Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
1)Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “Сверх-Я” угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт: Тем самым, он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.
Защитные механизмы личности.
Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек
с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы.
1)Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма
неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее
существования, или старается снизить серьезность возникающей для его
“СверхЯ” угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого
поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других
людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В
некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую
роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не
принимает, отрицает этот факт: Тем самым, он находит в себе силы
продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям
жить и работать, поскольку не признавая критики в свой адрес, они не
стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся
справедливой критике.
2)Подавление.
В отличие от отрицания. которое большей частью
относится к информации, поступающей извне, подавление относится к
блокированию со стороны “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих от
“СверхЯ”.
В этом случае неприятные признания самому себе и
соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не
влияют на реальное поведение. Чаще всего подавляются те мысли и желания,
которые противоречат принятым самим себе человеком моральным
ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не
сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются
примерами активной работы бессознательного механизма подавления.
3)Рационализация.
Этот способ разумного оправдания любых
поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих
беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание
поступка находится обычно уже после того, как он совершен. Наиболее
типичные приемы рационализации следующие:
а)оправдание своей неспособности чтолибо сделать;
б)оправдание совершенно нежелательного действия, объективно
сложившимися обстоятельствами.
4) Формирование реакции. Иногда люди могут скрывать от самих
себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо
выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.
К примеру, бессознательная неприязнь к военнослужащему может выражаться
в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название
“формирование реакции”.5)Проекция.
Все люди имеют нежелательные свойства и черты
личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают.
Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные
отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу,
причем, как правило, в преувеличенном виде.
6)Интеллектуализация.
Это своеобразная попытка уйти из
эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного
обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.
Оно выражается в частичном,
косвенном
удовлетворении неприемлемого мотива какимлибо нравственно допустимым
способом.
7)Замещение.
Если эти и другие защитные механизмы не сбрасывают, то
неудовлетворенные импульсы, исходящие из “Оно”, дают о себе знать в
закодированной, символической форме, например, в сновидении, описках,
обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления
патологических отклонений.
Теория личности З.Фрейда и концепция неофрейдистов неоднократно
подверглись критике и в нашей и в зарубежной литературе. Эта критика
касалась крайней биологизации человека, отождествления мотивов его
социального поведения с биологическими потребностями животных и
принижения роли сознания в управлении его действиями.
Но несомненно изложенная выше информация о защитных механизмах
личности представляет огромный интерес для нас. Например взять такой
момент, как адаптация личности к воинской среде и вытекающей от сюда
вопрос о формировании воинского коллектива. Ведь непременно на этих
этапах определенная часть коллектива будет “ставить” свои защитные
механизмы. У одних они будут слабо выражаться, но будут и ярко
выраженные случаи отрицания, подавления или например рационализации.
Именно в этот момент особо важную роль для офицеравоспитателя играет
умение проследить за тем, чтоб эти защитные механизмы не обратились
негативной направленностью, как по отношению к самой личности, так и по
отношению к окружающим.