Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
администрации +1
Взрослым
01.06.2017
Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Адаптация пятиклассников.docx
Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо
считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов
и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход
неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.
Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы,
необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю
жизни.
Часто внешние изменения по времени совпадают с началом
физиологических изменений в организме детей. Все это в первую
очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник
в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать
четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле
учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится
твердым хорошистом.
Что же понимают под адаптацией?
1.В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова
понятие «адаптация» трактуется, как процесс
приспособления к условиям внешней и внутренней среды.
2.В трудах по общей психологии Р.С. Немова «адаптация» -
приспособление органов чувств к особенностям
действующих на них стимулов с целью их наилучшего
восприятия и предохранения рецепторов от излишней
перегрузки.
3.По мнению профессора Е.С. Махлаха «адаптация,
любого взрослеющего человека в жизни и обществе
связана прежде всего с нахождением своего места в
обществе».
Школьная адаптация – это готовность учащегося к
обучению в средней школе.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может
занимать у ребенка от одного месяца до целого года.
Переход ученика из начальной школы в среднюю, совпадает со
своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в
жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система
обучения.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро
втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в
школьной жизни и адаптация у них затягивается.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе?
Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость
требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он не научится
учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с
этим трудности, то не овладеет умением, необходимым для
взрослой жизни, что приведет к дезадаптации.
Что же понимают под школьной дезадаптацией?
1.М.М. Безруких считает, школьная дезадаптация – это
своеобразный «школьный стресс», то есть такое
психическое состояние, которое выбивает учеников из
нормальной жизни, приводит к резкому состоянию
ухудшения здоровья и не позволяет ребенку успешно
справиться с учебной нагрузкой.
2.Педагоги Н.П. Вайман и В.В. Зарецкий считают, что под
«школьной дезадаптацией» понимается такое состояние
учащихся, когда они не усваивают учебную программу, не
находят адекватного взаимодействия со сверстниками в
коллективе и со взрослым, что отражается в
поведенческих отклонениях.
3.Профессор Е.А. Панько считает,что школьная
дезадаптация определяется как психогенное заболевание
и психогенное формирование личности ребенка, которое
нарушает его объективный и субъективный статус в
школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную
деятельность ученика.
Таким образом, большинство авторов указывают на несоответствие
возможностей ребенка школьным требованиям, что влечет за собой
его болезненное отношение к окружающим, возникновение
внутреннего психологического конфликта,
потерю учебной
мотивации, снижение познавательной активности, формирование
пассивной позиции и конфликтных отношений с учителем и со
сверстниками.
Причины дезадаптации.
1.Разные требования со стороны учителей - предметников,
необходимость все их учитывать и выполнять.
2.Большой поток информации, незнакомые термины, слова.
необходимость научиться пользоваться справочниками и
словарями, а также научиться спрашивать о значении
непонятных слов у взрослых.
3.Чувство одиночества из-за отсутствия первой
учительницы, а классному руководителю не удается
уделить всем необходимого внимания.
Результатом дезадаптации является
1.Неуспешность в обучении по программам, включая такие
формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде
недостаточности общеобразовательных знаний и
навыков;
2.Нарушения эмоционально-личностного отношения к
обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной
с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное,
демонстративно-пренебрежительное и другие значимые,
активно проявляемые ребенком отношения к школе и
учебе;
3.Повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения
(отказные реакции; стойкое антидисциплинарное
поведение с активным противопоставлением себя
одноклассникам, учителям; демонстративное
пренебрежение правилами школьной жизни, школьный
"вандализм").
Что же является критерием успешности адаптации?
Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего,
степень сохранности психологического и физического здоровья
обучающихся.
Физиологические проблемы пятиклассников.
Изменение режима дня в сравнении с начальной школой,
увеличение физической и умственной нагрузки.
Быстрое физическое взросление многих детей,
гормональные изменения в организме.
Изменение в питании ребенка, связанные с его большой
самостоятельностью.
Психологические проблемы пятиклассников.
Повышение уровня тревожности семьи, связанной с
обучением ребенка в пятом классе.
Повышение уровня тревожности самого ребенка.
Зависимость степени адаптации ребенка к новым
условиям от тех требований, которые предъявляет
ребенку семья, его ближайшее окружение.
Зависимость степени адаптации ребенка от его
внутреннего состояния, характера, его успеваемости в
начальной школе.
Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника,
его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.
Состояние его физического здоровья, связанное с
возрастными изменениями в организме и психологическим
климатом в классном коллективе. Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем
ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в
школе).
