Защита учебного проекта. Подготовка публичного выступления.
Оценка 5

Защита учебного проекта. Подготовка публичного выступления.

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
другое +1
2 кл—4 кл
20.06.2024
Защита учебного проекта. Подготовка публичного выступления.
Вы создали с учениками проект, получили достойный результат. Перед вами стоит задача – успешно его презентовать. Хотелось бы поделиться свои наработками, как мы справляемся с этой нелёгкой задачей. Очень хороший проект может погубить неудачное выступление детей. И здесь ответственность полностью лежит на учителе. Так как для мл.школьников учитель обычно составляет текст выступления. Великий оратор Цицерон говорил: «Обязанность оратора заключается в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести».
Защита учебного проекта.1docx.docx

Защита учебного проекта: подготовка публичного выступления

Проекты настолько прочно вошли в нашу жизнь, что проектное мышление становится основой развития современного общества. Их реализуют люди всех возрастов, от младшей группы детского сада до руководителей крупных компаний.

 Реализация проектных задач формирует у обучающихся целый комплекс умений и навыков, востребованных в современном мире.  Дети учатся планировать, делать выбор, контролировать процесс, оценивать себя. И, конечно, представлять итоги. Защита проекта – важнейший этап всего мероприятия. Презентуется не только продукт, но и вся цепочка действий: от формулировки темы до подведения итогов.

Трудно ли работать над проектами  в начальных классах? Я бы сказала - проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно.. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях.

Этап выступления на различных конкурсах и фестивалях, как показывает опыт, для многих юных исследователей является самым интересным, самым ожидаемым моментом их работы. Успех ребёнка напрямую зависит от правильной организации публичного выступления.

Выходим на защиту: подготовка к выступлению.

Вы создали с учениками проект, получили достойный результат. Перед вами стоит задача – успешно его презентовать. Хотелось бы поделиться свои наработками, как мы справляемся с этой нелёгкой задачей. Очень хороший проект может погубить неудачное выступление детей.  И здесь ответственность полностью лежит на учителе, так как для мл.школьников учитель обычно  составляет текст выступления.

Как говорил Великий оратор Цицерон: «Обязанность оратора заключается в следующем: найти, что сказать; найденное расположить по порядку; придать ему словесную форму; утвердить все это в памяти; произнести».

К публичной защите проекта Вы должны подготовить: 

1.                  Письменное описание проекта (паспорт проекта).

2.                  Публичное выступление, раскрывающее суть вашей работы.

3.                  Мультимедийная презентация.

Как же успешно презентовать свой проект? Какие структурные компоненты должны обязательно присутствовать?

 Важно отметить, что этапы защиты проекта полностью совпадают с этапами разработки, отличаясь лишь сжатостью, точностью и лаконичностью. В независимости от того, готовится ли защита исследовательского проекта или творческого автор проекта должен: представиться, изложить тему проекта. Название не должно состоять из одного слова или, наоборот, быть очень длинным. Затем представить проблему и актуальность темы, кратко, озвучить цель проектной работы и задачи. В исследовательском проекте обязательно выдвинуть гипотезу. Полно и лаконично рассказать о решении задач проекта. В ходе выступления необходимо обязательно представить результат – продукт проектной деятельности.      Рассказать о том, подтвердилась гипотеза или нет. Обязательно сделать выводы.

Примерный план выступления может выглядеть следующим образом:

Представляемся.

Знакомим с темой проекта.

Поясняем, почему выбрали именно эту тему (объективная актуальность и личная заинтересованность).

Определяем приоритетную цель (какую проблему можно решить в процессе реализации).

 Разбиваем ее на несколько задач (шаги, которые нужно предпринять для достижения).

Характеризуем методы (способы решения поставленных задач).

Определяем тип проекта и его продолжительность.

Коротко рассказываем о ходе работ и промежуточных результатах.

Подводим итоги, презентуем продукт (при необходимости), делаем выводы и строим прогнозы.

 Благодарим за внимание и отвечаем на вопросы.

Текст выступления учащегося должен быть рассчитан не более, чем на 7 минут.

При составлении текста публичного выступления использую следующие речевые клише, необходимые для применения на каждом этапе презентации проекта.

Например:

"Уважаемые слушатели, члены жюри! Я ученик (ца)___класса, ...(Фамилия Имя). Руководитель моей работы ....(Фамилия И.О., должность) Тема моего проекта.. Выбранная тема является актуальной, потому что... Таким образом, целью проекта было ... Для достижения которой потребовалось решить следующие задачи... Для этого я ....... изучил источники (краткая характеристика источников информации)/работал в библиотеках/побывал на экскурсии/провёл опрос, поставил опыты и т.д. В результате мне удалось создать... К преимуществам/ недочетам работы можно отнести.... В процессе работы над проектом я научился... Буду продолжать работать над проектом или буду работать над другой темой (почему?)Благодарю за внимание. Готов (а) ответить на Ваши вопросы" 

Возможно, идеального варианта не существует, и многое зависит от тематики, типа, формата презентации, самих участников. Однако выработать свой собственный уникальный образец защиты проекта можно, основываясь на существующих рекомендациях, пробуя их на практике.

