Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Оценка 4.6

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
администрации +1
Взрослым
01.06.2017
Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Адаптация пятиклассников.docx
Трудности адаптации пятиклассников к школе. Переход учащихся из начальной школы в основную, справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни. Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом. Что же понимают под адаптацией? 1.В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова понятие «адаптация» трактуется, как процесс приспособления к условиям внешней и внутренней среды. 2.В трудах по общей психологии Р.С. Немова «адаптация» - приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки. 3.По мнению профессора Е.С. Махлаха «адаптация, любого взрослеющего человека в жизни и обществе связана прежде всего с нахождением своего места в обществе». Школьная адаптация – это готовность учащегося к обучению в средней школе. Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Переход ученика из начальной школы в среднюю, совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения. Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни и адаптация у них затягивается. Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он не научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то не овладеет умением, необходимым для взрослой жизни, что приведет к дезадаптации. Что же понимают под школьной дезадаптацией? 1.М.М. Безруких считает, школьная дезадаптация – это своеобразный «школьный стресс», то есть такое психическое состояние, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому состоянию ухудшения здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой. 2.Педагоги Н.П. Вайман и В.В. Зарецкий считают, что под «школьной дезадаптацией» понимается такое состояние учащихся, когда они не усваивают учебную программу, не находят адекватного взаимодействия со сверстниками в коллективе и со взрослым, что отражается в поведенческих отклонениях. 3.Профессор Е.А. Панько считает,что школьная дезадаптация определяется как психогенное заболевание и психогенное формирование личности ребенка, которое нарушает его объективный и субъективный статус в школе и семье и затрагивает учебную и внеучебную деятельность ученика. Таким образом, большинство авторов указывают на несоответствие возможностей ребенка школьным требованиям, что влечет за собой его болезненное отношение к окружающим, возникновение внутреннего психологического конфликта, потерю учебной мотивации, снижение познавательной активности, формирование пассивной позиции и конфликтных отношений с учителем и со сверстниками. Причины дезадаптации. 1.Разные требования со стороны учителей - предметников, необходимость все их учитывать и выполнять. 2.Большой поток информации, незнакомые термины, слова. необходимость научиться пользоваться справочниками и словарями, а также научиться спрашивать о значении непонятных слов у взрослых. 3.Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимого внимания. Результатом дезадаптации является 1.Неуспешность в обучении по программам, включая такие формальные признаки, как хроническая неуспеваемость, второгодничество, и качественные признаки в виде недостаточности общеобразовательных знаний и навыков; 2.Нарушения эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, жизненной перспективе, связанной с учебой: пассивно-безучастное, негативно-протестное, демонстративно-пренебрежительное и другие значимые, активно проявляемые ребенком отношения к школе и учебе; 3.Повторяющиеся, некорригируемые нарушения поведения (отказные реакции; стойкое антидисциплинарное поведение с активным противопоставлением себя одноклассникам, учителям; демонстративное пренебрежение правилами школьной жизни, школьный "вандализм"). Что же является критерием успешности адаптации? Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся. Физиологические проблемы пятиклассников.  Изменение режима дня в сравнении с начальной школой, увеличение физической и умственной нагрузки.  Быстрое физическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме.  Изменение в питании ребенка, связанные с его большой самостоятельностью. Психологические проблемы пятиклассников.  Повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе.  Повышение уровня тревожности самого ребенка. Зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение.  Зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе.  Степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты.  Состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе.  Влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Мурзина Константина, Мною было проведено анкетирование по уровню тревожности у родителей и у учащихся. Повышен уровень тревожности у учащихся: Красноперовой Кристины, Прокофьева Владислава, Севастьянова Василия. Анкетирование проходили всего 9 человек из 13-ти. Из моих наблюдений, я предполагаю, что будет повышен уровень тревожности еще у Ким Анны и у Кремлевой Дианы. При исследовании уровня тревожности родителей было установлено, что тревожность родителей и детей совпадает . Признаки успешной адаптации: 1.Удовлетворенность ребенка процессом обучения; 2.Ребенок легко справляется с программой; 3.Степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; одноклассниками и учителем. 4.Удовлетворенность межличностными отношениями – с Что нужно знать о пятиклассниках. 1) У некоторых пятиклассников существуют пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, у них могут быть не Проблема сформированы учебные умения и навыки. заключается в том, что эти пробелы не всегда удается определить. Поэтому помогая школьнику в учебе, важно добиться, чтобы он досконально понял, даже мельчайшие детали выполнения трудного задания. Для этого нужно попросить школьника выполнить одно- два аналогичных задания, подробно объясняя, что и как он делает. 2) Несформированность необходимых мыслительных действий и операций (анализа и синтеза, плохое речевое развитие , недостатки развития внимания и памяти. Пятый класс благоприятное время для преодоления этих недостатков. Пятиклассники интересуются способами развития мышления, внимания, памяти, поскольку наблюдательность, внимательность, умение замечать детали, являются теми свойствами, которые они очень ценят в себе и других. В жизни этого возраста значительное место еще занимает игра. Поэтому развитие психических процессов первоначально лучше проводить на не учебном материале. Это успешно могут делать и родители. 3) Причиной снижения успеваемости может быть слабое поведение и деятельность – нежелание, невозможность, по словам школьника, заставить себя постоянно заниматься. Хотя пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради непосредственно привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних, и тем более внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает. Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причем критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему. Такое отношение к собственным возможностям создает благоприятные условия к развитию способностей, умений, интересов школьника. Нужно, чтобы учебные занятия вызывали у десятилетнего ученика положительные эмоциональные переживания. Общее положительное отношение к себе и представление о своих возможностях, не опирающееся на оценку своей реальной успешности, нередко приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. 4) В этот период ребенка эмоции доминируют , подчиняют всю его психическую жизнь, в том числе и течение его психических процессов. Но известно, что слишком сильные или слишком длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, кА и сильные отрицательные эмоции. Положительные эмоции могут способствовать возникновению своеобразной «эмоциональной усталости» проявляющейся в раздражении, капризах, скандалах, в плаче и т.п.таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность школьника может привести к обратному эффекту. 5) В подростковом возрасте продолжительная неуспеваемость практически всегда сопровождается определенными личностными нарушениями (низкой, или защитно-высокой самооценкой, прямой или оборонительной агрессивностью, чувством беспомощности и др.) Поэтому важно помочь школьнику выработать объективные критерии собственной успешности и неуспешности, развить у него стремление проверять свои возможности и находить с помощью взрослых пути их совершенствования. Чем можно помочь ?  Создание  Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря, на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться. условий для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.  Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.  Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.  Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.  Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.  Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.

Заседание методического объединения: Трудности адаптации пятиклассников к школе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017