Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело. Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ, качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебно-воспитательной работы, успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей, организует методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии учебно-воспитательного процесса. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке, завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт указания.
Завуч – это должность и призвание.
Школа – это многообразный живой организм, который немыслим без управления. Четкое
определение функциональных обязанностей позволяет в полной мере отвечать за порученное дело.
Завуч отвечает за организацию учебного процесса в школе, за выполнение учебных программ,
качество преподавания, осуществляет контроль за постановкой учебновоспитательной работы,
успеваемостью и посещаемостью учащихся, регулирует нагрузку учителей, организует
методическую работу в школе, составляет расписание учебных занятий и отчеты о состоянии
учебновоспитательного процесса. Отвечая за состояние и результаты работы на своём участке,
завуч получает и соответствующие полномочия, в пределах которых принимает решения и даёт
указания.
Завуч школы емкое, короткое слово. В действительности же завуч является и организатором, и
контролёром, и координатором, который призван оперативно “тушить пожары”, возникающие в
гремучей смеси педагогического коллектива.
Завуч школы руководит организацией учебного процесса, обеспечивает полное и качественное
выполнение учебных планов и программ, осуществляет контроль над результатами работы
педагогического коллектива, уровнем знаний учащихся.
Завуч это великий дипломат, он должен очень много знать, чтобы оказать помощь коллегам. А кто
научит молодого учителя?! Конечно же, завуч. Да, завучем может быть не каждый. Нужно хорошо
разбираться в людях, быть коммуникабельным, уметь расположить к себе, а если нужно, то
действовать быстро. С одной стороны завуч должность, а с другой призвание.
Завуч организует текущее и перспективное планирование деятельности коллектива учебного
заведения, организует методическую работу, оказывает помощь преподавателям, другим
педагогическим работникам в подготовке учебнопрограммной документации, проведении занятий
и внеклассных мероприятий.
Завуч анализирует результаты учебной работы педагогического коллектива, организует работу по
изучению передового педагогического опыта, содействует его внедрению в учебный процесс,
постоянно информирует педагогических работников о новых формах и методах учебной работы, о
новых педагогических технологиях.
Завуч принимает участие в работе по подготовке заседаний педагогического совета учебного
заведения, организует и контролирует выполнение его решений. Организует работу предметных
кружков, факультативов, занятий курсов по выбору и осуществляет контроль над учебной
нагрузкой учащихся и соблюдением требований, предъявляемых к организации учебно
воспитательного процесса, правил и норм охраны труда. В наше время, когда все стремительно
меняется и любой руководитель разрывается на части от необходимости сделать то, что почти
невозможно сделать, и успеть столько, сколько почти нереально успеть, незаменимыми
помощниками директоров школ безусловно являются завучи.
Главной заботой завуча должно стать создание современной методической службы, определенной
системы, обеспечивающей повышение квалификации учителей и воспитателей. Учителям
необходимо плодотворное общение с коллегами и учащимися, выполнение разных ролей в
различных делах. В этом направлении заслуживает внимания завуч КГУ «Теректинской средней
школы» Ахметканова Айнур Елемесовна. Доброжелательность, стремление к диалогу в общении
вызывает глубокое уважение к ней, как к учителю, так и к завучу. Осуществление функции
управления во многом зависит от внедрения строго продуманной системы информации и
отчетности, единых форм учебнопедагогической документации. Каждый завуч с первых дней
своей деятельности сталкивается с необходимостью подготовки деловых бумаг различного
направления.Для завуча одно из главных качеств – умение организовать работу коллектива, организовать
целостный педагогический процесс. Во главе учителей должен стоять человек, который в
состоянии сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, основанный на сотрудничестве и
взаимопонимании. Завуч по учебной работе выполняет роль “двигателя”, все усилия которого
направлены на поддержание рабочего ритма в коллективе, создание положительного
микроклимата, приятного и продуктивного взаимодействия сотрудников в школе.
Следовательно, завуч должен перестроить свою работу с учетом этих изменений. В системе
внутришкольного управления необходимо отойти от сложившихся стереотипов, изменить
технологию управленческого труда. Общеизвестно, что чем лучше администратор владеет теорией
и практикой управления, тем легче ему будет работать, тем эффективнее будет его труд. Самая
ответственная, самая напряженная и трудоемкая, и в то же время самая нужная, самая важная и
самая незаменимая должность в школе – это завуч.
2