Как правило любая защита сейчас сопровождается мультимедийной презентацией, которая включает в себя фото и видео-материалы.Важным составляющим успеха является качество презентации и используемых в ней наглядных материалов.

1. Сведите к минимуму количество слайдов. (8-20 слайдов). Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.

2. Выберите шрифт, который будет хорошо виден всем зрителям с любого возможного расстояния.Правильный выбор шрифта и его размер, способствует более быстрому пониманию смысла сообщения.

3. Поддерживайте четкую структуру текста, используя точки-маркеры или короткие предложения. Используйте маркированные списки или короткие предложения и постарайтесь разместить каждый пункт в одной строке, не перенося текст. Некоторые проекторы обрезают края слайдов, поэтому длинные предложения могут быть обрезаны. На слайде презентации не дублируйте тот же текст, который рассказывает ученик, размещайте тезисы.Текст должен быть ключом к словам докладчика, а не совпадать с тем, что сообщается аудитории.Необходимо, чтобы аудитория слушала доклад, а не вчитывалась в текст на экране.

4. Используйте графические изображения, улучшающие восприятие. Используйте графические изображения, чтобы более образно преподнести свою мысль.  Однако не следует перегружать слайд графикой. Таблицы с цифровыми данными плохо воспринимаются со слайдов, в этом случае цифровой материал, по возможности, лучше представить в виде графиков и диаграмм. Если вы используете фото или картинки с Интернета, обязательно копируйте ссылку данного материла и размещайте ее в источниках или в Интернет-ресурсах.

5. Выбирайте неяркий и равномерный фон слайдов.

6. Используйте контрастирующие цвета фона и текста. 

7. Проверяйте правописание. 

8. Придите пораньше и проверьте работу оборудования. 

Какие ошибки можно недопустить в публичном выступлении?

На успех публичного выступления, кроме формы и содержания публичного выступления, влияют внешний вид и речь выступающих, а также форма ответов на вопросы.

Контроль времени выступления (важнейшее правило, в котором заложен принцип уважения к аудитории). Выступление рассчитано на 5-7 минут. Дополнительно 2-3 минуты отводится на вопросы к выступающему.

Лучше всего заранее продумать ответы на возможные вопросы. Наиболее часто члены жюри задают следующие вопросы (многих из них можно избежать, если грамотно и четко выстроить текст выступления, качественно оформить письменную часть, проектный продукт и презентацию).

На каждый вопрос нужно быстро реагировать и отвечать. Таким образом проверяют, насколько хорошо ученик подготовился к защите, знает свою тему и может аргументированно отстаивать свою позицию.

Если ребенку задают вопрос, а он не знает на него ответа, то он ни в коем случае не должен говорить «я не знаю». В этом случае пусть он попытается ответить так: «Я думаю, что… (высказывает свой вариант ответа)», или так: «Я не задавался этим вопросом, но теперь обязательно это выясню». Нельзя отвечать на вопросы односложно – «да», «нет».

Что касается внешнего вида учащихся, то он должен быть безупречен с точки зрения эстетики и культуры: чистая элегантная деловая одежда, аккуратная причёска, подтянутая фигура.

Речь должна быть достаточно громкой, эмоциональной, грамотной, уверенно, обращаясь к залу, членам жюри, наглядному материалу. Для восприятия очень важна интонация, с которой говорит ученик. Желательно, чтобы она была дружественной, спокойной, убедительной.

Выступающий должен говорить (не читать!). Если выступающий читает текст защиты, то для комиссии это сигнал о том, что он не ориентируется в содержании.

Если проект выполнялся с целым классом, то для защиты проекта надо выбрать учеников, которые не боятся публичного выступления, не растеряются при ответах на вопросы.

При подготовке к выступлению на конкурсе, лучше не репетировать с учеником один на один, а желательно дать ученику возможность выступить перед одноклассниками или учениками других классов. Это очень важный этап, учащимся представляется возможность не только отрепетировать текст выступления перед публикой, но и отредактировать его, потренироваться в ответах на вопросы. Попросите учащихся класса задать выступающему вопросы.

Таким образом формируется уверенная манера поведения во время презентации своей исследовательской деятельности.

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся...», но сделать так, чтобы присутствующим было интересно слушать выступающего можно.

 Спасибо за внимание. Удачи вашим ученикам на защите проектов!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 


 

Защита учебного проекта: подготовка публичного выступления

Защита учебного проекта: подготовка публичного выступления

Мультимедийная презентация.

Мультимедийная презентация.

Возможно, идеального варианта не существует, и многое зависит от тематики, типа, формата презентации, самих участников

Возможно, идеального варианта не существует, и многое зависит от тематики, типа, формата презентации, самих участников

Контроль времени выступления (важнейшее правило, в котором заложен принцип уважения к аудитории)

Контроль времени выступления (важнейшее правило, в котором заложен принцип уважения к аудитории)

Защита учебного проекта. Подготовка публичного выступления.

Защита учебного проекта. Подготовка публичного выступления.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2024