Завершение эпохи дворцовых переворотов. 7-й класс

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Завершение эпохи дворцовых переворотов. 7-й класс Цель. Через историю дворцовых переворотов ввести и отработать ключевые исторические понятия «события», «явления», «процесс». Задачи: • Обучающие: проанализировать историю дворцовых переворотов с точки зрения событий, явлений, процессов. • Развивающие: через усвоение понятий «событие», «явление», «процесс» повлиять на процесс систематизации мировоззренческих категорий учащихся. • Воспитывающие: через нравственную оценку событий, поступков исторических деятелей помочь формированию собственной системы духовных ценностей.
Иконка файла материала Завершение эпохи дворцовых переворотов 1.doc
Завершение эпохи дворцовых переворотов. 7­й класс  Цель. Через историю дворцовых переворотов ввести и отработать ключевые исторические понятия  «события», «явления», «процесс». Задачи:   Обучающие: проанализировать историю дворцовых переворотов с точки зрения событий,  явлений, процессов.  Развивающие: через усвоение понятий «событие», «явление», «процесс» повлиять на процесс  систематизации мировоззренческих категорий учащихся.  Воспитывающие: через нравственную оценку событий, поступков исторических деятелей   помочь формированию собственной системы духовных ценностей. ХОД УРОКА План урока:  1. Повторение «Начало эпохи дворцовых переворотов». Выполнение задания 1 практикума. 2. Новый материал «Продолжение эпохи дворцовых переворотов». Выполнение заданий 2, 3, 4  практикума. 3. Закрепление «События, явления, процессы в истории дворцовых переворотов». Выполнение  задания 5 практикума. 1. Повторение пройденного материала: Направляющая работа учителя Мы продолжаем урок, посвященный эпохе дворцовых  переворотов. «Тут кротко или строго, Царило много лиц,  Царей не слишком много, А более цариц».  Так писал об  этой эпохе известный поэт 19 века. Кто же они – эти цари эпохи дворцовых переворотов?  Ответу на этот вопрос будет посвящён наш урок.  Мы нарисовали начало таблицы. Первые даты мы уже  проходили на прошлом уроке, наша задача сейчас  вспомнить и занести их в тетрадь.  Практическая работа учеников по усвоению темы Слайд На доске записана тема и  эпиграф Ученики записывают тему урока,  делают начало таблицы  Выполнение задания 1  практикума. По ходу задания  ученики заполняют первые  строки таблицы. 2 3 4 Подведение итогов опроса.  Выход на понятие «событие». Смотрим слайд с выводом, что  такое событие. А теперь ещё раз посмотрим на записанные события. У  меня возникли следующие вопросы:  – Сколько в истории было событий под названием  «Правление Петра I»?  – Один раз – Сколько раз гвардейцы возводили на престол Екатерину  I? – Один раз. – Сколько раз происходило событие под названием  «Ссылка Меншикова в Берёзово»? – один раз. Делаем вывод?  Вероятно, события происходят один раз.  2. Изучение нового материала: – Мы с вами узнали, что такое событие, какие события происходили в начале эпохи дворцовых  переворотов. Теперь настала очередь узнать дальнейшие события истории дворцовых переворотов.  2.1. Второй дворцовый переворот:  Пётр II неожиданно умирает. Кому должен достаться трон  по завещанию Екатерины I?  Класс обсуждает кандидатуры, изучая родословную правителей  5 Должна править Елизавета, но верховники остановили свой Подводим ответы ребят к выводу, что 5выбор на Анне – дочери Ивана V, вдове небогатого  Курляндского герцога, а Курляндия – бедная, всеми  забытая область в Прибалтике. Как вы думаете, почему они так решили выбрать Анну?  Анна будет сговорчивее, чем  Елизавета, так как у неё меньше  прав на престол. Верховники пригласили на престол Анну при условии, что  она подпишет «кондиции» – документ, который сильно  ограничивал её власть.   Работа с документом «кондиции»  (практикум, зад. 2) – У кого будет больше власти у Анны или у членов  Высокого (верховного) Совета? – Сохранится ли такая форма государства, как абсолютная  монархия?  