Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что Римское государство с самого возникновения носило ярко выраженный военный характер.
Задачи:
• познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
• продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с дополнительной литературой, с тестовыми заданиями, на линии времени;
• продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории;
Основные понятия: галлы, легион, легионер, легат, манипула, катапульта.
Завоевание Римом Италии (урок истории, 5й класс)
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что Римское государство с самого возникновения
носило ярко выраженный военный характер.
Задачи:
познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины
победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с
дополнительной литературой, с тестовыми заданиями, на линии времени;
продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории;
Основные понятия: галлы, легион, легионер, легат, манипула, катапульта.
Оборудование: презентация, учебное электронное издание «История древнего мира» 5 кл., карта
«Древняя Италия», распечатка отрывка из древнеримских преданий.
ХОД УРОКА
I. Опрос по домашнему заданию (вопросы 1 с.211, 1 с.216)
II. Изучение нового материала
1) Вводная часть
Учитель объявляет тему урока
Мотивационный момент: работа с картами:
? Сравните эти карты, какие изменения на них вы видите?
? Предположите, с чем эти изменения связаны?
? Что необходимо государству для успешных завоеваний?
Учащиеся должны связать изменения на карте с завоеваниями Рима, успех которых определялся
наличием у римлян сильного войска.
Учитель объявляет цель урока для учащихся и его план.
2) Нашествие галлов
Учитель указывает на то, что страшные испытания вынудили римлян провести в своей армии
серьезные преобразования, этим испытанием стало нашествие галлов.
Далее следует выступление ученика, получившего опережающее задание. Рассказ о нашествии галлов
сопровождается иллюстрациями . Новые даты и термины учащиеся записывают в тетрадь.
Учитель подчеркивает, что после галльского нашествия римляне многое изменили в своем войске,
значительно усилив его.
Учитель ставит перед классом вопрос, на который ребята должны дать ответ к концу урока:
? В чем сила римского войска?
3) Набор и подготовка римской армии
Рассказ учителя о том, что на службу в римское войско призывались с 17 до 45лет и только
земледельцы.
? Как вы думаете, почему на военную службу бедняков не брали?
Учащиеся способны прийти к выводу о том, что бедняку нечего защищать, т.к. у него ничего нет, в
отличии от земледельца.
? Подумайте, как такая система набора могла сказаться на моральном духе, настрое войска римлян?
Далее учитель рассказывает о подготовке воинов, их обучении военному делу, а также о той
дисциплине, которая царила в римской армии. Иллюстрацией к рассказу станет отрывок из древних
римских преданий о поступке консула Манлия Торквата, казнившего собственного сына за
нарушение его приказа (учащиеся имеют распечатку отрывка на партах).
? Подумайте, какие качества должны были воспитать в юношах такие предания?
4) Состав и вооружение войска
Учитель показывает основную единицу римской армии – легион, его составляющие отряды, знак
легиона.
Затем рассматривая иллюстрации учащиеся должны определиться с тем как был вооружен римский
легионер:? Какие рода войск представлены в римском войске?
? Сравните вооружение легионера с воинами других стран?
Здесь учащиеся быстро перечислят сходное для воинов древнего мира вооружение, а для понимания
отличий необходимы пояснения учителя (обоюдоострый меч, новая форма шлема, утяжеленный конец
копья).
? Подумайте, в чем преимущества обоюдоострого меча?
? Какие преимущества имел усовершенствованный римлянами шлем?
? С какой целью на щите легионера в центре располагалась железная шишка?
Завершая эту часть урока учитель подводит учащихся к выводу:
? В чем сила римского войска? (Обученность, вооружение, дисциплина)
5) Боевая тактика римлян
Рассказ учителя с использованием схемы построения римского войска
? В чем преимущества римского легиона в сравнении с македонской фалангой?
Таким образом, новая боевая тактика делала римское войско одним из сильнейших в древнем мире.
6) Установление господства Рима в Италии
Рассказ ученика (в рамках учебника) при помощи иллюстраций
Учащиеся записывают дату и новые слова в тетрадь.
? Как вы думаете, почему Пирр не смог окончательно разгромить римлян?
? Для Пирра кумиром был Александр Македонский. Подумайте, мог ли он прийти на помощь Пирру в
борьбе с римлянами?
Учитель подводит итог: Рим установил свое господство над Италией.
III. Закрепление материала
? Покажите на карте территорию Римской республики в 6 в. До н.э. и в 3 в. До н.э.
? В результате каких событий появились крылатые выражении «гуси Рим спасли» и «горе
побежденным»?
? В чем причины установления господства Рима над Италией?
? В чем сила римской армии?
? Нанесите на линии времени даты, связанные с нашествием галлов и царя Пирра на Рим. Сколько лет
прошло между этими событиями? (Все учащиеся в тетрадях, один у доски, с последующей
проверкой при помощи анимации).
Ответьте на вопросы теста (учащиеся в тетрадях, один – у доски, с последующей проверкой при
помощи анимации):
1. Римский воин:
А) легионер; Б) гладиатор; В) диктатор.
2. Во время нашествия галлов Рим спасли:
А) волки; Б) гуси; В) утки.
3. Войсковое соединение римской армии:
А) легион; Б) преторий; В)фаланга;
4. Кто служил в римских легионах:
А) бедняки; Б) рабы; В) земледельцы.
5. Полководец, пытавшийся защитить греческие колонии Италии от Рима:
А) Сципион; Б) Пирр; В) Бренн.
6. Богиня Юнонапокровительница:
А) женщин; Б) ремесел; В) науки.
7. Главный успех в битвах Пирра с римлянами принесла атака:
А) конницы; Б) фаланги; В) слонов.
8. Когда Рим установил свою власть над Италией:
А) в 6 в до н.э.; Б) во 2 в до н.э.; В) в 3в. До н.э..
Отметки за урок.
Домашнее задание: §45 (разделы 2, 3), §46 (раздел 3).