Тема: Заселение человеком Земли.
Цели урока:
Образовательная: сформировать знания об этапах расселения людей на планете; представление об основных и смешанных расах, их географическом распространении;
Развивающая: создать условия для развития формирования универсальных учебных действий по построению схемы, маршрута заселения человеком Земли.
Воспитательная: воспитывать географическую культуру учащихся, интерес и эрудицию школьника.
Задачи урока:
Образовательные:. раскрыть экологические последствия деятельности человека на природу
Развивающие: способствовать развитию у учащихся: общеучебных умений – работа с учебником, анализ данных диаграммы, составление схем, составление синквейна; специальных умений – анализ карт атласа (физическая карта мира); интеллектуальных умений - развитие мышления через выполнение заданий, поисковую беседу, вопросов разного уровня сложности, умение выдвигать гипотезы, видение проблемы. Развитие мотивации учения через интересные факты. Развитие умений работать с электронными образовательными ресурсами.
Воспитательные: воспитывать на уроке чувства положительного отношения к получению знаний, интереса к открытиям, самоконтроля и дисциплины.
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира
Метапредметные результаты: умение определять понятия, использовать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.
Познавательные УУД - освоить информационно – технологические умения (поиск, обработка, преобразование информации; представление информации в разных видах и формах), использовать смысловое чтение для систематизации информации
Коммуникативные УУД - овладеть умениями воспринимать речь устную и письменную, умение работать в парах и группе
Регулятивные УУД - высказывать свое предположение на основе учебного материала, овладеть умениями анализировать
Предметные результаты: Умение использовать географическую карту как источник информации о суше и её составных частях, развитие основных навыков и умений использования физических карт для сбора информации и ответов на вопросы.
Основные виды учебной деятельности ученика на уроке:
ü Анализировать карты и другие источники информации для выявления путей миграции человека при его расселении по Земле.
ü Определять по картам регионы проживания представителей различных народов, рас.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока.
1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. География 5-6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. – М.: Просвешение, 2014
2. Алексеев А.И. География 5-6 класс. Электронный учебник.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ключевые понятия новой темы: раса, метисы, мулаты, самбо, мальгаши.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Приветствие учащихся. Эмоциональный настрой на продуктивную работу в течение урока.
2. Учебная организация учащихся (наличие на рабочем месте учебника, атласа, контурной карты, дневника, принадлежностей).
II. Актуализация опорных знаний и опрос д/з
Учитель: сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Человек на планете Земля». Темы данного раздела представляют огромный интерес для нас. Мы с вами тоже являемся частью населения своего города, округа, страны и наконец, Земли. При изучении раздела мы узнаем, сколько нас на планете, какова динамика численности населения, какие существуют народы, расы и религии мира. Познакомимся с некоторыми странами мира подробнее. И в самом начале изучении раздела мы знакомимся с материалами рубрики: «самое ... самое…» (учащиеся читают по цепочке стр. 37)
Так с чего мы начнем изучение раздела «Человек на планете Земля»? Конечно, с истории заселения Земли человеком, а также познакомимся с расами людей.
III. Изучение новой темы
Главное отличие Земли от других планет Солнечной системы – это наличие на ней разумной жизни – людей. Где и когда появился первый человек? Поиск этого ответа люди ведут уже очень давно.
Работа с текстом учебника:
I этап заселения Земли
1. 2 млн. лет древние люди из Восточной Африки проникли в другие районы материка.
2. Первый этап заселения древними людьми Африки завершился 500 тысяч лет назад.
3. Древние люди вымерли.
II этап заселения Земли человеком (4 направления)
1. (1 направление 200-90 тыс. лет назад) Современный человек «хомо сапиенс» появился в Африке 200 тысяч лет назад и ознаменовал второй этап заселения земли человеком.
2. (2 направление 40-25 тысяч лет назад) заселение из Африки Европы и Азии и перемещение из Азии в Австралию – это было возможно т.к. уровень Мирового океана был ниже на 130 м.
3. (3 направление 15-11 тысяч лет назад) заселение из Азии Северной и Южной Америки.
4. (4 направление 3-1 тысяча лет назад) заселение Новой Зеландии из Новой Гвинеи.
В качестве дополнительного материала можно представить видео фильм BBC «История заселения Земли» http://kak-spasti-mir.ru/rasselenie-cheloveka-prarodina/
Наиболее популярная гипотеза происхождения человека принадлежит Чарльзу Дарвину (сообщение ученика)
Чарльз Дарвин — английский натуралист и путешественник, одним из первых пришел к выводу и обосновал идею о том, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории, развёрнутое изложение которой было опубликовано в 1859 году в книге «Происхождение видов», основным механизмом эволюции Дарвин назвал естественный отбор. Позднее развивал теорию полового отбора. Одно из первых обобщающих исследований о происхождении человека принадлежит также ему.
Дарвин опубликовал одну из первых работ по этологии «О выражении эмоций у человека и животных». Другими направлениями его исследований были создание модели возникновения коралловых рифов и определение законов наследственности. По итогам селекционных экспериментов Дарвин выдвинул гипотезу наследственности (пангенезис), которая не получила подтверждения.
Происхождение биологического разнообразия в результате эволюции было признано большинством биологов ещё при жизни Дарвина, однако, его теория естественного отбора как основного механизма эволюции стала общепризнанной только в 50-х годах XX-го столетия с появлением синтетической теории эволюции. Идеи и открытия Дарвина в переработанном виде формируют фундамент современной синтетической теории эволюции и составляют основу биологии, как обеспечивающие объяснение биологического разнообразия. Для обозначения эволюционных моделей, восходящих в своей основе к идеям Дарвина, часто используют термин «дарвинизм».
Задание учащимся:
На основе анализа текста (выдан учителем) постройте две схемы:
1. Основные расы
2. Смешанные расы.
Учащиеся рассказывают об особенностях внешности каждой расы и факторы приспособления к условиям среды.
Учитель – А что же остальные 30% (смешанные расы)
IV. Закрепление изученного материла
На закрепление выполняем задания рубрики «Мои географические исследования»
1. Какие материк населяют представители европеоидной расы?
2. Какой материк населяют представители австралоидной расы? На каких материках ее представителей нет?
3. На каких материках не распространена монголоидная раса? На каких – негроидная?
Домашнее задание § 4, читать, отвечать на вопросы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.