правового регулирования в сфере охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей», а Закон СССР «О защите прав потребителей» положил начало реализации прав потребителя.
Однако, закон так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР, хотя долгое время этот, не вступивший в законную силу, нормативно правовой акт оставался моделью нормотворчества в этой сфере для стран-участников СНГ. В 1992 году был принят Закон «О защите прав потребителей», что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Принятый Закон Верховным Советом Российской Федерации «О защите прав потребителей» стал одним из первых норм, имеющих прямое отношение к преобразованию гарантий защиты прав граждан на удовлетворение потребностей в области обеспечения безопасной и качественной продукции.
Закон устанавливает требования к качеству продукции, оказанию услуг, гарантийным срокам, к информации о качестве о продукции, ответственности за нарушение прав потребителей и другие нормы.
На современном этапе развития правового регулирования в области защиты прав потребителей разработан ряд подзаконных актов, а также законов и постановлений Правительства, регулирующих потребительские правоотношения и охватывающее все отрасли права [5].
Права
|
Документы стран |
||
Права |
Документы стран |
||
США |
Европа |
Россия |
|
Право на безопасность (на защиту в случае продажи товаров, в опасных для жизни и здоровья |
Закон о Федеральной Торговой комиссии Федеральный закон о простых договорных условиях |
«О продуктах питания» «О лекарствах» «О безопасности приборов» |
Закон РФ «О защите прав потребителей» [6] № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[7] ФЗ «О техническом регулировании»
|
Право на информацию |
Федеральный Закон об охране кредитования потребителей – Consumer Credit Protection Act |
«О консультационной помощи» |
«Закон о защите прав потребителей» |
Право на выбор |
Закон о Федеральной комиссии |
«О защите нанимателей жилья» |
«Закон о защите прав потребителей» |
Право быть услышанным |
Федеральный Закон об охране кредитования потребителей - Consumer Credit Protection Act |
«О маркировке текстильных изделий» |
«Закон о защите прав потребителей» |
Право на потребительскую грамотность |
Закон о Федеральной торговой комиссии |
«О порядке упаковки товаров и нанесения цен» |
«Закон о защите прав потребителей» |
Как видно из данных табл.1, в США и европейских странах разные права потребителей регламентируются несколькими законами, а в России практически в одном законе определены все права потребителей, так как ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и ФЗ «О техническом регулировании» [8] устанавливают лишь механизм защиты
прав потребителей на безопасность.
В России «Закон о защите прав потребителей» [6] был принят 7 февраля 1992 года. Позднее закон по мере его применения неоднократно дополнялся и в него вносились необходимые изменения.
В соответствии с этими законодательными актами российским потребителям теперь гарантированы права, эквивалентные тем, которые приняты ЕЭС: на покупку товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность для их жизни, здоровья, а также окружающей среды, на получение достоверной информации о товарах (работах, услугах) и их производителях (исполнителях, продавцах), на просвещение потребителей, обеспечение государственной и общественной защиты их интересов.
В заключении необходимо отметить, что вопросы защиты потребителей от некачественной и фальсифицированной продукции имеет давнюю историю, но лишь в XX веке была разработана и применена нормативно-правовая база, в которой были определены не только права потребителей, но и меры по их защите.
Библиографический список
1. Нестеров А.В. Фальсификация и контрафакция: экспертный аспект. – М., 2018. – 185 с.
2. Законы Хаммурами – Викепидия [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Дмитриченко М.И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров. – СПб: Питер, 2003.176 с.
4. Николаева М.А., Положишникова М.А. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: учебник. М.ИНФА-М, 2020.461 с.
5. История возникновения законов о защите прав потребителей [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://tppvo.ru/information/consumer/istoria/
6. Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей».
7. ФЗ от 02.01.2000 №29-ФЗ (ред. от 02.03.2020) «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
8. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ (последняя редакция).
9. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.