Мурзина Константина,
Мною было проведено анкетирование по уровню тревожности у
родителей и у учащихся.
Повышен уровень тревожности у учащихся: Красноперовой
Кристины,
Прокофьева Владислава,
Севастьянова Василия. Анкетирование проходили всего 9 человек из
13-ти. Из моих наблюдений, я предполагаю, что будет повышен
уровень тревожности еще у Ким Анны и у Кремлевой Дианы.
При исследовании
уровня тревожности родителей было
установлено, что тревожность родителей и детей совпадает . Признаки успешной адаптации:
1.Удовлетворенность ребенка процессом обучения;
2.Ребенок легко справляется с программой;
3.Степень самостоятельности ребенка при выполнении им
учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи
взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание
самому;
одноклассниками и учителем.
4.Удовлетворенность межличностными отношениями – с
Что нужно знать о пятиклассниках.
1) У некоторых пятиклассников существуют пробелы в знаниях за
предшествующие периоды обучения, у них могут быть не
Проблема
сформированы учебные умения и навыки.
заключается в том, что эти пробелы не всегда удается
определить. Поэтому помогая школьнику в учебе, важно
добиться, чтобы он досконально понял, даже мельчайшие
детали выполнения трудного задания. Для этого нужно
попросить школьника выполнить одно- два аналогичных
задания, подробно объясняя, что и как он делает. 2) Несформированность необходимых мыслительных действий и
операций (анализа и синтеза, плохое речевое развитие ,
недостатки развития внимания и памяти.
Пятый класс благоприятное время для преодоления этих
недостатков. Пятиклассники интересуются способами развития
мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность,
внимательность, умение замечать детали, являются теми
свойствами, которые они очень ценят в себе и других. В жизни
этого возраста значительное место еще занимает игра. Поэтому
развитие психических процессов первоначально лучше
проводить на не учебном материале. Это успешно могут делать
и родители.
3) Причиной снижения успеваемости может быть слабое
поведение и деятельность – нежелание, невозможность, по
словам школьника, заставить себя постоянно заниматься. Хотя
пятиклассники могут выполнять достаточно сложную
деятельность, преодолевая значительные препятствия ради
непосредственно привлекательной цели, они испытывают
немалые затруднения в преодолении и внешних, и тем более
внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не
привлекает.
Для пятиклассников характерно преимущественно
эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они
выполняют. Исследования показывают, что практически все
пятиклассники считают себя способными к тому или иному
учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не
реальная успешность по этому предмету, а субъективное
отношение к нему.
Такое отношение к собственным возможностям создает
благоприятные условия к развитию способностей, умений,
интересов школьника.
Нужно, чтобы учебные занятия
вызывали у десятилетнего ученика положительные
эмоциональные переживания.
Общее положительное
отношение к себе и представление о своих возможностях, не
опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко
приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела,
будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же
трудности их бросают, не испытывая при этом особых
угрызений совести.
4) В этот период ребенка эмоции доминируют , подчиняют всю его
психическую жизнь, в том числе и течение его психических
процессов.
Но известно, что слишком сильные или слишком длительные
позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное
влияние, кА и сильные отрицательные эмоции. Положительные
эмоции могут способствовать возникновению своеобразной
«эмоциональной усталости» проявляющейся в раздражении, капризах, скандалах, в плаче и т.п.таким образом, чрезмерное
увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально
позитивно окрасить любую деятельность школьника может
привести к обратному эффекту.
5) В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость
практически всегда сопровождается определенными
личностными нарушениями (низкой, или защитно-высокой
самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью,
чувством беспомощности и др.)
Поэтому важно помочь
школьнику выработать объективные критерии собственной
успешности и неуспешности, развить у него стремление
проверять свои возможности и находить с помощью взрослых
пути их совершенствования.
Чем можно помочь ?
Создание
Первое условие школьного успеха пятиклассника —
безусловное принятие ребенка, несмотря, на те неудачи, с
которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
условий для развития самостоятельности в
поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть
домашние обязанности, за выполнение которых он несет
ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в
ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не
всегда может сам сориентироваться в новых требованиях
школьной жизни.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый
авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать
критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины
его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе,
многим в школе интересно бывать потому, что там много
друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить
свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с
родителями.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь,
как можно скорее встретиться и обсудить это с классным
руководителем или психологом.
Основными помощниками родителей в сложных ситуациях
являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь
создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.