Завоевание Римом Италии

  • Разработки уроков
  • doc
  • 02.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс) Тип урока: комбинированный. Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что Римское государство с самого возникновения носило ярко выраженный военный характер. Задачи: • познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока; • продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с дополнительной литературой, с тестовыми заданиями, на линии времени; • продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории; Основные понятия: галлы, легион, легионер, легат, манипула, катапульта.
Иконка файла материала Завоевание Римом Италии.doc
Завоевание Римом Италии (урок истории, 5­й класс)  Тип урока: комбинированный. Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что Римское государство с самого возникновения  носило ярко выраженный военный характер. Задачи:     познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины  победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока; продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с  дополнительной литературой, с тестовыми заданиями, на линии времени; продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории; Основные понятия: галлы, легион,  легионер, легат, манипула, катапульта. Оборудование: презентация, учебное электронное издание «История древнего мира» 5 кл., карта  «Древняя Италия», распечатка отрывка из древнеримских  преданий. ХОД УРОКА I. Опрос по домашнему заданию (вопросы 1 с.211, 1 с.216) II. Изучение нового материала  1) Вводная часть  Учитель объявляет тему урока  Мотивационный момент: работа с картами: ? Сравните эти карты, какие изменения на них вы видите? ? Предположите, с чем эти изменения связаны? ? Что необходимо государству для успешных завоеваний? Учащиеся должны связать изменения на карте с завоеваниями Рима, успех которых определялся  наличием у римлян сильного войска. Учитель объявляет цель урока для учащихся и его план. 2) Нашествие галлов Учитель указывает на то, что страшные испытания вынудили римлян провести в своей армии  серьезные преобразования, этим испытанием стало нашествие галлов. Далее  следует выступление ученика, получившего опережающее задание. Рассказ о нашествии галлов  сопровождается иллюстрациями . Новые даты и термины учащиеся записывают в тетрадь. Учитель подчеркивает, что  после галльского нашествия римляне  многое изменили в своем войске,  значительно усилив его. Учитель ставит перед классом вопрос, на который ребята должны дать ответ к концу урока:  ? В чем сила римского войска?  3) Набор и подготовка римской армии Рассказ учителя о том, что на службу в римское войско призывались с 17 до 45лет и  только  земледельцы.  ? Как вы думаете, почему на военную службу бедняков не брали? Учащиеся способны прийти к выводу о том, что бедняку нечего защищать, т.к. у него ничего нет, в  отличии от земледельца. ? Подумайте, как такая система набора могла сказаться на моральном духе, настрое войска римлян? Далее учитель рассказывает о подготовке воинов, их обучении военному делу, а также о той  дисциплине, которая царила в римской армии. Иллюстрацией к рассказу станет отрывок из древних  римских  преданий о поступке консула Манлия Торквата, казнившего собственного сына за  нарушение  его приказа (учащиеся имеют распечатку отрывка на партах). ? Подумайте, какие качества должны были воспитать в юношах такие предания? 4) Состав и вооружение войска Учитель показывает основную единицу римской армии – легион, его составляющие отряды, знак  легиона. Затем рассматривая иллюстрации учащиеся должны определиться  с тем как был вооружен римский  легионер:? Какие рода войск представлены в римском войске? ? Сравните вооружение легионера с воинами других стран? Здесь учащиеся быстро перечислят сходное для воинов древнего мира вооружение, а для понимания  отличий необходимы пояснения учителя (обоюдоострый меч, новая форма шлема, утяжеленный конец копья). ? Подумайте, в чем преимущества обоюдоострого меча? ? Какие преимущества имел усовершенствованный римлянами шлем? ? С какой целью на щите  легионера в центре располагалась железная шишка? Завершая эту часть урока учитель подводит учащихся к выводу: ? В чем сила римского войска? (Обученность, вооружение, дисциплина) 5) Боевая тактика римлян Рассказ учителя с использованием схемы построения римского войска  ? В чем преимущества римского легиона в сравнении с македонской фалангой? Таким образом, новая  боевая тактика делала римское войско одним из сильнейших в древнем мире.  6) Установление господства Рима в Италии Рассказ ученика (в рамках учебника) при помощи иллюстраций  Учащиеся записывают дату и новые слова в тетрадь. ? Как вы думаете, почему Пирр не смог окончательно разгромить римлян? ? Для Пирра кумиром был Александр Македонский. Подумайте, мог ли он прийти на помощь Пирру в борьбе с римлянами? Учитель подводит итог: Рим установил свое господство над Италией. III. Закрепление материала  ? Покажите на карте территорию Римской республики в 6 в. До н.э. и в 3 в. До н.э. ? В результате каких событий появились крылатые выражении «гуси Рим спасли» и «горе  побежденным»? ? В чем причины установления господства Рима над Италией? ? В чем сила римской армии? ? Нанесите на линии времени даты, связанные с нашествием галлов и царя Пирра на Рим. Сколько лет  прошло между этими событиями? (Все учащиеся  в тетрадях, один у доски, с последующей  проверкой при помощи анимации). Ответьте на вопросы теста (учащиеся в тетрадях, один – у доски, с последующей  проверкой при  помощи анимации): 1. Римский воин: А) легионер; Б) гладиатор; В) диктатор. 2. Во время нашествия галлов Рим спасли: А) волки; Б) гуси; В) утки. 3. Войсковое соединение римской армии: А) легион; Б) преторий; В)фаланга; 4. Кто служил в римских легионах: А) бедняки; Б) рабы; В) земледельцы. 5. Полководец, пытавшийся защитить греческие колонии Италии от Рима: А) Сципион; Б) Пирр; В) Бренн. 6. Богиня Юнона­покровительница: А) женщин; Б) ремесел; В) науки. 7. Главный успех в битвах Пирра с римлянами принесла атака: А) конницы; Б) фаланги; В) слонов. 8. Когда Рим установил свою власть над Италией: А) в 6 в до н.э.; Б) во 2 в до н.э.; В) в 3в. До н.э.. Отметки за урок.  Домашнее задание: §45 (разделы 2, 3), §46 (раздел 3).