Выслушиваем ответы и подводим к  выводу, что это была попытка  ограничить абсолютную власть  монарха – Почему они запрещают Анне Иоанновне вступать в брак и назначать наследников? – Когда Анна Иоанновна прибыла в Москву, ей подали  прошение, в котором 150 дворян всепокорнейшее  молили  её принять самодержавное правление, а кондиции  уничтожить. Как вы думаете, почему дворяне были против  боярских кондиций? Опираясь на сторонников самодержавия при дворе и  гвардейцев, Анна Иоанновна разорвала при всех кондиции,  распустила Верховный тайный совет и стала править  самостоятельно, без вмешательства бояр. Так произошёл  второй дворцовый переворот.  Анна Ивановна, не имея способностей и склонности к  государственной деятельности, проводила время в  праздных придворных развлечениях среди шутов и  лилипутов. Особую известность получила устроенная ей  свадьба шутов в Ледяном доме.  А теперь давайте подумаем, могла ли плохо образованная,  вообще не разбирающая в политике женщина, править одна  такой огромной страной, как Россия?  Её фаворитом стал прибалтийский немец Бирон. Об этом  времени в памяти современников остались не очень  лестные воспоминания: «Бирон царил при Анне, Он сущий  был жандарм…». Так охарактеризовал его Алексей  Толстой. Бирон был известен как страстный любитель  лошадей и азартных карточных игр.  Время его правления  назвали бироновшиной. Политика Бирона преследовала  исключительно цели личного обогащения. При дворе он  особенно покровительствовал выходцам из Германии и  Курляндии, сурово преследовал своих противников.  2.2. Третий дворцовый переворот: У Анны не было детей. Поэтому она решила побеспокоиться  о наследнике. С одной стороны, ей хотелось, чтобы трон  достался её любимцу Бирону, а с другой стороны престол  5 5 5 6 6 Выслушиваем ответы и подводим к  выводу, что так удобнее удержать  власть в своих руках   Подводим к выводу, что дворяне  боялись усиления власти боярства и  ослабления своей роли в управлении  страной. Заполняем строку таблицы,  посвящённую правлению Анны  Иоанновны.      Подводим учащихся к понятию  «фаворит» и заполняем последнюю  графу таблицы.     Работа с генеалогическим древом.  Подводим к выводу, что Анна  передаст власть потомкам её  7оставался в руках её родственников. Кого выберет Анна  Иоанновна? Так рядом с престолом оказалась племянница Анна  Леопольдовна. Царствующая тётка выдала её замуж за принца Антона Брауншвейгского. В браке родился ребёнок, которого назвали Иваном, какой это будет Иван по счёту на русском  престоле?  родной сестры. Заполняем строку таблицы,  посвящённую Ивану VI  Антоновичу. … По завещанию Анны Иоанновны младенец был объявлен  наследником престола. Но не забываем при этом, что она  хотела сохранить Бирона при власти. Как это сделать?  Выслушиваем ответы ребят и  подводим к выводу, что Бирон  должен стать регентом. Анна Иоанновна умерла, и к власти, действительно, вместе с  младенцем пришёл Бирон. Как дворяне, гвардейцы на это  отреагировали, учитывая, что Бирона никто в обществе не  любил? …  Организовал этот переворот ещё один немец, но человек,  который в отличие от Бирона имел много заслуг перед нашей  страной – фельдмаршал Миних. Регентом при младенце­ императоре стала его мать – Анна Леопольдовна.  2.3. Четвёртый дворцовый переворот: Свержение Бирона не привело к серьёзным переменам в  образе правления. Засилье иностранцев в высших органах власти продолжалось, что  вызывало недовольство  гвардейцев. Среди них стали формироваться настроения  о смене власти. А менять правителей стала привычка.  Кого на этот раз поддержат гвардейцы?  Какой это по  счёту переворот?  Маленького ребёнка Ивана VI изолировали от родителей, 22 года он просидел в разных секретных тюрьмах. После  попытки поручика Мировича освободить  несостоявшегося императора, его тайно убили в 1764  году в возрасте 24 лет.  Выслушиваем ответы ребят и  подводим к выводу, что произошёл  ещё один дворцовый переворот, по  счёту третий. Работа с генеалогическим древом.  Подводим ответы учеников к выводу,  что Елизавета имела больше всех  шансов стать правителем, что это был  четвёртый дворцовый переворот.  