Защитные механизмы личности.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. 1)Отрицание. Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования, или старается снизить серьезность возникающей для его “Сверх-Я” угрозы. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт: Тем самым, он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.
Иконка файла материала Защитные механизмы личности.doc
Защитные механизмы личности. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний человек с помощью “Я“ вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы. 1)Отрицание.   Когда реальная действительность для человека весьма неприятна,   он   “закрывает   на   нее   глаза”,   прибегает   к   отрицанию   ее существования,   или   старается   снизить   серьезность   возникающей   для   его “Сверх­Я”   угрозы.     Одна   из   наиболее   распространенных   форм   такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует.  В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую роль,   например,   когда   человек   действительно   серьезно   болен,   но   не принимает,   отрицает   этот   факт:   Тем   самым,   он   находит   в   себе   силы продолжать бороться за жизнь.  Однако чаще всего отрицание мешает людям жить   и   работать,   поскольку   не   признавая   критики   в   свой   адрес,   они   не стремятся   избавиться   от   имеющихся   недостатков,   подвергающихся справедливой критике. 2)Подавление.    В   отличие   от   отрицания.   которое   большей   частью относится   к   информации,   поступающей   извне,   подавление   относится   к блокированию   со   стороны   “Я”   внутренних   импульсов   и   угроз,   идущих   от “Сверх­Я”.     В   этом   случае   неприятные   признания   самому   себе   и соответствующие  переживания как  бы вытесняются   из  сферы  сознания,  не влияют на реальное поведение.  Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые   противоречат   принятым   самим   себе   человеком   моральным ценностям и нормам.  Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся   выраженными   психическими   расстройствами,   являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления. 3)Рационализация.    Этот   способ   разумного   оправдания   любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.  Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступка   находится   обычно   уже   после   того,   как   он   совершен.     Наиболее типичные приемы рационализации следующие: а)оправдание своей неспособности что­либо сделать; б)оправдание   совершенно   нежелательного   действия,   объективно сложившимися обстоятельствами. 4)  Формирование  реакции.   Иногда люди могут скрывать  от самих себя   мотив   собственного   поведения   за   счет   его   подавления   через   особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа. К примеру, бессознательная неприязнь к военнослужащему может выражаться в   нарочитом   внимании   к   нему.     Такая   тенденция   и     получила   название “формирование реакции”.5)Проекция.    Все   люди   имеют   нежелательные   свойства   и   черты личности,   которые   они   неохотно   признают,   а   чаще   совсем   не   признают. Механизм   проекции   проявляет   свое   действие   в   том,   что   собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде. 6)Интеллектуализация.    Это   своеобразная   попытка   уйти   из эмоционально   угрожающей   ситуации   путем   не   как   бы   отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах.   Оно   выражается   в   частичном,   косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким­либо нравственно допустимым способом. 7)Замещение.  Если   эти   и   другие   защитные   механизмы   не   сбрасывают,   то неудовлетворенные   импульсы,   исходящие   из   “Оно”,   дают   о   себе   знать   в закодированной,   символической   форме,   например,   в   сновидении,   описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений. Теория личности З.Фрейда и концепция неофрейдистов неоднократно подверглись критике  и в нашей и в зарубежной литературе.   Эта критика касалась   крайней   биологизации   человека,   отождествления   мотивов   его социального   поведения   с   биологическими   потребностями   животных   и принижения роли сознания в управлении его действиями. Но несомненно изложенная выше информация о защитных механизмах личности  представляет  огромный интерес  для  нас.   Например  взять такой момент, как адаптация личности к воинской среде и вытекающей от сюда вопрос   о   формировании   воинского   коллектива.     Ведь   непременно   на   этих этапах   определенная   часть   коллектива   будет   “ставить”   свои   защитные механизмы.     У   одних   они   будут   слабо   выражаться,   но   будут   и   ярко выраженные   случаи   отрицания,   подавления   или   например   рационализации. Именно в этот момент особо важную роль для офицера­воспитателя играет умение   проследить   за   тем,   чтоб   эти   защитные   механизмы   не   обратились негативной направленностью, как по отношению к самой личности, так и по отношению к окружающим.