Заполняем строку таблицы,  посвящённую Елизавете. А теперь посмотрите, сколько уже раз повторились в  истории ХVIII­го века дворцовых переворотов.  Ребята, когда события повторяются, их называют  явлениями.   Показываем на схеме строку с  переворотами. Работа со слайдом по  различению понятий «событие»,  «явление».   Но явления бывают не только в истории, но и везде,  вокруг нас. Явления бывают физические, химические,  природные, астрономические.  А теперь попробуем найти в тексте задания №3 примеры  разнообразных явлений. Ищем в задание №3 примеры  физических, химических, природных и  социальных явлений, попутно  объясняем. Ночью 24 ноября 1741 года заговорщики отправились в  Зимний дворец. Несмотря на то, что ноябрь – это ещё  осенний месяц, на улице уже стояла настоящая зима,  мороз пробирал заговорщиков до самых косточек. Ещё  вчера свинцово­чёрные воды Невы покрылись тонкой  коркой белого льда. Они ускорили шаг, чтобы быстрей  добраться до цели. Войдя в покои, где мирно спал  1) Смена ночи и дня – астрономическое природное явление 2) Смена времён года (зима) астр.  природное явление 3) Переход воды из жидкого состояния в твёрдое (лёд) – физическое явление 4) Превращение дерева в черные  8 9 10 11 12 12 13император­младенец Иван VI, заговорщики замерли. Им  было приказано не трогать младенца, пока он сам не  проснётся. Поэтому они подошли к камину и стали греть  озябшие руки. Желтая древесина дров сначала  становилась красной, а потом медленно и таинственно  превращалась в чёрные головёшки. Только под утро  гвардейцы смогли доставить императора­младенца в  покои Елизаветы. Так произошёл очередной дворцовый  переворот. головёшки – химическое явление, так  как изменилось вещество 5) Очередная смена власти, дворцовый  переворот – социальное явление 14 Подводим учащихся к выводу, что  должен появиться ещё один фаворит.  Сначала – это был её тайный муж –  Алексей Разумовский. Потом появятся другие помощники. Заполняем последнюю графу,  посвящённую фаворитам. Итак, мы выясняли, что в эпоху дворцовых переворотов  наряду с историческими событиями происходят и  исторические явления. Одно из них – дворцовый  переворот. К власти пришла Елизавета, дочь Петра I.  С детства Елизавета пользовалась любовью и заботой  отца, рано обучилась грамоте, хорошо знала французский язык, основы истории, географии. По характеру была  веселой, добродушной и одновременно капризной и  вспыльчивой. Больше всего на свете любила светские  развлечения: балы, танцы, охоту, маскарады. Елизавета  слыла первой красавицей своего времени, обожала  наряжаться, никогда не надевала одно платье дважды и  строго следила, чтобы никто из придворных дам не был  одет или причесан красивее ее или даже появился в  платье такой же материи (после смерти императрицы в  ее гардеробе было найдено около 15 тыс. платьев). Молодая, красивая женщина, первая красавица двора.  Любит наряды, танцы, веселье. Вот как о ней писал  Алексей Толстой: «Весёлою царицей была Елисавет:  поёт и веселится; порядка только нет». Способна ли она  одна управлять такой огромной и неспокойной страной,  как наша матушка Россия?  2.4. Пятый дворцовый переворот: Елизавета тоже была бездетной. Кого она выберет в  наследники?  На второй год правления она выписала из маленького  немецкого княжества сироту­племянника Петра. Он был  одновременно внуком двух известный правителей: Петра I,  и Карла ХII (внучатый племянник по родной сестре Карла).  Петру тогда исполнилось 14 лет. Она женила племянника на немецкой принцессе Софии Августе Фридерике Ангальт­ Цербсткой, которую все близкие звали Фике. Она, в отличие от своего мужа, получила хорошее домашнее образование:  обучалась немецкому и французскому языкам, танцам,  музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в  детстве проявился ее независимый характер,  любознательность, настойчивость. Приехав в Россию,  девушка приняла обряд православия. В 1754г. у них  родился ребёнок – будущий Павел I. Всё вроде бы хорошо.  Но что­то тревожило Елизавету. Дело было в личных  качествах Петра. Всесильная императрица разочаровалась в  Рассматриваем генеалогическое  древо. Подводим учеников к  выводу, что самым близким к  Елизавете человеком, будет её  племянник, сын  сестры Анны.   Заполняем строку таблицы,  посвящённую Петру III. 15       16племяннике. Будучи по матери наполовину русским, он вёл  себя как иностранец в России. Ему по душе был один кумир – прусский король – Фридрих II, Великий Гогенцоллер.  Петру III довелось царствовать всего 186 дней, но за такое  короткое правление он сумел нажить себе много врагов. Им  было недовольно духовенство, военные, народ. Народ неодобрительно относился к поступкам Петра III и  одобрял поведение Екатерины II. Как говорил Декарт, живя чужой стране, необходимо уважать и выполнять обычаи и  традиции местных народов. Всеобщее недовольство Петром III мастерски использовала его жена – Екатерина II. По  городу поползли слухи, что Петр III хочет отправить свою  жену Екатерину в монастырь, а сына лишить права на  престол. Гвардейцы переходят на сторону будущей  императрицы – Екатерины II. Они помогают арестовать её  мужа и подписать манифест об отречении от престола.  Вскоре при невыясненных обстоятельствах он погибает. Ситуация повторяется. Молодая, красивая, умная женщина, не имеющая никакого опыта управления нашей огромной  страной. Ей будут помогать … фавориты. И первым таким  фаворитом был Орлов, который помог Екатерине II  совершить переворот. 3. Закрепление нового материала – Мы закончили историю дворцовых переворотов,  но не закончили знакомство с понятием «явление».  Историческое явление – это то, что …  повторяется.  Найдите, что на  схеме ещё  повторяется? Фавориты у власти – это явление в истории  получило название «фаворитизм». Участие  гвардейцев в переворотах – это явление усиления  роли гвардии в политической жизни страны;  причина, почему вообще совершались перевороты. Выполняем задание №4 практикума, делаем вывод. 16 17 Подводим учеников к выводу, что  произошёл очередной дворцовый  переворот. К власти приходит  Екатерина, которая по счёту вторая, а переворот пятый. Заполняем строку таблицы,  посвящённую Екатерине II. Заполняем последнюю графу  таблицы, посвящённую фаворитам. 18 Подводим учеников к выводу, что кроме  дворцовых переворотов постоянно  повторяются фавориты у власти и участие  гвардейцев.  19 20 21 Кроме события, явления, есть ещё такое понятие  как процесс. Процесс – это то, что происходит  долго, при этом в ходе процесса, что­то постоянно  меняется. Например, выветривание гор (с каждым  годом гора от дождя и солнца становится всё  меньше, медленно разрушается).   Давайте посмотрим на нашу схему и ответим на  такие вопросы: 1) Абсолютная монархия возникла до 1725 года или  после 1725 года? 2) При Екатерине II сохранилась или нет  абсолютная монархия? 3) В 1730 случилась знаменитая история с  кондициями. Если бы затея верховников удалась,   Работа со слайдом «Событие, явление,  процесс». Подводим учеников к выводу, что в эпоху  дворцовых переворотов в стране идёт  процесс под названием «укрепление  абсолютной монархии».что могло  бы произойти с абсолютной,  неограниченной монархией в России? 1) Почему говорят, что Пётр I прорубил окно в  Европу? 2) А теперь давайте вспомним такие факты из  правления внука –  Петра II: переехал жить из  Петербурга в Москву, любил повторять такую  фразу: «Я не хочу по морю ходить, как дедушка». О чём они говорят? 3) Елизавета пришла к власти, обещая вернуть …  порядки? Этот спор о том, каким путём идти России  продолжится и через 100 лет. 1845 год – спорят  западники и славянофилы как стране развиваться  (по­европейски или своим самобытным способом).  Так что же это в стране происходит … Подводим учеников к выводу, что внук  хотел вернуться к старым допетровским  порядкам. Елизавета вернулась на  европейский путь развития, восстановив  порядки отца. Подводим учеников к выводу, что к  процессу экономического и социального  развития России люди в обществе  относились по­разному. Класс выполняет  задание № 5, учитель комментирует и  направляет ответы учеников 21 21 4. Заключение – Вот так закончилась эпоха дворцовых переворотов, в которой так много было событий, явлений и  процессов (слайд 22).